Слайд 1Дефицит/профицит госбюджета
Структурный дефицит (профицит)
Отрицательная (положительная) разность между доходами и
расходами бюджета в условиях полной занятости, т.е. при производстве потенциального
ВВП:
σ* = Ta + tY* - (G+Tr)
Циклический дефицит (профицит)
Разность между фактическим и структурным дефицитом (профицитом):
σ - σ* = t(Y - Y*)
Слайд 2Значение макроэкономического индикатора: структурный дефицит (профицит)
Позволяет более точно интерпретировать бюджетно-налоговую
политику государства
На основе динамики структурного дефицита (профицита) можно делать вывод
об эффективности бюджетно-налоговой политики в долгосрочной перспективе
Во время спада Y < Y* фактический дефицит государственного бюджета превышает структурный, т.к. к структурному добавляется циклический.
При подъеме экономики Y > Y* фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита
Слайд 3Воздействие бюджетного профицита на экономику
Наибольший стабилизационный эффект бюджетного профицита связан с
его полным изъятием, препятствующим выплате процентов по государственному долгу, увеличению
социальных трансфертов или финансированию каких-либо других государственных расходов за счет этих средств.
Так как рост циклического бюджетного профицита происходит на подъеме экономики, который нередко сопровождается усилением инфляционного напряжения, то любые выплаты населению части этих средств (в виде погашения облигаций, увеличения пособий малообеспеченным семьям и т.д.) будет сопровождаться дальнейшим увеличением совокупных расходов и нарастанием инфляции спроса. Напротив, "замораживание" бюджетного профицита ограничивает избыточное давление совокупного спроса и сдерживает инфляционный бум в экономике.
Слайд 4Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способа его финансирования
Способы
финансирования дефицита госбюджета:
кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
увеличение налоговых поступлений в госбюджет;
выпуск займов.
Слайд 5Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета
Данный способ финансирования состоит в
том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение
дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами, и называется монетизацией бюджетного дефицита
Слайд 6Сеньоранж
Доход государства, извлекаемый в результате выпуска в обращение дополнительного количества
денег.
Сеньоранж равен разности между суммой дополнительно выпущенных денег и затратами
на выпуск
Слайд 7Инфляционный налог
выплачивают владельцы денежных средств, которые несут потери, вызванные ростом
инфляции (часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие
цены).
Слайд 8Эффект Оливера-Танзи
Сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный
бюджет.
Итогом эффекта Оливера-Танзи является еще больший рост дефицита госбюджета и
неустойчивость финансовой системы
Слайд 9Достоинства монетизации бюджетного дефицита
рост денежной массы является фактором увеличения совокупного
спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает снижение
ставки процента (удешевление цены кредита) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;
эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.
Слайд 10Увеличение денежной массы ведет к ИНФЛЯЦИИ
Данный способ финансирования является инфляционным
Недостаток
монетизации бюджетного дефицита
Слайд 11Увеличение налоговых поступлений в госбюджет
При финансировании бюджетного дефицита за счет
повышения автономных налогов, бюджетный дефицит снизится, но на меньшую величину
по сравнению с суммой увеличения налоговых платежей.
Увеличение налоговых ставок сокращает дефицит госбюджета, но как источник пополнения доходов госбюджета носит ограниченный характер в соответствии с «кривой Лаффера»
Слайд 13Кривая Лаффера
Графическое и устойчивое отображение зависимости между налоговыми
поступлениями и налоговыми ставками. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального
уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.
Артур Лаффер
(14.08.1940)
Слайд 14Государственный долг
результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.
Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета
бюджетных излишков.
Слайд 15Обслуживание государственного долга
сумма выплат процентов по нему, а также
частичное погашение основной суммы долга.
Первичный дефицит (профицит) бюджета это разница
между непроцентными расходами бюджета и его доходами.
К непроцентным расходам бюджета относятся все расходы, кроме выплат по обслуживанию государственного долга (процентных расходов).
Слайд 16Государственный долг
ВНУТРЕННИЙ
Государство выпускает ценные бумаrи (государственные облигации и казначейские векселя),
продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует
для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
ВНЕШНИЙ
Финансирование бюджетного дефицита с помощью займов у других стран (как правило путем продажи им частных и государственных ценных бумаг) или международных финансовых организаций
Слайд 17Финансирование бюджетного дефицита за счет внутреннего займа
Достоинства:
он не ведет к
инфляции, так как денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств
в виде платы за купленные государственные облигации перемещается к правительству, т.е. деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это неинфляционный способ финансирования;
это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать - это "почти деньги"), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием), практически безрисковы и достаточно доходны (по ним платится процент).
Слайд 18Недостатки:
по долгам надо платить. Чем больше государственный долг (чем больше
выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание
долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственною бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета.
данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию.
эффект вытеснения частных инвестиций
Финансирование бюджетного дефицита за счет внутреннего займа
Слайд 19Модель Сарджента – Уоллuca (1973-1987 гг)
Государство, финансируя дефицит бюджета за
счет внутреннею займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую
пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Государство таким образом рефинансирует долг. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственном долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем.
Американские экономисты: лауреат Нобелевской премии
Томас Сарджент (2011 г.) и Нейл Уоллис
Слайд 20Эффект вытеснения частных инвестиций
это тенденция к сокращению объема частных инвестиций
в результате роста ставки процента, вызываемого стимулирующей фискальной политикой.
Рост правительственных
расходов или сокращение чистых налогов приводят к росту структурного дефицита, который, в свою очередь, увеличивает реальный национальный продукт. Увеличение количества товаров и услуг потребует большего количества денег, необходимых для обращения, что приведет к росту ставки процента за счет возрастания спроса на деньги. Возросшая ставка процента приведет к сокращению инвестиций.
Слайд 21Финансирование дефицита госбюджета с помощью внешнего займа
Достоинство:
возможность получения крупных сумм
в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или
нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.
Слайд 22Недостатки:
необходимость возвращения долга и обслуживания долга (выплаты как самой суммы
долга, так и процентов по долгу);
невозможность построения финансовой пирамиды для
выплаты внешнего долга;
необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;
при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны
Финансирование дефицита госбюджета с помощью внешнего займа