Слайд 1Психологические последствия травмы
Диагностика ситуации, последствия и тактики реабилитации
Автор Елена Петрова,
С-Петербург, 2016
Слайд 2Определение понятия и ситуации травмы
Какие жизненные ситуации вы могли бы
отнести к ситуации, которую назовете позднее «ТРАВМА»?
Какие эмоциональные последствия и
следы сохранятся в психике ПОСЛЕ такого события
Вспомните свою ситуацию «травмы» в прошлом? Что из действий близких после того события вам помогало восстановить саморегуляцию (душевное благополучие и живость), и что было «безразличным»?
Вспомните ситуацию, в которой кто то из ваших близких пережил «травму». Какие ваши действия помогали ему восстановиться? Какие ваши действия оказались бесполезными?
Слайд 4Единичное событие и «травмирующие отношения»
Единичное событие это ситуация, которая развивается
неожиданно, по инициативе окружения, и прерывает течение естественной для человека
жизни. SELF человека целостно, но атаковано извне и «ранено».
«Травмирующие отношения» это длящиеся во времени условия жизни, в которые погружен человек. Отношения в группе построены таким образом, что чувства и поведение человека хронически фрустрируются со стороны группы. SELF человека дестабилизировано, и н находит опоры для развития и самовосстановления
Слайд 5Единичное событие и травма
Во время самого события человек потерял ориентацию,
его SELF дестабилизировано. Его чувства : бессилие, ужас, растерянность, дезориентация,
замешательство, стыд, ярость
Из за быстрой смены фигур развиваются и бросаются «не финишировавшие действия»
В дальнейшем, при неудачном восстановлении SELF, часть «нефинишировавших действий» сохраняется в фоне. И создают предпосылку для тревоги или для развития вторичных невротических паттернов поведения или симптомов. Это будет явление реакции на ситуацию или ПТСР.
Терапевт работает с раскрытием «незавершенных действий
Слайд 6Единичное событие – что мы видим со стороны?
Слайд 7«Травмирующие отношения» и «травма»
Система отношений, в которую вовлечен человек, создает
предпосылки для «травмирования». В группе ( семье) с человеком плохо
обращаются, проявляют насилие, или игнорируют его интересы и проявления его чувства.
В ранних детских отношениях часто доминирует дезорганизованный стиль привязанности
При взаимодействии с миром человек чувствует недостаток поддержки от мира и возможностей для самоподдержки.
При реабилитации терапевт создает «питающие», доброжелательные отношения для восстановления развития SELF
Слайд 8Что может стать стрессом в этой ситуации?
Слайд 10Какие житейские ситуации в семье или в группе создают условия
для «травмы»?
Конфликт родителей
Несправедливость в социальной ситуации
Изменение семейной ситуации
Что то другое
Опыт
травмы и дезадаптация после травмы всегда связаны с реакциями от окружения
Слайд 11Дифференциальная диагностика последствий любой «травмы»
После травмы SELF человека формирует специфические
механизмы регуляции
Человек часто выглядит спокойным и сдержанным
Он недостаточно чувствителен к
окружению и недостаточно свободен в ситуации группового взаимодействия
Боится непредсказуемых ситуаций
Склонен к самообвинениям
Замечания: необходимо отличаем эмоциональную «реакцию на ситуацию травмы» и «негативные чувства при невротическом конфликте»
Слайд 12Что же такое «травма»? Событие или реакция на событие?
Травма
это понятие, адресующее либо к событию, либо к реакции на
событие, либо к специфической эмоциональной организации как последствию события. Термин понимается психологами достаточно свободно. Мы в данном занятии рассматриваем тот травмирующий опыт, который есть результат внешнего вмешательства в жизнь человека. Травматический опыт стал результатом того, что в столкновении с реальностью жизни человек не получил от окружения достаточно поддержки. Его активность была остановлена или фрустрирована. И он попал в ситуацию замешательства, растерянности, и как результат, остановил, заморозил часть своей жизни.
Слайд 13Список стрессогенных ситуаций?
В 1968 году психологи Холмс и Рейх опубликовали
список «стрессогеных ситуаций». В него попали обыкновенные на первый взгляд
жизненные ситуации.
Эти ситуации могут включать в себя неожиданные эпизоды, в которых «скрывается» травматический опыт
В этих же ситуациях можно обнаружить проявление «длинных историй травмирующих отношений» так как социальные изменения сами по себе провоцируют тревогу,
Слайд 14Терапия «единичной» «шоковой» травмы
При «событии неожиданном» резко нарушается гибкость отношений
фигуры и фона. Фон резко меняется, разрушая актуальные фигуры.
Человек оказывается
оторван от своего окружения
Задача терапевта : создать благоприятную спокойную обстановку, поддержать клиента как человека, переработать эпизод (событие), интегрировать результат.
Терапевт не углубляется в глубинное исследование исторического фона жизни , детской истории, избегает дополнительной проблематизации для клиента
Слайд 15Единичное событие - взрыв на стадионе
Слайд 16Это «единичное событие»? И «да» и «нет»!
Но с воспоминанием о
таком событием психолог точно может работать по методам «незавершенных действий»
Слайд 17Дорожно-транспортное происшествие
Слайд 18Типы ситуаций травмы
Физические и спортивные травмы
Дорожно-транспортные происшествия
Физическое насилие
Нарциссические травмы в
публичных социальных ситуациях
Травмы в семейных ситуациях
И еще…..
Слайд 19 Что же произошло? 5 фаз процесса
Первая фаза – обыденная
жизнь. Ожидания, планы, не финишировавшие действия и не финишировавшие ситуации
Вторая
фаза. Экстренное событие, вмешательство новых обстоятельств в текущую жизнь. Попытка сохранить ситуацию, попытка справиться с новизной,
Третья фаза. Силы, действующие извне, не преодолимы. Опыт неудачи, дезадаптации и разрушения.
Четвертая фаза. Возвращение к себе. Боль душевная и боль физическая
Пятая фаза. Возвращение к людям. Что и как будет теперь происходить в моих отношениях с социумом. Как меня встретят? Как я буду жить?
Слайд 205 последовательных фаз при «событии травмы»
Слайд 21«Где тонко, там и рвется!»
Часто само событие переживается неудачно потому,
что у человека в фоне его жизни уже есть напряжение
и дезориентация.
Предшествующие мысли и чувства составляют фон, на котором разворачиваются события эпизода «травмы»
Давление внешних событий создало эффект «последней капли»
Персональная история, детский опыт, личностные установки влияют на свободу/несвободу поведения в ситуации
Предшествуюший опыт травм создает эффект «блокировки» чувств, блокировка чувств в новых ситуациях снижает способность к адаптации, за счет эффекта «незавершенных действий» и за счет частично остановленной активности SELF
Слайд 22Метафора опыта блокировки при травме
Слайд 23Концепция «незавершенных действий» и травма
С точки зрения многих авторов эффект
«блокировки чувтсв» и последующие симптомы в эмоциональной или физической регуляции
есть проявление эффекта «незавершенных действий»
эффект Зейгарник состоит в том, что остановленное и не нашедшее завершения действие, импульс проявления чувства или попытка действия , создают ситуацию напряжения, напряжение может сохраняться годами, и активизироваться при ассоциативно подходящих ситуациях. Это напряжение мешает актуальной творческой активности
Единственный способ психологической работы с «незавершенным действием» это создание игровой ситуации, в которой в игре или в символической форме «идентифицировать и завершить» процесс
Слайд 24Что видит и что слышит терапевт?
Терапевт видит остановленные чувства и
«блокировку эмоций» в области опыта, в котором ожидается многообразие и
живость чувства
Клиент избегает деталей события, «обходит болезненные точки»
Клиент повторно обвиняет себя в происшедших неприятностях
тело клиента напряжено
Эмоции человека однообразны
Слайд 26Био психо социальный подход
Все события мы рассматриваем как минимум на
трех «этажах»
Каждый случай травмы может иметь особый фокус в одном
из «этажей» : на уровне личностных отношений, на уровне отношений в группе, на уровне физического и эмоционального или аффективного реагирования
Не зависимо от «типа» травмы терапевт помогает клиенту искать области «незавершенных действий» по телесным признакам. Терапевт предлагает поддержку и возможность их завершения.
Слайд 27«Принцип веера» в работе с незавершенными ситуациями
Слайд 28Чего опасается терапевт при работе с травматическим опытом?
Слайд 29Чего опасается терапевт??
Терапевт опасается ре-травматизации. То есть того, что повторное
внимание к неприятным и не ресурсным эпизодам жизни приведет к
болезненному повторному переживанию человеком его боли, его опыта беспомощности и растерянности
Терапевт опасается того, что он как терапевт может «не справиться» с ситуацией клиента и что человек будет чувствовать себя хуже, чем до встречи со специалистом
Терапевт по своим убеждениям опасается «негативных чувств» клиента, поэтому старается избегать встречи с негативными чувствами и отвлекает клиента в сторону
Слайд 31Психолог опасается негативных чувств клиента?
Эмоции и травма
Психолог должен быть
готов к тому, чтобы негативные чувства нашли место для выражения.
Остановка
негативных чувств так же опасна, как и остановка незавершенных действий
Растерянность, дезориентация, ужас, гнев, страх, отчаяние, «примитивные детские чувства», желание избежать ситуации, бессильная ярость, вина, стыд, страх перед осуждением со стороны окружающих, изоляция, горе…
Слайд 33Реабилитация: Важные процессы и сценарии спонтанного действия клиента (активности SELF)
в ситуации травмы
Действие инстинкта самосохранения ( «самооберегания»)
Агрессия и бессильная ярость
как реакция на фрустрацию
Симпато-адреналиновый комплекс при стрессе
Преодоление эффекта эмоциональной изоляции жертвы при факте внешней агрессии
Поиск со стороны пострадавшего защиты и помощи со стороны окружения
Поиск успокоения
Слайд 34Что мешает? Роль социального окружения
Окружение человека мешает переработке травмы, так
как стремятся сохранить «гармонию»
Окружение своим отношением часто создает травмирующую ситуацию
Если
окружение изолирует травматический опыт человека, это создает эффект стыда, вины и изоляции
«Не печалься, отвлекись, только не волнуйся, успокойся!» - вот тайное влияние окружения, которое вызывает фиксацию травмы.
Слайд 35Что делать? «Добрая фея» приведет в «убежище». Использование опоры на
некоторые социальные архетипы, которые помогут стать опорой противодействовать негативным процессам
со стороны окружения.
Слайд 36Включаем фантазию!
Важные персонажи и архетипы для помощи клиенту
«Убежище»
место которое безопасно и ресурсно, в котором есть достаточно пространства
и достаточно времени
«Помощник» персонаж, воображаемый или почти реальный, который может «войти в ситуацию» и решительно и активно сделать те действия, которые восстановят для клиента возможность действовать и жить
«Фея» волшебный позитивно настроенный по отношению к человеку персонаж, который его понимает и принимает таким как он есть
«Эксперт по социальным навыкам» персонаж эксперт по поводу эффективных социально- культурных форм поведения
«Регулятор» мудрый представитель социума, эксперт по справедливости
Слайд 37Метафора исцеления: Лед на реке весной начинает разрушаться под действием
энергии жизни!
Слайд 38Питер Левин: знаменитая книга
«Возвращение тигра – исцеление травмы»
Слайд 39Общий алгоритм работы с событием травмы
Создание спокойного эмоционального фона, создание
безопасности.
Развитие контакта и создание прочных отношений между клиентом и терапевтом.
Выявление
эпизода и ребрифинг («последовательный пересказ от первого лица события»)
Выявление в рассказе пяти этапов ситуации
Применение «работы с незавершенным действием по методу веера»
Поддержка спонтанности в человеческом опыте и обнаружение личностных смыслов и отношения к ситуации
Слайд 40Специфика позиции терапевта при работе с травмой
Спокойствие, устойчивость, доступность, предсказуемость
Безусловное
принятие, доверие к способности человека к самовосстановлению, поддержка осознанности
Настойчивость в
выделении отдельных микроэпизодов ситуации, которые требуют «развертывания незавершенных действий»
Прямая поддержка активности клиента. Не поддерживать попытки клиента «взять на себя ответственность по типу « я сам виноват, что».
Избегать длинных «экскурсий в ранний детский опыт в поиске глубинных причин травмы». Избегать «обучающих предписаний» по типу: «зато ты теперь научился выдерживать трудности!».
«Сначала завершить реабилитацию, и только потом обучение новому эффективному поведению на своих и чужих ошибках!»
Слайд 41Позиция терапевта и «шоковая травма»
(Терапевт понимается клиентом как «часть общества»,
и открытость терапевта контакту целительна.
Терапевт готов встречаться с эмоциями стыда
и вины, которые связывают клиента и его окружение
Терапевт занимает простую и ясную позицию в отношении события, в котором произошла травма. Травмирующее событие это случившееся с клиентом эпизод жизни, спровоцированный ВНЕШНИМ источником. Терапевт избегает обвинения клиента («ты сам виноват, что это произошло») или придания символического смысла «значит, тебе это было для чего то надо, попасть в такую ситуацию!»)
Слайд 42Как отличить невротическую реакцию на сложную ситуацию и кризис при
травме?
Предлагаем слушателям подумать, как психолог может ответить себе на вопрос:
клиент в стрессе, потому что у него «невроз», или клиент в стрессе, потому что часть его реакций остановлено травмой?
Слайд 43«Принцип веера» в работе с незавершенными ситуациями. Пластинки веера символизируют
то, что в одной «фигуре травмы» скрывается множество отдельных эмоциональных
событий, интенций и нефинишировавших действий! На этом принципе простроен авторский метод ВМР ( восстановление микродвигательных реакций)
Слайд 44Возвращение клиента к спонтанной жизни :
«Возвращение Тигра»
Слайд 45Не бояться встретиться с энергией жизни
Эффект «выздоровления» при травме может
сопровождаться у человека приливом энергии и новыми чувствами, окружающие могут
удивиться переменам в его жизни!
Слайд 46Спасибо за внимание!
Елена Петрова, психолог, гештальттерапевт
Авторский метод работы с травмой
ВМР© (Восстановление Микродвигательных Реакций)
контакты +7 921 9086944, эл почта petrova.gestaltspb@gmail.com
сайты
www.gestalt.sp.ru и www.elenapetrova.ru
Интегративный Институт Гештальт Тренинга в СПБ
www.vk.com/iigt_spb и www.facebook.com/groups/iigt.spb