Слайд 2(1)Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! (2)Как не любить, не лелеять
воспоминаний о ней? (3)Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и
служат для меня источником лучших наслаждений…
(4)Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице. (5)Уже поздно, давно выпил свою вечернюю чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. (6)Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. (7)Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!
(8)Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая – лицо её не больше пуговки.
(9)Но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она улыбнулась мне. (10)Мне нравится видеть её такой крошечной. (11)Я прищуриваю глаза ещё больше, и она делается ещё меньше. (12)Но я пошевелился – и очарование разрушилось. (13)Я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно. (14)Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.
– (15)Ты опять заснёшь, Николенька, – говорит мне maman, – ты бы лучше шёл наверх.
– (16)Я не хочу спать, maman, – ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят.
(17)Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаёшь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам.
(18)Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной; maman сказала, что сама разбудит меня. (19)Это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос: «Вставай, моя душечка: пора идти спать».
(20)Ничьи равнодушные взоры не стесняют её: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. (21)Я не шевелюсь, но ещё крепче целую её руку.
– (22)Вставай же, мой ангел.
(23)Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекочут меня. (24)В комнате тихо, полутемно; мамаша сидит подле самого меня; я слышу её голос. (25)Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди. (26)Она ещё нежнее целует меня. (27)После этого, как, бывало, придёшь наверх и начнёшь укладываться в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Люблю папеньку и маменьку».
(28)Помню, завернёшься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, но о чём они?
(29)Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. (30)Вспомнишь любимую фарфоровую игрушку – зайчика или собачку – уткнёшь её в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. (31)Ещё подумаешь о том, чтобы было счастие всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, и уснёшь тихо, спокойно.
(32)Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? (33)Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни?
(по Л. Н. Толстому*)
Слайд 4ОБРАЗЕЦ 1
К1.Как воспринимается детство взрослым человеком? Над этим вопросом
размышляешь, читая текст Л.Н.Толстого.
К2. Обращаясь к своим детским воспоминаниям, рассказчик
с необыкновенной нежностью и трепетом рисует картины беззаботного счастливого детства. Мы видим мир глазами маленького мечтателя с чистой, открытой для всего светлого душой (28-29). Мальчик желает, «чтобы было счастие для всех, чтобы все были довольны». Ребенок искренне верит, что это возможно, поэтому сон его тих и спокоен (31)
Слайд 5 Детство – это также пора, когда ребенок особо тонко чувствует
проявление материнской любви и заботы, пора, когда он сам готов
дарить любовь. Не даром Л.Н.Толстой так поэтично описывает отношения между матерью и сыном. Автор акцентирует внимание читателя на том, с какой нежностью герои обращаются друг к другу: «душечка», «мой ангел», «маменька». В каждом прикосновении, в каждом слове Николенька чувствует любовь матери , и это делает его по-настоящему счастливым.
Слайд 6 К3. Л.Н.Толстой убежден, что детство – лучшая пора в
жизни человека, потому что только в детстве мы обладаем такими
качествами, как свежесть, беззаботность, вера и искренняя потребность любви.
К4. Нельзя не согласиться с автором. Действительно, детские годы прекрасны и для многих людей являются самым счастливым временем. Именно поэтому мы так часто воскрешаем в памяти прекрасные мгновения, когда мечтали обо всем на свете, когда купались в родительской любви и ласке, когда хотели изменить мир к лучшему, когда были абсолютно счастливы.
Слайд 7К4. Частично я согласна с автором. Да, некоторым детям повезло,
и, спустя годы, они могут с уверенностью утверждать, что детство
– лучшая пора в их жизни. Но, к сожалению, в действительности для многих людей детство далеко не безоблачная пора: это время потерь, разочарований, боли и отчаяния. Примеры этого мы можем встретить (или об этом много сказано) как в русской, так и в зарубежной литературе (н-р, Горький «Детство», Короленко «В дурном обществе», Приставкин «Ночевала тучка золотая», Гюго «Отверженные»).
Слайд 8К1. Какие чувства вызывают воспоминания из детства в душе взрослого
человека? Именно об этом рассуждаешь, читая текст Л.Н.Толстого.
К2. Найти ответ
на этот вопрос помогут воспоминания рассказчика об ушедшей поре детства (ушедшем детстве). Он с трепетом и нежностью описывает отношения (чьи?) с маменькой: «О (о)на еще нежнее целует меня», «своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам», «я еще крепче целую ее ручку». Эти воспоминания служат для уже взрослого человека источником лучших наслаждений и наполняют его душу добротой и счастьем.
ОБРАЗЕЦ 2
Слайд 9 Не только взаимоотношения в семье (с maman) навсегда врезались (бережно
хранит) в память рассказчика, но и время, проведенное перед сном
наедине со своими мечтами.
Рассказчик тоскует по тем временам, когда для счастья достаточно было завернуться в одеяльце, обнять любимую игрушку и окунуться (погрузиться) в мир фантазий /и мечтаний/. Он с доброй (светлой) грустью вспоминает все это (не нравится, размыто…ЧТО ЭТО?) и сожалеет о том, что прекрасная пора детства закончилась.
Слайд 10К3. Автор с трепетом относится к поре детства (детству) и
ценит то беззаботное и чудесное время. Воспоминания о детстве освежают
(что? душу) и возвышают душу (ее) Л.Н.Толстого (смешение понятий), они наполняют ее нежностью и доброй грустью (повтор). Он тоскует о том, что это время прошло и (о том, что) вернуть его невозможно.
Слайд 11К4. Я согласна с позицией Л.Н.Толстого. Действительно, детство является самой
прекрасной порой в нашей жизни. Порой, (!) воспоминания из которой
(о которой) остаются в памяти навсегда. Эти (какие?) прекрасные моменты вызывают в наших душах чувство (без слова чувство лучше) умиротворения (е), искренней (юю) радости (ь) и доброты (у), желание вернуться в прошлое, что, увы, невозможно. Да, это время не вернуть, но добрые воспоминания из (о) детства (детские воспоминания) навсегда останутся в наших сердцах и будут греть души.