Слайд 1Трансформации воспитания
в ХХI веке
Слайд 2Социальная ситуация воспитания
в конце ХХ — начале ХХI вв.
воспитание
было фактически «изгнано» из системы образования
была разрушена идеология воспитания
общество оказалось
в условиях информационной свободы, многомерности воспитательных воздействий
социальное расслоение и изменение инфраструктуры воспитания (организованным воспитанием охвачена фактически только часть детей и молодежи - средний класс и близкие к нему слои населения)
идея социального патернализма сменилась идеей индивидуального прагматизма
Слайд 3Социальная ситуация воспитания
в конце ХХ — начале ХХI вв.
Обострились
межнациональные проблемы, проблема экстремизма, ксенофобии
Общество XXI века всё чаще называют
”обществом рисков”
Общество XXI века — информационное общество
Довольно низким остается уровень гражданской культуры общества, правосознания, правовой культуры
Сложная ситуация с экологической культурой населения
В обществе меньше внимания стало уделяться вопросам этикета, внешним элементам культуры поведения
В обществе высокий уровень конфликтности
Слайд 5Кризисы воспитания
кризис целей
кризис мировоззрения
кризис теории
кризис компетентности воспитателей
Слайд 6Парадигмы и подходы к воспитанию
Историко-культурные парадигмы:
Естественный стиль
Отстраненный
Формирующий (XV-XVIII вв.)
Управляющий (ХIX
в.)
Социализирующий (ХХ в.)
Поддерживающий (конец ХХ — нач. ХХI вв.)
Слайд 7Парадигмы и подходы к воспитанию
Луков В., Луков В.
парадигма авторитарного воспитания
парадигма
природосообразного воспитания.
парадигма воспитания в коллективе сверстников.
парадигма индивидуального выживания
в обществе риска
Слайд 8Парадигмы и подходы к воспитанию
Голованова Н.Ф.:
формирующий
социализирующий
аксиологический
культурологический (гуманистический)
антропологический
синергетический
герменевтический
психотерапевтический
Слайд 9Формирующий подход
Воспитание - организация специальных педагогических воздействий, которые вызывают определенное
поведение личности как систему ее реакций.
Воспитатель — организатор, наставник, авторитет,
управляющий
Механизм — объяснить, показать, добиться исполнения, поощрить/наказать. Поощрять социально позитивные действия, ограничивать негативные.
Оценки, баллы, соревнование, призы, ритуалы.
Слайд 10Культурологический
Воспитание — часть совместной жизнедеятельности взрослых и детей, а не
специально организованный процесс
Воспитатель — партнер, фасилитатор, поддерживающий. Не оценивает, не
управляет.
У воспитанников — право выбора (сфер деятельности, решений, ситуаций и т.д.)
Реальное самоуправление детей и подростков
Слайд 11Социализирующий
Воспитание — открытая система в определенном социальном окружении
Воспитание — приспособление
к среде через её познание и взаимодействие с ней, взаимодействие
со всеми институтами общества
Воспитание человека, готового активно участвовать в социальной жизни
Формирование социальных качеств и навыков в реальной жизнедеятельности
Самоуправление, школьные кооперативы, сообщества, проекты, клубы
Слайд 12Аксиологический
Воспитание — освоение ценностей общества, их интериоризация
Механизм: предъявление ценности -
её осмысление и принятие - включение ценности в повседневную детскую
жизнь и специально организованный процесс воспитания - закрепление ценности в деятельности и поведении.
Тяготение к познавательным и творческим видам и формам воспитательной деятельности — беседам, дискуссиям, обсуждениям ситуаций и фильмов, подготовке творческих работ, тренингам.