Слайд 1
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ И МЕСТО В НЕЙ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Слайд 2План лекции
1. Значение транспорта в жизни общества и экономике страны
2.
Транспортная система России и ее составляющие
3. Сравнительная характеристика различных видов
транспорта
4. Спрос, предложение и эластичность на транспортном рынке
Слайд 31. Значение транспорта в жизни общества и экономике страны
Транспорт –
отрасль производства, обеспечивающая жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов
и пассажиров.
Транспорт представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения
Слайд 4Средства сообщения – это подвижной состав транспорта (автомобили, прицепы, баржи.
самолеты, вагоны, локомотивы и т.д.).
Пути сообщения – это пути, специально-предназначенные
и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги, железнодорожный путь, воздушные трассы, морские пути).
Технические устройства и сооружения – это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, средства связи и сигнализации.
Слайд 5Значение транспорта
Экономическое значение
Социальное значение
Оборонное значение
Политическое значение
Научное значение
Слайд 62. Транспортная система России
и ее составляющие
Транспортная система страны представляет
собой совокупность различных видов грузового и пассажирского транспорта, обслуживающих процессы
производства, сферы материального обращения и перемещения людей.
Различные виды транспорта должны быть связаны экономическими, технологическими, техническими и нормативно-правовыми взаимоотношениями.
Слайд 7Свойства транспортной системы
1.Целостность.
2. Взаимозависимость элементов.
3.Организованность
4. Сложность.
5. Эмерджентность
(от анг. emerge – возникать, появляться)
7. Структурированность
8. Иерархичность
Слайд 8Взаимодействие подсистем позволит:
Повысить надежность и регулярность обеспечения народного хозяйства в
перевозках.
Эффективнее использовать провозные способности путей сообщения благодаря взаимопомощи в работе
взаимодействующих видов транспорта.
Сократить транспортные расходы в результате рационального распределения грузовых и пассажирских перевозок.
Снизить потребность в подвижном составе за счет оперативного перераспределения перевозок в периоды сезонных пик.
Сократить численность обслуживающего персонала, сконцентрировав управление, ремонт, проектирование и строительство отдельных подсистем.
Повысить эксплуатационную маневренность сети при возможных отклонениях плановых объемов работы от действительных и при проведении ремонтов
Слайд 9Структурная схема ЕТС
ТРАНСПОРТ
Транспорт общего пользования
Транспорт необщего пользования
Железнодорожный
Автомобильный
Морской
Речной
Воздушный
Трубопроводный
Транспорт отраслей материального производства
(железнодорожный, автомобильный, конвейерный, трубопроводный, канатно-подвесной)
Транспорт личного и коллективного пользования
Слайд 10Классификация видов транспорта
По конструктивной специфике и физической природе движения:
Железнодорожный
транспорт;
Морской транспорт;
Внутренний водный транспорт;
Автомобильный транспорта;
Воздушный транспорт;
Трубопроводный транспорт;
Космический транспорт
Слайд 112. По природной среде следования:
Сухопутный транспорт.
Водный транспорт (надводный
и подводный).
Воздушный транспорт.
Космический транспорт.
3. По объекту перевозки:
Пассажирский
транспорт
Грузовой транспорт
Грузопассажирский транспорт
4. По типу потока:
Дискретный транспорт
Непрерывный транспорт
Слайд 125. По географической протяженности транспортных линий:
Магистральный транспорт.
Немагистральный транспорт (линии
местного значения).
Городской транспорт.
6. По охвату пространства (территорий):
Космический транспорт
Планетарный транспорт
Страновой транспорт
Региональный
транспорт
Субрегиональный транспорта
7. По периоду использования в связи с природно-климатическими условиями:
Круглогодичный транспорт
Сезонный транспорт
Слайд 138. По составу объектов перевозки:
Универсальный транспорт
Специализированный транспорт
Городской транспорт.
9.
По охвату территорий государств:
Внутренний транспорт
Внешний транспорт
10. По форме
собственности:
Федеральный транспорт
Муниципальный транспорт
Частный транспорт
11. По порядку использования:
Транспорт общего пользования (публичный транспорт)
Транспорт необщего пользования (непубличный транспорт)
Слайд 14Основные показатели транспортной системы России
Слайд 15Структура транспортного рынка в 2012 г., %
Слайд 16Показатели транспортной системы
Показатели перевозочной работы (грузооборот, пассажирооборот, объем перевозок грузов
и пассажиров, объем отправления и прибытия).
Показатели материально-технической базы (протяженность сети,
густота сети, грузоподъемность транспортных средств, пропускная и провозная способность элементов транспортной сети).
Показатели эксплуатационной работы (средняя дальность перевозки, средняя грузонапряженность, скорость доставки, оборот ПС, среднесуточный пробег).
Экономические показатели (себестоимость перевозки, экономическая эффективность, производительность труда, доходы, расходы, рентабельность, прибыль, фондоотдача)
Слайд 17Главные целевые ориентиры транспортной стратегии
Общесоциальные
Общеэкономические
Общетранспортные
Слайд 18Цели развития транспортной системы России
Формирование единого транспортного пространства России на
базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры.
Обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности
транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны.
Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами
Слайд 19Цели развития транспортной системы России
4. Интеграция в мировое транспортное пространство
и реализация транзитного потенциала страны.
5. Повышение уровня безопасности транспортной системы.
6.
Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду
Слайд 203. Спрос, предложение и эластичность на транспортном рынке
В основе спроса
на грузовые перевозки лежат потребности клиентов в перемещении грузов по
конкретным маршрутам в определённое время с определённой скоростью и сохранностью.
В основе спроса на пассажирские перевозки лежат потребности пассажиров в поездках по конкретным маршрутам в определённое время и с определённым комфортом.
Предложение транспортной продукции основывается на наличии подвижного состава, технически оснащённых транспортных магистралей, терминалов, контингента рабочих и служащих и др.
Слайд 21Ценовая эластичностью спроса на перевозки - степень чувствительности клиентов к
изменению транспортных тарифов
Доля транспортных расходов в бюджете потребителя – чем
она меньше, тем меньше ценовая эластичность спроса.
Наличие заменителей – чем больше существует разных возможностей перевозки груза и поездки пассажира по определенной корреспонденции, тем выше эластичность спроса на транспортные услуги.
Степень необходимости транспортной услуги для потребителей – чем она выше, тем меньше эластичность спроса.
Время – с течением времени эластичность спроса изменяется вследствие изменения размещения производственных мощностей и переориентации потребностей пассажиров.
Слайд 22Ценовая эластичностью предложения транспортных услуг - степень чувствительности перевозчиков к
изменению уровня тарифов называется
Мобильность транспортных ресурсов – возможность их переориентации
на производство других товаров быстро и без чрезмерных затрат.
Наличие сопутствующих товаров – на транспортном рынке сопутствующим товаром можно рассматривать перевозки грузов в порожнем направлении.
Время – с течением времени происходит изменение ценовой эластичности предложения.