Разделы презентаций


Требования к организации современного урока (в соответствии с требованиями ФГОС и аттестации учащихся в новой форме)

Содержание

МЕТОДОЛОГИЯ современного урока

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 «Требования к организации
современного урока»
(в соответствии с требованиями ФГОС

и
аттестации учащихся в новой форме)

«Требования к организации современного урока»(в соответствии с требованиями ФГОС и аттестации учащихся в новой форме)

Слайд 2МЕТОДОЛОГИЯ современного урока

МЕТОДОЛОГИЯ современного урока

Слайд 4УРОК
ЗУН
Положительные изменения
в чувствах, эмоциях
Положительные
изменения
в мышлении
Положительные изменения
в практической деятельности
Комфортное

состояние

УРОКЗУНПоложительные измененияв чувствах, эмоциях Положительные измененияв мышленииПоложительные измененияв практической деятельностиКомфортное состояние

Слайд 5Сравнительные особенности традиционного и инновационной уроков.
1.
Цель
Формирование знаний,

умений и навыков
Развитие личности
Формирование знаний, умений и навыков
2.
Образовательная концепция
«Школа запоминания»
«Школа

развития»

3.

Преобладающий тип и характер взаимоотношений

Субъект - объектный

Субъект - субъектный

4.

Позиция педагога

«Делай как я»

«Делай лучше меня»

5.

Характер и стиль взаимодействия

авторитарность

демократичность

6.

монологичность, закрытость

диалогичность, открытость, рефлексивность

Формы организации

Фронтальные,
индивидуальные

Групповые, коллективные, дифференцированный подход

Сравнительные особенности традиционного и инновационной уроков.1.   ЦельФормирование знаний, умений и навыковРазвитие личностиФормирование знаний, умений и

Слайд 6«Формула обучения»
Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником:
Ведущий принцип
Методы обучения
7.
Иллюстративно-объяснительные
информационные
Проблемные:
проблемного изложения
частично-поисковый,

эвристический
исследовательский
8.
«продавливания»
«выращивания»
9.
Репродуктивный, воспроизводящий
Продуктивный, творческий, проблемный
10.
Знания

– репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность - рефлексия - знания - рефлексия

Сравнительные особенности традиционного и инновационной уроков.

«Формула обучения»Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником:Ведущий принципМетоды обучения 7.Иллюстративно-объяснительныеинформационныеПроблемные:проблемного изложениячастично-поисковый, эвристическийисследовательский 8.«продавливания»«выращивания»  9.Репродуктивный, воспроизводящийПродуктивный, творческий,

Слайд 7Позиция ученика
Функции учителя
Способы усвоения
11.
Заучивание, деятельность по алгоритму
Поисковая мыслительная деятельность,

рефлексия
12.
носитель информации, хранитель норм и традиций,
Организатор сотрудничества, консультант,
пропагандист предметно

– дисциплинарных знаний

управляющий поисковой работой учащихся, тьютор

13.

отсутствие мотива к личностному росту

наличие интереса к деятельности

Пассивность,

Активность,

отсутствие интереса,

наличие мотива к самосовершенствованию,

Сравнительные особенности традиционного и инновационной уроков.

Позиция ученикаФункции учителяСпособы усвоения 11.Заучивание, деятельность по алгоритмуПоисковая мыслительная деятельность, рефлексия12. носитель информации, хранитель норм и традиций,Организатор

Слайд 8школа
«ЗУН-ов»
"развития"
обучение
Школа "развития" ориентируется на личность обучаемого.
Существенным

становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту,

изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений.
Частным случаем развития личности является овладение учащимися универсальными учебными действиями

Школа «ЗУН-ов" строится на традиционных основах:

классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе "преподавания,
фронтальной форме организации учебного пространства,
контроле и опросе репродуктивного типа и прочих характеристиках.

школа «ЗУН-ов»

Слайд 9Универсальные учебные действия (УУД)
обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию


посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта

РАО

Универсальные  учебные действия (УУД)обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию 	посредством сознательного и активного присвоения нового

Слайд 10Универсальные учебные действия
это система действий учащегося, обеспечивающая
культурную идентичность,
социальную

компетентность,
толерантность,
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,

включая организацию самостоятель-ной учебной деятельности


РАО

Универсальные  учебные действия	это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению

Слайд 11Виды универсальных учебных действий
Личностные
Регулятивные
Общепознавательные
Коммуникативные


РАО

Виды универсальных учебных действийЛичностныеРегулятивныеОбщепознавательныеКоммуникативныеРАО

Слайд 12Личностные УУД
РАО
самооценка, построение образа «Я»
установление связи между целью учебной деятельности

и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет

для меня учение»

Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм

Личностные УУДРАОсамооценка, построение образа «Я»установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое

Слайд 13Виды УУД – Регулятивные действия
РАО

Виды УУД –  Регулятивные действияРАО

Слайд 14Познавательные УУД
РАО

Познавательные УУДРАО

Слайд 15Коммуникативные УУД
РАО

Коммуникативные УУДРАО

Слайд 16Любое ли образовательное пространство можно назвать развивающим?
Для того, чтобы

ответить на этот вопрос, обратимся к его истории.

Около 60 лет назад Л.С. Выготский в работе "Педагогическая психология" проанализировал и выделил три научные школы, которые по-разному решали вопрос о соотношении обучения и развития.

Аргументом данной точки зрения является дидактический принцип доступности, позволяющий учить учащихся лишь тому, что они могут понять и для чего созрели их психические функции.

Основателями первой точки зрения, по
Л.С.Выготскому. являются - З.Фрейд, Ж.Пиаже.

Ученые предполагали, что обучение и развитие независимые процессы. Крылатой фразой представителей этой научной школы является то, что "обучение плетется в хвосте у развития".



11

Любое ли образовательное пространство можно назвать развивающим? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к его

Слайд 17Представителем второй научной школы является В.Джемс.
Ключевая позиция данной школы сводится

к положению, при котором любое обучение развивает.


12

Представителем второй научной школы является В.Джемс.Ключевая позиция данной школы сводится к положению, при котором любое обучение развивает.12

Слайд 18обучение и развитие два независимых, но сопряженных процесса. Согласно данному

теоретическому положению, обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает

и делает возможным обучение. Крылатой фразой представителей данной школы является: "обучение забегает вперед развития".



13

обучение и развитие два независимых, но сопряженных процесса. Согласно данному теоретическому положению,  обучение продвигает вперед развитие,

Слайд 19ставят акценты
в развитии потребностно -мотивационной сферы учащегося
В эмоционально-волевой сфере

выделяют значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации

и пространства «успеха» в деле, деятельности

школа

акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, позволяющими самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации.



15


В области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельности

ставят акценты в развитии потребностно -мотивационной сферы учащегосяВ эмоционально-волевой сфере выделяют значимость осознания личностного смысла и цели

Слайд 20 1. мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для

освоения учебной деятельности, для участия е воспитательных событиях школы;
2.

создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения;

3. создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями,

4. строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных;

5. построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъект -субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса;

7. проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития.
Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся.

6. обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях;



15

1. мотивировать ученика,  вызывать личностный  интерес для освоения учебной деятельности, для участия е воспитательных

Слайд 21При проектировании модели учебного процесса, ориентированного на развитие определенных способностей,

свойств и качеств личности ученика, важно помнить, что вопрос о

том, чему и как учить решается принципиально по-разному в зависимости от того,
какие психолого-педагогические представления берутся за основу,
какие выбираются условия для проектирования и построения образовательного пространства.



18

При проектировании модели учебного процесса, ориентированного на развитие определенных способностей, свойств и качеств личности ученика, важно помнить,

Слайд 22Как известно, в учебном пространстве проблема "чему учить" состоит в

определении цели обучения и задания содержания обучения.

Проблема "как учить"

состоит в выборе адекватных образовательной цели методов, форм обучения, средств диагностики исходного уровня и контроля изменения уровня «личностных приращений» учащегося. (Аналогичное – и в воспитательном пространстве школы).



19

Как известно, в учебном пространстве проблема

Слайд 23

рефлексивная

При анализе мирового опыта выявлены подходы к организации образовательного пространства

развивающего типа
Как же может быть организовано образовательное пространство развивающего типа?



...исследовательская
(проблемно-поисковая)


коммуникативная (дискуссионная)



имитационного моделирования (игровая)

психологическая (самоопределен-ческая)



21

деятельностная

рефлексивнаяПри анализе мирового опыта выявлены подходы к организации образовательного пространства развивающего типаКак же может быть организовано образовательное

Слайд 24Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения

по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной

точки зрения.

Коммуникативная (дискуссионная)

Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

Рефлексивная

Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие".

Деятельностная

Психологическая (самоопределен-ческая)



ТЕХНОЛОГИИ

Имитационного моделирования (игровая)

Исследовательская (проблемно-поисковая)

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за

Слайд 25Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Слайд 26Три постулата современного урока:
1.Урок есть открытие истины, поиск истины и

осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
2.Урок есть часть

жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
3.Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Три постулата современного урока:1.Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и

Слайд 27Каким должен стать современный урок в условиях введения ФГОС
хорошее начало

и хорошее окончание
четко сформулированные тема, цель, задачи урока
урок должен быт

проблемным и развивающим
учитель активизирует деятельность учащихся
вывод делают сами учащиеся
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
времясбережение и здоровьесбережение
учет уровня и возможностей учащихся




Каким должен стать современный урок в условиях введения ФГОС  хорошее начало и хорошее окончаниечетко сформулированные тема,

Слайд 28Традиционные элементы структуры урока
1. Изучение нового материала.
2. Закрепление пройденного.
3.

Контроль и оценка знаний.
4. Домашнее задание.
5. Обобщение и систематизация знаний.

Традиционные элементы структуры урока 1. Изучение нового материала.2. Закрепление пройденного.3. Контроль и оценка знаний.4. Домашнее задание.5. Обобщение

Слайд 29БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА УРОКА (линейная модель)
1. Организационный блок
2. Мотивационный блок
3. Информационный

блок
4. Аналитический блок
5. Оценочный блок
6. Рефлексивный блок

БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА УРОКА (линейная модель)1. Организационный блок2. Мотивационный блок3. Информационный блок4. Аналитический блок5. Оценочный блок6. Рефлексивный блок

Слайд 30Организационный блок
Ожидаемые результаты (цель, задачи)
Инструкции и пояснения
Вводное слово учителя
Распределение по

группам
Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)
Конструирование пространства

Организационный блокОжидаемые результаты (цель, задачи)Инструкции и поясненияВводное слово учителяРаспределение по группамВыработка правил работы (определение норм, процедур работы)Конструирование

Слайд 31Цель урока
– ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»;
- обобщенный образ

максимально желаемого достижения (результата);
- абстрактный характер и ценностное наполнение;
- может

относиться к теме и к курсу в целом (спор в педагогике о наличии цели у отдельного урока);
- обычно формулируется в виде отглагольного существительного (развитие, становление, создание, формирование, воспитание, понимание и т.п.);
- могут иметь разную ценностную направленность: к знаниям, умениям, отношениям и т.д.
Возможные виды целей:
- дидактические или учебные (связаны с компонентом знаний, термин «образовательные» является неточным – излишне широким);
- развивающие (связаны с умениями);
- воспитательные (могут формулироваться и как ценностные).
Цель урока– ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»;- обобщенный образ максимально желаемого достижения (результата);- абстрактный характер и

Слайд 32Задачи в структуре урока
- формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть,

обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить, обсудить и т.п.);
-

задачи могут быть дидактическими или обучающими, деятельностными, ценностными;
- относятся к организации занятия, к содержанию темы, к деятельности учащихся и учителя на занятии, к подведению итогов, к оцениванию и обсуждению (рефлексии);
- задачи отражают деятельность на каждом этапе занятия.




Задачи в структуре урока- формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть, обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить,

Слайд 33Ожидаемые результаты
- связаны с целями и задачами;
- могут разделяться на

предметные, метапредметные и личностные;
- соотносятся с компонентами знаний, умений, отношения

и ценностных ориентиров;
- включают индикаторы и показатели (количественные и качественные характеристики результата);
- имеют конкретный и проверяемый характер;
- формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут…»);
- могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися;
- возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.

Ожидаемые результаты- связаны с целями и задачами;- могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные;- соотносятся с компонентами

Слайд 34Мотивационный блок
Интерес
Проблема (ситуация-проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на

главное противоречие), ситуация – иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг)
Побуждение к совершенствованию определенных

действий

Мотивация – совокупность всех факторов, которые побуждают человека к активности.

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ

Рассмотрение ситуации

Работа с понятиями (терминами)

Анализ документа (текста)

Работа с высказыванием (афоризмом)

Графическое изображение.

Загадка.

Опыт.

Нестандартное поведение.

Мотивационный блок ИнтересПроблема (ситуация-проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие), ситуация – иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг)Побуждение

Слайд 35Результаты мотивации на урок:
- интерес к изучаемым вопросам;
- умение формулировать

проблемы для рассмотрения;
- совместное формулирование темы урока;
- актуализация имеющихся знаний.

Результаты мотивации на урок:- интерес к изучаемым вопросам;- умение формулировать проблемы для рассмотрения;- совместное формулирование темы урока;-

Слайд 36 Информационный блок
Источники информации:
Устные источники
Письменные источники
Графические источники (схемы, диаграммы)


Электронные источники
Видео источники
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)

Информационный блокИсточники информации:Устные источники Письменные источники 	Графические источники (схемы, диаграммы) Электронные источники 	Видео источники 	ДРУГИЕ (вещественные,

Слайд 37Способы передачи информации
Лекция (монолог, рассказ)
Беседа (развернутые ответы на вопросы,

рассуждения, пресс-конференции и т.п.).
Работа с документом (индивидуальное чтение, анализ

или групповой обсуждение, постановка вопросов и поиск ответов, выделение главного, формулирование выводов и т.п.).
Обмен опытом (социальным и другим, в том числе и через проведение исследования).
Интернет коммуникация (электронная почта, поисковые сайты, скайп).


Способы передачи информацииЛекция (монолог, рассказ) Беседа (развернутые ответы на вопросы, рассуждения, пресс-конференции и т.п.). Работа с документом

Слайд 38Аналитический блок
Обобщение
Обсуждение
Сравнение
Синтез
Выбор (отбор)
Творчество (деятельность по созданию нового продукта)

Аналитический блокОбобщениеОбсуждениеСравнениеСинтезВыбор (отбор)Творчество (деятельность по созданию нового продукта)

Слайд 39Аналитический блок
Учебная задача
На познавательные УУД
- спроектируй стратегию поиска
сравни, оцени,

классифицируй
исследуй…
На коммуникативные УУД
на учет позиции партнера (выслушай, пойми…)
на сотрудничество (договоритесь

о…)


Аналитический блокУчебная задачаНа познавательные УУД-  спроектируй стратегию поискасравни, оцени, классифицируйисследуй…На коммуникативные УУДна учет позиции партнера (выслушай,

Слайд 40Оценочный блок
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)
Самооценка
Взаимооценивание
Экспертиза

Учебная

задача:
На регулятивные УУД
на самоконтроль (определи критерии оценки…
на самооценку (….
на коррекцию

(…
на выбор(…
Оценочный блокОценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)СамооценкаВзаимооцениваниеЭкспертизаУчебная задача:На регулятивные УУДна самоконтроль (определи критерии оценки…на

Слайд 41РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК
Отношение к произошедшему
Выделение трудностей
Присвоение опыта
Учебная задача:
На личностные УУД
-на

самоопределение (выбери…
-на смыслообразование (сформулируй свое понимание, смоделируй…
-на мотивацию (выскажи свою

позицию, видение…)
-на нравственную оценку (оцени факт относительно своего видения…
РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК Отношение к произошедшемуВыделение трудностейПрисвоение опытаУчебная задача:На личностные УУД-на самоопределение (выбери…-на смыслообразование (сформулируй свое понимание, смоделируй…-на

Слайд 42Предмет:
Тема урока:
Тип урока:
Представление о результатах:
- личностные:
- метапредметные:
- предметные:
Цель урока:
Технология:

Предмет:Тема урока: Тип урока:Представление о результатах:- личностные:- метапредметные:- предметные:Цель урока:Технология:

Слайд 44Анализ урока (прослеживая карту по вертикали)
реализацию учителем ЗАДАЧ урока;
использование развивающих

форм, методов и способов
формирование УУД;
осуществление оценивания и контроля.

Анализ урока  (прослеживая карту по вертикали)реализацию учителем ЗАДАЧ урока;использование развивающих форм, методов и способовформирование УУД; осуществление

Слайд 45Параметры, которые не должны являться главными показателями качества урока.
Объём написанного

учениками в тетрадях.
Количество выставленных ученикам отметок.
Количество упражнений, выполненных за урок.
Устная

или письменная форма выполняемых заданий.
Однотипность или разнотипность содержания урока.
Наличие традиционных этапов урока.
Распределение времени по различным этапам.
Использование большого (малого) количества наглядных пособий.
Использование для работы на уроке учебника.
Параметры, которые не должны являться главными показателями качества урока.Объём написанного учениками в тетрадях.Количество выставленных ученикам отметок.Количество упражнений,

Слайд 46Спасибо за внимание! Творческих успехов!

Спасибо за внимание!  Творческих успехов!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика