Слайд 1ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
(контрольная, реферат, курсовая,
выпускная квалификационная работа)
к.б.н., доц. Молоканова Ю.П.
Слайд 2СТРУКТУРА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЧАСТИ:
Титульный лист
Оглавление (содержание)
Введение
Основная часть (решение
проблемы (задачи), расчетно-теоретический раздел, экспериментальный и другие)
Заключение
Список использованной литературы
ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ
ЧАСТИ:
Аннотация
Перечень терминов
Приложения
Примерный объем научно-исследовательской работы:
курсовая для студентов 1–2 курсов – 20–30 страниц,
для студентов 3–5 курсов – 30–40 страниц,
выпускной квалификационной работы – 60–90 страниц.
Слайд 3ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ
Текст печатается на одной стороне
листа белой бумаги формата A-4 через 1,5 интервала. Работа брошюруется.
Цвет
шрифта – черный.
Размер шрифта (кегль) 14. Тип шрифта – Times New Roman.
Шрифт печати должен быть прямым, четким, черного цвета, одинаковым по всему объему текста. Разрешается использовать полужирный шрифт при выделении заголовков (оглавление, введение, название главы, заключение и т.д.).
Текст обязательно выравнивается по ширине.
Размер абзацного отступа – 1,5 см.
Поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее 20 мм.
Страницы работы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту) в нижнем правом поле листа без точки. Размер шрифта (кегль) – 11. Тип шрифта – Times New Roman. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставится. Все страницы, начиная с 3-й (ВЕДЕНИЕ), нумеруются.
В тексте используется «длинное тире», его клавиатурное сочетание в MS Word – Ctrl + Alt + минус на дополнительной клавиатуре.
Используются «кавычки-елочки», для вложенных кавычек – „кавычки-лапочки«.
Слайд 4ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Титульный лист –
первый лист
работы, выполняется по установленным формам.
Слайд 5Оглавление – включает наименование всех глав, разделов и подразделов с
указанием номеров их страниц. Наименования, включенные в оглавление, записывают строчными
буквами, начиная с прописной буквы, допускается набор заголовков первого уровня заглавными буквами. Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Заголовок ОГЛАВЛЕНИЕ пишется заглавными буквами посередине строки.
ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Слайд 6ФОРМАТ ЗАГОЛОВКОВ
Глава 1. ЗАГОЛОВОК ПЕРВОГО УРОВНЯ – 16 (заголовок
первого уровня, выравнивание по центру, без точки в конце заглавными
буквами без подчеркивания).
1.1 Заголовок второго уровня – 15 (заголовок второго уровня)
1.1.1 Заголовок третьего уровня – 14 (заголовок третьего уровня)
Заголовки разделов и подразделов печатают с абзацного отступа с прописной буквы, без точки в конце, не подчеркивая.
Если заголовок не помещается на одной строке, то на нижнюю строку переносят слово полностью. Разрыв слов не допускается.
Между текстом и заголовком оставляют двойной межстрочный интервал.
Слайд 7Введение - краткая оценка современного состояния решаемой проблемы по данным
обзора передовых достижений отечественной и зарубежной науки по разрабатываемой теме.
Отмечается наличие проблемы в рамках выбранного направления исследования, актуальность её решения в форме обоснования необходимости проведения работы.
В этой части также оговаривается гипотеза исследования, его цель и задачи. Объем обычно не превышает 3 страниц формата А-4.
ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Теоретическая часть – развернутый анализ отечественных и зарубежных источников по исследуемой проблеме в рамках выбранного научного исследования. Как правило, состоит из одной – двух глав, подразделяемых на подглавы.
Слайд 8Актуальность выбранной проблемы отражает значимость её изучения на современном этапе
научных знаний в рамках выбранного направления исследования. Должна быть обоснована.
Для этого анализируют научные публикации по выбранной проблеме и вопросам, близким к изучаемому, и выявляют степень изученности выбранной проблемы и её недостаточно изученные стороны.
СТРУКТУРА И ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема научного исследования должна чётко отражать выбранную проблему и границы, в пределах которых будет проведено изыскание.
До начала исследования формулируют гипотезу – предварительное суждение о наличии выявляемой закономерности и условиях, в которых она проявляется. Строится по принципу: «Если…, то…».
На основе гипотезы формулируют цель исследования – всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления; их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в производство (практику) полезных для человека результатов.
Должна быть лаконична, конкретна и отражать границы научного изыскания. Не должна быть слишком узкой или слишком широкой.
Слайд 10Практическая часть обычно состоит не менее чем из двух глав.
В главе «Объекты и методы исследования» рассматривают объект, предмет исследования,
методы и методики, использованные в процессе исследования, оборудование и материалы. Если проведено сравнительное исследование, описываются характеристики контрольной и экспериментальной группы. Указывается место проведения экспериментальной части исследования – экспериментальная площадка.
В главе «Результаты исследования и их обсуждение» рассматриваются этапные результаты, приводятся промежуточные выводы. Глава, обычно подразделяется на подглавы второго, иногда третьего уровней.
Практическая часть должна быть проиллюстрирована таблицами, гистограммами, диаграммами, графиками, рисунками, схемами и/или фотографиями, в которых представлены промежуточные и итоговые результаты экспериментальной части научного исследования.
ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Слайд 11СТРУКТУРА И ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Любое научное исследование имеет свой
объект и предмет.
Объект научного исследования - это изучаемая система,
материальная или идеальная.
Предмет – это свойства, качества, закономерности взаимодействия элементов изучаемой системы, исследуемые в процессе научного изыскания.
Для реализации поставленной цели формулируют задачи, отражающие этапность проведения исследования:
Первая зада, обычно, предполагает знакомство с отечественными и зарубежными литературными источниками в рамках выбранного направления исследования и смежных областей.
Вторая задача, обычно, предполагает подбор методов, методик, инструментария, экспериментальной площадки и составления плана исследования.
Третья задача, обычно предполагает проведение самого исследования или его этапа.
Последняя задача, связана с формулированием выводов и практических рекомендаций (если они целесообразны) по итогам исследования.
Слайд 12ОФОРМЛЕНИЕ ТАБЛИЦ
На все таблицы в тексте должны быть ссылки.
Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается
впервые, или на следующей странице.
Все таблицы нумеруются.
Нумерация сквозная, либо в пределах раздела.
В последнем случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера внутри раздела, разделенных точкой (например: Таблица 1.2).
Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения (например: Таблица В.2).
Слово «Таблица» пишется полностью. Наличие у таблицы собственного названия обязательно. Название состоит из «Таблицы», номера, тире и названия. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с её номером через тире (например: «Таблица 3 – Название»).
Точка в конце названия не ставится.
Копирование таблицы с переносом в свою работу делать нельзя. Следует оформить новую таблицу, используя соответствующий редактор.
Слайд 14ОФОРМЛЕНИЕ РИСУНКОВ
К рисункам относятся все графические изображения (схемы, графики,
диаграммы, гистограммы, фотографии, рисунки).
На все рисунки в тексте должны
быть даны ссылки.
Расположение непосредственно после текста, в котором упоминаются впервые, или на следующей странице.
Нумерация арабскими цифрами сквозная, но допускается нумеровать и в пределах раздела (главы). В последнем случае номер рисунка состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (Рисунок 1.1).
Название пишется под рисунком по центру, как и рисунок, форматирование – как и у обычного текста. Подпись должна выглядеть так: «Рисунок 1 — Название». Точка в конце названия не ставится.
Если в работе есть приложения, то их рисунки обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначение приложения (Рисунок А.1).
Слайд 15ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ РИСУНКОВ
рисунок
фотография
график с гистограммой
Слайд 16ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ РИСУНКОВ
диаграмма
гистограмма
Слайд 17Заключение – подводятся итоги работы. Состоит из:
Краткого перечисления результатов работы;
Выводов;
Предложения
по практическому использованию результатов работы;
Необходимо указать, чем закончилась работа: получены
новые данные об объекте исследования, подтверждена или опровергнута выдвинутая гипотеза.
Выводы должны соответствовать задачам, поставленным в начале исследования и давать ответ на промежуточные вопросы и общую проблему, исследованную в процессе научного изыскания.
ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Приложения приводятся в конце, после списка литературы. Должно иметь заголовок, симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
Слайд 19РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА
Источников для выпускной квалификационной работы на
менее 30.
Сквозная порядковая нумерация документов, включенных в список,
арабскими цифрами без
точки и печатаются с абзацного отступа.
Обычно источник группируют в алфавитном порядке, при котором описания книг и статей располагаются по алфавиту в общем списке фамилий авторов и заглавий книг и статей.
В начале списка рекомендуется располагать официальные и нормативные документы (Федеральные законы, Указы Президента, постановления, положения, приказы и т.д.).
Внутри группы однотипных документов описания можно расположить либо по алфавиту, либо по хронологии.
В конце списка приводят описания источников на иностранных языках, располагая их в латинском алфавите. Затем – электронные и Интернет источники.
Слайд 20ОПИСАНИЕ КНИГ
Книги одного автора или группы авторов(до трех)
Примеры:
Трофимова Т.И. Курс физики: учеб. пособие для инженерно-техн. спец. вузов.
– 7-е изд., стер. – М.: Высшая школа, 2003. – 542 с.
Гиляровская Л.Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия / Л.Т. Гиляровская, А.А. Вехорева. – СПб.: Питер, 2003. – 249 с.
Нейман Л.Р. Руководство к лаборатории электромагнитного поля / Л.Р.Нейман, К.С. Демирчян, В.М. Юринов; под общ. ред. В.М. Юринова. – 4-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2003. – 237 с. – С.234–235.
Книги четырёх и более авторов
Пример:
Философия: учеб. для вузов / Г.И. Иконникова, В.Н. Лавриненко, В.П.Ратников [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 516 с.
Слайд 21ОПИСАНИЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Пример:
Российская Федерация. Законы. О
федеральном бюджете на 2003 год: федеральный закон, 24 дек. 2002
г., № 176-ФЗ // Российская Федерация. Законы. Ведомости Федерального собрания РФ 2003. – № 1. – С. 1-91.
ОПИСАНИЕ СТАТЕЙ ИЗ ЖУРНАЛОВ
Пример:
Шарапов М.Г. Оптимизация газовой защиты при плазменной сварке / М.Г.Шарапов // Сварочное производство. – 2003. – № 6. – С. 3–6.
ОПИСАНИЕ ДИССЕРТАЦИЙ
Примеры:
Данилов Г.В. Регулирование взаимодействий субъектов инвестиционного процесса: Дис. канд. экон. наук: 05.13.10 / СПбГУЭФ. – СПб., 1999. – 138 с.
Данилов Г.В. Регулирование взаимодействий субъектов инвестиционного процесса: Автореф. дис. канд. экон. наук: 05.13.10 / СПбГУЭФ. – СПб., 1999. – 16 с.
Слайд 22ОПИСАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
Примеры:
Ресурсы локального доступа
Под автором
Цветков, В. Я.
Компьютерная графика: рабочая программа [Электронный ресурс]: для студентов заоч. формы
обучения геодез. и др. специальностей. – Электрон. дан. и прогр. – М.: МИИГАиК, 1999. – 1 дискета. – Систем. требования: IBM PC, Windows 95, Wopd 6.0. – Загл. с экрана. - № гос. регистрации 0329900020.
Под заглавием
Internet шаг за шагом [Электронный ресурс]: [интерактив. учеб.]. – Электрон. дан.и прогр. – СПб.: ПитерКом, 1997. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) + прил. (127 с.). – Систем. требования: ПК от 486 DX 66 МГц ; RАМ 16 Мб; Windows 95; зв. плата; динамики или наушники. – Загл. с экрана.
Ресурсы удаленного доступа
Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс]. URL: http://www.gpntb.ru/win/search/help/el-cat.html. (дата обращения).
Слайд 23Применяются, когда сведения об анализируемом источнике является органической частью основного
текста. Описание в подобных ссылках дается в круглых скобках после
цитируемого или упоминаемого в тексте произведения (Назарова, Жилов, 2007).
В некоторых случаях целесообразно делать ссылку на источник литературы, цитируемый в тексте, давая ссылку в квадратных скобках. Ставится в конце последнего предложения, взятого из данного источника. В квадратных скобках приводится номер источника в соответствии с его номером в библиографическом списке, через запятую указывают страницу, на которой находится цитируемый текст [12,89]. В тех случаях, когда в одной ссылке приводят несколько источников, то их пишут через точку с запятой [12,89; 19,78].
ВНУТРИТЕКСТОВЫЕ ССЫЛКИ