Слайд 1Требования к современному уроку
в условиях введения ФГОС
Морозова Ольга Евгеньевна
к.ф.н.
доцент кафедры
гуманитарного образования
ВИПКРО
Слайд 2ПЛАН
1. Требования к современному уроку в контексте ФГОС
2. Виды уроков.
Технологическая карта урока. Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках
разного вида
3.Практикум по разработке технологической карты урока с использованием ЭОР
4.Анализ групповых разработок
Слайд 31.Требования к современному уроку в контексте новых ФГОС
Слайд 4 «Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок,
на котором учитель и ученик свободно общаются».
«Современный урок – это
урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок».
«Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком».
«Современный урок – это урок без стрессов».
Высказывания учеников.
Слайд 5 Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого
века, то есть более 350 лет.
Это педагогическое изобретение оказалось
столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе.
Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании.
В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску.
Понятие «современный урок» находится в постоянной динамике, и, именно сейчас, когда мы вступили в новый век эта динамика особенно заметна.
Слайд 6Существует множество подходов к определению понятия урока. Несмотря на это,
можно выделить общие признаки понятия «урок»:
1. Урок - основная
форма организации учебно-воспитательного процесса, так как на уроке могут быть решены все задачи образования по развитию личности.
2. Урок - элементарная структурообразующая единица образовательного процесса. Значит, в уроке присутствуют все компоненты этого процесса: цели, содержание, методы, средства, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
3. Урок выполняет функции обучения, воспитания и развития учащихся. Задачей урока является реализация этих функций.
Слайд 8Требования
к современному уроку:
• хорошее начало и хорошее окончание;
• четко
сформулированные тема, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и
развивающим;
• учитель активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• учет уровня и возможностей учащихся;
• урок должен быть добрым.
Слайд 9
1. Это урок самореализации ученика
2. Это урок открытия нового
3. Это урок создания образовательной продукции
4. Это урок развития
компетентностей
5. Это урок коммуникаций - очных или дистантных
6. Это метапредметный урок
7. Это урок социального учёта
7 ГЛАВНЫХ КРИТЕРИЕВ СОВРЕМЕННОГО УРОКА (по А.В.Хуторскому)
Слайд 10Это урок самореализации ученика
Именно через самореализацию ученик осваивает становящуюся личностно-значимую
для него область.
Для самореализации необходимы осмысленные учеником цели, он
должен понимать, зачем и для чего он изучает тот или иной предмет, как и почему он с ним связан.
Цели не могут быть ученику просто переданы. Цели ученика сопрягают его с внешним миром, в том числе и заказом на образование. Ученическое целеполагание – одно из условий обучения жизни в современном мире. Тогда востребована и рефлексия – осознание учеником степени соответствия полученных результатов поставленным целям, а также способов их достижения.
Слайд 11Это урок открытия нового
Новое – это не новая информация о
чём-то. Внешне новому всегда соответствует внутренне новое. На современном уроке
должно происходить приращение ученика – как внешнее, так и внутреннее. Внешне это может быть его новое стихотворение или новый способ решения задачи, а внутренне – освоенные способы стихосложения или решения задач.
Новое открывается не только для ученика, но и для учителя. Творческий, эвристический урок – никогда не похож на другие. Предварительный план урока может быть одним и тем же для разных классов, но результаты учеников – всегда новые.
Дать возможность каждому проявить себя по-своему, изучая одни и те же «вечные» вопросы.
Слайд 12Это урок создания образовательной продукции
Принцип продуктивности в образовании – основа
успеха человека в жизни. Если ученик научился на уроках создавать
образовательную продукцию (стихи, модели, планы, поступки и др.), он и в будущем всегда сможет быть продуктивен.
«Вечный студент», который только изучает чужое, - в дальнейшем не востребован. По жизни требуются творцы и деятели - те, кто создаёт продукцию или осуществляет деятельность по её созданию в общей цепочке. Продукт – всегда главный элемент. Поэтому и учёба должна стать средством, а не целью.
Дети больше любят сделать что-то сами.
Дать возможность создавать образовательную продукцию на уроке - в любой изучаемой теме любого учебного предмета.
Слайд 13Это метапредметный урок
«Мета» – означает «стоящее за». За каждым учебным
предметом, темой, фундаментальным образовательным объектом – находятся его первоосновы: понятия
числа, знака, буквы, звука, слова; золотое сечение в архитектуре и искусстве; ключевые процессы – происхождение, рождение, движение, развитие; категории пространства, времени, мира, человека и т.п. – всё это примеры метапредметного содержания, которое хотя и принадлежит определённой науке или учебному предмету, но выводит человека за его рамки к первоединым основам.
Не обязательно включение во все уроки элементов философии, хотя метапредметность находится в этой области. Через вхождения в метапредметные основы изучаемого ученик увидит корни происходящего, выстроить целостное знание, определит своё личное отношение к фундаментальным вопросам своего бытия.
Слайд 14Это урок социального учета
Ученик живет не только по своим желаниям
и возможностям. Необходим учёт внешних требований, настроений, «духа времени».
Нужно
уметь находить компромиссы, достигая наибольшего из возможного. Нужно учить детей сопрягать свою миссию с внешними обстоятельствами, не теряя при этом своего смысла и целей.
Затруднительно применять все семь критериев к каждому уроку. Речь идёт о целостной системе критериев. Для отработки каждого из них необходимы время и усилия, выходящие за рамки одного урока. Освоение названных критериев - профессиональная мировоззренческая задача учителя, которая не решается одномоментно, но служит основанием для построения СИСТЕМЫ УРОКОВ. И если учитель пережил, принял и научился реализовывать каждый из указанных критериев, он будет способен реализовывать их в комплексе
Слайд 15Принципы
педагогической техники
• свобода выбора;
• открытость;
• деятельность;
• идеальность (высокий КПД);
• обратная
связь.
- урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации
в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
«Высший пилотаж»
Слайд 16Традиционные элементы структуры урока
1. Изучение нового материала.
2. Закрепление пройденного.
3.
Контроль и оценка знаний.
4. Домашнее задание.
5. Обобщение и систематизация знаний.
(учебник
Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого)
Слайд 17БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА УРОКА (линейная модель)
1. Организационный блок
2. Мотивационный блок
3. Информационный
блок
4. Аналитический блок
5. Оценочный блок
6. Рефлексивный блок
Слайд 18Организационный блок
Ожидаемые результаты (цель, задачи)
Инструкции и пояснения
Вводное слово учителя
Распределение по
группам(парам)
Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)
Конструирование пространства
Слайд 19Цель урока
- обобщенный образ максимально желаемого достижения (результата);
- может относиться
к теме и к курсу в целом (спор в педагогике
о наличии цели у отдельного урока);
- обычно формулируется в виде отглагольного существительного (развитие, становление, создание, формирование, воспитание, понимание и т.п.);
- могут иметь разную ценностную направленность: к знаниям, умениям, отношениям и т.д.
По структуре: имеет две составные части- то, к чему стремимся и через что собираемся достигать желаемое
Слайд 21Задачи в структуре урока
- формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть,
обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить, обсудить и т.п.);
-
задачи предусматривают ожидаемые результаты образования (метапредметный, предметный и личностный)
- задачи отражают деятельность на уроке
Слайд 22Ожидаемые результаты
- связаны с целями и задачами;
- могут разделяться на
предметные, метапредметные и личностные;
- соотносятся с компонентами знаний, умений, отношения
и ценностных ориентиров;
- включают индикаторы и показатели (количественные и качественные характеристики результата);
- имеют конкретный и проверяемый характер;
- формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут…»);
- могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися;
- возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.
Слайд 23Мотивационный блок
Интерес
Проблема (ситуация-проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на
главное противоречие), ситуация – иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг)
Побуждение к совершенствованию определенных
действий
Мотивация – совокупность всех факторов, которые побуждают человека к активности.
СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ
Рассмотрение ситуации
Работа с понятиями (терминами)
Анализ документа (текста)
Работа с высказыванием (афоризмом)
Графическое изображение.
Загадка.
Опыт.
Нестандартное поведение.
Слайд 25
Информационный блок
Источники информации:
Устные источники
Письменные источники
Графические источники (схемы, диаграммы)
ЭОР
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)
Учебная задача
На познавательные УУД
Найди , выбери…,
изучи…
Слайд 26Способы передачи информации
Лекция (монолог, рассказ)
Беседа (развернутые ответы на вопросы,
рассуждения, пресс-конференции и т.п.).
Работа с документом (индивидуальное чтение, анализ
или групповой обсуждение, постановка вопросов и поиск ответов, выделение главного, формулирование выводов и т.п.).
Обмен опытом (социальным и другим, в том числе и через проведение исследования).
Интернет коммуникация (электронная почта, поисковые сайты, скайп).
Слайд 27Аналитический блок
Обобщение
Обсуждение
Сравнение
Синтез
Выбор (отбор)
Творчество (деятельность по созданию нового продукта)
Слайд 28Аналитический блок
Учебная задача
На познавательные УУД
- спроектируй стратегию поиска
сравни, оцени,
классифицируй
исследуй…
На коммуникативные УУД
на учет позиции партнера (выслушай, пойми…)
на сотрудничество (договоритесь
о…)
Слайд 30Оценочный блок
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)
Самооценка
Взаимооценивание
Экспертиза
Учебная
задача:
На регулятивные УУД
на самоконтроль (определи критерии оценки…
на самооценку (….
на коррекцию
(…
на выбор(…
Слайд 31РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК
Отношение к произошедшему
Выделение трудностей
Присвоение опыта
Учебная задача:
На личностные УУД
-на
самоопределение (выбери…
-на смыслообразование (сформулируй свое понимание, смоделируй…
-на мотивацию (выскажи свою
позицию, видение…)
-на нравственную оценку (оцени факт относительно своего видения…
Слайд 33Технологическая карта урока. Виды уроков. Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
на уроках
разного вида
Слайд 34Предмет:
Тема урока:
Тип урока:
Представление о результатах:
- личностные:
- метапредметные:
- предметные:
Цель урока:
Технология:
Слайд 35ЭОР как современное образовательное средство
(знакомство с фондами)
Слайд 36Типология уроков
(по основной дидактической цели)
Урок ознакомления с новым материалом;
Урок закрепления
изученного материала;
Урок применения знаний и умений;
Урок обобщения и систематизации знаний;
Урок
проверки и коррекции знаний и умений;
Комбинированный урок.
Слайд 371.Урок ознакомления с новым материалом
Основные этапы урока:
Орг.момент
Этап мотивации
Подготовка к изучению
нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
Ознакомление с новым
материалом;
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
Рефлексия.
Постановка задания на дом;
Слайд 38
1.Использование ЭОР на уроке ознакомления с новым материалом
Информационные модули;
Иллюстрации;
Слайд-шоу;
Аудиолекции;
Видеофрагменты
Слайд 392.Урок закрепления изученного материала
Общая структура урока:
Орг.момент;
Проверка домашнего задания;
Сообщение темы,
цели и задач урока, этап мотивации;
Воспроизведение изученного и его применение
в новых или измененных условиях с целью формирования умений;
Рефлексия;
Постановка домашнего задания.
Слайд 402.Использование ЭОР на уроке закрепления изученного материала
Комбинированные модули (содержат и
информацию, и практическое задание);
Задания на знание содержания текстов;
Задания на соответствие.
Слайд 413.Урок применения знаний и умений
Общая структура урока
1. Огр.момент;
2. Проверка
домашнего задания;
3. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости
применяемых знаний и умений;
4. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;
4. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя;
5. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий;
6. Рефлексия
7. Постановка домашнего задания.
Слайд 42Использование ЭОР на уроках применения знаний и умений
1. Комбинированные модули
ЭОР (практика и контроль);
2. Практические модули ЭОР;
3. Тесты;
4. Учебные статьи.
Слайд 434.Урок обобщения и систематизации знаний
Общая структура урока:
Орг.момент
Мотивационный этап;
Воспроизведение и коррекция
опорных знаний;
Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
Обобщение и систематизация
понятий, усвоение системы знаний и их применения для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;
Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;
Подведение итогов урока.
Слайд 444.Урок систематизации и обобщения знаний
(виды уроков):
Урок-семинар;
Урок-зачет;
Урок-практикум;
Урок-путешествие
* Технологии: организация дифференцированной групповой
работы.
Слайд 454.Использование ЭОР на уроках обобщения и систематизации знаний
Практические модули ЭОР;
Комбинированные
модули ЭОР (информация, контроль, практика)
Информационные модули ЭОР
Слайд 465.Урок проверки и коррекции знаний и умений
Общая структура урока:
Орг.момент.
Этам мотивации;
Проверка
знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать внешние связи
в предметах и явлениях;
Проверка знаний учащимися основных правил, законов и умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;
Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в конкретной ситуации;
Проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях;
Рефлексия;
Постановка домашнего задания;
Слайд 475.Использование ЭОР на уроке проверки и коррекции знаний и умений
Практические
модули ЭОР;
Контрольные модули ЭОР;
Задания;
Тесты
Слайд 486.Комбинированный урок
Общая структура урока:
Орг.момент;
Мотивационный блок;
Проверка домашнего задания и повторение изученного
ранее;
Работа с новым материалом;
Закрепление изученного материала;
Завершающий контроль (проверка усвоенного на
уроке)
Рефлексия учащихся
Слайд 496.Использование ЭОР на комбинированном уроке
Контрольные, практические, информационные модули ЭОР;
Иллюстрации;
Аудиофрагменты;
Видеофрагменты;
Слайд 50Анализ урока
(прослеживая карту по вертикали)
реализацию учителем ЗАДАЧ урока;
использование развивающих
форм, методов и способов
формирование УУД;
осуществление оценивания и контроля.
Слайд 51 Критерии результативности урока.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции
от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексионное действие
(оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
Слайд 52Параметры, которые не должны являться главными показателями качества урока.
Критериями оценки
урока НЕ являются:
Объём написанного учениками в тетрадях.
Количество выставленных ученикам отметок.
Количество
упражнений, выполненных за урок.
Устная или письменная форма выполняемых заданий.
Однотипность или разнотипность содержания урока.
Наличие традиционных этапов урока.
Распределение времени по различным этапам.
Использование большого (малого) количества наглядных пособий.
Использование для работы на уроке учебника.
Слайд 53
1)Выбрать тему урока с
которой планируете работать
2) Определить цель и
задачи которые вы планируете решить в личностных, предметных и метапредметных результатах (опираясь на требования ФГОС по предмету) в изучении данного материала, исходя из типа урока
3) Подобрать с учетом типа урока – ЭОРы
4) Составить технологическую карту урока с акцентом на организации деятельности учеников