Слайд 1Контроль скорости чтения и понимания текста
тренажёр по чтению
2 класс
I
полугодие
Составитель: учитель начальных классов МОУ СОШ № 9 Веремеева Елена
Геннадьевна
Составлено по книге «Блицконтроль скорости чтения и понимания текста». М. В. Беденко, А. Н. Савельев
Слайд 2 Каждый учитель знает, что для успешности обучения необходимо уверенное владение
навыком чтения. К концу периода обучения грамоте научились читать все
ученики класса. Для кого-то это стало любимым занятием, а кто-то ещё не стал настоящим читателем из-за невысокой скорости чтения. На начало 2 класса средняя техника чтения в моем классе составляла 63,3 слова в минуту. Самая высокая – 123 слова в минуту, самая низкая – 24 слова в минуту (1 чел). 14 человек читали со скоростью более 50 сл/мин. Из них 4 – более 100 сл/мин.
Как научить бегло читать всех учеников класса? Что нужно сделать, чтобы поддерживать интерес к чтению и у «слабых» учеников?
Я считаю, что ежедневные упражнения в чтении коротких интересных текстов и определенный темп чтения помогли ученикам моего класса повысить технику чтения и не потерять интерес к чтению.
К концу первого полугодия средняя техника чтения составила 80 слов в минуту.
Упражнения, представленные в данном пособии, направлены на формирование функциональной грамотности, техники чтения. На одном уроке работаю только с одним текстом: текст появляется на экране с определенной скоростью. Дети должны не только успеть прочитать, но и понять смысл текста. Для проверки понимания появляются вопросы по содержанию. Затем текст появляется еще раз в более быстром темпе. Ученики могут проверить, верно ли они ответили на вопросы и еще раз потренировать навык чтения. Вся работа занимает не более 2 минут.
Два первых текста появляются со скоростью 43,9 сл/мин. Повторно – 59 сл/мин. Затем скорость появления текстов увеличивается.
Слайд 4Американские фермеры иногда получают огромные деньги от кукурузных полей. Но
довольно необычным образом. Сначала выращивают кукурузу высотой до двух метров.
Потом часть вырубают и продают билеты на интересный аттракцион – лабиринт.
Слайд 5Внимательно ли вы читали?
Как американские фермеры зарабатывают деньги?
Из
чего фермеры делают лабиринты?
* из кукурузы * из камня
*из сена
Какой высоты должна быть кукуруза для лабиринта?
* метр * два метра *десять метров
Слайд 6Американские фермеры иногда получают огромные деньги от кукурузных полей. Но
довольно необычным образом. Сначала выращивают кукурузу высотой до двух метров.
Потом часть вырубают и продают билеты на интересный аттракцион – лабиринт.
Слайд 7Современные пресмыкающиеся в основном небольшие животные. Но бывают и исключения.
Среди них американский удав – анаконда. Эта змея – рекордсмен.
Её длина около десяти метров. Встречаются такие гиганты в непроходимых джунглях Амазонки.
Слайд 8Внимательно ли вы читали?
Существуют ли десятиметровые змеи?
*да
*нет
Где живут анаконды?
* в джунглях * в горах
*в пустынях
Какие животные ближайшие родственники змей?
* кролики * волки *ящерицы
Слайд 9Современные пресмыкающиеся в основном небольшие животные. Но бывают и исключения.
Среди них американский удав – анаконда. Эта змея – рекордсмен.
Её длина около десяти метров. Встречаются такие гиганты в непроходимых джунглях Амазонки.
Слайд 10В Пензе, на центральной площади, поставлен памятник герою. Это не
человек и даже не настоящее животное. Это – герой мультфильма
«Ёжик в тумане». На международном фестивале в Токио этот мультфильм был признан «лучшим фильмом всех времён и народов».
Слайд 11Внимательно ли вы читали?
Проводятся ли международные фестивали мультфильмов?
* да * нет
В каком городе стоит памятник ёжику?
* в Москве
* в Токио *в Пензе
Герою какого мультфильма поставлен памятник?
* «Ёжик в тумане» * «Ёжик в Токио»
* «Ёжик в Пензе»
Слайд 12В Пензе, на центральной площади, поставлен памятник герою. Это не
человек и даже не настоящее животное. Это – герой мультфильма
«Ёжик в тумане». На международном фестивале в Токио этот мультфильм был признан «лучшим фильмом всех времён и народов».
Слайд 13Верблюд – одно из самых вынос-ливых животных. Несколько не-дель он
может идти под палящим солнцем и не пить. При этом
он ещё и груз несёт. Поэтому вер-блюд для человека в пустыне не-заменим. Его называют «кораб-лём пустыни».
Слайд 14Внимательно ли вы читали?
Может ли верблюд долго не
пить?
*да *нет
Какое животное называют «кораблём пустыни»?
* антилопу
* слона *верблюда
Используют люди верблюдов в хозяйстве?
* да * нет
Слайд 15Верблюд – одно из самых вынос-ливых животных. Несколько не-дель он
может идти под палящим солнцем и не пить. При этом
он ещё и груз несёт. Поэтому вер-блюд для человека в пустыне не-заменим. Его называют «кораб-лём пустыни».
Слайд 16Сто лет тому назад каждый ученик, готовясь к уроку рисования,
запасался булочками. Ведь случается, что надо что-то стереть. В то
время карандаш-ную линию вытирали хлебным мяки-шем. А корочка шла в желудки голод-ных учеников. Потом оказалось, что намного лучше пользоваться резинкой.
Слайд 17Внимательно ли вы читали?
Можно ли вытереть карандашный след без резинки?
* Да *Нет
Чем вытирали след от карандаша сто лет назад?
*Бумагой *Резинкой *Хлебным мякишем
Слайд 18Сто лет тому назад каждый ученик, готовясь к уроку рисования,
запасался булочками. Ведь случается, что надо что-то стереть. В то
время карандаш-ную линию вытирали хлебным мяки-шем. А корочка шла в желудки голод-ных учеников. Потом оказалось, что намного лучше пользоваться резинкой.
Слайд 19Японцы берегут свою культуру. В этой стране тщательно сохраняют всё,
что связано с её историей. С почтением относятся японцы и
к природе. Напри-мер, священной считается самая вы-сокая гора Японии – Фудзияма. По-честей удостоился и маленький мос-тик через речушку Нихонбаси. Ведь на этом мостике лежит географичес-кий центр Японии.
Слайд 20Внимательно ли вы читали?
Как японцы относятся к своей
истории?
* берегут * забывают
Фудзияма – это…
* гора
* город *мостик
Почему японцы чествуют мостик Нихонбаси?
* он самый большой
*тут лежит центр страны
Слайд 21Японцы берегут свою культуру. В этой стране тщательно сохраняют всё,
что связано с её историей. С почтением относятся японцы и
к природе. Напри-мер, священной считается самая вы-сокая гора Японии – Фудзияма. По-честей удостоился и маленький мос-тик через речушку Нихонбаси. Ведь на этом мостике лежит географичес-кий центр Японии.
Слайд 22Средствам связи много сотен лет. Когда-то в Африке путешественники очень
удивлялись, как быстро рас-пространяется о них известие среди местного населения.
Оказалось, аф-риканцы передавали информацию с помощью звуков тамтамов – больших барабанов. С помощью дыма пода-вали сигнал тревоги казаки. А индей-цы прерий имели даже специальную дымовую азбуку.
Слайд 23Внимательно ли вы читали?
С помощью чего подавали сигнал тревоги казаки?
* дыма *звука *радио
С помощью чего в древности сигналили африканцы?
*ветра *азбуки Морзе *тамтамов
Существовали ли средства связи 400 лет тому назад?
*да *нет
Слайд 24Средствам связи много сотен лет. Когда-то в Африке путешественники очень
удивлялись, как быстро рас-пространяется о них известие среди местного населения.
Оказалось, аф-риканцы передавали информацию с помощью звуков тамтамов – больших барабанов. С помощью дыма пода-вали сигнал тревоги казаки. А индей-цы прерий имели даже специальную дымовую азбуку.
Слайд 25Чтобы соединить реки, моря или океаны, роют каналы. Благодаря этим
морским дорогам удалось в несколько раз сократить путь кораб-лей. Самые
известные каналы – Панамский и Суэцкий. Панамский канал избавил корабли от трудного пути вокруг Южной Америки. Суэцкий канал стал самым коротким морским путём из Европы в Индийский океан.
Слайд 26Внимательно ли вы читали?
Что соединяют каналы?
*города * моря * материки
Какой
канал находится в Америке?
*Суэцкий * Панамский
В какой океан можно
попасть через Суэцкий канал?
*Северный Ледовитый *Тихий *Индийский
Слайд 27Чтобы соединить реки, моря или океаны, роют каналы. Благодаря этим
морским дорогам удалось в несколько раз сократить путь кораб-лей. Самые
известные каналы – Панамский и Суэцкий. Панамский канал избавил корабли от трудного пути вокруг Южной Америки. Суэцкий канал стал самым коротким морским путём из Европы в Индийский океан.
Слайд 28Человека всегда привлекали красивые вещи. В природе встречаются редкие минералы
– алмазы. На солнце они переливаются всеми цветами радуги. Алмаз
– самое твёрдое в природе ве-щество. Но люди научились его обраба-тывать. Отшлифованные алмазы стано-вятся бриллиантами. У них игра света ещё ярче. Все большие драгоценные камни имеют собственные имена.
Слайд 29Внимательно ли вы читали?
Умеют ли люди обрабатывать алмазы?
*
да * нет
* Какой природный материал самый прочный?
* железо *алмаз *дерево
Что такое
бриллиант?
*природный минерал *отшлифованный алмаз
Слайд 30Человека всегда привлекали красивые вещи. В природе встречаются редкие минералы
– алмазы. На солнце они переливаются всеми цветами радуги. Алмаз
– самое твёрдое в природе ве-щество. Но люди научились его обраба-тывать. Отшлифованные алмазы стано-вятся бриллиантами. У них игра света ещё ярче. Все большие драгоценные камни имеют собственные имена.
Слайд 31Матрёшка – один из символов России. Это игрушка, в которой
помещаются маленькие копии. А создали матрёшку всего лишь сто лет
назад. Образцом послужила фигурка, привезённая из Японии. Форма куколки настолько удачно передавала особенности русской одежды, что она сразу стала родной. Теперь японцы с радость покупают русскую матрёшку.
Слайд 32Внимательно ли вы читали?
Продаются ли в России матрёшки?
* да *
нет
Матрёшка – один из символов какой страны?
* Швеции * Японии *
России
Чем матрёшка отличается от других кукол?
*в ней помещены копии *она разрисована
Как вы думаете, почему матрёшку так назвали?
Слайд 33Матрёшка – один из символов России. Это игрушка, в которой
помещаются маленькие копии. А создали матрёшку всего лишь сто лет
назад. Образцом послужила фигурка, привезённая из Японии. Форма куколки настолько удачно передавала особенности русской одежды, что она сразу стала родной. Теперь японцы с радость покупают русскую матрёшку.
Слайд 34Около Екатеринбурга высится знак. На нём висят две таблички. На
од-ной написано: «Азия», а на другой – «Европа». Если ты
едешь на запад, то попадаешь в Европу, а если на восток – то в Азию. Можно даже подойти к знаку и постоять одной ногой в Европе, а другой – в Азии.
Слайд 35Внимательно ли вы читали?
Какая часть света лежит на западе
от знака?
* Европа *Азия *Австралия
Возле какого города проходит граница
между Европой и Азией?
* Москва * Калининград *Екатеринбург
Какая часть света лежит на востоке от знака?
* Европа * Азия *Австралия
Слайд 36Около Екатеринбурга высится знак. На нём висят две таблички. На
од-ной написано: «Азия», а на другой – «Европа». Если ты
едешь на запад, то попадаешь в Европу, а если на восток – то в Азию. Можно даже подойти к знаку и постоять одной ногой в Европе, а другой – в Азии.
Слайд 37Шерсть не только спасает животных от холода. Она оберегает и
от других неприятностей. У некоторых животных волоски превратились в колючки.
А мёрзнут ли ёжики в своих «шубах»? Оказывается, что иголки прекрасно сохраняют тепло. Ведь они внутри полые, а воздух – лучший теплоизо-лятор. Так что ёжик и его колючая родня не мёрзнут.
Слайд 38Внимательно ли вы читали?
Спасают ли иголки ежа от холода?
* да * нет
От чего ещё спасают иголки животных?
*от автомобилей *от
хищников *от дождя
Какое ещё животное имеет колючки?
* дикобраз * коала *броненосец
Слайд 39Шерсть не только спасает животных от холода. Она оберегает и
от других неприятностей. У некоторых животных волоски превратились в колючки.
А мёрзнут ли ёжики в своих «шубах»? Оказывается, что иголки прекрасно сохраняют тепло. Ведь они внутри полые, а воздух – лучший теплоизолятор. Так что ёжик и его колючая родня не мёрзнут.
Слайд 40Когда Александр Македонский захватил персидский город, ему пока-зали воз царя
Гордия. На возу был завязан узел. По легенде, тот, кто
раз-вяжет узел, покорит Азию. Как ни ста-рался Александр развязать верёвку, ничего у него не получалось. Тогда он выхватил меч и разрубил узел. «Разру-бить гордиев узел» - значит просто решить сложную задачу.
Слайд 41Внимательно ли вы читали?
Что сделал Александр Македонский с узлом?
*развязал *разрубил *оставил
как есть
Кем был Александр Македонский?
* полководцем * путешественником
Слайд 42Когда Александр Македонский захватил персидский город, ему пока-зали воз царя
Гордия. На возу был завязан узел. По легенде, тот, кто
раз-вяжет узел, покорит Азию. Как ни ста-рался Александр развязать верёвку, ничего у него не получалось. Тогда он выхватил меч и разрубил узел. «Разру-бить гордиев узел» - значит просто решить сложную задачу.
Слайд 43Как-то на жителей американского города Бостон свалилось несчастье. На их
сады и огороды напали гусени-цы. Они съели дочиста всю зелень
в округе. Что только не делали жители! Они собирали гусениц и сжигали их, поливали ядами. Но ненасытных вра-гов меньше не становилось. Помогли воробьи. Птицы быстро склевали гусе-ниц. Благодарные граждане построили воробьям памятник.
Слайд 44Внимательно ли вы читали?
Кто спас жителей Бостона от гусениц?
*
Воробьи *Вороны *Сороки
В каком городе стоит памятник воробьям?
*Вашингтон *Нью-Йорк *Бостон
Приносят ли воробьи
пользу?
* Да *Нет
Слайд 45Как-то на жителей американского города Бостон свалилось несчастье. На их
сады и огороды напали гусени-цы. Они съели дочиста всю зелень
в округе. Что только не делали жители! Они собирали гусениц и сжигали их, поливали ядами. Но ненасытных вра-гов меньше не становилось. Помогли воробьи. Птицы быстро склевали гусе-ниц. Благодарные граждане построили воробьям памятник.
Слайд 46С незапамятных времён и до сегодня-шнего дня люди используют лекарст-венные
растения. Среди них особен-ное место у женьшеня. Сто лет назад
он ценился дороже золота. Цена «кор-ня жизни» была такой же, как у драго-ценных камней. На Руси женьшень не рос, поэтому наши предки использо-вали калган. Его ещё называют «казац-кий женьшень». Благодаря ему, казаки были крепкими и здоровыми.
Слайд 47Внимательно ли вы читали?
Используются ли сейчас лекарственные растения?
Да * Нет
Какое растение
называют «казацким женьшенем»?
* Берёзу * Калган *Дуб
Что ценное у женьшеня?
* Корень *
Листья * Ягоды
Слайд 48С незапамятных времён и до сегодня-шнего дня люди используют лекарст-венные
растения. Среди них особен-ное место у женьшеня. Сто лет назад
он ценился дороже золота. Цена «кор-ня жизни» была такой же, как у драго-ценных камней. На Руси женьшень не рос, поэтому наши предки использо-вали калган. Его ещё называют «казац-кий женьшень». Благодаря ему, казаки были крепкими и здоровыми.