Слайд 1
ТРЕНИНГ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧАЩИМИСЯ
Слайд 21. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ.
Слайд 3возникла в США в конце 50-х — начале 60-х годов
как реакция на бездуховность и механистичность традиционной психологии, постепенно потерявшей
живого человека в ворохе специальных знаний.
Слайд 4Гуманистическая психология входит в тройку основных течений современной зарубежной психологии.
Слайд 5
ЛИДЕР ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ – КАРЛ РОДЖЕРС
Основал:
Недерективную психотерапию
Недерективное обучение и воспитание
Слайд 6
ПЕРЕСТРОЙКА ТРАДИЦИОННОЙ ПРАКТИКИ ДОЛЖНА ИДТИ ПО СЛЕДУЮЩИМ ВЗАИМОСВЯЗАННЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
создание психологического
климата доверия между учителями и учащимися;
обеспечение сотрудничества в принятии решений
между всеми участниками учебно-воспитательного процесса;
актуализация мотивационных ресурсов учения;
развитие у учителей особых личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;
помощь учителям и учащимся в личностном развитии.
Слайд 7К. РОДЖЕРС РАЗЛИЧАЕТ ДВА ТИПА УЧЕНИЯ — БЕССМЫСЛЕННОЕ И ОСМЫСЛЕННОЕ.
Слайд 8БЕССМЫСЛЕННОЕ:
принудительное
безличностное
интеллектуал визированное
оцениваемое извне
направленное на усвоение значений
Слайд 9ОСМЫСЛЕННОЕ
свободное
самостоятельно инициируемое
личностно-вовлеченное
влияющее на всю личность
оцениваемое самим
учащимся
направленное на усвоение осмысленных элементов личностного опыта.
Слайд 10
Одним из основных недостатков традиционной системы
обучения является чрезмерная переоценка роли преподавания (и преподавателя) и недооценка
в то же самое время роли осмысленного учения (и учащегося).
Слайд 11 В современном мире, характеризующемся постоянными и все более
быстрыми и масштабными изменениями, совершенно необходимо перенести акцент в процессе
обучения с преподавания на учение, организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию
Слайд 122. ЛИЧНОСТНЫЕ УСТАНОВКИ
И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
УЧИТЕЛЯ-ФАСИЛИТАТОРА.
Слайд 13ПЕРВАЯ УСТАНОВКА:
Описывается термином«истинность», «открытость»
предполагает открытость учителя своим собственным мыслям, чувствам
и переживаниям
способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися.
Слайд 14ВТОРАЯ УСТАНОВКА:
«поощрение», «принятие», «доверие» — является выражением внутренней уверенности учителя
в возможностях и способностях каждого учащегося.
Слайд 15ТРЕТЬЯ УСТАНОВКА:
«эмпатическое понимание» — это видение учителем поведения учащегося, его
разнообразных реакций, действий и поступков с точки зрения самого учащегося,
его глазами.
Слайд 163. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ.
Слайд 17 Методы, используемые учителями-фасилитаторами в своей работе, как постоянно
акцентируется в работах представителей гуманистической психологии, являются во многом индивидуальными.
Слайд 18Но:
существует целый ряд универсальных методических приемов, которые применяются
(каждый раз в тех или иных индивидуальных модификациях) очень многими
учителями-фасилитаторами.
Слайд 19ПЕРВЫЙ ПРИЁМ:
максимальное использование ресурсов процесса учения, всевозможных средств обучения (книг,
наглядных пособий, инструментов и т. п.) и создание особых условий,
облегчающих использование учащимися этих ресурсов, обеспечивающих их физическую и психологическую доступность.
Слайд 20ВТОРОЙ ПРИЁМ:
организация и использование, в процессе обучения различных «обратных связей»,
между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование дискуссия, групповые формы
обучения и т. п.).
Слайд 21ТРЕТИЙ ПРИЁМ:
использование так называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), изучаемых
между учителем и учащимися.
Слайд 22ЧЕТВЁРТЫЙ ПОДХОД:
организация процесса учения в ученических диадах когда один ученик
(из более старшего класса) выступает в качестве ассистента учителя.
Слайд 234. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ.
Слайд 24 Результаты исследований, характеризующие эффективность гуманистического обучения в сравнении
с традиционным: гуманистическое обучение оказалось более эффективным, чем традиционное обучение.