Слайд 1ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Почекутова Е.Н., Институт экономики, управления
и природопользования
Сибирского федерального университета
Слайд 2Цели государственного регулирования экономики
Генеральная цель государственного регулирования экономики –
экономическая
и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны
и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.
Слайд 3Дерево целей государственного регулирования экономики
Слайд 4Выравнивание экономического цикла
При кризисе: стимулирование спроса на товары и услуги,
капиталовложения и занятость, экспорт товаров и услуг, приток иностранного капитала
и туристов. Для этого создаются дополнительные стимулы для частного капитала, увеличиваются государственные расходы.
В условиях бурного подъема возможны дефицит, превышение спроса на рабочую силу над предложением, рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача – обратная предыдущей.
Слайд 5Совершенствование структуры национальной экономики
Используются финансовые стимулы и государственные капиталовложения, которые
обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и районам:
поддержка отраслям
и территориям, находящимся в состоянии затяжного кризиса;
поощрение развития новых отраслей и видов производств – носителей научно-технического прогресса;
притормаживание чрезмерной концентрации производства в отдельных центрах.
Слайд 6Стабилизация денежного обращения
Основное направление - борьба с инфляцией.
Регулирование денежного
обращения опосредованно воздействует на условия накопления капитала, цены, социальные отношения.
Слайд 7Поддержка нормальной занятости
Соотношение спроса и предложения на рабочую силу должно
удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, а заработная
плата – достаточный стимул к труду.
Чрезмерный рост заработной платы – снижение национальной конкурентоспособности.
Снижение занятости (безработица) – снижение потребительского спроса, налоговых поступлений, рост расходов на пособия, опасные социальные последствия.
Слайд 8Поощрение конкуренции
Развитие многообразия форм собственности.
Самозанятость населения, развитие малого бизнеса.
Создание новых
рабочих мест.
Снижение уровня монополизации национальной экономики.
Развитие конкуренции способствует увеличению товарного
разнообразия, снижению цен и в целом – повышению национальной конкурентоспособности.
Слайд 9Стабильность цен
Воздействуя на цены возможно изменить
структуру национальной экономики
условия
капитальных вложений
устойчивость национальной валюты
социальную атмосферу.
Слайд 10Внешнеэкономическое равновесие
Воздействие на
экспорт и импорт
движение капитала
повышение
и понижение курса национальной валюты
торгово-экономической политику
участие в международной
экономической интеграции
Слайд 11Социальный мир
социальные отношения;
между работодателем и лицами, работающими
по найму;
положение малого и среднего предпринимательства;
социальное обеспечение.
Слайд 12Защита, улучшение окружающей среды
сокращение издержек производства – повышение конкурентоспособности
национальной экономики;
стимулирование разработки и внедрения ресурсосберегающих технологий;
сохранение природного и
биологического разнообразия;
сохранение здоровья населения.
Слайд 13Типы целей регулирования экономики
количественные и качественные;
долгосрочные (экономическое выравнивание регионов), среднесрочные
(создание производственных мощностей для выпуска какого-либо товара), краткосрочные (стимулирование экспорта
путем девальвации национальной валюты);
Слайд 14Типы целей регулирования экономики
гармоничные – взаимодополняющие (экономический рост – увеличение
занятости);
автономные (региональная политика и НИОКР, но автономия заканчивается при распределении
бюджета);
противоречивые (борьба с инфляции и рост безработицы);
взаимоисключающие.
Слайд 15Методы регулирования экономики
Административные методы:
запрет;
разрешение;
принуждение.
Экономические методы ГРЭ – обязательства, принятые
под влиянием очевидной материальной заинтересованности или опасения ущерба.
Группы денежно-кредитных,
бюджетных инструментов, подразделяются на методы прямого и косвенного регулирования.
Слайд 16Методы регулирования экономики
Моральное убеждение как средство РЭ – инструмент государственного
регулирования, основывается на авторитете правительства, справедливости и силе убеждения его
призывов и заявлений. Успех обеспечен при совпадении интересов собственников капитала и широких слоев населения с представлением правительства о национальных экономических проблемах, целях, приоритетах.
Добровольные соглашения. Пример: согласованная акция 1965-1977 гг. в ФРГ по вопросам тарифов заработной платы на предстоящий год между министерствами, союзов предпринимателей, крестьянства и ремесленников, центрального банка под председательством центрального банка.
Слайд 17Налоговая система Российской Федерации
Федеральные налоги и сборы
1) налог на добавленную
стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль
организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.
Слайд 18Налог на добавленную стоимость с 01.01.2015
Слайд 19Акцизы
Налогообложение подакцизных товаров с 1 января 2016 года
Виды подакцизных
товаров Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)
с
1 января 2016 года
Природный газ 30 процентов
(если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации)
Слайд 24Налог на доходы физических лиц с 01.01.2014
Слайд 26Налог на прибыль организаций (общий режим)
Слайд 27Налог на добычу полезных ископаемых (нефть)
Слайд 30Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов с 01.04.2010
Слайд 31Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов с 31.01.2009
Слайд 32Государственная пошлина
1. Государственная регистрация заключения брака, включая выдачу свидетельства, -
350 рублей;
2. Государственная регистрация расторжения брака, включая выдачу свидетельств:
- при
взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, - 650 рублей с каждого из супругов;
- при расторжении брака в судебном порядке - 650 рублей с каждого из супругов;
- при расторжении брака по заявлению одного из супругов в случае, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, - 350 рублей;
3. Государственная регистрация установления отцовства, включая выдачу свидетельства об установлении отцовства, - 350 рублей;
4. Государственная регистрация перемены имени, включающего в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, включая выдачу свидетельства о перемене имени, - 1 600 рублей;
5. Внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, включая выдачу свидетельств, - 650 рублей;
6. Выдача повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния - 350 рублей;
7. Выдача физическим лицам справок из архивов органов записи актов гражданского состояния и иных уполномоченных органов - 200 рублей.
Слайд 33Государственная пошлина
1. Выдача паспорта гражданина Российской Федерации - 300 рублей;
2.
Выдача паспорта гражданина Российской Федерации взамен утраченного или пришедшего в
негодность - 1 500 рублей;
3. Выдача загранпаспорта - 2 000 рублей;
4. Выдача загранпаспорта нового поколения - 3 500 рублей;
5. Выдача загранпаспорта ребенку в возрасте до 14 лет - 1 000 рублей;
6. Выдача загранпаспорта нового поколения ребенку в возрасте до 14 лет - 1 500 рублей;
7. Внесение изменений в загранпаспорт - 500 рублей.
8. Выдача паспорта моряка, удостоверения личности моряка - 1 300 рублей;
9. Внесение изменений в паспорт моряка, удостоверение личности моряка - 350 рублей;
Слайд 34Налоговая система Российской Федерации
Региональные налоги
1) налог на имущество организаций;
2) налог
на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Местные налоги
1) земельный налог;
2) налог
на имущество физических лиц;
3) торговый сбор.
Слайд 35Налог на игорный бизнес с 01.01.2012
Слайд 36Принципы оптимальности налоговой системы
1) экономической эффективности
2) административной простоты
3) политической ответственности
4)
гибкости
5) справедливости
Слайд 37Показатели бюджета
процент средств (валового внутреннего продукта) перераспределяемых посредством бюджета;
2) покрываемость
бюджетных расходов доходами (дефицит, профицит). В случае дефицита указываются источники
покрытия (внутренние/внешние);
3) структура расходов бюджетных средств.
Слайд 38Оптимальная структура расходов федерального бюджета
1) социальные услуги (здравоохранение, образование,
пособия, субсидии бюджетам местной власти) – 40-50%%;
2) затраты на хозяйственные
нужды (государственные капитальные вложения, дотации государственным предприятиям, государственные программы, субсидии сельскому хозяйству) – 10-20%%;
3) расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики – 10-20%%;
4) административное управление (содержание правительственных органов, милиции, юстиции и др.) – 5-10%%;
5) платежи по государственному долгу – 7-8%%.
Слайд 39Расходы бюджетов и интересы основных групп носителей социально-экономических интересов
Государственный бюджет
– компромисс
между общегосударственными и местными интересами;
между промышленными и сельскохозяйственными районами
– по поводу распределения налогов и бюджетных дотаций, т.е. ориентиров государственной территориальной структурной политики;
между интересами отдельных отраслей и компаний – по поводу налогов и субсидий, льготных кредитов и государственных заказов, подрядов на строительство.
Слайд 40Модели бюджетного федерализма
конкурентный тип характеризуется высокой степенью децентрализации управления,
финансовой независимостью местных властей, ослабленностью государственного сектора;
кооперативный тип (политика выравнивания)
характеризуется ответственностью центра за поступление финансовых средств в регионы, тесным сотрудничеством государственных и местных органов власти. Преимущества – экономичность централизованного сбора налогов, хорошие возможности по аккумулированию средств в целях горизонтального выравнивания территориальных бюджетов. Недостатки – рутинность процесса перераспределения, зависимость местных администраций от центра.