Слайд 1Цели и задачи
освоения учебной дисциплины
Слайд 2Цель освоения дисциплины состоит в том, чтобы подготовить бакалавра специального
(дефектологического) образования к педагогической деятельности с лицами (детьми, подростками, взрослыми)
с ограниченными физическими возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения.
Слайд 3Задачи освоения учебной дисциплины состоят в том, что бакалавр специального
(дефектологического) образования должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:
Слайд 4- в области коррекционно-педагогической деятельности – реабилитация и социальная адаптация
лиц с ОВЗ в учреждениях образования, социальной сферы и здравоохранения;
Слайд 5- в области диагностико-консультативной деятельности – консультирование лиц с ОВЗ,
членов их семей и педагогов по проблемам образования и профессионального
самоопределения;
Слайд 6- оказания консультативной помощи членам семей ОВЗ по проблемам семейного
воспитания;
Слайд 7- в области исследовательской деятельности – выбор и обоснование образовательно-реабилитационной
программы с учетом вида ограничений здоровья учащихся;
Слайд 8- в области культурно-просветительской деятельности – формирование общей культуры лиц
с ОВЗ и их семьями, пропаганда толерантного общественного отношения к
лицам с ОВЗ.
Слайд 9В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: основные вопросы современного правопонимания,
роль государства в жизни общества, основы конституционного, гражданского, семейного, трудового,
уголовного, административного права и законодательства в области защиты прав инвалидов (лиц с ОВЗ), в т.ч. их прав в области образования.
Слайд 10Владеть: навыками использования информации правового характера в образовательном, консультативном и
реабилитационной процессе для лиц с ОВЗ и членов их семей.
Слайд 11Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций:
Слайд 12А) общекультурных (ОК):
- способность использовать нормативные правовые документы в своей
профессиональной деятельности
Слайд 13Б) профессиональных (ПК)
готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц
с ограниченными возможностями здоровью, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации
и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 15Тема 1.1.
Государство и право,
их роль в жизни общества
Слайд 16Понятие, сущность,
признаки и функции государства
Слайд 17Государство – это воплощение публичной власти, центральный институт общества, обладающий
специальным аппаратом, способным делать свои веления общеобязательными, в том числе
через принуждение, имеющий определенную политико-территориальную организацию и осуществляющий управление в масштабах всего общества.
Слайд 18Признаки государства:
Обладание публичной властью.
Территория.
Население.
Суверенитет.
Налоги и займы.
Правотворчество.
Государственная символика.
Слайд 19Функции государства – основные направления его деятельности.
Слайд 20Внутренние функции государства:
Упорядочение совместной жизни людей в обществе.
Умиротворение социальных конфликтов.
Функция
охраны правопорядка.
Узкосоциальная функция.
Слайд 21Внешние функции государства:
Обеспечение безопасности, целостности страны, ее суверенитета.
Сотрудничество с другими
государствами в политической, экономической, культурной сферах.
Экологическая функция государства.
Слайд 22Понятие права
Право – это система общеобязательных, формализованных социальных норм, установленных
или санкционированных государством и регулирующих общественные отношения.
Слайд 23Признаки права:
Системность.
Общеобязательность.
Формализованность.
Государственно-властный характер.
Обеспеченность государственным принуждением.
Справедливость.
Слайд 24Функции права – основные направления воздействия права на общественные отношения.
Слайд 25Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, осуществляемом разными способами.
Слайд 26Охранительная функция права заключается в защите государством жизни, здоровья людей,
их прав и законных интересов.
Слайд 28Основное назначение права состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании
им стабильности, четкой юридической формы.
Слайд 29Реализация права – это претворение юридических норм в жизнь.
Слайд 30Формы реализации права:
Использование права.
Исполнение права.
Соблюдение права.
Применение права.
Слайд 31Законность и правопорядок как важнейшие характеристики современного общества
Слайд 32Законность – это точное соблюдение и исполнение правовых норм, закрепленных
в законах и иных нормативных актах, существующее в качестве устойчивой
общественной практики.
Законность – это требуемое поведение
Слайд 33Основные черты законности
1.Верховенство закона
2.Единство закона
3.Равенство перед законом
4.Неотвратимость перед юридической ответственностью
Слайд 34Правопорядок это результат действия в обществе принципа законности, результат реализации
правовых норм, который представлен системой урегулированных правом общественных отношений.
Законность –
это требуемое поведение!
Правопорядок – результат реализации правовых норм!
Слайд 35 Формы обеспечения законности и правопорядка
1.Контроль
2.Надзор
3.Обжалование
Слайд 36Надзор – не связан с вмешательством в оперативно-служебную деятельность, наблюдение
за точным и неукоснительным исполнением закона
Обжалование – обращение граждан к
уполномоченным органам или лицам в целях защиты своих прав
Контроль – проверка деятельности органов и должностных лиц в целях подчинения их деятельности нормам права
Слайд 37Тема 1.2.
Норма права, формы права,
системы права
Слайд 38Норма права – установленное или санкционированное государством обязательное правило поведения
общего характера, наделяющее участников общественных отношений правами и обязанностями,
«стандарт
поведения субъекта, которому она адресована»
Слайд 39Структура правовой нормы
Гипотеза –часть правовой нормы, которая содержит указание на
обстоятельства, при которых норма вступает в действие
Диспозиция - часть правовой
нормы, которая содержит само правило поведения
Санкция - часть правовой нормы, которая закрепляет юридическую ответственность за невыполнение нормы
«если – то – иначе»
Слайд 40Классификация правовых норм
По отраслям права – конституционного, гражданского, уголовного и
др. права
По юридической силе – нормы законов, подзаконных нормативных правовых
актов
По времени действия – постоянно действующие, временно действующие
По степени определенности в гипотезе круга адресатов – общие, специальные, конкретизированные
По характеру юридического предписания и способу воздействия на поведение субъектов –
предоставительные, указывающие, запрещающие, поощрительные
Слайд 41Формы (источники) права
Под материальным источником понимают саму жизнедеятельность общества по
всех ее формах и проявлениях.
Под формальным источником права понимают способ
организации и существования юридических норм.
Слайд 42Виды источников:
Правовой обычай
Религиозные каноны
Юридическая доктрина
Судебный прецедент
Нормативный правовой акт
Слайд 43Нормативный правовой акт - это акт (документ) компетентного государственного органа
или иного органа публичной власти, устанавливающий, вводящий в действие, изменяющий,
отменяющий нормы права.
Слайд 44Нормативный правовой акт:
Это всегда определенного вида документ со своей структурой
и атрибутами (закон, указ, постановление);
Принимается (санкционируется) только компетентным государственным органом
(и только некоторые правовые акты – органами местного самоуправления);
Принимается в соответствии с определенной процедурой;
Всегда содержит нормы права;
Имеет общеобязательный характер.
Слайд 45Юридические законы – это нормативные правовые акты, принимаемые высшими органами
государственной власти или непосредственно народом на референдуме в соответствии с
особой процедурой, обладающие высшей юридической силой и регулирующие важнейшие общественные отношения по отношению к своему предмету регулирования
Слайд 46
Все нормативные правовые акты по их юридической силе подразделяются на:
-юридические
законы (высшая юридическая сила)
-подзаконные акты
(нормативные указы Президента
РФ, постановления Правительства РФ, приказы и инструкции Министерства или иного ведомства)
Слайд 47Система нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации
По значимости общественных
отношений:
Конституция РФ,
Законы РФ о поправке к Конституции РФ,
Федеральные
конституционные законы (ФКЗ),
Федеральные законы (ФЗ),
Кодексы законов.
По территории действия:
Общегосударственные (федеральные),
Региональные (субъектов Федерации),
Местные (местное самоуправление)
Слайд 48Тема 1.3.
Система права,
отрасли права
Слайд 49Понятие системы права
Три основных элемента:
норма права (первичный элемент);
правовой институт (обособленная
совокупность правовых норм);
отрасль права (система правовых норм в определенной сфере
жизнедеятельности общества).
Слайд 50Система права является универсальной системой, в которой есть необходимые правила
для разрешения жизненных проблем разных уровней сложности.
Слайд 51Система законодательства – это совокупность нормативных правовых актов, объединенных в
отдельные отрасли.
Слайд 52Под правовой системой понимают все правовые явления отдельной страны (правосознание,
практика деятельности юристов, государственных чиновников, система правового образования, различные источники
права и иные элементы правовой сферы).
Слайд 53Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу
правового регулирования.
Слайд 54Конституционное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения,
связанные с устройством государственной власти, определением основ правового положения личности,
политико-территориальной организации государства.
Слайд 55Муниципальное право –система правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в
процессе организации и функционирования местного самоуправления и выражающие публичные и
частный ценности муниципальной демократии, право населения по решению вопросов местного значения.
Слайд 56Административное право – это система правовых норм, регулирующих управленческие отношения,
возникающие в процессе формирования и деятельности исполнительных органов государственной власти
и местного самоуправления по исполнению законов в различных сферах и отраслях общественной жизни.
Слайд 57Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые
возникают в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения осуществления его
задач и функций, характерных для определенного этапа его развития.
Слайд 58Уголовное право – система правовых норм, определяющих принципы и основания
уголовной ответственности, круг деяний, объявляемых преступными, виды и размеры наказания
за них, основания освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Слайд 59Уголовно-процессуальное право –система правовых норм, предназначенных для регламентации общественных отношений,
возникающих в ходе производства по уголовным делам.
Слайд 60Уголовно-исполнительное право –система правовых норм, регулирующих порядок и условия исполнения
и отбывания уголовных наказаний.
Слайд 61Гражданско-процессуальное право –система процессуальных норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают
между судом и участниками процесса при отправлении правосудия по гражданским
делам.
Слайд 62Гражданское право – система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные
с ними личные неимущественные отношения.
Слайд 63Трудовое право – система правовых норм, регулирующих трудовые и иные
непосредственно связанные с ними отношения.
Слайд 64Семейное право – система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные
с заключением и расторжением брака, а также семейные отношения.
Слайд 65Земельное право – система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные
с владением, пользованием и распоряжением земельными ресурсами.
Слайд 66Экологическое право – система правовых норм, регулирующих экологические отношения в
целях предотвращения и устранения вредных последствий эксплуатации природных ресурсов.
Слайд 67Предпринимательское право регулирует отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности
и руководства ею.
Слайд 68Право социального обеспечения – система правовых норм, регулирующих отношения по
материальному обеспечению пенсионеров, инвалидов, иных нетрудоспособных лиц, безработных, лиц, потерявших
кормильца, а также отношения по социальному обслуживанию населения.
Слайд 69Тема 1.4.
Международное право как особая правовая система
Слайд 70Международное право – система правовых норм, созданных государствами и другими
субъектами международного права путем согласования их воль с целью регулирования
взаимоотношений в духе сотрудничества, мира и безопасности.
Слайд 71Субъектами международного права являются государства, нации, народы, борющиеся за свою
независимость, международные организации.
Все международные споры подлежат разрешению через Международный суд.
Слайд 72Особенности международного права:
Регулирование отношений между равными по своему правовому статусу
субъектами;
Отсутствие какого-либо надгосударственного аппарата, принуждающего к соблюдению норм и принципов
международного права.
Слайд 73Нормы международного права:
Международные конвенции;
Международный обычай;
Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
Судебные
решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных
наций
Слайд 74Основные принципы международного права:
Неприменение силы и угрозы силы в международных
отношениях;
Мирное разрешение споров между государствами;
Нерушимость границ;
Территориальная целостность;
Суверенное равенство государства;
Невмешательство во
внутренние дела других государств;
Добросовестное выполнение международных обязательств;
Сотрудничество государств, совместное участие в предпринимаемых под эгидой ООН действиях превентивного характера;
Равноправие и самоопределение народов и наций;
Уважением прав человека и основных свобод.
Слайд 75Система международного права – это совокупность отраслей международного права со
своими институтами, принципами и нормами.
Слайд 76Общая часть международного права – важнейшие нормы, институты, принципы.
Особенная часть
– отдельные отрасли международного права.
Слайд 77Отрасли международного права:
право международного договора
международного экономическое право
международное гуманитарное право
международное
морское право
международное воздушное право
международное космическое право
международное экологическое право
Слайд 78Международные механизмы реализации норм международного права – специальные международные структуры
(Европейский суд по правам человека, Комитет по правам человека, Совет
по правам человека как вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН).
Слайд 79Региональные соглашения и конвенции по правам человека:
Европейская конвенция о защите
прав человека и основных свобод;
Европейский суд по правам человека.
Важнейшим международно-правовым
актом в области прав человека является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г., провозгласившая принципы свободы, равенства, братства, основные политические и гражданские права.
Слайд 80Международное частное право представляет собой правовую систему, состоящую из норм,
регулирующих частноправовые отношения (гражданско-правовые, семейные, трудовые) имущественного и неимущественного характера
с иностранным элементом.
Слайд 81Тема 1.5.
Конституция
Российской Федерации
Слайд 82В советский период:
Конституция РСФСР 1918г.;
Конституция СССР 1924г.
(РСФСР – 1925 г.);
Конституция СССР 1936г.
(РСФСР
– 1937г.);
Конституция СССР 1977г.
(РСФСР – 1978г.).
Слайд 83Изменения в Конституции РСФСР (1989г. – 1992г.)
Провозглашен государственный суверенитет
РСФСР;
Из текста Конституции исключены такие характеристики государства, как «советское» и
«социалистическое»;
Введен принцип политического плюрализма -создание различных партий;
Установлен конституционный принцип многообразия форм собственности, закреплена частная собственность;
Изменена доктрина конституционных прав и свобод человека и гражданина;
Слайд 84Изменения в Конституции РСФСР (1989г. – 1992г.)
Изменено конституционное содержание принципа
федеративного устройства России ( субьектами признаны не только республики, но
и автономные образования и территориальные единицы);
Реформирована избирательная система (альтернативность кандидатов и состязательность выборов);
Введен принцип разделения властей (вместо принципа советов);
Изменена природа народного представительства, парламент стал работать на постоянной основе
Введены института президентства и конституционного контроля;
Закреплено местное самоуправление.
Слайд 851990 год – первый Съезд народных депутатов РСФСР
12 июня 1990
года –
на этом Съезде принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР и образована Конституционная комиссия.
Слайд 86Практически одновременно:
17 марта 1991года-
Съезд народных депутатов СССР проводит
Референдум о сохранении СССР и о учреждении поста Президента РСФСР.
Народ ответил положительно.
Слайд 8712 июня 1991 года –
состоялись выборы Первого Президента
России.
Им стал Б. Н. Ельцин.
Но 19-21 августа 1991 года –
состоялся «путч», вооруженное восстание.
Слайд 88Но в декабре 1991 года –
лидеры Белоруссии,
России и Украины подписали Беловежские соглашение о прекращении действия Договора об образовании СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).
Состоялся распад СССР.
Слайд 891992-1993 годы- экономические реформы, приватизация государственной собственности, экономический и политический
и конституционный кризис.
Указ Президента РФ о подготовке нового проекта Конституции
РФ.
Слайд 90На общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации
была принята всенародным голосованием и вступила в силу с 25
декабря 1993г.
Слайд 91Основные черты Конституции Российской Федерации
Учредительный характер Конституции
Верховенство Конституции РФ
Высшая юридическая
сила Конституции РФ
Конституция РФ является юридической основой
Конституция имеет прямое действие
Стабильность
Конституции
Слайд 92Общая характеристика
структуры и содержания Конституции
Российской Федерации
Слайд 93Глава 1
посвящена основам
конституционного строя РФ
Слайд 94В главе 2
определен широкий перечень прав и свобод человека
и гражданина в Российской Федерации, а также их обязанностей.
Слайд 95В главе 3
закреплены основы регулирования федеративных отношений.
Слайд 96В главе 4
определен статус Президента РФ.
Слайд 97Глава 5
устанавливает конституционные основы статуса Федерального собрания.
Слайд 98В главе 6
определен статус органа, осуществляющего исполнительную власть в
Российской Федерации.
Слайд 99Глава 7
устанавливает конституционные основы судебной власти в России.
Глава 8
– власти местного самоуправления.
Слайд 101Правовое государство – это такое государство, в котором власть максимально
ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина.
Слайд 102Каким по содержанию и источнику происхождения является то право, которым
ограничивает себя государство:
Слайд 103Все нормы, которые регулируют и тем более ограничивают реализацию основных
прав и свобод, должны устанавливаться, изменяться и отменяться только законами.
Слайд 104Деятельность любого государственного органа должна строиться таким образом, чтобы обеспечить
и защитить основные права и свободы человека и гражданина.
Слайд 105Государство, человек, народ – любой субъект права – должны быть
в равной мере законопослушными.
Слайд 106Обязанности гражданина перед государством должны быть «уравновешены» соответствующими обязанностями государства
перед гражданином.
Слайд 107Без независимого, беспристрастного суда, перед которым все равны, не возможна
как реализация прав граждан, так и в целом существование системы
отношений между обществом, государством и человеком.
Слайд 108Принципы правового государства
Верховенство закона.
Легитимность публичной власти.
Гарантированность прав и свобод гражданина.
Взаимная
ответственность государства и личности.
Разделение властей.
Слайд 109Непосредственная и представительная демократия
Непосредственная демократия – сам народ (а не
его представители) осуществляет важнейшие государственные функции законодательства и управления.
Представительная демократия
– характерно участие народа в осуществлении этих важнейших функций не непосредственно, а через своих представителей.
Слайд 110Представительная демократия:
в форме президентской республики;
в форме парламентской республики;
возможно также сочетание
черт президентской и парламентской форм правления (смешанная республика).
Слайд 111Народное представительство является самой важной организационной формой правового государства.
Слайд 112Тема 1.7.
Правовое государство и конституционный статус личности
в Российской
Федерации
Слайд 113Конституционные права и свободы – основные и фундаментальные.
Совокупность основных прав,
свобод и обязанностей образует центральную часть (элемент) конституционно-правового статуса человека
и гражданина.
Слайд 114Правовой статус личности (человека и гражданина) – это система признанных
и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей,
а также законных интересов человека как субъекта права.
Слайд 115Структура правового статуса человека и гражданина:
международно-правовой;
конституционно-правовой;
отраслевой.
Слайд 116Международно-правовой элемент правового статуса личности – права, свободы и обязанности,
которые закреплены в конституциях демократических государств и воспроизводят так называемый
«стандарт прав человека».
Слайд 117Конституционный статус личности – это положение личности в обществе и
государстве, определенное конституцией и иными актами конституционного законодательства.
Слайд 118Элементы конституционного статуса:
гражданство;
конституционные правоспособность и дееспособность;
конституционные принципы взаимоотношений государства и
личности;
конституционные права, свободы и обязанности личности;
конституционные гарантии прав и свобод.
Слайд 119Конституционные принципы взаимоотношений государства и личности:
Признание и гарантированность прав и
свобод человека и гражданина;
Принцип неотъемлемости прав и свобод человека;
Юридическое равенство;
Принцип
непосредственно действующих прав и свобод человека и гражданина;
Принцип предоставления всех прав и свобод в полном объеме только гражданам Российской Федерации
Равенство прав и равенство обязанностей
Слайд 120Гражданин – это лицо, которое состоит в особом юридически значимом
состоянии длящейся правовой связи с государством.
Слайд 121Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения
независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут,
или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство).
Слайд 122Пять групп прав и свобод:
личные;
политические;
экономические;
социальные;
культурные.
Слайд 123Личные права человека – это совокупность естественных и неотчуждаемых основополаг-ающих
прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих
от его принадлежности к конкретному государству.
Право на жизнь
Право на защиту чести и достоинства
Право на личную неприкосновенность
Неприкосновенность частной жизни
Право на неприкосновенность жилища
Слайд 124Политические права гражданина
Избирательное право
Право петиций
Экономические права человека
Социальные права
Права в сфере
культуры
Слайд 125Тема 1.8.
Конституционное регулирование федеративных отношений
и особенности федерализма в
России
Слайд 126В январе 1918г. Российская Советская Республика была провозглашена федеративным государством
- Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой – начался первый этап
развития федерализма в России.
Слайд 127В 1922 г. объединились на основе договора с Украиной, Белоруссией
и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республикой – начался второй этап
развития федерализма.
С периодом «перестройки» начался третий этап развития федерализма в России.
Слайд 128В Российскую Федерацию входят
83 субъекта:
21 республика;
национально-территориальные (автономные) образования –
автономная область (1) и автономные округа (4);
территориальные образования – края
(9), области (46), города федерального значения (2).
Слайд 129Модель определения статуса Федерации, ее субъектов и их взаимоотношений друг
с другом
установлено соотношение положений Федеративного договора, иных договоров между РФ
и ее субъектами с нормами Конституции РФ;
определена система принципов федеративных отношений;
определен статус России как федеративного государства;
определен статус субъектов РФ;
разграничены предметы ведения и полномочия между РФ и ее субъектами.
Слайд 130Договоры действуют только в той части, которая не противоречит Конституции
РФ.
Слайд 131Система принципов
федеративных отношений:
Принцип построения РФ на сочетании национально-территориального и
территориального начал;
Принцип государственной целостности РФ;
Принцип равноправия и самоопределения народов в
РФ;
Слайд 132Система принципов
федеративных отношений:
Принцип равноправия субъектов РФ;
Принцип разграничения предметов ведения
и полномочий между РФ и ее субъектами;
Принцип единства системы государственной
власти в РФ.
Слайд 133Статус России
как федеративного государства
Именно Федерации в целом принадлежит государственный
суверенитет.
Федерация обладает территориальным верховенством.
Гражданство Российской Федерации является единым и единственным.
Федерация
обладает своей Конституцией, законодательством, компетенцией.
Слайд 134Статус России
как федеративного государства
На федеральном уровне действуют органы государственной
власти.
В процедурах формирования и деятельности органов государственной власти России отображена
ее федеративная природа.
В России сложилась собственная экономическая система.
Государственным языком на всей территории РФ является русский язык.
Слайд 135Статус России
как федеративного государства
Россия как федеративное государством обладает своими
символами – гербом, гимном, флагом.
Россия обладает полной международной правосубъектностью.
Слайд 136Статус субъектов
Российской Федерации
Общая характеристика статуса субъектов РФ:
Субъекты РФ имеют
правовые возможности для самостоятельного создания конституций (уставов) и своего законодательства.
Невозможно
изменить статус субъектов без их согласия.
Слайд 137Общая характеристика статуса субъектов РФ
Субъекты РФ самостоятельно устанавливают и изменяют
свое наименование.
Субъекты РФ вправе иметь собственную символику: герб, гимн, флаг,
столицу или административный центр.
Субъекты РФ обладают собственной территорией.
Слайд 138Общая характеристика статуса субъектов РФ
Государственная собственность в РФ подразделяется на
федеральную и собственность субъектов РФ.
Субъекты РФ имеют свою систему органов
государственной власти.
Слайд 139Разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и
субъектами Федерации
«Конструкция»
разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами:
Ведение
Российской Федерации
Совместное ведение РФ и субъектов РФ
Указание на остаточную компетенцию субъектов РФ.
Слайд 140Тема 1.9.
Система
государственных органов РФ
Слайд 141Государственный аппарат.
Признаки государственного органа
Наличие властных полномочий.
Наличие определенной нормами права
собственной компетенции.
Осуществление конкретных государственных задач и функций.
Организационная структуры, установленная нормативными
правовыми актами.
Каждый государственный орган образуется государством.
Слайд 142Высшие органы государственной власти в Российской Федерации
Президент РФ:
Является гарантом Конституции
РФ, прав и свобод человека и гражданина;
Принимает меры по охране
суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;
Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
Как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
Слайд 143Полномочия Президента РФ, связанные со сферой законодательной власти:
назначение выборов в
Государственную Думу;
роспуск Государственной Думы;
обращение к Федеральному Собранию с
ежегодными посланиями;
внесение законопроектов в Государственную Думу;
подписание и обнародование федеральных законов, право отлагательного вето в отношении федеральных законов.
Слайд 144Полномочия Президента РФ, связанные со сферой исполнительной власти:
назначает председателя Правительства
РФ;
назначает и освобождает от должности членов Правительства РФ;
вправе отменять
постановления и распоряжения Правительства РФ;
вправе принять решение от отставке Правительства РФ;
формирует Администрацию Президента РФ.
Слайд 145Полномочия в сфере взаимоотношений с судебной властью, правоохранительными и контрольными
органами
Слайд 146Полномочия Президента РФ в сфере взаимоотношений с индивидами:
решение вопросов гражданства
и предоставления политического убежища;
награждение государственными наградами РФ, присвоение почетных
званий РФ;
осуществление помилования осужденных.
Слайд 147Полномочия Президента РФ в сфере взаимоотношений с народом.
Президент РФ назначает
общероссийский референдум.
Слайд 148Полномочия Президента РФ в сфере международных отношений, обороны и безопасности:
ведет
переговоры и подписывает международные договоры РФ;
утверждает военную доктрину РФ;
вводит военное
положение, чрезвычайное положение.
Слайд 149Полномочия Президента РФ в сфере взаимоотношений с органами государственной власти
субъектов РФ.
Слайд 150Федеральное собрание – парламент Российской Федерации является представительным и законодательным
органом Российской Федерации.
Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета
Федерации и Государственной Думы.
Слайд 151Полномочия Совета Федерации
Полномочия Совета Федерации, связанные с деятельностью Президента РФ.
Полномочия
Совета Федерации, связанные с деятельностью судов, иных правоохранительных, а также
контрольных органов.
Полномочия Совета Федерации, связанные с законодательной деятельностью.
Слайд 152Полномочия Государственной Думы
Полномочия Государственной Думы, связанные с законодательной деятельностью.
Полномочия Государственной
Думы, связанные с деятельностью Президента РФ.
Полномочия Государственной Думы, связанные с
деятельностью Правительства РФ.
Полномочия Государственной Думы, связанные с правоохранительной деятельностью, защитой прав человека.
Слайд 153Правительство РФ
Полномочия:
в сфере экономики и финансов;
в социальной сфере;
в сфере обеспечения
законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;
в сфере обороны
и безопасности РФ;
в сфере внешней политики и международных отношений.
Слайд 154Система исполнительной власти
Федеральное министерство
Федеральная служба
Федеральное агентство
Слайд 155Судебная власть
Российской Федерации
Принципы функционирования судебной власти:
Осуществление правосудия только судом;
Независимость
судей и подчинение их только Конституции РФ;
Законность в деятельности судов;
Обязательность
судебных постановлений;
Состязательность процесса;
Слайд 156Принципы функционирования судебной власти:
6. Равенство всех перед законом;
7. Участие граждан
в осуществлении правосудия;
8. Гласность судебного разбирательства;
9. Презумпция невиновности;
10. Недопустимость повторного
осуждения;
11. Принцип национального языка судопроизводства.
Слайд 157Прокурорский надзор в Российской Федерации
Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная
система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением
Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Слайд 158Содержание
Раздел 1. Правоведение
1.1. Государство и право с.16
1.2. Норма права,
формы права с.35
1.3. Система права с.45
1.4. Международное право
как особая
правовая система с.68
1.5. Конституция РФ с.80
1.6. Правовое государство с.96
1.7. Правовое государство и
конституционный статус личности в РФ с. 108
1.8. Конституционное регулирование
федеративных отношений и
особенности федерализма в России с.121
1.9. Система государственных органов с.136