Слайд 1Ценообразование алкогольных продуктов Винная индустрия
Алпысбай Г.
Слайд 2Цены на винодельческих предприятиях делится на
Оптовая цена предприятия состоит
из полной себестоимости продукции и плановой прибыли. По этой цене
рассчитывают объем реализуемой, товарной и валовой продукции. На основе оптовой цены рассчитывают размер полученной прибыли.
Свободноотпускная цена предприятия представляет собой цену, по которой реализуется продукция в торговую сеть по разным направлениям сбыта. Она состоит из оптовой цены предприятия плюс акциз, плюс налог на добавленную стоимость. После реализации продукции по свободно отпускной цене выручка направляется в распоряжение предприятия. Акциз и налоги на добавленную стоимость поступают в государственный бюджет.
Розничная цена – это цена, по которой винодельческая продукция продается населению торговыми организациями. Она больше свободноотпускной цены предприятия на величину торговой скидки, которую получают торговые организации для компенсации затрат, связанных с реализацией продукции населению (реклама, транспортные затраты, зарплата продавцов) и получением прибыли.
Слайд 3Из чего складывается цена на вино?
Цена формируется из расходов на
бутылку, пробку, этикетку, рекламу, доставку, оплату труда и, конечно же,
из стоимости винограда, плюс акцизный налог и исторический имидж места произрастания. Особенность региона, способ возделывания, сорт винограда и погодные условия формируют стоимость винограда, которая может отличаться в десятки раз.
Слайд 4Факторы влияющие на цену
1. Стоимость винограда может формировать до 60% цены
на вино. В самых значимых винных регионах стоимость 1 килограмма
винограда в 2-3 превышает стоимость винограда на полках магазина. Цена очень зависит от допустимых норм выращивания на 1 гектар в данном регионе, сложности обработки виноградника, применения искусственного полива, стоимости земли и погодных условий. С 1 га земли можно получить от 2000 до 8000 кг виногада. Чем меньше выход винограда с одного гектара, тем больше ягоды получили питательных веществ, тем богаче и ярче вино.
В зависимости от классификации региона и качества выпускаемого вина, с одной лозы получают от одной до трех бутылок вина.
Примеры средней стоимости винограда за 1000 кг
• Шампань (Франция) — 5500-6000 EUR.
• Пьемонт (Италия)- 3500-5500 EUR.
• Бургундия (Франция) — 2700 EUR.
• Компания (Италия) — 1500 EUR.
Слайд 5Погода
Вино — это сельскохозяйственный продукт, который собирается раз в году
и в значительной степени зависит от воздействий окружающей среды в
течение сезона. Поздняя или ранняя весна, дожди, град и прочие сюрпризы сильно сокращают объем и качество ягод. Особенно это касается более северных винных регионов Франции, Австрии и Германии. Например, в некоторых частях Бургундии виноделы ежегодно теряют от 30 до 100% урожая, что, безусловно, отражается в будущем на цене
Слайд 6Стоимость земли
Определяется множеством факторов, включая экспозицию участка, высоту над уровнем
моря, тип почвы, возраст лоз, их классификацию и многое другое.
Большое влияние оказывают исторически сложившаяся ценность винного региона и популярность страны.
Стоимость 1 гектара варьируется от 20 000 EUR (это земли для производства столовых вин) до нескольких миллионов евро за уникальные участки, на которых виноград проявляет необыкновенные свойства… К таким землям относятся виноградники в Шампани, Бургундии, Пьемонте и Бордо.
Слайд 7
4. Оплата труда очень большая составляющая в затратах винодела. Одной из проблем
современной винодельческой Европы является либеральное трудовое законодательство с 35 часами
работы в неделю и минимальной зарплатой в 1250 EUR. Стоимость труда на одну произведенную бутылку может колебаться от 0,40 до 2,8 EUR. Большинство семейных виноделов с небольшими площадями посадок используют ручной труд для работы с лозой, а также для сбора и сортировки урожая. Виноделы, у которых площади больше, а продукт более массовый, используют, конечно же, технику. К примеру, для того чтобы бутылка великого бургундского вина оказалась на полке, местные виноделы утверждают, что как минимум 70 раз рука человека должна коснуться земли, лозы, винограда, бочки, бутылки и т. д. Это как стоимость дизайнерского платья или костюма. Люди, которые создают индивидуальные модели одежды, шьют их вручную, наполняют продукт собственными эмоциями, знаниями, придавая ему больше ценности в глазах других людей. Такие виноделы сами становятся частью своего вина, его характера и вкуса.
Слайд 8Отдельная история с дубовыми бочками. Многие виноделы выбирают для выдержки вин
каждый раз новые бочки, а это от 600 до 900
EUR, в зависимости от уровня бондаря. В баррике (французских бочках) — 300 бутылок. Получается, что цена баррика на бутылку вина — 2-3 EUR. Очевидно, что вино от 4-12 EUR не имеет к дубу никакого отношения, оно должно быть легким и фруктовым, а если присутствует ванильный оттенок, то, скорее всего, в производстве использовали дубовые чипсы или деревянные брусочки — это абсолютно коммерческий ход. В этом случае дубом прикрывают недостатки исходного сырья. При производстве высококачественных вин бочки используются ради достижения более богатого и зрелого вкуса вин с большим потенциалом к старению.
Слайд 9Дубовая арифметика
Вино от 3,5 EUR (в стране производителя) — простое,
легкое вино без контакта с дубом, если он присутствует —
это чипсы.
Вино от 6 до 10 EUR может быть выдержано в старых бочках, но следует уделять внимание марке и производителю.
Вино от 10 EUR может быть выдержано в бочке, с поправкой на биржевую стоимость сырья и стоимость земли. Вино с юга Франции вполне может быть выдержано в новых барриках.
Слайд 10Время, как известно, — деньги. Не все вина подвергаются дополнительной
выдержке, но те, которые попали в бочки, сразу дорожают, поскольку
требуют больше вложений в оборудование, место для хранения и затраты на работу… Если вино проводит два года в барриках и еще некоторое время выдерживается в бутылках, то речь идет о долгосрочном проекте, причем каждый месяц винодел платит зарплату сотрудникам, оплачивает счета за электроэнергию, налоги и прочее… Разумеется, все эти расходы будут включены в цену вина. Например, бутылка итальянского Barolo стоит не менее 35 EUR и выдерживается как минимум три года, но чаще — дольше, до момента поступления в продажу.
Слайд 11Пробка — очень важный элемент для правильного развития вина и долгосрочного
хранения. Качество пробки зависит от материала, из которого она изготовлена,
и надежности производителя. В зависимости от уровня вин используют различные типы пробок. Самая дешевая — композитная, по 0,05 EUR, она не рассчитана особенно для хранения, применяется для массовых вин. Португальская пробка — длиной до 6 см и изготовленная из цельного куска коры — стоит 3 EUR и предназначена для вин, которые могут развиваться до 30-50 лет. В среднем качественная пробка для вина обходится производителям в 0,40 EUR.
Слайд 13Этикетка – серьезная составляющая, часто является навигацией при выборе вина. Здесь
цены колеблются от 0,10 EUR за сдержанную элегантность до 0,90
EUR за праздничный наряд шампанского с золотой фольгой на горлышке.
Слайд 14Потенциал развития виноградарства
Общая мировая площадь под виноградниками в 2017 году
составила 7,6 млн. га (рис. 1). С момента окончания программы
Европейского Союза по регулированию производственного потенциала отрасли, темпы сокращения виноградников ЕС значительно замедлились. По итогам 2017 года европейские виноградники занимают площадь в 3,3 млн. га, что на 5,6 тыс. га меньше уровня 2016 года. Последние имеющиеся данные свидетельствуют о стабилизации общей площади виноградников во Франции (787 тыс. га), Румынии (191 тыс. га) и Германии (102 тыс. га). Площадь виноградников в Испании, напротив, сократилась на 8,2 тыс. га. Наибольший прирост площадей был зафиксирован в Италии (+5 тыс. га)
Слайд 15Мировое производство вина
В 2017 году мировое производство вина (без учета
соков и сусла), по сравнению с 2016 годом снизилось на
8,42 % и составило 250 млн. дал. Уровень производства 2017 года является самым низким за последние 60 лет. В 2017 году лидером среди производителей вина, с долей в 17 % является Италия. На долю французких производителей приходится 14,68 %, испанских — 12,84 %. США также имеют значительный вес — 9,32 %. Суммарно на эти четыре страны приходится 53,84 % от мирового производства
На снижение объемов мирового производства вина повлияли, главным образом, неблагоприятные погодные условия. Так продолжительная засуха 2017 года в Европе способствовала сокращению производства на 14,6 %. По сравнению с 2016 г. производство в Италии (42,5 млн. дал.), Франции (36,7 млн. дал), Испании (32,1 млн. дал) и Германии (7,7 млн. дал) снизилось на 17 %, 19 %, 20 % и 15 % соответственно. США сохранили свой уровень производства на прежнем уровне (23,3 млн. дал.). В Южной Америке, после спада производства в 2016 году (в результате действия урагана «El Nino»), наблюдается рост: в Аргентине — на 25,5 %, Бразилии — в 1,7 раза. Рост в Австралии сотавил 5,4 %
Слайд 16Динамика потребления вина
В структуре мирового потребления лидерство принадлежит США —
13,42 % (32,6 млн. дал.) от всего мирового потребления. Доля
Франции составляет 11,11 % (27,0 млн. дал.), Италии — 9,3 % (22,6 млн. дал.), Германии — 8,31 % (20,2 млн. дал.), Китая — 7,37 %(17,9 млн. дал.). Суммарно на топ-5 мировых потребителей винной продукции приходится почти половина (49,51 %) от всего мирового потребления. Россия с долей в 3,66 %(8,9 млн. дал.) делит вместе с Аргентиной 8–9 места. Что касается динамики, то наибольший рост по итогам в 2017 года среди топ-10 потребителей был зафиксирован в Австралии (10-е место) — 5,45 %. В Испании (7-место), Китае и США прирост по сравнению с 2016 годом составил 4,04 %, 3,47 % и 2,84 % соответственно. Наибольшие темпы снижения был зафиксированы в Аргентине — на 5,32 %, РФ — на 2,2 % и Великобритании — на 1,55 %.
Слайд 17Выводы
Площадь виноградников в планетарном масштабе остается стабильной на протяжении последних
лет и на 2017 год составляет 7,6 млн. га. Очевидно,
данный показатель имеет возможность как экстенсивного, так и интенсивного развития, однако общий потенциал отрасли ограничен, главным образом, потреблением. Производство вина в 2017 году снизилось на 8,42 % и составило 250 млн. дал. Уровень производства в 2017 году оказался самым низким за последние 16 лет. В числе факторов сокращения следует выделить неблагоприятные погодные условия. Мировое потребление демонстрирует устойчивый рост с 2014 года. По итогам 2017 года мировой объем потребления вина составил 243 млн. дал., что в целом соотвествует уровню потребления 2010–2013 гг. Снижение производства и рост потребления вылились в минимальный за последние годы излишек на мировом рынке (7 млн. дал.). К слову в 2013 году мировое производство превышало потребление на 47 млн. дал. В целом же мировой рынок вина характеризуется высокой устойчивостью. Как и для любого с/х производства для него характерен высокий климатический риск, однако с учетом стабильного превышения производства над потреблением, дефицит на рынке винной продукции маловероятен.