Слайд 2Церебрастенический синдром — это неспецифический неврологический синдром, характеризующийся нарушением памяти
и внимания, снижением работоспособности, повышенной утомляемостью, сильным истощением ЦНС и
головными болями, а также различными вегетативными проявлениями.
В большинстве случаев заболевания отмечается также сокращение времени бодрствования и увеличение продолжительности сна, двигательное беспокойство ребёнка и его эмоциональная лабильность (резкая смена настроения).
Слайд 3Церебрастенический синдром у детей:
основные причины возникновения
Среди основных причин возникновения
церебрастенического синдрома у детей выделяют следующие:
1. патология беременности (тяжёлый токсикоз,
различные внутриутробные инфекции, травмы и интоксикации);
2. патология родов, в связи с чем было нарушено поступление кислорода в мозг малыша;
3. внутриутробная гипоксия плода;
4. приём будущей мамой лекарственных препаратов;
5. недоношенность;
6. гемолитическая болезнь, внутричерепные кровоизлияния, пневмония, сепсис.
Новорождённые с таким диагнозом до недавнего времени не выживали, но благодаря постоянному развитию неонатологической медицинской помощи сейчас наблюдается значительное снижение показателей перинатальной смертности. Вместе с этим возросло количество детей, способных по уровню умственного развития к освоению программного материала, но неуспевающих за объемом и темпом школьной программы. Это и есть ученики с церебрастеническим синдромом, у которых постоянные чрезмерная утомляемость и истощаемость нервной системы препятствуют полноценному включению в процесс обучения.
Часто церебрастенический синдром у детей может быть последствием сотрясения или травмы мозга, менингита, энцефалита, а также общих инфекций с токсическим поражением мозговых тканей. Также это заболевание может развиться и у детей после хирургической операции — причиной этому может стать анемическая, гистотоксическая или циркуляторная гипоксия.
Слайд 4Церебрастенический синдромом у детей: симптомы
Существуют две формы церебрастении:
гипердинамическая;
гиподинамическая.
Для первой формы
характерны:
повышенная возбудимость;
неуправляемость;
двигательная расторможенность;
эмоциональная лабильность (быстрая смена настроения), в частности внезапный
переход от смеха к плачу (или наоборот);
эпизодические проявления агрессии.
Вторая форма проявляется в следующих признаках:
слабость;
пугливость;
боязливость;
нерешительность и робость;
отсутствие инициативности;
повышенная эмоциональная чувствительность
Слайд 5Для детей, страдающих церебрастеническим синдромом, характерны заболевания верхних дыхательных путей.
Также наблюдается склонность к запорам и ухудшение аппетита. У детей
старшего возраста отмечаются холецистопатип и желудочно-кишечные дискинезии. Такие дети отстают от сверстников в росте и массе тела; у половины из них ярко выраженный диатез; они неуравновешенны.
Дети с церебрастеническим синдромом часто страдают рвотой, плохо засыпают, капризничая перед сном. Их сон поверхностный, малыши от 1-до 2 лет могут страдать ночными страхами. У некоторых проявляется неврозоподобный энурез как во время ночного, так и дневного сна.
В 3- или 4-летнем возрасте может начать формироваться вегетососудистая дистония. Речевое и психическое развитие таких детей соответствует возрасту.
Таким детям трудно ужиться в коллективе, у них наблюдается отрицательная реакция на общие мероприятия, они стараются изолироваться, но в то же время они могут проявлять очень большую привязанность к более активным и сильным детям.
Слайд 6Школьники с церебрастеническим синдромом также характеризуются истощённостью, сниженной концентрацией внимания,
очень медленным темпом усвоения и запоминания учебного материала. Возникшие трудности
— это ответная реакция ребёнка на систематическую учебную нагрузку. Даже при правильной учебной мотивации такие ученики лишь на очень короткий срок могут сохранять умственное напряжение. Если же объём задания увеличен, и он требует ещё большей сосредоточенности и напряжения, такие дети начнут быстро утомляться, что выразится в расстройствах внимания, в слабом контроле своих действий и в недостаточной целенаправленности. Уже через 8-10 минут ребёнок будет только присутствовать в классе, но принимать какое-либо участие в уроке он не сможет.
Среди таких школьников есть дети, которые так стараются быть прилежными, используя при этом максимальное напряжение своих возможностей, что это может привести только к ещё большему истощению и переутомлению нервной системы. Хроническая усталость снижает и без того невысокую работоспособность, что только лишний раз усиливает раздражительность, возбужденность и эмоциональную неустойчивость.
Объём школьного материала, его темп и продолжительность урока — всё это становится для ребёнка непосильным, результатом чего будет только постоянная усталость.
Такие дети постоянно отвлекаются, не слушают объяснения учителя — они просто не могут полноценно работать на уроке. Апатия или возбудимость, двигательная расторможенность — это тоже причины подобного переутомления. Но довольно часто такая усталость остаётся незамеченной — и педагоги обвиняют ребёнка в отсутствии мотивации к учёбе, что травмирует его, ведь он не в силах оценить своё состояние и объяснить взрослым свои трудности. Постепенно такие дети, переживая свою несостоятельность, могут проникнуться ненавистью к школе, к учителям и начать пропускать занятия.
Детям с диагнозом церебрастенический синдром трудно распознавать заштрихованные и деформированные предметные изображения, у них отмечается снижение объёма зрительной и слуховой памяти, а также замедление скорости запоминания информации. Им трудно запоминать последовательность движений и действий.
Слайд 7Лечение церебрастенического синдрома у детей
Лечение церебрастенического синдрома у детей нужно
начинать сразу после его первых клинических проявлений. Оно зависит от
степени выраженности нарушений в деятельности ребёнка и, в первую очередь, должно быть направленным на стимулирование и восстановление нормального состояния центральных регуляторных механизмов.
На сегодняшний день в медицинской практике нет единственного общепринятого метода лечения церебрастенического синдрома. В основном лечебные мероприятия имеют симптоматический характер и базируются они на интуиции и опыте врача. Так, если у больного проявляется судорожный синдром, то назначают следующие препараты: "Фенобарбитал", "Дифенил", "Финлепсин" и "Депакин". Аминокислоты, адаптогены и ноотропные препараты назначают для стимулирования обменных процессов в тканях мозга. "Диакарб" применяют при лечении гипертензионного синдрома; "Прозерин" — при лечении мышечной гипотонии, а "Мидокалм" и "Дибазол" — при синдроме гипертонии мышц. Спазмолитики "Дибазол", "Эуфиллин", "Пентоксифиллин" и "Циннаризин" помогут улучшить мозговое кровообращение.
Слайд 8Лечение церебрастенического синдрома у школьников
Коррекционное воздействие на школьников с церебрастеническим
синдромом должно быть комплексным и включать в себя как педагогический,
так и медикаментозный аспекты. При наличии у ребёнка церебрастенического синдрома нужно тщательно соблюдать режим отдыха и труда, увеличить время его пребывания на воздухе, продолжить время сна. Необходимо освободить его от дополнительных нагрузок и ограничить просмотр телепередач. Важным для таких детей является темп подачи учебного материала — они нуждаются в оказания учителем индивидуальной помощи. Задания для таких учеников должны быть небольшими по объёму и ограниченными по времени.
Таким детям нужно постоянное общеукрепляющее лечение. Так, из тонизирующих средств врачи рекомендуют применять настойки радиолы, китайского лимонника, зверобоя или заманихи. Как стимулирующие средства могут использоваться настойка женьшеня, экстракт элеутерококка и «Пантокрин» (в течение 1-1,5 месяцев). При изменениях в эмоциональных реакциях и в поведении требуется назначение седативной терапии ("Новопассит", настойка валерианы; отвары трав пустырника и боярышника).
Слайд 9Способы улучшения жизни ребёнка с церебрастеническим синдромом
В первую очередь сформулируйте
суть проблемы. Выясните у ребёнка где и как конкретно проявляется
проблема — в классе, во время игр или дома — в спальне, ванной или во время ужина… Опишите вместе с ребёнком его проблемное поведение — драчливость, манеру громко разговаривать в классе, уходить из-за стола во время еды, выходить из себя и пр.
Вместе найдите конкретные способы решения выясненных проблем.
Не забывайте и о поощрениях.
Помогите ребёнку в правильной организации его дня.
Позволяйте ему принимать на себя ответственность.
Не будьте скудны на похвалу: такие дети больше остальных нуждаются в ней.
Договаривайтесь с ребёнком, но не старайтесь вместе с этим сломить его.
Слайд 10
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник:
http://womanadvice.ru/cerebrastenicheskiy-sindrom-u-detey#ixzz3NHd6KU00
Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни