Разделы презентаций


Церковь и государство в XV - XVI веках

Содержание

В период феодальной раздробленности Православная церковь сохраняла единство, способствуя объединению земель Руси. Она же поддерживала политику князей, направленную на преодоление власти монголо-татар и междоусобиц.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Церковь
и государство
в XV - XVI веках

Церковьи государствов XV - XVI веках

Слайд 2 В период феодальной раздробленности Православная церковь сохраняла единство, способствуя

объединению земель Руси. Она же поддерживала политику князей, направленную на

преодоление власти
монголо-татар и междоусобиц.
В период феодальной раздробленности Православная церковь сохраняла единство, способствуя объединению земель Руси. Она же поддерживала политику

Слайд 3Церковь проповедовала,
что добиться вечного блаженства на том свете
можно

через посмертную молитву.
А чтобы обеспечить ее, необходимо мирянам не

скупиться на щедрые пожертвования.

Богатые бояре, купцы при разделе земли и другой собственности между наследниками обязательно выделяли значительную долю в пользу монастыря

Церковь получала с населения церковную десятину

Церковь проповедовала, что добиться вечного блаженства на том свете можно через посмертную молитву. А чтобы обеспечить ее,

Слайд 4Освещение Благовещенского собора Кремля

в 1489 г.
Благодарные князья предоставляли Церкви земельные владения,

налоговые льготы, жертвовали значительные суммы денег.

Соперничество церкви и государства за власть

Освещение Благовещенского собора Кремля         в 1489 г.Благодарные князья предоставляли

Слайд 5Церковь и великие князья были ярыми противниками расширения контактов с

католическим Западом.
Со времени образования Русского централизованного государства оно стало

для Запада закрытым. Въезд и выезд из страны жестко контролировались.

Православная икона

Россия и Запад

Церковь и великие князья были ярыми противниками расширения контактов с католическим Западом. Со времени образования Русского централизованного

Слайд 6Авторитет Церкви значительно вырос после падения Константинополя : Русская Православная

Церковь стала самой крупной, богатой и могущественной Православной Церковью.


Митрополит Геронтий

Соперничество церкви и государства за власть

Благовещенский собор

Авторитет Церкви значительно вырос после падения Константинополя : Русская Православная Церковь стала самой крупной, богатой и могущественной

Слайд 7Из-за разорения татаро-монголами Киева митрополичья кафедра в 1299 (или в

1309) была перенесена во Владимир,
а в 1325 при митрополите

Петре
кафедру переместили в Москву.

До 1448 Русская церковь находилась в ЮРИСДИКЦИИ Вселенского (Константинопольского) патриархата,
составляя отдельную Русскую митрополию
и пользуясь большой АВТОНОМИЕЙ,
хотя её митрополиты и ставились Константинополем

Из-за разорения татаро-монголами Киева митрополичья кафедра в 1299 (или в 1309) была перенесена во Владимир, а в

Слайд 8В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от

нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная

церковь подписала с католической церковью УНИЮ — документ об объединении восточной и западной христианских церквей.

Этим документом признавался ДОГМАТ о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его КАНОНическим правилам.

Флорентийская уния

В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском

Слайд 91448 г.
Флорентийская уния
была отвергнута
Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший

унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен
Поместный собор

1448 г.Флорентийская уния была отвергнутаУчаствовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был

Слайд 10Русская Православная церковь стала независимой.
1448 г.
Поместный собор
В 1448 г. Собор

русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека

— Иону
Русская Православная церковь стала независимой.1448 г.Поместный соборВ 1448 г. Собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал

Слайд 11Во время их правления избрание митрополита стало проводиться по указке

князя,
началось сокращение налоговых и судебных льгот,
ограничено расширение земельных

владений.

Соперничество церкви и государства за власть

Великие князья Иван III и Василий III не хотели мириться
с независимостью и особым положением Церкви в государстве.

Во время их правления избрание митрополита стало проводиться по указке князя, началось сокращение налоговых и судебных льгот,

Слайд 12Концепция «Москва – Третий Рим» впервые была выдвинута старцем Псковского

Елиазарова монастыря Филофеем. Он утверждал, что первый Рим погиб из-за

католической веры, второй Рим (Константинополь) погиб из-за нарушения православных канонов,
а Москва – Третий Рим.

Православная икона

Филофей

Москва – Третий Рим

Концепция «Москва – Третий Рим» впервые была выдвинута старцем Псковского Елиазарова монастыря Филофеем. Он утверждал, что первый

Слайд 13Для укрепления своего авторитета и власти московские князья, начиная с

Ивана III стали считать себя потомками римского императора Августа.
Август

получил власть божьей милостью,
и власть его потомков тоже от Бога и непререкаема.

Василий III в Царском титулярнике, конец XVII в.

Иван III в Царском титулярнике, конец XVII в.

Москва – Третий Рим

Для укрепления своего авторитета и власти московские князья, начиная с Ивана III стали считать себя потомками римского

Слайд 145 февраля 1551 года в царских палатах Москвы открылся Стоглавый

собор. Название собор получил от сборника решений, который был разделён

на 100 глав. Собор созвал в начале 1551 года митрополит Макарий. Рассматривались вопросы, касающиеся внешности христианина, его поведения и благочестия, иконописи и духовного просвещения.

Стоглавый собор

5 февраля 1551 года в царских палатах Москвы открылся Стоглавый собор. Название собор получил от сборника решений,

Слайд 15По решению Собора, иконы следует писать по старым греческим образцам

и по образцу Рублёва, то есть не различая ипостасей, подписывая

же только «Святая Троица».
По решению Собора, иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублёва, то есть не

Слайд 16Духовенство и миряне
Бельский И.
Архиерей во время
служения литургии.
До 1589г. главой

Русской православной церкви являлся митрополит Московский и всея Руси. Под

его властью находилось11 епархий.
Во главе каждой епархии стоял архиерей, имевший духовных и светских слуг, которые управляли хозяйством и земельными владениями, собирали доходы и судили подчиненное духовенство и мирян.
Духовенство и мирянеБельский И. Архиерей во времяслужения литургии.До 1589г. главой Русской православной церкви являлся митрополит Московский и

Слайд 17Центром религиозной жизни человека был ПРИХОДСКОЙ ХРАМ.
*Храм возводили на

пожертвования землевладельца, крестьянской или посадской общины.
*Община давала средства на обеспечение

храма утварью, книгами, иконами.
*Прихожане избирали кандидата в священники,
*Заключали с ним договор о вознаграждении за службу.
Центром религиозной жизни человека был ПРИХОДСКОЙ ХРАМ. *Храм возводили на пожертвования землевладельца, крестьянской или посадской общины.*Община давала

Слайд 18Какую роль играл приходской храм
для округи?


Работа с текстом стр.95-96
В

был местом для молитвы.
В храме объявлялись царские указы.
Священники проводили церковные службы.
Священники обучали детей грамоте.
Священники выступали свидетелями при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании земель и расследовании преступлений.
В трапезной храма прихожане собирались на сход, составляли «мирские» документы.
Священники вразумляли прихожан, не соблюдавших христианские обычаи.
Прихожане делали вклады в церковь
Какую роль играл приходской храм для округи?          Работа

Слайд 19Споры между иосифлянами и нестяжателями касались не только церковного землевладения.
Одним

из главных вопросов были отношения светской и духовной власти, независимость

церкви от светской власти.

Эти споры продолжались до тех пор, пока церковные соборы 1547, 1549, 1551гг. Не утвердили модель церковно-государственных отношений, сходную с византийской.

Церковные соборы 1547,1549гг. Современная икона

Споры между иосифлянами и нестяжателями касались не только церковного землевладения.Одним из главных вопросов были отношения светской и

Слайд 20Самостоятельная работа с текстом стр. 98-99.
В чем вы видите противоречивость

отношений между церковью и государством?
Почему для светской власти была важна

поддержка церкви?
Самостоятельная работа с текстом стр. 98-99.В чем вы видите противоречивость отношений между церковью и государством?Почему для светской

Слайд 21Церковь и государство
Работы в лесу и поле. Миниатюра из рукописи

1648 года
В XVI в. В России существовало около 500 монастырей.

Некоторым монастырям принадлежали обширные земли. Монахи небогатых обителей занимались сельским хозяйством, торговали на ярмарках.
Церковь и государствоРаботы в лесу и поле. Миниатюра из рукописи 1648 годаВ XVI в. В России существовало

Слайд 22…Прошли века, и там, где прежде
Была лесов дремучих ширь,

Стал в белокаменной одежде
Оплотом веры монастырь….


…Прошли века, и там, где прежде Была лесов дремучих ширь, Стал в белокаменной одежде Оплотом веры монастырь….

Слайд 23Соловецкий монастырь – основан тремя монахами Германом, Савватием, Зосимой

на Соловецких островах Белого моря
Монастыри

Соловецкий монастырь – основан тремя  монахами Германом, Савватием, Зосимой на Соловецких островах Белого моряМонастыри

Слайд 24Соловецкий монастырь

Соловецкий монастырь

Слайд 25В 1479 г. Иосиф Волоцкий основал Иосифо -Волоколамский монастырь
Монастыри

В 1479 г. Иосиф Волоцкий основал Иосифо -Волоколамский монастырьМонастыри

Слайд 26Соловецкий монастырь
Иосифо –
Волоколамский
монастырь

Соловецкий монастырь Иосифо –Волоколамский монастырь

Слайд 27Троице-Сергиев монастырь
основан
Сергием Радонежским
Монастыри

Троице-Сергиев монастырь основан Сергием РадонежскимМонастыри

Слайд 28Соловецкий монастырь
Иосифо –
Волоколамский
монастырь
Троице-Сергиев
монастырь

Соловецкий монастырь Иосифо –Волоколамский монастырьТроице-Сергиев монастырь

Слайд 29Многие священнослужители уходили из мира и жили отшельниками в скитах.

Они призывали Церковь отказаться от имущества, а монастырям от владения

землей и крестьянами. Их называли нестяжатели. Их учение получило широкое распространение и поддержку в обществе.

Православный отшельник

Православные монахи

Многие священнослужители уходили из мира и жили отшельниками в скитах. Они призывали Церковь отказаться от имущества, а

Слайд 30С критикой нестяжателей выступил игумен Боровского монастыря Иосиф Волоцкий. Его

последователей стали называть иосифляне. Они отстаивали право монастырей на землевладение

и владение имуществом в целях осуществления широкой просветительской и благотворительной деятельности, и необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконами и образами.

Иосиф Волоцкий

С критикой нестяжателей выступил игумен Боровского монастыря Иосиф Волоцкий. Его последователей стали называть иосифляне. Они отстаивали право

Слайд 31Первоначально на сторону нестяжателей склонялся

и Иван III. Но позже он

поддержал иосифлян, а нестяжателей объявили еретиками и начали их жестокое преследование. Сторонников нестяжателей отправляли в ссылку, на плаху, сжигали.

Нил Сорский

Первоначально на сторону нестяжателей склонялся          и Иван III.

Слайд 32Стригольники (лишенные духовного сана)
критиковали церковь, отрицали существование
души и

загробную жизнь, выступали против
угнетения одних людей другими.


Расправа со стригольниками

Святой старец

Церковь и еретики

В конце XIV – начале XV в.
на Русь через торговые города Новгород и Псков начинают проникать еретические учения.

Стригольники (лишенные духовного сана) критиковали церковь, отрицали существование души и загробную жизнь, выступали против угнетения одних людей

Слайд 33Святой старец
Церковь и еретики
В конце XIV – начале XV в.


на Русь через торговые города Новгород и Псков начинают проникать

еретические учения.


Церковь при поддержке власти жестоко преследовала и карала еретиков. Руководители стригольников в Новгороде были утоплены в реке Волхов

Святой старецЦерковь и еретикиВ конце XIV – начале XV в. на Русь через торговые города Новгород и

Слайд 34Следующей ересью распространявшейся из Новгорода стала ересь жидовствующих.

Они отрицали божественное происхождение Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым.

Церковь и еретики

Следующей ересью распространявшейся из Новгорода стала ересь жидовствующих.

Слайд 35Церковь и еретики
Ересь получила поддержку не только среди простого народа,

но и части духовенства, бояр, дьяков и людей близких Ивану

III. Церковь к этому времени погрязла в стяжательстве, погоне за богатством, во многом потеряла ореол нравственной и патриотической силы.
Церковь и еретикиЕресь получила поддержку не только среди простого народа, но и части духовенства, бояр, дьяков и

Слайд 36Церковные обряды не нужны.
Отрицал иконы. Тайну исповеди.
Считал, что холопство

против христианской веры
Ереси
Матвей Башкин
У меня, что было кабал полных (документов

на полное холопство),
то есеми всё
изодрал
Церковные обряды не нужны.Отрицал иконы. Тайну исповеди. Считал, что холопство против христианской верыЕресиМатвей БашкинУ меня, что было

Слайд 37В 1525 г. Максим Грек был подвергнут опале за участие

в политической борьбе двух религиозных группировок, обвинён в том, что

намеренно портил книги и неправильно переводил и редактировал тексты, за что был осуждён и посажен «за сторожи».

религиозный публицист, писатель и переводчик. Этнический грек. Канонизирован Русской церковью в лике преподобных

Максим Грек и его последователи, осуждая недостатки внутренней и внешней политики России, критиковали образ жизни части русского духовенства («стяжателей»), систему поддержки местных властей, «дойку» крестьян, а особенно ростовщичество в церкви, начисление процентов на проценты

Максим Грек 

В 1525 г. Максим Грек был подвергнут опале за участие в политической борьбе двух религиозных группировок, обвинён

Слайд 38Отрицал христианскую символику, так как крест – орудие казни Христа.
Выступал

за равенство народа.
еретик, вольнодумец, монах Кирилло-Белоозерского монастыря,
из беглых холопов.

Проповедовал социальное и политическое равенство людей. Создал и проповедовал новое учение,
в котором критиковал догматы христианской церкви.
В 1553 г. взят под стражу и привезен в Москву, откуда бежал в Литву. Его сочинения не дошли до наших дней.

Взгляды Феодосия Косого известны по произведениям, написанным его обличителями, -«Послание многословное к вопросившим…
на зломудрие Косого» - Зиновия Отенского

Фёдор Косой

Отрицал христианскую символику, так как крест – орудие казни Христа.Выступал за равенство народа.еретик, вольнодумец, монах Кирилло-Белоозерского монастыря,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика