Слайд 1Цифровые тренды в журналистике
Нигматуллина Камилла Ренатовна
Доцент кафедры цифровых медиакоммуникаций
Слайд 2Примерные этапы технологического развития в России
1991-1999 (из бумаги в цифру)
2001-2004
(онлайн-бум)
2010-2014 (мобильный бум)
2015-… (сервисы и мета-СМИ)
Слайд 3К. Нигматуллина
Нет никакой конвергентной или мультимедийной журналистики.
Есть журналистика, которая опосредована
развивающимися технологиями.
Слайд 4Прогнозы MediaMakers 2016-2020
Число технологий, которые появились за последние годы и
которые активно используются в медиа, достигло точки насыщения. Медиа понадобится
время на то, чтобы переварить и освоить имеющиеся технологические инструменты. Иными словами, в ближайшие 5–7 лет технологии в сфере медиа будут улучшаться качественно, но без прорывов.
Слайд 5Новые ценности профессии
Открытость инновациям
Журналистика участия
Предпринимательский аспект
(В. Портер)
Медиа как сообщества
(С.
Паранько)
Слайд 6Последствия конвергенции
Рост конкуренции. Все медиа (ТВ, радио, газеты и пр.)
сейчас способны производить конвергентный продукт и в настоящее время конкурируют
друг с другом в этом;
Изменение роли аудитории, которая становится гораздо более активной, и все сильнее влияет на работу массмедиа;
Превращение медиа в «фабрики контента».
Слайд 7Организационная схема конвергентной редакции
Слайд 8Этапы развития онлайн-подразделений
один человек, который выполнял множество функций одно- временно
и переносил печатный контент в онлайн (середина 1990-х – начало
2000-х),
организационно и пространственно отделенные онлайн- департаменты, где стандартизация рутин по производству новостей была в основном определена принципом оперативности (середина 2000-х – конец 2000-х),
полная интеграция редакции в соответствии с различными моделями принятия решений, пространственной организации и отношений печатных и онлайновых отделов (конец 2000-х – наше время).
Слайд 9Последствия для журналиста
ужесточение условий ежедневной работы (ускорение труда, концентрация процессов
сбора информации и обработки ее в офисе);
изменение – как
правило, увеличение – объемов «мобильной» работы;
мультизадачность журналистов (multi-skilling), необходимость выполнять разную по своей природе работу, готовить материалы для разных платформ и пр.;
интенсификация использования систем управления контентом (content management systems, CMS), что накладывает массу ограничений на работу журналистов;
постоянная борьба «креатива» против процесса форматирования, свойственного современным медиа;
Слайд 10Прорыв в регионах
«7×7», «Бумага», «Новый Калининград» и др. претендуют на
федеральный статус
Слайд 11НКО стали медиа
Transparency International, «Команда 29», «Такие дела», «ОВД-Инфо» —
все это и общественные организации, и СМИ.
Слайд 14Самодельные мета-медиа
https://www.rbc.ru/magazine/2018/07/5b4352f39a79479859d5e6ea
Слайд 18Инфографика
Лучшие - http://infographics.tass.ru/
Слайд 19The New York Times 2016
Уход от освещения мелких новостей и
прочих событий, которые можно найти в любом месте бесконечной Сети.
Вместо этого — упор на «только в The New York Times».
Новый план по освещению происходящего в Нью-Йорке. Так как там живет меньше половины читателей, материал должен быть понятен и всем остальным.
Больше визуального оформления журналистских материалов.
Новая модель редактирования, не обязательно подчиняющаяся темпам бумажного производства.
Уход редакторов от постоянного учета потребностей печатного издания («заполнить полосу»). Этим займется отдельная группа дизайнеров и редакторов, конструирующая газету из множества производимых материалов.
Вместо огромных редакций (desk) постепенный переход к «кластерам». Такие кластеры затрагивают не разделы газеты, а тематики — например, изменение климата.
Слайд 20Еще интереснее
The New York Times заключила партнерство с Chef’d и начнет
продажу ингредиентов для рецептов сайта NYT Cooking. Chef’d обеспечит доставку еды
читателям в течение 48 часов, выручка делится.
Предполагается, что доставка еды превзойдет успех сайта продажи туров Times Journeys.
Потенциальных покупателей — 7 миллионов (это MAU NYT Cooking), в архиве 17 тысяч рецептов;
Реклама и продажа тиража приносит газете сейчас 94% выручки
Однако объем «побочных» продаж, таких как сдача в аренду, организация конференций, электронная торговля составляет 95 миллионов долларов в год.
Слайд 21США в 2017
1. В 2017 году практически во всех сегментах
медиа в США снизился объём аудитории. Правда, тут есть объяснение:
выборы президента страны. В 2016 году вся Америка следила за выборами активнее, чем раньше. И в 2017 году ожидаемо этот интерес снизился.
2. Выборы повлияли на все сегменты медиа, но снижение аудитории кабельного ТВ является необычным шагом, потому что эта аудитория всегда была стабильной.
3. И как раз кабельные телеканалы стали единственными из всех сегментов, кто в 2017 году заработал больше денег, чем в 2016.
4. Цифровые рекламные доходы выросли с 2016 года на 25%, но 52% из них забрали себе Facebook и Google.
5. Даже испаноязычные медиа в США теряли аудиторию в 2017 году, что удивительно, потому что эта аудитория всегда была лояльна к своим медиа.
Слайд 22Автоматизация всего
Производство контента – Content Management Systems, новостные роботы (Heloigraph)
Настройка рекламы – Programmatic
Измерение аудитории – сервисы статистики
Недавний пример: The
Washington Post создает систему управления комментариями Talk.
Система позволяет, например, смотреть собственную историю комментариев. А модераторам видеть контекст для тех комментаторов, которых они или забанили, или только собираются это сделать.
Слайд 24Что дальше?
1. На медиарынке наступит равновесие.
2. Денег будет все меньше.
3. Мобильное
потребление будет расти.
4. Работа журналистов автоматизируется.
5. Рекомендательные системы и умные ленты
будут совершенствоваться.
6. Медиа поделятся на тех, кто производит контент и тех, кто его дистрибутирует.
7. Медиа будут работать как контент-студии или издатели на аутсорсе.
Слайд 25Что дальше?
8. Произойдет уберизация медиа.
9. От концепции работы на нескольких платформах медиа перейдут к концепции
экосистем.
10. Социальные сети станут еще важнее для аудитории.
11. Изменятся форматы,
с которыми работают медиа.
12. Будет больше нишевых, корпоративных, персональных, партизанских медиа.
Слайд 26Что дальше?
13. Медиа будут создавать сервисы.
14. Печатные медиа не исчезнут, но станут
совсем нишевыми.
Слайд 27Основные книги
Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются
в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. – М.:, 2010.
– 200 с.
Как новые медиа изменили журналистику. 2012—2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016.
Медиаконвергенция, которая изменила мир? /Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. Под ред. М.С. Корнева. – М., 2014.
Слайд 28VR и 360
Дорого
богато
https://russian.rt.com/press_releases/article/442947-rt-revolyuciya-proekt
Слайд 29Следить за трендами
http://newmedia2016.digital-books.ru/
http://sdelano.media/
https://mediator.media
https://www.gazeta.ru/tech/online-smi/
https://t.me/mestamedia
https://t.me/breakingtrends
https://t.me/dddjournalism
https://t.me/mediatornews
https://medium.com/@meduza
https://setka.io/rublog/category/case-studies/