Слайд 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ
Цивилизация является синонимом слова «культура».
Другое понятие
цивилизации – ступень общественного развития.
А по версии Шпенглера, цивилизация представляет
собой заключительную стадию эволюции любой культуры.
Слайд 3ТЕРМИН
«ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
Цивилизацию от
ранних ступеней развития человечества отличают: возникновение пашенного земледелия, появление государства
и писанного права, городов, письменности.
Говоря о цивилизации как о совокупности достижений человеческого разума, они имели в виду признание естественных прав человека, уважение его прав и свобод, осознание верховной властью ответственности перед обществом, открытия науки и философии
Слайд 4ПОДХОДЫ К ПОЗНАНИЮ
ЦИВИЛИЗАЦИИ:
Во второй половине XVIII - начале XIX вв. утвердилось три подхода к познанию цивилизации:
унитарный
стадиальный
локально-исторический
Слайд 5 ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Первые поселения, обнаруженные археологами
на берегах Нила, относятся к довольно позднему времени - 6-4
тыс. до н.э..
Поселенцы (их позже стали называть египтянами) сохранили ласковое и почтительное отношение к могучему потоку. Нил был для них живым существом; в молитвах и песнях они обращались к нему как к отцу. Нил давал им самое главное - плодородные земли своих берегов и воду для их орошения.
Слайд 6 ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Античная культура
Греции имеет множество притягательных сторон для современных людей — это
разумное и соразмерное устройство общества, гармония человека и природы, сочетание религиозного чувства с большой свободой мышления, постоянная устремлённость к красоте и добру Ученые используют законы, впервые сформулированные древними греками. Архитекторы равняются на классические каноны античных храмов.
Слайд 7 ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Информация о первобытнообщинном строе
Индии сохранилась в мифах, легендах, преданиях, Эти мифы слагались во
II тыс. до н. э., хотя сохранились и более ранние данные, например, о населении, которое говорило на неиндоевропейских языках. Изучение пережитков первобытнообщинного строя у племен и народностей современной Индии помогает понять характер исторического развития страны в прошлом.
Слайд 8 ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Для традиционной китайской исторической
науки была характерна периодизация древней истории Китая по династиям.
Когда
и как началось заселение территории Китая неизвестно, но находка останков скелета "пекинского человека" (Homo erectus pekinesis), датируемых 500 000 - 400 000 гг. до н.э., свидетельствует о древнейшем существовании людей на этой территории.
Слайд 9 ФОРМАЦИИ
В структуре
каждой формации выделяют экономический базис и надстройка.
Базис— совокупность общественных
отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Слайд 10ФОРМАЦИИ ПО КАРЛУ
МАРКСУ.
Каждая конкретная общественно-экономическая формация представляет собой определенный тип общества, выделенный
по признаку социально-экономической структуры.
Слайд 11ПЕРВОБЫТНО-
ОБЩИННЫЙ СТРОЙ
Низкое развитие производительных сил. Люди
живут большими группами – общинами, в которой у каждого имеется
собственный статус, сфера деятельности. Все добытые продукты делятся поровну между членами общины.
Слайд 12РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ
СТРОЙ
В рабовладельческом обществе основной ценностью была земля, так как
основные виды труда: сельское хозяйство, охота, рыболовство.
Слайд 13ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ
Более высокий уровень развития производительных сил. Феодалы забирают у
зависимых крестьян часть продуктов их труда.
Высший класс в обществе –
феодалы.
Слайд 14БУРЖУАЗНАЯ МОДЕЛЬ
Основной ценностью считается производство, средства производства. Обладатели – буржуазия
–высший общественный класс.
Слайд 15 ТАКИМ ОБРАЗОМ…
Таким образом, если формация концентрирует
внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном,
уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.