Слайд 1ТСР в сфере образования.
ЛЕКЦИЯ №3
«Социальная педагогика как наука и
как сфера практической деятельности»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПАК С.Н.
ВЫБОРГ
2017Г
Слайд 2Термин «социальная педагогика» состоит из двух слов – «педагогика», и
«социальная».
Такое объединение двух понятий не случайно, оно связано с процессами
дифференциации и интеграции в науке.
Тот факт, что социальная педагогика выделилась из педагогики, означает, что в поле ее зрения находятся те же процессы и явления.
Которые изучаются педагогикой, но рассматриваются они в определенном, специфическом аспекте.
Очевидно, что специфика этой новой области педагогических знаний отражена в слове «социальная».
Слайд 3Социальная педагогика выделяет в процессах воспитания и образования те аспекты,
которые связаны с включением ребенка в совместную жизнь в обществе,
т.е. процесс социализации
( приобретение ребенком определенного социального опыта в виде знаний, ценностей , правил поведения, установок)
Слайд 4Путь вхождения ребенка в общество через основные соц. институты
Образование
Семья
Культура
Религия
общество
ребенок
Слайд 5Институты социализации – исторически сложившееся формы организации и регулирования общественной
жизни людей.
Семья – главный институт социализации,
через который ребенок усваивает
основные социальные знания,
приобретает нравственные умения и навыки,
воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни ему в данном обществе.
Слайд 6Институты социализации – исторически сложившееся формы организации и регулирования общественной
жизни людей
Через образование ребенок также приобщается к ценностям, господствующим в
данном обществе.
Приобретая в процессе образования знания, он не только развивается, но и адаптируется к жизни в обществе.
Слайд 7Институты социализации – исторически сложившееся формы организации и регулирования общественной
жизни людей.
Культура – это именно тот социальный институт, который вбирает
в себя все созданные человечеством материальные и духовные ценности.
«Культура – это среда, растящая и питающая личность» (П.А. Флоренский»).
Слайд 8Институты социализации – исторически сложившееся формы организации и регулирования общественной
жизни людей.
Религия как социальный институт представляет собой сложное общественное явление,
целостную систему особых представлений,
чувств,
культовых действий,
учреждений и различных объединений верующих.
Слайд 9Схема вхождения ребенка в общество
религия
образование
семья
культура
Слайд 10Социальная педагогика – междисциплинарная область научных исследований
социология
Соц. педагогика
педагогика
Предмет-
закономерности
социализации
ПРЕДМЕТ+
ОБЪЕКТ
Объект-ребенок
Слайд 11Особенности развития социальной педагогики в России.
Предпосылки выделения социальной педагогики в
самостоятельную область знания в трудах классиков педагогики К.Д. Ушинского, Л.Н.
Толстого и др.
Деятельность А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сорока-Росинского, направленная на помощь «выбитым из колеи детям» (20-30гг.)
Советский период. Тенденция замалчивания социальных проблем.
Ввод социальной педагогики императивно, «сверху» (1990г.) Теория и практика развиваются отдельно друг от друга.
Современный этап. Анализ опыта других стран. Развитие отечественной теории и практики.
Слайд 12Из истории развития социальной педагогики за рубежом.
I период с древнейших
времен до XVIIв. Связан с осмыслением практики воспитания и формированием
педагогической и социально-педагогической мысли.
II период – XVIII – XIX вв. – характеризуются развитием ведущих идей и научных концепций социальной педагогики, становлением ее как науки.
III период с начала XXв. – период развития социальной педагогики как самостоятельной науки. (К. Магер, А. Дистервег, П. Наторп, Г.Ноль).
Слайд 13Схематичное соотношение сфер практической деятельности социального педагога и социального работника
Социология
Социальная
работа
Социальная
педагогика
педагогика
Слайд 14Объектом изучения социальной педагогики является Ребенок.
Предметом изучения становятся закономерности социализации
ребенка.
Слайд 1612. Характеристика основных видов и форм социально-педагогической деятельности.