Слайд 1
Игровые творческие проекты
Солнцева Ольга Викторовна
канд.пед.н., доцент кафедры дошкольной
педагогики Института детства РГПУ им. А.И.Герцена.
Слайд 2Что такое игровой творческий проект?
Это такой способ достижения образовательной цели,
который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь,
должна завершаться достижением реального, практического (материального) результата, оформленного тем или иным образом.
Организация проектной деятельности детей, результатом которой становится сюжетно-ролевая игра, а продуктом – создание атрибутов и обстановки для игры, накопление содержания для отражения в игровых сюжетах.
Например: «Туристическое агентство», «Книжный гипермаркет», «Открываем музей!», «Кафе» и др.
Слайд 3Общий результат игрового творческого проекта
Развитие
сюжетно-
ролевой игры
Слайд 4
Результат
для
ребенка
Интересно играть!
Иметь друзей!
Презентовать себя!
Слайд 5
Результат
для
педагога
Наличие интереса ребенка к социальной действительности
Наличие у детей
представлений
Развитие речи
детей… . ….
Слайд 6
Результат применения игрового творческого проекта
Для
ребенка
Для
педагога
Многомерность результата
?
Слайд 8Успех отражения впечатлений в игре зависит от того, что видел
ребенок
«Магазин»
Что привлекает внимание ребенка?
Что составляет сферу отношений?
Слайд 9Тема: «Книжный гипермаркет»
Образовательные задачи
Обогащение представлений детей о роли книг
в жизни людей, о многообразии книг, о разных формах книг
(книга на бумажном носителе, на электронном носителе, аудиокнига); о бумаге, как материале для изготовления книг, её свойствах и качествах. Знакомство детей с некоторыми экономическими связями (полиграфическая фабрика – книжный гипермаркет\магазин).
Задачи развития игры
Придумывание ситуаций взаимодействия между людьми, событий;
Создание обстановки для игры (подбор и изготовление книг, рекламных буклетов, временных коллекций иллюстраций к книгам, оформление выставок детских рисунков);
Развитие ролевого взаимодействия между детьми, умений организационного общения.
Слайд 10Тема проекта: «КНИЖНЫЙ ГИПЕРМАРКЕТ» (старшая группа).
Результат проекта:
Изготовление детьми книг-самоделок.
«Открытие книжного гипермаркета» (сюжетно-ролевая игра).
Слайд 11Мотивационный этап проекта
Взаимодействие с семьей: в выходные дни родители с
детьми посещают книжный гипермаркет /магазин, рассматривают его устройство (какие отделы
есть, что продают, только ли книги продаются в таком магазине), покупают книгу для семейного чтения. Домашнее чтение книг.
Организация в группе выставки книг. Обсуждение прочитанного, рассматривание книг.
Актуализация опыта в детском саду: обмен впечатлениями о посещении гипермаркета, какие книги покупали? Ситуация – «мозговой штурм» «Как устроить книжный гипермаркет в нашей группе?». Высказывание предположений по поводу организации сюжетно-ролевой игры (где играть, какие нужны товары, как оформить материалы для игры, все ли нам известно о том, как книги попадают в гипермаркет/магазин книг, где их делают, как их делают, о том, кто работает в гипермаркете/магазине книг.
Слайд 12
Обогащение
представлений детей о социальной действитель-ности
Чтение детской художественной и познавательной
литературы.
Беседы по содержанию прочитанного
Рисование, «словесное рисование» представителей разных
профессий.
Наблюдения за деятельностью и отношениями людей
Мастер-классы представителей разных профессий.
Этап реализации проекта. Блоки работы.
Слайд 13Игровое проблемное обсуждение
Рассказ ребенка о впечатлениях
Выявить для детей неполноту, неопределенность
части представлений - «Что еще может происходить?»
Вызвать желание уточнить, детализировать,
пополнить знания
Создать банк игровых идей
Уточнить, детализировать, пополнить знания
Слайд 14Творческая игровая мастерская
Фиксация детских впечатлений
Создание материала для игры
Рисунки, символы,
условные изображения и краткие подписи к ним.
Тематические картотеки.
Детское коллекционирование.
Совместная продуктивная
деятельность воспитателя и детей по изготовлению атрибутов для игры.
Слайд 15Игровая тема: «Книжный гипермаркет». Игровые ситуации.
«Выставка-продажа детской книги»: продавец рассказывает
маленьким читателям про детские книги, читатели выбирают книги, рассматривают, задают
вопросы.
«Выставка детских рисунков о любимых сказках» — создание рисунков, оформление выставки, презентация выставки.
«Презентация аудиокниг» — сочинения и запись рекламных роликов по аудиокнигам, рисование обложек для аудиокниг, презентация аудиокниг.
«Продажа открыток к празднику» — создание коллекции праздничных открыток, ее оформление, ситуации покупки праздничной открытки для разных персонажей («Какая открытка порадует бабушку?», «Какая открытка порадует друга?»); запись музыкальных открыток; придумывание вариантов поздравлений для разных персонажей и от имени разных персонажей.
«Литературное кафе» — организация кафе в книжном магазине, обсуждение в нем любимых книг.
Слайд 16Творческий этап (завершение проекта)
Торжественное открытие в группе «Книжного гипермаркета /
магазина».
Создание и презентация родителям аудиокниги «Как мы играем в книжный
гипермаркет/магазин.
Самостоятельная сюжетно-ролевая игра.
Дополнение обстановки «новыми отделами».
Слайд 17Игровой проект
«Рекламный проспект о Васильевском острове»
Игровой познавательный проект выступает как
форма организации педагогического процесса по ознакомлению детей с родным городом
и одновременно является подготовкой к игре «Экскурсионное бюро».
Алгоритм организации:
Воспитатель предлагает детям поиграть — создать рекламный проспект про Санкт-Петербург (тема — «Васильевский остров»). Выбор темы может быть продиктован местонахождением детского сада, интересами детей.
Слайд 18Проблемно-игровая ситуация
«Сделаем рекламный проспект о Васильевском острове»
Воспитатель приносит
в группу рекламные проспекты, посвященные Санкт-Петербургу. Дети рассматривают рекламные проспекты
и выявляют, что рекламного проспекта, посвященного Васильевскому острову нет. Ставится цель сделать рекламный проспект о Васильевском острове для туристов, чтобы проводить экскурсии. Для этого дети будут собирать информацию о достопримечательностях Васильевского острова.
Слайд 19Проблемно-игровая ситуация «Кто делает рекламный проспект».
Воспитатель рассматривает с детьми
рекламные проспекты туристических агентств. Выдвигаются предположения о том, люди каких
профессий участвуют в изготовлении рекламных проспектов. Определяются возможные ролевые позиции для детей: «репортеры», «коллекционеры», «фотокорреспонденты», «художники-оформители».
Слайд 20Проблемно-игровая ситуация «Что расскажет про Васильевский остров наш рекламный проспект».
Воспитатель обсуждает с детьми, какая информация может проявиться в рекламном
проспекте. В ходе обсуждения рисует макет проспекта (заголовки, места фотографий и картинок, их названия, место для интервью).
Слайд 21Серия проблемно-игровых ситуаций «Создаем рекламный проспект».
Дети по желанию распределяются
на подгруппы (примерно по 5 человек в каждой). Воспитатель обсуждает
с каждой из подгрупп детей содержание предстоящей деятельности, прогнозирует промежуточные и конечный результат, наравне с детьми высказывает предложения (например, узнать, где горожане больше всего любят отдыхать на Васильевском острове).
Воспитатель использует диалогово-вопросительный способ взаимодействия с детьми (например, «Что лучше снять крупным планом при фотографировании Академии художеств?», «Что будет интересно рассмотреть вблизи?», «Как назвать фотографии?»).
Слайд 22Серия проблемно-игровых ситуаций «Создаем рекламный проспект».
Воспитатель подчеркивает вклад каждого ребенка
в реализацию проекта («Придумал интересные вопросы», «Принес нужные картинки» и
пр.), оказывает детям эмоциональную поддержку, подчеркивает значимость каждого этапа создания проекта.
Слайд 23Подгруппа «репортеры» участвует в игровых ситуациях «Я беру интервью у
своих сверстников и взрослых (воспитателей, родителей)».
Примерные темы интервью: «Любимое
архитектурное сооружение Васильевского острова»; «Любимое место отдыха на Васильевском острове»; «Самые интересные жители Васильевского острова».
Воспитатель помогает детям подготовиться к расспрашиванию сотрудников детского сада, которые давно живут на Васильевском острове, о том, что интересного они могут рассказать о Васильевском острове.
Слайд 24Подгруппа «коллекционеры» совместно с родителями участвует в составлении коллекций (вырезки,
календарики, открытки и т.п. по темам «Васильевский остров», «Академия художеств»
(репродукции картин и иллюстраций художников, которые учились или преподавали в Академии Художеств — И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, Е. И. Чарушин), информация о жизни и традициях детей, которые жили раньше).
Слайд 25Подгруппа «фотокорреспонденты» при поддержке педагога участвует в фотографировании архитектурных зданий,
поиске старых фотографий, открыток, иллюстраций, готовит выставку фотографий на темы
«Как выглядел Васильевский остров раньше» и «Современный Васильевский остров».
Слайд 26Подгруппа «художники-оформители» готовит с привлечением родителей выставку детских рисунков на
тему «Мы живем на Васильевском острове», используя краски, цветные карандаши,
восковые мелки, а также природный материал (дерево).
Вся информация собирается воедино, и «художники-оформители» с помощью педагога размещают и наклеивают фотографии, рисунки, детские рассказы.
Слайд 27Презентация рекламного проспекта
На презентацию приглашаются родители, организуются конкурсы и викторины.
Дети демонстрируют свои достижения (важно, чтобы результат игрового познавательного проекта
имел яркую эмоциональную оценку со стороны родителей).
Слайд 28Игровая ситуация «Туристическое агентство».
Происходит ознакомление с рекламным проспектом. Составляется
план экскурсии по Васильевскому острову и перечень вопросов к экскурсоводам.
Слайд 29Игровая ситуация «Экскурсия по Васильевскому острову»
Для проведения экскурсии используются
собранные ранее материалы —
картинки, фотографии,
предметы,
макеты.
Слайд 30Творческий игровой проект
«Кафе» (разные варианты…)
Пример организации подготовительного этапа
Слайд 31
Использо-
вание
«игровой
оболочки»
«Телепередача»
«Телепередача»
Игровая ситуация «Блиц-опрос».
Игровая ситуация «Специальный репортаж».
Игровая ситуация
«Круглый стол».
Игровая ситуация «Телемагазин».
Игровая ситуация «Очумелые ручки».
«Репортаж о детском
празднике в кафе».
Игровая ситуация «Удивительные события в кафе».
Игровая оболочка «Телепередача»
Слайд 32Игровая ситуация «Блиц-опрос».
Цель: выявить полноту и точность представлений детей
о работе кафе.
Воспитатель выступает в роли корреспондента, который берет интервью
у разных людей. Примерные вопросы: «Вы были в кафе?», «Что там можно заказать?», «Кто там работает?», «Кто помогает официанту выполнить заказ?».
Слайд 33Игровая ситуация
«Специальный репортаж».
Цель: уточнение представлений детей по теме игры.
Подготовительный
этап: рассматривание с детьми фотографий. Подготовка детей к выполнению роли
репортеров, официантов, поваров, посетителей. Составление вопросов об оформлении зала, одежде работников, взаимодействии работников, правилах вежливости и др. Разыгрывание ситуации «Мы ведем репортаж из кафе».
Слайд 34Игровая ситуация «Круглый стол».
Цель: преобразование представлений детей в игровой опыт.
В
ходе телепередачи за круглым столом обсуждаются вопросы: «Можем ли мы
открыть в группе кафе и поиграть?», «Какие роли могут быть в этой игре?», «Какое может быть меню?»
Слайд 35Игровая ситуация «Телереклама».
Цель: создание игровой обстановки для игры.
В телерекламе рекламируются
товары для дома, офиса и кафе (из имеющихся в группе
— столы, стулья, салфетки, посуда, одежда, муляжи товаров для игры «Магазин» и др.). Определяется возможность использования предметов в игре.
Слайд 36Игровая ситуация «Оч.умелые ручки».
Цель: создание атрибутов для организации игры (картофель
фри, пирожки, гамбургер).
Слайд 37Игровая ситуация
«Репортаж о детском
празднике в кафе».
Цель: развитие сюжетосложения.
Придумывание
сценария детского праздника, содержания конкурсов, вопросов для интервью с детьми
и родителями.
Слайд 38Игровая ситуация «Удивительные события в кафе».
Цель: развитие сюжетосложения.
Составление сценариев необычных
репортажей из кафе: «Шрек с семьей в кафе», «Герои мультфильма
“Мадагаскар” пришли кафе».