Слайд 1Учебная деятельность
Чупахина И.А., ЦРО г. Самара
Слайд 2Определение учебной деятельности
В широком смысле слова:
УД – синоним научения,
учения и даже обучения
В узком смысле слова;
УД – ведущий тип
деятельности в младшем школьном возрасте
Слайд 3Определение учебной деятельности
Учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными
способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач,
специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова, С.Л.Рубинштейн и др.)
Слайд 4Характеристики УД
Специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных
задач
В ней общие способы действий и научные понятия
Общие способы действий
предваряют решение задач (И.И.Ильясов)
Слайд 5Характеристики УД
Учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте (Д.Б.Эльконин)
Изменения
психических свойств и поведения обучающегося происходит «в зависимости от результатов
своих собственных действий» (И.Лингарт)
Слайд 6Характеристики УД
Общественный характер УД
По содержанию (усвоение всех богатств культуры и
науки)
По смыслу (общественно значима и оцениваема)
По форме (соответствует общественно выработанным
нормам и протекает в ОУ)
Слайд 7Характеристики УД
УД характеризуется:
- субъектностью
- активностью
- целенаправленностью
-осознанностью
- наличием определенной структуры и
содержания
Слайд 8Предмет УД
Усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и
способов действий, их программ и алгоритмов, в процессе чего развивается
и сам обучающийся
Слайд 9Средства УД
Интеллектуальные действия (мыслительные операции по С.Л.Рубинштейну): анализ, синтез, обобщение,
классификация и др.
Знаковые, языковые, вербальные средства
Фоновые знания, посредством включения в
которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт
Слайд 10Способы УД
Способ УД – ответ на вопрос как учиться, каким
способом получать знания
По В.В.Давыдову, В.В.Рубцову: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия
ТПФУД (П.Я.Гальперин,
Н,Ф,Талызина)
Слайд 11Продукт УД
Структурированное и актуализированное знание
Внутреннее новообразование психики и деятельности в
мотивационном, ценностном и смысловом планах
Продукт УД входит основной, органичной частью
в индивидуальный опыт
Слайд 12Результат УД
Поведение субъекта – это либо испытываемая им потребность(интерес, включенность,
позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание
Слайд 13Внешняя структура УД
Мотивация
Учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме
заданий
Учебные действия
Контроль, переходящий в самоконтроль
Оценка, переходящая в самооценку
Слайд 14Учебная мотивация
Определяется рядом факторов:
Образовательной системой, образовательным учреждением
Организацией учебного процесса
Субъектными особенностями
обучающихся
Субъектным особенностями педагога
Спецификой учебного предмета
Слайд 15Учебная задача в структуре УД
Учебная задача представляется обучающемуся как определенное
учебное задание (формулировка весьма существенна) в определенной учебной ситуации, совокупностью
которых представлен сам учебный процесс в целом.
Слайд 16Учебная задача в структуре УД
Задача рассматривается как сложная система информации
о каком-либо явлении, объекте, процессе, в которой четко определена лишь
часть сведений, а остальная неизвестна.
Слайд 17Учебная задача в структуре УД
Состав задачи (по Л.М.Фридману):
Предметная область –
класс фиксированных обозначенных объектов, о которых идет речь
Отношения, которые
связывают эти объекты
Слайд 18Учебная задача в структуре УД
Требование задачи – указание цели решения
задачи, т. е. того, что необходимо установить в ходе решения
Оператор
задачи – совокупность тех действий (операций), которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение
Слайд 19Способ решения задачи
Способ решения задачи – это «всякая процедура, которая
при ее осуществлении решателем может обеспечить решение данной задачи» (Г.А.Балл)
Слайд 20Средства решения задачи
Средства решения задачи могут быть
Материальными (инструменты, машины)
Материализованными (тексты,
схемы, формулы)
Идеальными (знания, которые привлекаются решателем)
Слайд 21Особенности учебной задачи
Учебная задача является средством достижения учебных целей (существенны
не сами задачи, а усвоение обучающимся определенного способа действия)
Учебная задача
неоднозначна и неопределенна (обучающиеся могут вкладывать в задачу несколько иной смысл, чем обучающий)
Слайд 22Особенности учебной задачи
Для достижения какой-либо цели требуется решение не одной,
а нескольких задач, а решение одной задачи может вносить вклад
в достижение различных целей учения
Слайд 23Психологические требования к учебным задачам (по Е.И.Машбицу)
Конструироваться должна не одна
учебная задача, а набор задач
При конструировании системы задач надо стремиться
к тому, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших учебных целей, но и отдаленных
Слайд 24Психологические требования к учебным задачам (по Е.И.Машбицу)
Учебные задачи должны обеспечить
усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной
деятельности
Учебная задача должна конструироваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предусматривается в процессе усвоения задач, выступали как прямой продукт обучения
Слайд 25Проблемная ситуация
- это ситуация, когда субъект поставлен в ситуацию интеллектуального
затруднения
Вопросы типа «почему?», «как?», «в чем причина, связь этих явлений?»
В
проблемной задаче сам субъект включен в ситуацию задачи
Слайд 26Этапы решения задачи в проблемной ситуации
Понимание задачи, сформулированной в готовом
виде преподавателем или определяемой самим обучающимся
«Принятие» задачи самим обучающимся
Решение задачи
должно вызывать эмоциональное переживание и желание поставить и решать собственную задачу
Слайд 27Виды учебных действий
С позиций субъекта деятельности:
Целеполагание
Программирование
Планирование
Исполнительские действия
Действия контроля (самоконтроля)
Действия оценки
(самооценки)
Слайд 28Виды учебных действий
С позиции предмета учебной деятельности
Преобразующие
Исследовательские действия
Исследовательско-воспроизводящие (по В.В.Давыдову)
Слайд 29Виды учебных действий
В соотнесении с психической деятельностью
Мыслительные действия (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование и др.)
Перцептивные действия (опознание, идентификация и
др.)
Мнемические действия (запечатлевание, фильтрация информации, ее структурирование, сохранение, актуализация и др.)
Слайд 30Виды учебных действий
Репродуктивные
Продуктивные
Слайд 31УУД
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Слайд 32Контроль
Контроль – механизм обратной связи в общей структуре деятельности
Звенья контроля:
Модель,
образ желаемого результата действия
Процесс сличения этого образа и реального действия
Принятие
решения о продолжении или коррекции этого действия
Слайд 33Стадии самоконтроля
Отсутствие всякого самоконтроля
Полный самоконтроль
Выборочный самоконтроль
Видимый самоконтроль отсутствует, он осуществляется
как бы на основе прошлого опыта