Разделы презентаций


Учебная дисциплина: Конституционное право России Тема № 17: Конституционные

Содержание

ПланПонятие судебной власти в Российской Федерации: ее основные черты. Конституционные принципы осуществления судебной властиКонституционные основы судебной системы в Российской Федерации: структура и принципы организации.Конституционные основы статуса судей в Российской Федерации. Конституционный

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Учебная дисциплина: «Конституционное право России» Тема №

17: «Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации »


Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Юридический факультет им. М.М. Сперанского

Учебная дисциплина:   «Конституционное право России»    Тема № 17:

Слайд 2План
Понятие судебной власти в Российской Федерации: ее основные черты. Конституционные

принципы осуществления судебной власти
Конституционные основы судебной системы в Российской Федерации:

структура и принципы организации.
Конституционные основы статуса судей в Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля.
Конституционный статус Верховного Суда Российской Федерации. Федеральные суды общей юрисдикции.

ПланПонятие судебной власти в Российской Федерации: ее основные черты. Конституционные принципы осуществления судебной властиКонституционные основы судебной системы

Слайд 3Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 21 июля

1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Федеральный конституционный

закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ О судебной системе Российской Федерации»
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации«
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации
Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»
Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"

Нормативные правовые актыКонституция Российской Федерации.Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде

Слайд 41. Понятие судебной власти в Российской Федерации: ее основные черты.

Конституционные принципы осуществления судебной власти

1. Понятие судебной власти в Российской Федерации: ее основные черты. Конституционные принципы осуществления судебной власти

Слайд 53 подхода к определению судебной власти:

система судов, состоящую из федеральных

органов судебной власти, которые различаются между собой предметной компетенцией и

объемом судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой системы;

принадлежащее судам, составляющим единую судебную систему государства, исключительное полномочие по разрешению возникающих в правовой сфере жизни общества социальных конфликтов с использованием установленной законом процедуры, реализуемой в формах конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства;

самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью и законностью актов органов государственной власти; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов и состояний.
3 подхода к определению судебной власти:система судов, состоящую из федеральных органов судебной власти, которые различаются между собой

Слайд 6 Таким образом, судебную власть вполне возможно рассматривать как систему судебных

органов.
 С другой стороны, при определении судебной власти акценты можно

расставить иным образом, указав на то, что судебная власть - это полномочия по осуществлению правосудия, предоставленные судебным органам.

Вопрос в данном случае заключается не в том, что в указанных определениях первично, а что - вторично.

Определяющую роль играет контекст, в котором употребляется термин "судебная власть". Если, например, мы говорим о независимости или о финансировании судебной власти, то подразумеваем при этом чаще всего судебную систему, если же речь заходит об осуществлении судебной власти, то здесь на первый план выходит правосудие.
Следовательно, различные взгляды на судебную власть - это, по сути, взгляды на одно и то же явление, но только с разных сторон:

с одной стороны, мы видим судоустройственную, институциональную "грань" судебной власти (судебная власть как совокупность судебных органов),

с другой - судопроизводственную, функциональную "грань" судебной власти (судебная власть как осуществление правосудия).

 Таким образом, судебную власть вполне возможно рассматривать как систему судебных органов.  С другой стороны, при определении судебной

Слайд 7Сущность и функции судебной власти в Российской Федерации
Судебная власть в

Российской Федерации – одна из ветвей государственной власти, обладающая рядом

характеризующих ее признаков.

Сущность судебной власти проявляется в возможности самостоятельно разрешать социальные конфликты на основе права, в итоге принимая с соблюдением процессуальных форм обязательное к исполнению решение от имени Российской Федерации (субъекта РФ) 

Основы организации и деятельности судебной власти установлены в Конституции РФ и развиваются в федеральном и региональном законодательстве.

Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации включают:

– характеристику функций судебной власти и перечень основных полномочий судов;

– конституционные основы судопроизводства;

– конституционные основы статуса судьи;

– конституционные основы судоустройства.
Сущность и функции судебной власти в Российской ФедерацииСудебная власть в Российской Федерации – одна из ветвей государственной

Слайд 8Свойства судебной власти
самостоятельность, предполагающая отсутствие внешней подчиненности, независимость от

законодательной и исполнительной властей, обособленность в государственной системе Российской Федерации

и независимость отдельных ветвей судебной власти друг от друга;

исключительность – т.е. невозможность принятия на себя функций и полномочий суда ни одним из органов государства;

подзаконность - невозможность для судебных органов отступить от требований закона при исполнении своей деятельности;

полнота - выраженная в объеме компетенции, окончательности решений и обязательности их выполнения для всех органов государства и должностных лиц.
Свойства судебной власти самостоятельность, предполагающая отсутствие внешней подчиненности, независимость от законодательной и исполнительной властей, обособленность в государственной

Слайд 9В качестве основных задач судебной власти в России провозглашены:
защита прав

и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации,
обеспечение соответствия актов

законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов.
В качестве основных задач судебной власти в России провозглашены:защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации,

Слайд 10Законодательство к полномочиям судебной власти относит:
осуществление правосудия;
конституционный контроль;


осуществление судебного контроля за законностью и обоснованностью решений и действий

(или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;
обеспечение исполнения приговоров и иных судебных актов;
разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам;
разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики;
законодательная инициатива;
участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества;
обеспечение судебной деятельности.

Законодательство к полномочиям судебной власти относит: осуществление правосудия; конституционный контроль; осуществление судебного контроля за законностью и обоснованностью

Слайд 11Основной функцией судебной власти является осуществление правосудия.

Правосудие - это конституционно

закрепленная особая форма деятельности государства в сфере осуществления судебной власти,

выражающейся в защите и охране судами общей и арбитражной юрисдикции нормального функционирования общественных отношений, складывающихся с участием граждан, предприятий и организаций.

Правосудие включает механизм судебного разрешения споров о праве и иных конфликтов путем отправления гражданского, арбитражного, уголовного и административного судопроизводства в особом процессуальном порядке с применением на основе закона государственного принуждения в целях восстановления и охраны законных прав и интересов человека и всего гражданского общества
Основной функцией судебной власти является осуществление правосудия.Правосудие - это конституционно закрепленная особая форма деятельности государства в сфере

Слайд 12Основные черты правосудия
только суды правомочны и компетентны осуществлять правосудие

в Российской Федерации;
осуществление правосудия только в строго регламентированных процессуальных рамках

(уголовного, гражданского и арбитражного процесса) с обязательным соблюдением основных демократических принципов и предоставлением сторонам, участвующим в судопроизводстве, возможностей для полноценной защиты своих прав и свобод;
формы осуществления правосудия отделены друг от друга и регулируются отдельными законодательными актами - Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации; Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации ;
основанием для осуществления правосудия является наличие правового спора, связанного с защитой прав граждан, или совершение уголовно-наказуемого деяния для установления виновности или невиновности и применения мер уголовного наказания.
Основные черты правосудия только суды правомочны и компетентны осуществлять правосудие в Российской Федерации;осуществление правосудия только в строго

Слайд 13Общие задачи правосудия заключаются в охране от противоправных посягательств:

прав

и свобод граждан,
прав и законных интересов предприятий,
учреждений и

иных организаций,
государственного строя России,
укреплении законности и правопорядка.
Общие задачи правосудия заключаются в охране от противоправных посягательств: прав и свобод граждан, прав и законных интересов

Слайд 14Принципы осуществления судебной власти - основные закономерности функционирования национального гражданского

и уголовного судопроизводства.
принцип законности правосудия (ст.ст. 15 и 120

Конституции Российской Федерации). Данный принцип заключается в соблюдении Конституции и законов всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами. В области судебной деятельности он выражается в обязанности носителей судебной власти осуществлять правосудие в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 7 Закона РСФСР “О судоустройстве РСФСР”);
принцип осуществления правосудия только судом (ст. 118 Конституции). Он закрепляет за судами исключительное полномочие на разбирательство уголовных, гражданских и арбитражных дел и принятие по ним соответствующих решений;
Принципы осуществления судебной власти - основные закономерности функционирования национального гражданского и уголовного судопроизводства. принцип законности правосудия (ст.ст.

Слайд 15принцип обеспечения каждому права на судебную защиту (ст.ст. 46 и

47 Конституции). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Этот принцип призван гарантировать право любого гражданина на судебную защиту и беспрепятственный доступ к правосудию. Указанный принцип основывается также на законодательном закреплении общих правил подсудности (полномочий суда на рассмотрение и разрешение определенных категорий дел) в РФ, исключении возможности произвольного выбора судьи или суда, закреплении надлежащего процессуального механизма передачи дела в другой суд либо другому судье.
принцип презумпции невиновности (ст. 49 Конституции). Он означает, что в соответствии с нормами морали и права каждый человек должен считаться невиновным и добропорядочным до того момента, пока вступившим в законную силу приговором суда не будет признано обратное.
принцип обеспечения каждому права на судебную защиту (ст.ст. 46 и 47 Конституции). Каждому гарантируется судебная защита его

Слайд 16принцип обеспечения квалифицированной защиты подозреваемому, обвиняемому и подсудимому (ст. 45

Конституции). Этот принцип закрепляет обязательность предоставления обвиняемому реальной возможности активно

защищаться от предъявленного ему обвинения путем наделения его совокупностью процессуальных прав. Кроме того, данный принцип устанавливает круг лиц (ч.2, ст. 48 Конституции), которым гарантируется право на получение юридической помощи в осуществлении защиты (задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления), ее качество (квалифицированная), условия предоставления (бесплатная в случаях, предусмотренных законом), начальный этап реализации в уголовном процессе (с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения).
принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе (ч. 3 ст. 123 Конституции) означает такое построение судебного процесса, при котором участники судебного разбирательства, имеющие противоположные процессуальные интересы, имеют равные возможности по отстаиванию защищаемых ими прав и законных интересов перед судом. Функция же суда по разрешению дела отделена от функции обвинения в уголовном процессе (прокурор, потерпевший, гражданский истец) и защиты (подсудимый, его защитник, общественный защитник, гражданский истец). В гражданском судопроизводстве сторонами являются гражданский истец и его представитель и гражданский ответчик и его представитель.
принцип обеспечения квалифицированной защиты подозреваемому, обвиняемому и подсудимому (ст. 45 Конституции). Этот принцип закрепляет обязательность предоставления обвиняемому

Слайд 172. Конституционные основы судебной системы в РФ: структура и принципы

деятельности.

2. Конституционные основы судебной системы в РФ: структура и принципы деятельности.

Слайд 18Судебная система представляет собой единую систему всех судов, осуществляющих судебную

власть путем отправления правосудия, имеющих общие задачи, организованных и действующих

на единых демократических принципах.

Конституция РФ, определяя место и роль судебной системы, устанавливает всю систему органов государственной власти, определяя их предназначение и основные принципы функционирования.

В основу построения современной государственной власти в России действующая Конституция РФ заложила принцип разделения властей, характерный для многих демократических федеративных правовых государств.
Судебная система представляет собой единую систему всех судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, имеющих общие задачи,

Слайд 19Согласно Конституции Российской Федерации:
судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской

Федерации и федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 118);

полномочия,

порядок образования и деятельности всех федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 128);

в силу ст. 47 никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом;


Согласно Конституции Российской Федерации:судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (ч. 3

Слайд 20из ч. 2 ст. 20, ч. 5 ст. 32 и

ч. 4 ст. 123 Конституции следует,

что законодатель уполномочен определять,

в каких случаях законным судом для рассмотрения определенных категорий дел признается суд с участием присяжных заседателей;

законодатель связан конституционным запретом создания чрезвычайных судов.

Это значит, что в судебной системе исключено учреждение - наряду с ординарными, действующими постоянно, управомоченными еще до возникновения конкретной спорной правовой ситуации на рассмотрение определенных категорий дел,

- каких-либо иных чрезвычайных судов, т.е. судов для конкретных случаев и лиц.

Хотя допускается дискреция законодателя в области образования специальных видов юрисдикции - отраслевых судов, подчиненных Верховному Суду РФ, например,

суд по интеллектуальным правам
из ч. 2 ст. 20, ч. 5 ст. 32 и ч. 4 ст. 123 Конституции следует, что

Слайд 21Федеральным конституционным законом от 06.12.2011 № 4-ФКЗ в связи с

созданием в системе арбитражных судов, по инициативе Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации,

Суда по интеллектуальным правам,

внесены изменения в Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

Также, данный Федеральный конституционный закон, дополнен статьей 26.1 о том,
что Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.
Федеральным конституционным законом от 06.12.2011 № 4-ФКЗ в связи с созданием в системе арбитражных судов, по инициативе

Слайд 23Судебная система
К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской

Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов

федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

К судам субъектов Российской Федерации относятся:
конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Судебная системаК федеральным судам относятся:Конституционный Суд Российской Федерации;Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные

Слайд 24Принципы организации судебной системы
единство судебной системы;
осуществление правосудия только

судами;
самостоятельность судов и независимость судей;
обязательность судебных постановлений;
равенство всех перед

законом и судом;
участие граждан в осуществлении правосудия;
гласность в деятельности судов;
язык судопроизводства и делопроизводства в судах

Принципы организации судебной системы единство судебной системы; осуществление правосудия только судами;самостоятельность судов и независимость судей;обязательность судебных постановлений;

Слайд 25Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской

Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом;
соблюдения всеми федеральными

судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
законодательного закрепления единства статуса судей;
финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным

Слайд 26Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и

судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования,

поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их

Слайд 273. Конституционные основы статуса судей в Российской Федерации

3. Конституционные основы статуса судей в Российской Федерации

Слайд 28Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации

и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» полномочиями

осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Таким образом, судьи – носители судебной власти. Никто кроме них не наделен полномочием осуществлять правосудие.

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе

Слайд 29Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в

качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им

уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 26 июля 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации» (неприкосновенность при исполнении полномочий присяжного, особый порядок задержания и заключения под стражу во время исполнения полномочий).

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой

Слайд 30Согласно Конституции (ст. 119) судьями могут быть граждане Российской Федерации,

достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы

по юридической профессии не менее 5 лет.
Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.

Они закреплены в ст.ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации»:
отсутствие судимости либо прекращенного по реабилитирующим основаниям уголовного преследования;
отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
отсутствие решение суда о признании недееспособным или ограниченно дееспособным;
не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
Согласно Конституции (ст. 119) судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование

Слайд 31Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и

федеральные законы.

Судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ, мировой судья

обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта РФ и законы субъекта РФ.

Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта

Слайд 32Судья не вправе:

замещать иные должности государственной службы, должности муниципальной службы,

быть третейским судьей, арбитром;
принадлежать к политическим партиям и принимать участие

в их политических акциях и иной политической деятельности;
заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью лично или через доверенных лиц;
быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;
допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу.
Судья не вправе:замещать иные должности государственной службы, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;принадлежать к политическим партиям

Слайд 33Согласно Конституции (ст. 128) судьи Конституционного Суда, Верховного Суда Российской

Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Судьи

других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.
Граждане, претендующие на должность судей, сдают квалификационный экзамен на должность судьи.
После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.
Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений о личности кандидата.
По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи.

Согласно Конституции (ст. 128) судьи Конституционного Суда, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента

Слайд 34В Конституции РФ (ст. 120) закреплено, что судьи независимы и

подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В своей деятельности

по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Независимость судей - позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан.

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает следующие правовые гарантии независимости судей:
установленная законом процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу, и т.д.);
преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;
установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;
предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу;
особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества.
В Конституции РФ (ст. 120) закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Слайд 35Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность

занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и

служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:
в отношении судьи Конституционного Суда РФ - Председателем Следственного комитета с согласия Конституционного Суда;
в отношении судьи Верховного Суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда - Председателем Следственного комитета с согласия Высшей квалификационной коллегии судей;
в отношении судьи иного суда - Председателем Следственного комитета с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации.
Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых

Слайд 364. Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля

4. Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля

Слайд 37Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно

и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный контроль

- деятельность по обеспечению законности в сфере нормотворчества, направленная на проверку соответствия Конституции законов и иных нормативно-правовых актов.

Однако не следует смешивать понятия конституционного надзора и конституционного контроля.
Задачей конституционного надзора является обеспечение соответствия законов и иных нормативных актов Конституции. Органы конституционного надзора полномочны принимать решения о приостановлении вступления в силу закона или его действия, но они не вправе аннулировать принятый закон или правовую норму.

Конституционный контроль состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих Конституции РФ, а также в принятии мер по их устранению.
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного

Слайд 38Конституционный Суд состоит из 19-ти судей, назначаемых Советом Федерации по

представлению Президента РФ.
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не

ограничены определенным сроком.
К кандидатам в судьи Конституционного Суда применяется возрастной ценз: это должно быть лицо, достигшее к моменту назначения 40 лет, но не старше 70-ти, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15-ти лет.
Гражданин России, назначенный на должность судьи Конституционного Суда, приносит присягу.
Конституционный Суд состоит из 19-ти судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Полномочия судьи Конституционного Суда

Слайд 39Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 3)

относит к ведению Суда рассмотрение следующих видов дел:

о соответствии Конституции

Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними;
о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
по спорам о компетенции;
о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан;
о конституционности законов по запросам судов;
- о толковании Конституции Российской Федерации;
о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
о соблюдении требований российской Конституции при назначении референдума Российской Федерации (ст. 23 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 3) относит к ведению Суда рассмотрение следующих видов

Слайд 40При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно

вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств

во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

При осуществлении своей деятельности Конституционный суд опирается на принципы независимости судей, коллегиальности, гласности, состязательности и равноправия сторон, закрепленные в Федеральном конституционном законе “О Конституционном Суде Российской Федерации”.

Судья Конституционного суда может быть отстранен от рассмотрения конкретного дела мотивированным решением большинства участников заседания в случае, когда существуют сомнения в его беспристрастности вследствие его заинтересованности в исходе дела из-за семейных, родственных или иных отношений с участниками дела или по иным причинам.
При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и

Слайд 41В ходе судопроизводства Конституционный суд выносит итоговые или иные решения.



Итоговые решения принимаются по результатам рассмотрения конкретного дела, подведомственного Конституционному

Суду, и имеют форму
постановления - по вопросам соответствия Конституции РФ федеральных законов и иных нормативных актов, разграничения полномочий государственных органов, толкования Конституции Российской Федерации;
заключения - о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений Президента РФ в государственной измене или совершении тяжкого преступления.

В случае если Конституционный Суд усмотрит основания для отказа в принятии обращения к рассмотрению (ст. 43 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации») или для прекращения производства по делу (ст. 68), он выносит соответствующее определение.
В ходе судопроизводства Конституционный суд выносит итоговые или иные решения. Итоговые решения принимаются по результатам рассмотрения конкретного

Слайд 42Любое решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает

в силу немедленно после его провозглашения.
Оно действует непосредственно и

не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Юридическая сила постановления о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу;

не вступившие в силу международные договоры, признанные несоответствующими Конституции Российской Федерации, не подлежат введению в действие и применению.
Любое решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно

Слайд 43Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными,

не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным

законом случаях.

В случае, если решением Конституционного Суда нормативный акт признан не соответствующим Конституции полностью или частично либо из решения Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании,

государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта,

который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части.

До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция.
Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены

Слайд 44В случае если решением Конституционного Суда нормативный акт признан не

соответствующим Конституции полностью или частично либо из решения Суда вытекает

необходимость устранения пробела в правовом регулировании:

Правительство РФ не позднее 3-х месяцев после опубликования решения Суда вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части.
Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке;

Президент РФ, Правительство РФ не позднее 2-х месяцев после опубликования решения Конституционного Суда отменяют нормативный акт, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части.
В случае если решением Конституционного Суда нормативный акт признан не соответствующим Конституции полностью или частично либо из

Слайд 45Регламент Конституционного Суда РФ (ред. от 10.11.2016) на основе Конституции

РФ и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года

N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" регулирует вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Конституционный Суд).

В Аппарат Конституционного Суда входят:
 Секретариат входят отраслевые и функциональные подразделения:
Управление государственной службы и кадров, 
Финансовое управление,
Управление делами 
Представительство Конституционного Суда в Москве.

 При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных
При Конституционном суде РФ образуется Научно-консультативный совет из числа ученых и практикующих специалистов в области права.

Его персональный состав и положение о нем утверждается судом. Основная задача этого Совета – обсуждение сложных проблем, возникающих перед судом, и дача рекомендаций.

Конституционный суд РФ издает "Вестник Конституционного суда РФ", в котором публикуются решения, принимаемые этим судом, особые мнения судей, высказанные при вынесении решений по конкретным делам, и иные материалы.
Регламент Конституционного Суда РФ (ред. от 10.11.2016) на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 21

Слайд 465. Конституционный статус Верховного Суда РФ. Федеральные суды общей юрисдикции

5. Конституционный статус Верховного Суда РФ. Федеральные суды общей юрисдикции

Слайд 47Верховный Суд Российской Федерации создается в соответствии с Конституцией Российской

Федерации и может быть упразднен только путем внесения поправок в

Конституцию Российской Федерации.

Другие федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
Верховный Суд Российской Федерации создается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и может быть упразднен только путем

Слайд 48Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским,

уголовным, административным экономическим и иным делам, отнесенным к компетенции судов

общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.
Верховный Суд Российской Федерации:
изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации;
разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;
публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным экономическим и иным делам, отнесенным

Слайд 49 Верховный Суд Российской Федерации состоит из ста семидесяти судей

Верховного Суда Российской Федерации и действует в следующем составе:
Пленум

Верховного Суда Российской Федерации;
Президиум Верховного Суда Российской Федерации;
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;
Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Изменения в состав Верховного Суда Российской Федерации вносятся путем внесения изменений в Федеральный конституционный закон.

Верховный Суд Российской Федерации состоит из ста семидесяти судей Верховного Суда Российской Федерации и действует в

Слайд 50Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации
Судьи Верховного Суда Российской Федерации

назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по

представлению Президента Российской Федерации.
В состав Верховного Суда Российской Федерации входят:
Председатель Верховного Суда Российской Федерации;
первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;
заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;
заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;
заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
председатель Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и заместитель председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
судьи Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
судьи Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
судьи Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;
судьи Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;
судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Порядок формирования Верховного Суда Российской ФедерацииСудьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания

Слайд 51Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

в порядке, установленном Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами,

федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях организационного, информационного, документационного, финансового и материально-технического обеспечения деятельности формируется аппарат Верховного Суда Российской Федерации.
Численность работников аппарата устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Штатное расписание аппарата Верховного Суда Российской Федерации утверждается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Структура аппарата Верховного Суда Российской Федерации, задачи, функции и порядок деятельности его структурных подразделений определяются положением об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, утверждаемым Президиумом Верховного Суда Российской Федерации

Общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда Российской Федерации осуществляет Председатель Верховного Суда Российской Федерации.

В Верховном Суде Российской Федерации действуют общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном Федеральным конституционным законом, другими

Слайд 52Суды различаются между собой не только видами осуществляемой ими деятельности,

регулируемой различными формами судопроизводства согласно ч. 2 ст. 118 Конституции

РФ, но и содержанием, пределами предоставленной им власти, их юрисдикции. В теории судоустройства различаются общая и специальная юрисдикция.

Признаками общей юрисдикции выступают: территориальная, предметная, персональная подсудность.
Территориальная юрисдикция конкретного суда общей юрисдикции может распространяться на:
- определенное административно-территориальное образование (участок, район, область, республику);
- структурное образование (гарнизон, военный округ);
- судебный округ, не совпадающий с отдельными административно-территориальными единицами;
- судебный участок (для мировых судей).
Суды различаются между собой не только видами осуществляемой ими деятельности, регулируемой различными формами судопроизводства согласно ч. 2

Слайд 53Пределы территориальной юрисдикции судов должны определяться соответственно федеральным конституционным или

федеральным законом,
а в отношении судов субъектов РФ - законом

соответствующего субъекта РФ.

В установленных законом случаях судебная юрисдикция может распространяться на определенную социальную группу или определенных лиц (рассмотрение уголовных дел по обвинению судей в совершении преступлений в случаях, предусмотренных Законом о статусе судей и ст. 252 УПК РФ;

заключение ВС РФ при возбуждении вопроса об отрешении Президента РФ от должности в порядке, установленном ст. 93 Конституции РФ

Федеральным конституционным законом "О Верховном Суде Российской Федерации", когда требуется такое заключение).
Пределы территориальной юрисдикции судов должны определяться соответственно федеральным конституционным или федеральным законом, а в отношении судов субъектов

Слайд 54К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

Верховный Суд Российской Федерации;
верховные суды

республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной

области, суды автономных округов;
районные суды, городские суды, межрайонные суды;
военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.
К федеральным судам общей юрисдикции относятся:Верховный Суд Российской Федерации;верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального

Слайд 55Арбитражные суды входят в систему Верховного суда РФ. 

Они осуществляют правосудие

путем разрешения споров экономического характера, вытекающих из гражданских, административных и

иных правоотношений.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).
Арбитражные суды входят в систему Верховного суда РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения споров экономического характера, вытекающих из

Слайд 56Система арбитражных судов в Российской Федерации состоит из:


федеральных арбитражных судов

округов (арбитражные кассационных судов);

арбитражных апелляционных судов;

арбитражные суды первой инстанции в

республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах;

специализированные арбитражные суды.
Система арбитражных судов в Российской Федерации состоит из:федеральных арбитражных судов округов (арбитражные кассационных судов);арбитражных апелляционных судов;арбитражные суды

Слайд 57В своей деятельности суды общей юрисдикции решают следующие поставленные перед

ними задачи:

Защита и охрана прав и свобод человека и

гражданина;
Защита нарушенных или оспариваемых прав;
Укрепление законности и правопорядка;
Предупреждение преступлений и административных правонарушений;
Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц;
Изучение и обобщение судебной практики;
Ведение и анализ судебной статистики;
Разработка предложений по совершенствованию законодательства РФ.
В своей деятельности суды общей юрисдикции решают следующие поставленные перед ними задачи: Защита и охрана прав и

Слайд 58К основным функциям судов общей юрисдикции можно отнести:

Осуществление правосудия

путем разрешения по существу уголовных, гражданских и административных дел;
Пересмотр судебных

решений нижестоящих судов в порядке апелляционного, кассационного и надзорного производства;
Решение вопросов, связанных с исполнением судебных решений;
Производство по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Для автоматизации деятельности судов общей юрисдикции всех уровней используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие»).
Она представляет собой территориально распределенную автоматизированную информационную систему, предназначенную для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
К основным функциям судов общей юрисдикции можно отнести: Осуществление правосудия путем разрешения по существу уголовных, гражданских и

Слайд 59Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела,

отнесенные законом к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного

судопроизводства.

В соответствии с Законом суды общей юрисдикции рассматривают:

все гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законов интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством РФ рассматриваются другими судами;

2) все уголовные дела;

3) иные дела, отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.
Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные законом к их компетенции, посредством гражданского,

Слайд 60СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика