Слайд 1Учебная дисциплина С3.Б.22.4 Основы правоохранительной деятельности
Структура УД:
Объем дисциплины –
144 час., в т.ч.
учебные занятия – 40 час. (лекций –
16 час., семинаров и пр.занятий – 24 часа);
Изучается на четвертом курсе в седьмом и восьмом семестрах;
Формы промежуточной аттестации – зачет и экзамен.
Слайд 2Рекомендуемая литература
Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы (для бакалавров) [Электронный ресурс] :
учебник. — Электрон. дан. — М. : КноРус, 2015. —
365 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=53277 — Загл. с экрана.
Правоохранительные органы России [Текст]: Рек. Минобрнауки РФ в кач. учебника для вузов / П/р. В.П. Божьева. — М.: Юрайт, 2013. — 367 с.. — (Бакалавр. Базовый курс)
Правоохранительные органы. Конспект лекций [Электронный ресурс] : . — Электрон. дан. — М. : А-Приор, 2010. — 128 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=3056 — Загл. с экрана.
Фокин В. М. Правоохранительные органы Российской Федерации [Текст]. — М.: Былина, 2003. — 255 с.. — Библиогр.: с.
Рыжаков А. П. Правоохранительные органы [Текст]. — М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2004. — 421 с.. — (Высшее образование). — Библиогр.: с.
Гриненко, А.В. Судоустройство и правоохранительные органы в вопросах и ответах [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2015. — 230 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=54680 — Загл. с экрана.
Слайд 3Требования к
к изучению УД:
Овладеть ПК-19 (способностью осуществлять профессиональную деятельность
в соответствии с правовыми и организационными основами правоохранительной деятельности, компетенцией
правоохранительного органа, для службы в котором осуществляется подготовка специалиста):
Требования к уровню освоения учебной дисциплины
Слайд 51.Понятие правоохранительная деятельность.
К сожалению, до настоящего времени правовая наука не
выработала единого подхода к такому ключевому и широко употребляемому в
научной литературе и на практике понятию, как "правоохранительная деятельность".
Любопытное объяснение этому факту дает проф. К.Ф.Гуценко. "Данное понятие, - пишет он, имея в виду правоохранительную деятельность, - является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х гг. По сравнению с возрастом других терминов и понятий, которыми пользуются юристы, это «младенческий» возраст. Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие "правоохранительная деятельность" еще не «устоялось».
Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. проф. К.Ф.Гуценко.
М.., 1995. С. 2.
Слайд 6Правоохранительная деятельность - совокупность однородно-обособившихся видов работ, выполняемые уполномоченными органами
на основании закона, в порядке установленным законом, направленным на соблюдение
прав и свобод человека, общества, государства.
К правоохранительной деятельности следует относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Слайд 8Правоохранительная деятельность
- эт
Правоохранительная деятельность – это функция государства, реализуемая отдельными
его органами в пределах установленной для каждого из них компетенции
по использованию мер принуждения, направленных на предотвращение и пресечение правонарушений, а также восстановление нарушенных прав и социальной справедливости, при содействии специализированных институтов гражданского общества
Слайд 9Правоохранительная деятельность
ПОД - это властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц,
направленная на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности и
правопорядка в обществе.
(в широком смысле)- деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.
(в узком смысле)- деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме в соответствии с компетенцией того или иного органа
Слайд 11К понятию ПОД
Пока идут споры и дискуссии о том, что
понимать под правоохранительной деятельностью и какие органы надо считать правоохранительными,
криминальная ситуация превращается в реальный фактор, угрожающий национальной безопасности России.
В свете сказанного теоретический анализ понятия и содержания правоохранительной деятельности, механизмов ее осуществления, перспектив и направлении ее совершенствования является не только актуальной научной, но и важнейшей социально-политической практической задачей.
Слайд 12ПОД и правохранительные органы
Диапазон деятельности большинства госорганов не ограничивается решением
задач по осуществлению ПОД, т.е. непосредственной охраной законности и правопорядка,
государственной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Некоторые функции по охране законности и правопорядка они выполняют сопряженно с основными функциями.
Центральное место в осуществлении правоохранительной деятельности отведено правоохранительным органам, которые специально занимаются решением таких вопросов. Это те органы, которые существуют в основном или главным образом — для осуществления ПОД.
Слайд 13К понятию ПОД
Анализ юридических источников свидетельствует о многообразии подходов и
используемых понятий (правотоворческая, правоприменительная, правонаделительная, правообеспечительная, юрисдикционная, правоисполнительная), применительно к
деятельности, связанной с правом, правовой материи, в том числе об отсутствии единой методологически выверенной позиции для правильного выделения тех или иных видов деятельности, которая в основном порождается определенными традициями (стереотипами), сложившимися в рамках тех или иных наук, в первую очередь теории права, административного права и теории управления.
Слайд 15Структура правоохранительной деятельности
Слайд 16Цели правоохранительной деятельности
Пресечение правонарушений
Неотвратимость ответственности (установление, изобличение и привлечение к
правовой ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений
Слайд 17Координация
Уважение прав и
свобод человека
и гражданина
Слайд 192.Признаки правоохранительной деятельности
Для чего нам важно это знать и понимать?
Чтобы
понять суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех
или иных государственных органов к числу правоохранительных, весьма важно уяснить признаки деятельности, получившей в известной мере условное, но уже ставшее привычным наименование – «правоохранительная деятельность».
Слайд 20В соответствии с существующими доктринальными разработками рассматриваемый вид государственной деятельности
– ПОД - обладает рядом существенных признаков.
Один из них проявляется
в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия (меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами). Среди мер юридического воздействия важное место отводится также мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных пределах.
Например, если совершено преступление, то может быть назначено наказание, установленное уголовным законодательством, или иная мера воздействия, допускаемая по закону; если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то может быть возложена обязанность возместить этот ущерб; если по заключенному договору не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изделия или оказании каких-то услуг, то возможно применение имущественной санкции; если кто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то его можно лишить водительских прав и т. д.
Слайд 21Признаки ПОД
2. Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что
применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго
соответствовать предписаниям закона или иного правового акта. Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание.
Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания.
Например, если по закону за впервые совершенное мелкое хулиганство допускается, в частности, штраф в размере от одной десятой до половины минимальной месячной оплаты труда, то данная мера взыскания может быть применена только в этих пределах.
Слайд 22Признаки ПОД
3. В-третьих, характерным для правоохранительной деятельности является и то,
что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных
процедур.
К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Во всяком случае для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным.
Слайд 23Признаки ПОД
4. Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности считается то, что
ее реализация возлагается, прежде всего, на специально уполномоченные государственные органы,
комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими — по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях.
Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.
Слайд 26Вывод по признакам ПОД
С учетом сказанного можно определить понятие того,
что принято считать правоохранительной деятельностью.
Как видно по приведенным признакам
и их краткой характеристике, к ПОД следовало бы относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Слайд 27
3. Основные функции правоохранительной деятельности и общая характеристика органов, осуществляющих
ее.
По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной.
Ее многоплановость
проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности
К числу таких направлений (функций) следовало бы относить:
конституционный контроль;
правосудие;
организационное обеспечение деятельности судов;
прокурорский надзор;
выявление и расследование преступлений;
оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.
Слайд 29По количеству функций (видов, направлений) ПОД единого мнения у юристов
нет, а законодательством не определено
Слайд 31
Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных, «своих»
результатов:
устранение нарушений предписаний Конституции РФ;
справедливое разбирательство и
разрешение гражданских и уголовных дел; создание условий для нормальной деятельности судов;
выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования;
раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде; предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности.
Достижение этих результатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых выше задач правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность методов, используемых в процессе реализации конкретных функций (направлений).
Слайд 32Правоохранительные органы
Для выполнения названных функций правоохранительной деятельности существуют конкретные органы,
которые соответственно и именуются правоохранительными. В наши дни вопрос о
круге такого рода органов решается по-разному: одни относят к ним большее количество, а другие — меньшее. Этот разнобой объясняется прежде всего тем, что данный вопрос в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован, равно как нерешен и вопрос о понятии правоохранительной деятельности.
Слайд 33Правоохранительные орГаны
С учетом данного выше определения правоохранительной деятельности и характеристики
ее функций (направлений) к правоохранительным органам можно относить прежде всего
суды (Конституционный Суд РФ и все прочие суды), органы юстиции, прокуратуру, а также некоторые из тех органов, которые призваны выявлять и расследовать преступления.
Среди них следственные аппараты органов прокуратуры, контрразведки и внутренних дел, а равно государственные учреждения, которые вправе вести дознание по уголовным делам (милиция, пожарная охрана, командиры воинских частей, должностные лица таможенной службы и налоговой полиции, капитаны кораблей, находящихся в дальнем плавании, начальники зимовок и некоторые другие) или оперативно-розыскную деятельность (например, органы контрразведки и внешней разведки, оперативные подразделения Главного управления охраны РФ, должностные лица пограничных войск).
Слайд 45Субъекты правоохранительной деятельности
Слайд 464. Основные направления правоохранительной деятельности в РФ.
От функций необходимо отличать
основные направления деятельности правоохранительных органов. Эти категории находятся в разных
плоскостях и взаимно дополняют общую характеристику организации и деятельности правоохранительных органов.
Если функции связаны с задачами, которые решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных органов, которые вытекают из правовой политики государства.
Слайд 47Основные направления реализации правовой политике в ПОД
принятие новых федеральных
законов, других законов и иных правовых актов, направленных против преступности
и всех правонарушений;
Совершенствование системы и деятельности правоохранительных органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с разграничением их полномочий и компетенции;
установление принципиальных, исходных положений устройства, организации и деятельности правоохранительных органов, направленных на сокращение преступности и всех правонарушений;
взаимодействие правоохранительных органов при выполнении возложенных на них функций;
определение новых юридических и научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;
возложение обязанности оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие государственные органы, государственные, общественные и частные организации, а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности;
развитие финансовой и иной материально-технической базы для деятельности правоохранительных органов при противодействии преступности и всем правонарушениям.