Разделы презентаций


УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕКЦИЯ №3 МЕТОДОЛОГИЯ И

Содержание

2В О П Р О С Ы Л Е К Ц И И:1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ». 2. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.4. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.3. МЕТОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
«ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
ЛЕКЦИЯ №3
«МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
ТЕЛЕФОН ПРИЕМНОЙ:

20-23
ЧЕРНЫШ
Анатолий Яковлевич
ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА«ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»ЛЕКЦИЯ №3«МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»ТЕЛЕФОН ПРИЕМНОЙ: 20-23ЧЕРНЫШАнатолий ЯковлевичПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ДОКТОР ВОЕННЫХ

Слайд 22
В О П Р О С Ы Л Е

К Ц И И:
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ».
2. МЕТОДОЛОГИЯ

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

4. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

3. МЕТОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

2В О П Р О С Ы  Л Е К Ц И И:1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАУЧНОЕ

Слайд 3ВОПРОС 1.
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

3

ВОПРОС 1.СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ» 3

Слайд 44
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ПОЗНАНИЕ, РЕЗУЛЬТАТЫ

КОТОРОГО ВЫСТУПАЮТ В ВИДЕ СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ, ЗАКОНОВ И ТЕОРИЙ.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ

ПРИЗНАКИ:

целенаправленный процесс достижения осознанно поставленной цели и четко сформулированных задач

процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов

процесс, характеризующийся систематичностью (т.е. здесь упорядочены и приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты)

процесс, которому присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов

4СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ПОЗНАНИЕ, РЕЗУЛЬТАТЫ КОТОРОГО ВЫСТУПАЮТ В ВИДЕ СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ, ЗАКОНОВ

Слайд 55
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных

в единую систему
совокупность строго определенных понятий и терминов, их

номинирующих

НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, т.е. на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов
(ст. 2 ФЗ РФ от 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» )

5ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯсовокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему совокупность строго определенных понятий

Слайд 66
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ
ПО ИСТОЧНИКУ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ

БЮДЖЕТНЫЕ
КОНТРАКТНЫЕ
НЕФИНАНСИРУЕМЫЕ
ФУНДАМЕН-ТАЛЬНЫЕ
ПРИКЛАДНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ПОИСКОВЫЕ
ДОЛГОСРОЧНЫЕ
КРАТКОСРОЧНЫЕ
ЭКСПРЕСС-ИССЛЕДОВАНИЯ
ПО ФОРМАМ И

МЕТОДАМ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ

ОПИСАТЕЛЬНЫЕ

ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЕ

СМЕШАННОГО ТИПА

6КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОЧНИКУ ФИНАНСИРОВАНИЯПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ БЮДЖЕТНЫЕ КОНТРАКТНЫЕНЕФИНАНСИРУЕМЫЕ ФУНДАМЕН-ТАЛЬНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕРАЗРАБОТКИ ПОИСКОВЫЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ ЭКСПРЕСС-ИССЛЕДОВАНИЯПО

Слайд 77
УРОВНИ ИССЛЕДОВАНИЙ
ЭМПИРИЧЕСКИЙ
ПРЕОБЛАДАЕТ ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЗУЧЕНИЕ ВНЕШНЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНОВ

ЧУВСТВ). ПРИ ЭТОМ ФОРМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ПРИСУТСТВУЮТ, НО ИМЕЮТ ПОДЧИНЕННОЕ

ЗНАЧЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
ПРЕОБЛАДАЮТ ЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. ПОЛУЧЕННЫЕ ФАКТЫ ИССЛЕДУЮТСЯ, ОБРАБАТЫВАЮТСЯ С ПОМОЩЬЮ ЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ, ЗАКОНОВ И ДРУГИХ ФОРМ МЫШЛЕНИЯ.

7УРОВНИ ИССЛЕДОВАНИЙЭМПИРИЧЕСКИЙ ПРЕОБЛАДАЕТ ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЗУЧЕНИЕ ВНЕШНЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНОВ ЧУВСТВ). ПРИ ЭТОМ ФОРМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ПРИСУТСТВУЮТ,

Слайд 88
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
ПРОБЛЕМА – ЭТО

СЛОЖНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА, СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОТОРОЙ НЕИЗВЕСТНЫ ИЛИ

ИЗВЕСТНЫ НЕ ПОЛНОСТЬЮ

ТЕОРИЯ – ЭТО ЛОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОЕ ЗНАНИЕ, КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗНАНИЙ, КОТОРАЯ АДЕКВАТНО И ЦЕЛОСТНО ОТРАЖАЕТ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ОБЛАСТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

ГИПОТЕЗА ЕСТЬ ТРЕБУЮЩЕЕ ПРОВЕРКИ И ДОКАЗЫВАНИЯ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ПРИЧИНЕ, КОТОРАЯ ВЫЗЫВАЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЕ СЛЕДСТВИЕ, О СТРУКТУРЕ ИССЛЕДУЕМЫХ ОБЪЕКТОВ И ХАРАКТЕРЕ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

8СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ    ПРОБЛЕМА – ЭТО СЛОЖНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА, СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ

Слайд 99
СТРУКТУРА ТЕОРИИ
ПОНЯТИЕ – это мысль, отражающая существенные и необходимые

признаки определенного множества (класса) предметов или явлений
ПРИНЦИП –

это руководящая идея, основное исходное положение теории

СУЖДЕНИЕ – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо

АКСИОМА – это положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения


ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – это: это относительно устойчивая и регулярная взаимосвязь между явлениями и объектами реальности, проявляющаяся в процессах изменения и развития


ЗАКОН – это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами

УЧЕНИЕ – совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности

СТРУКТУРУ ТЕОРИИ ОБРАЗУЮТ:

ПОЛОЖЕНИЕ – научное утверждение, сформулированная мысль

ИДЕЯ – это:
1) новое интуитивное объяснение события или явления;
2) определяющее стержневое положение в теории

КОНЦЕПЦИЯ – это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями)

9СТРУКТУРА ТЕОРИИ ПОНЯТИЕ – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества (класса) предметов или явлений

Слайд 1010
СТРУКТУРА ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФАКТ употребляется в нескольких значениях:
1)

объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо

к сфере сознания и познания (факт сознания);
2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина);
3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ
это система определенных научных фактов

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями

10СТРУКТУРА ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТ употребляется в нескольких значениях: 1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности

Слайд 11ВОПРОС 2.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

11

ВОПРОС 2.МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ11

Слайд 1212
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – от творческого замысла до окончательного

оформления научного труда, осуществляется
И Н Д И В И

Д У А Л Ь Н О

ИЗУЧАТЬ В НАУЧНОМ СМЫСЛЕ - ЗНАЧИТ:













ВЕСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ, КАК БЫ ЗАГЛЯДЫВАЯ В БУДУЩЕЕ Важнейшие факторы научного исследования:
воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники

БЫТЬ НАУЧНО ОБЪЕКТИВНЫМ
Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение, т.к. сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике

12МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯНАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – от творческого замысла до окончательного оформления научного труда, осуществляется И Н Д

Слайд 1313
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
УЧЕНИЕ О МЕТОДАХ (МЕТОДЕ) ПОЗНАНИЯ, Т. Е. О

СИСТЕМЕ ПРАВИЛ, СПОСОБОВ И ПРИЕМОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ЗАДАЧ

диалектический метод Сократа и Платона

индуктивный метод
Ф. Бэкона

феноменологический метод Э. Гуссерля

ПЕРВОПРОХОДЦЫ ПРОБЛЕМ МЕТОДОЛОГИИ - ФИЛОСОФЫ

рационалистический метод Р. Декарта

диалектический метод Г. Гегеля и К. Маркса

13МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯУЧЕНИЕ О МЕТОДАХ (МЕТОДЕ) ПОЗНАНИЯ, Т. Е. О СИСТЕМЕ ПРАВИЛ, СПОСОБОВ И ПРИЕМОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ

Слайд 14ВОПРОС 3.
МЕТОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

14

ВОПРОС 3.МЕТОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ14

Слайд 1515
МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
ЭТО СОВОКУПНОСТЬ СПОСОБОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ



ТЕХНИКА

ИССЛЕДОВАНИЯ –
совокупность специальных приемов для использования того или

иного метода

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ –
определенная последовательность действий, способ организации исследования

МЕТОДИКА – это порядок и последовательность применения методов исследования для изучения объекта (предмета)

15МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯЭТО СОВОКУПНОСТЬ СПОСОБОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ТЕХНИКА  ИССЛЕДОВАНИЯ – совокупность специальных приемов

Слайд 1616
ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДА
результат предыдущей деятельности
исходный пункт и предпосылка

последующей деятельности
идеальных образов,
отражающих сущность, закономерности
объекта
правил, предписаний, выступающих

в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности

Г л а в н ы е ф у н к ц и и

объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т.п.)

регуляция и
ориентация
деятельности

на решение проблемы – что собой представляет данный предмет

на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования

ТЕОРИЯ

МЕТОД

С и с т е м а

Н а ц е л е н н о с т ь

16ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДАрезультат предыдущей деятельностиисходный пункт и предпосылка последующей деятельности идеальных образов, отражающих сущность, закономерности

Слайд 1717
ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЙ
обусловлен ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЙ, т.е. тем, что именно

исследуется (отдельные объекты или их классы)
не может оставаться

неизменным, всегда равным самому себе во всех отношениях, а ДОЛЖЕН ИЗМЕНЯТЬСЯ в своем содержании вместе с предметом, на который он направлен

имеет не только чисто теоретический, но и ПРАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР: он возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него

не может быть дан весь, целиком до начала всякого исследования, а в значительной мере ДОЛЖЕН ФОРМИРОВАТЬСЯ всякий раз заново в соответствии со спецификой предмета

17ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЙ обусловлен ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЙ, т.е. тем, что именно исследуется (отдельные объекты или их классы) не

Слайд 18ВОПРОС 4.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

18

ВОПРОС 4.ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ18

Слайд 1919
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
выделение методов в зависимости от роли и

места в процессе научного познания:
формальные и содержательные;
эмпирические и

теоретические;
фундаментальные и прикладные;
методы исследования и изложения и т.п.

характерные признаки научного метода: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.

19ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙвыделение методов в зависимости от роли и места в процессе научного познания: формальные и

Слайд 2020
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ МНОГОУРОВНЕВОЙ КОНЦЕПЦИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ:
диалектический
метафизический

аналитический
интуитивный
феноменологический
герменевтический и др.
ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
системный
структурно-функциональный
кибернетический
вероятностный
моделирование
формализация и ряд других.

ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ:
физики
механики
химии
биологии
социально-гуманитарных наук

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук.

МЕТОДЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – совокупность ряда синтетических, интегративных способов, нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин

20ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ МНОГОУРОВНЕВОЙ КОНЦЕПЦИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ: диалектический  метафизический аналитический  интуитивный феноменологический герменевтический и др.

Слайд 2121
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. А.Я. ЧЕРНЫШ, Е.Г. АНИСИМОВ, Н.П. БАГМЕТ И

ДР. ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: УЧЕБНИК ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА И СПЕЦИАЛИТЕТА. –

М.: ИЗД-ВО РТА, 2011 – РАЗДЕЛ 3.
Дополнительная литература
1. Т.Г. ЛЕШКЕВИЧ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ. – М., 2001.

2. Ю.А. МАЛЬЦЕВ. ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ. – М.: ВТУ, 2003.

3. Р.А. САБИТОВ. ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ. – ЧЕЛЯБИНСК: ЧЕЛЯБ. ГОС. УН-Т, 2002.

4. Е.В. УШАКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ И МЕТОДОЛОГИЮ НАУКИ: УЧЕБ. – М.: ЭКЗАМЕН, 2005.

5. М.Ф. ШКЛЯР. ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. УЧЕБ. ПОСОБИЕ. – М.: ДАШКОВ И КО, 2007.
21РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРАОсновная литература1. А.Я. ЧЕРНЫШ, Е.Г. АНИСИМОВ, Н.П. БАГМЕТ И ДР. ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: УЧЕБНИК ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика