Разделы презентаций


Учебная экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях

Содержание

Основная цель троп природы – во взаимосвязи трех компонентов: обучения, воспитания и отдыха. При этом в задачу обучения входит расширение естественнонаучного кругозора посетителей, а воспитание направлено, по совам одного из ученых,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Учебная экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная

территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих

системы и направляющих деятельность учащихся в природном окружении.

Организация экологической тропы

Учебная экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения

Слайд 2Основная цель троп природы – во взаимосвязи трех компонентов: обучения,

воспитания и отдыха. При этом в задачу обучения входит расширение

естественнонаучного кругозора посетителей, а воспитание направлено, по совам одного из ученых, на «формирование у посетителей тропы чувства любви к природе, заинтересованности в ее сохранении, личной ответственности каждого за ее судьбу».
Назначение учебной экологической тропы – создать условия для воспитания экологически грамотных людей, для формирования высокой культуры поведения человека в окружающей среде. По сути, экологическая тропа – это учебно-просветительский кабинет в природных условиях, дающий возможность наглядно продемонстрировать, как же влияет деятельность человека на окружающую на окружающую среду, оценить результаты такой деятельности.
Основная цель троп природы – во взаимосвязи трех компонентов: обучения, воспитания и отдыха. При этом в задачу

Слайд 3Задачами учебной экологической тропы является показ причинно-следственных связей в природе,

взаимодействие природы и общества. Тропа дает возможность осуществить комплексный подход

к изучению и охране природных комплексов на определенном природном участке.
Задачами учебной экологической тропы является показ причинно-следственных связей в природе, взаимодействие природы и общества. Тропа дает возможность

Слайд 4Требования к созданию учебной экологической тропы
1. Маршрут тропы должен соответствовать

ее назначению и учитывать условия данной местности;
2. Тропа должна быть

расположена в местности, доступной в транспортном отношении, хорошо посещаемой местным населением;
3. Маршрут прокладывать по уже сложившейся дорожно-тропиночной сети;
4. Тропа должна пролегать по красивой местности, удовлетворять эстетические и познавательные потребности;
5. Тропа должна нести информацию: познавательную (натуральные объекты: виды растений и животных, формы рельефа, почв, горные породы и другие элементы живой и неживой природы); просветительную (элементы антропогенного ландшафта) и предписывающую (лозунги, призывы, правила, указатели, нанесенные на щитах и знаках)
Требования к созданию учебной экологической тропы 1. Маршрут тропы должен соответствовать ее назначению и учитывать условия данной

Слайд 5На экологической тропе могут быть созданы микрозаказники для насекомых, участки

с искусственными гнездовьями и кормушками для птиц, геоботанические площадки. Можно

заложить в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие и исчезающие виды растений, характерные для данной местности, оборудовать показательное место для отдыха с кострищем со снятым дерном.
На экологической тропе могут быть созданы микрозаказники для насекомых, участки с искусственными гнездовьями и кормушками для птиц,

Слайд 6Проложение маршрута учебной экологической тропы;
Составление перечня экскурсионных объектов:
-составление схемы тропы,

вычисление на местности имеющихся объектов;
- изготовление дополнительных объектов;
Оформление учебной экологической

тропы.
- информационные доски с указанием стоянок маршрута;
- информационные щиты (правила поведения на УЭТ, карта-схема УЭТ, лозунги).
- оборудование рекреационной зоны (скамейки, оборудованные места кострищ, качели).
- установка экологических знаков и указателей.
4. Подготовка экскурсоводов
- составление плана проведения экскурсий;
- написание рефератов по экскурсионным объектам;
- учеба экскурсоводов-учащихся;
- составление путеводителя (буклета) по тропе.
5. Оформление документации по УЭТ
- паспорт;
- карта-схема;
- правила поведения;
- рефераты;
- альбом-раскладушка.
6. Использование учебной экологической тропы в экологическом воспитании школьников и жителей микрорайона.

План основных работ по созданию учебной экологической тропы

Проложение маршрута учебной экологической тропы;Составление перечня экскурсионных объектов:-составление схемы тропы, вычисление на местности имеющихся объектов;- изготовление дополнительных

Слайд 7Местонахождение________________________________________
Проезд
Назначение экологической тропы (просвещение, обучение, воспитание по вопросам окружающей среды)
Краткое

описание границ маршрута (ориентиры на местности и расстояние между ними

по всей длине тропы)
Описание экскурсионных объектов на маршруте
Режим пользования: виды и характер пользования
запрещается_____________________________________________
Необходимые мероприятия: укрепление дорожно-тропиночного полотна, оборудование щитов и знаков и т.д.
Шефствующие учреждения__________
Маршрут разработан_______________
Приложение
карта-схема маршрута; описание экскурсионных объектов
Консультанты:
Научный руководитель:

Паспорт на учебную экологическую тропу

Местонахождение________________________________________ПроездНазначение экологической тропы (просвещение, обучение, воспитание по вопросам окружающей среды)Краткое описание границ маршрута (ориентиры на местности и

Слайд 8Поисковое направление развивается с начала работ учащихся по созданию экологической

тропы, выбора ее маршрута – индивидуальные задания по подбору материала

для экотропы. Дальнейшая работа – по организации новых остановок на созданной тропе.
С поисковым направлением очень тесно связано инвентаризационное направление, включающее в себя следующие формы работы: выявление и описание памятников природы на маршруте тропы, определение местонахождения редких растений и животных и т.д.
Познавательно-исследовательское направление имеет место, когда уже окончательно определен маршрут, остановки. Данное направление включает в себя следующие формы: работа по исследовательской теме, связанной с созданием тропы (маршрутом, остановками на нем); изучение природных комплексов, расположенных на маршруте; фенологические наблюдения; экспериментальная работа, опытная и т.д. Эта работа требует определенного объема знаний и умений, которые учащиеся получают в процессе систематических занятий в кружке ми выполнения практических заданий на местности.
Практическое направление, включающее в себя: оснащение тропы (кострище, бивуак, кормушки и т.д.), изготовление щитов, ограждение муравейников, подсадка деревьев, лекарственных и редких растений и др.
Пропагандистское направление. Данная работа разнообразна по своим формам: организация экскурсий на тропе; пропаганда учебной экологической тропы через печать, радио, телевидение, проведение массовых внеклассных краеведческих мероприятий.

Формы работы школьников на учебной экологической тропе

Поисковое направление развивается с начала работ учащихся по созданию экологической тропы, выбора ее маршрута – индивидуальные задания

Слайд 9Но основная направленность – массовая экологическая учеба через экскурсии и

массовые внеклассные мероприятия с использованием тропы: туристические слеты, слеты следопытов,

краеведческие игры, соревнования.
Но основная направленность – массовая экологическая учеба через экскурсии и массовые внеклассные мероприятия с использованием тропы: туристические

Слайд 10 В большинстве случаев экологические тропы организуют в естественных ландшафтах, природных

фитоценозах. Городские же дети, в большинстве своем, не имеют такой

возможности. Вместе с тем, территория любого детского учреждения, городской парк могут стать местом создания экологической тропы.
Во время экскурсий, которые проводят сами школьники, объектами их рассказов и наблюдений могут быть самые обычные деревья, кустарники, цветочно-декоративные растения. Вдоль маршрута развешивают кормушки для птиц, птичьи домики.
К сожалению, в настоящее время невозможно установить на тропе информационные щиты: это достаточно дорого и недолговечно, в связи с варварским к ним отношением. Поэтому используются листовки. Тексты, написанные на бумаге и запечатанные в полиэтиленовые пакеты, развешивают на растениях. В листовках содержатся сведения о жизни объектов тропы, высказывания о природе, стихи, обращения по поводу охраны природы.
Вот несколько примеров листовок:
«Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка. Он прошел душевный университет» (Л. Леонов)
«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша» (А. Чехов)
«Весь огромный мир кругом меня… полон неизвестных тайн. Я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире» (В. Бианки)
Перед началом экскурсии экскурсанта учат правилам хождения по тропе, напомнив народную мудрость: «Один человек пройдет – оставит след, сто – тропинку, а тысяча – пустыню». Чтобы не превратить территорию участка в пустыню, следует ходить по тропинкам и дорожкам. В процессе проведения экскурсии используются небольшие этикетки-номерки (фанерка размером 12х10 см на колышке длиной 25-30 см). Они покрашены белой краской, а по ней написаны цифры (красного, синего, зеленого цвета). Их расставляют по ходу экскурсии на местах остановок у какого-либо объекта, а затем собирают.
В содержание экскурсий включаются сведения не только о растениях и животных, но и об их взаимосвязи, о единстве человека и природы, проблемах взаимоотношения человека с природой. По ходу рассказа используются художественной описание природы в прозе и стихах, высказывания великих людей. Всё это поможет лучше увидеть красоту окружающего мира, пробуждает у детей приятные эмоции и чувства бережного отношения к живому.

Экологическая тропа на школьном участке

В большинстве случаев экологические тропы организуют в естественных ландшафтах, природных фитоценозах. Городские же дети, в большинстве своем,

Слайд 11Правила поведения на экологической тропе

Участники экскурсии идут группой за руководителем,

не обгоняя его и не растягиваясь длинной цепочкой.
Разговоры во время

экскурсии недопустимы, вопросы руководителю следует задавать вполголоса.
Запоминая наиболее типичные растения, не следует их собирать. Лучше записывать их названия и отличительные признаки, зарисовывать внешний вид в записной книжке.
Наблюдая за животными (бабочками, жуками, земноводными), не следует их ловить.
Запрещается:
- загрязнять природную среду;
- ломать деревья, вытаптывать растения;
- беспокоить животных, разорять птичьи гнезда.
Необходимо:
- ходить по тропинкам, сохранять растения;
- подкармливать и оберегать птиц.
Правила поведения на экологической тропе	Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь длинной

Слайд 12Примерная тематика бесед на экологической тропе для старших школьников

Примерная тематика бесед на экологической тропе для старших школьников

Слайд 13МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Учебная экологическая тропа - это разновидность

организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы

по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ Учебная экологическая тропа - это разновидность организационного маршрута на местности для проведения учебной

Слайд 14Это наиболее специализированные в целях обучения маршруты в природе. Их

протяженность до 2 км из расчета проведения учебных экскурсий до

3 часов.
Такие тропы рассчитаны, прежде всего, на использование учащимися, поэтому должны быть легкодоступны, и находится в зеленых зонах вблизи населенных пунктов.
Это наиболее специализированные в целях обучения маршруты в природе. Их протяженность до 2 км из расчета проведения

Слайд 15Продолжительность экскурсий будет зависеть от состава группы, от цели экскурсантов.

Например, могут проводиться ознакомительные экскурсии на части учебной тропы продолжительностью

40–50 мин. для детей младшего возраста.
Для детей постарше можно проходить весь маршрут тропы, изучая, исследуя все экскурсионные объекты на интересующих, полюбившихся стоянках можно останавливаться подольше.
Таким образом, продолжительность экскурсии определяется общей протяженностью маршрута, набором объектов, которые включаются в изучение или ознакомление
Продолжительность экскурсий будет зависеть от состава группы, от цели экскурсантов. 	Например, могут проводиться ознакомительные экскурсии на части

Слайд 16 Экологическая тропа рассчитана на организованные учебные группы педагогов, воспитателей и

учащихся школ.
Педагоги, воспитатели на такой тропе приобретают опыт образовательно-воспитательной

работы с детьми в природных условиях.
Учащиеся могут изучать объекты и явления природы, ознакомиться с богатством и разнообразием местной флоры и фауны, с различными типами биогеоценозов – водоемом, лесом, лугом и т. д. Кроме этого, могут изучать антропогенное воздействие на объекты природы, на сообщества.
Экологическая тропа рассчитана на организованные учебные группы педагогов, воспитателей и учащихся школ. 	Педагоги, воспитатели на такой тропе

Слайд 17Цели экологической тропы:
расширять элементарные сведения об объектах, процессах и

явлениях окружающей природы;
научить видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора,

которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать среду;
способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношения человека к природе.
Цели экологической тропы: расширять элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей природы; научить видеть, замечать различные

Слайд 18Задачи экологической тропы:

экологическое обучение и воспитание;
отдых посетителей;
сохранение природы

в прилегающей зоне.

Задачи экологической тропы:экологическое обучение и воспитание; отдых посетителей; сохранение природы в прилегающей зоне.

Слайд 19При выборе маршрута экологической тропы целесообразно учитывать основные условия,
такие

как:

При выборе маршрута экологической тропы целесообразно учитывать основные условия, такие как:

Слайд 201. Привлекательность:
красота ландшафта – эстетическая выразительность окружающего ландшафта;
каждая тропа

должна быть непохожа на другие;
тропа не должна быть монотонной.


маршрут тропы выбирается с учетом решения учебно-воспитательных задач по вопросам рационального природопользования.
1. Привлекательность:красота ландшафта – эстетическая выразительность окружающего ландшафта; каждая тропа должна быть непохожа на другие; тропа не

Слайд 212. Доступность:
необходимо, чтобы тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного

пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные дороги:

посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к тому моменту, как он сделает первый шаг по тропе;
трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности прохождения, чтобы физическая усталость не уничтожила способности наслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости к воспитанию;
достаточная посещаемость зоны маршрута тропы местным населением.
2. Доступность: необходимо, чтобы тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и чтобы к ее началу вели

Слайд 223. Информативность:
информационная емкость маршрута - способность удовлетворять познавательные потребности

людей в области географических, биологических, экологических и иных проблем.
Наряду

с привлекательностью тропа должна быть информативной: познавательной и просветительной. Она должна воздействовать на эмоции, интеллект и волю слушателя.
3. Информативность: информационная емкость маршрута - способность удовлетворять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и

Слайд 23Оборудование и оформление экологической тропы
Оборудование экологической тропы начинается с составления

картосхемы, на которой обозначаются объекты, имеющиеся на местности.
Предварительно обследуется

маршрут тропы, выявляются места установки информационных щитов, экологических знаков и указателей.
Они должны быть эстетически привлекательными и помогать организовывать движение посетителей по маршруту.
Оборудование и оформление экологической тропы	Оборудование экологической тропы начинается с составления картосхемы, на которой обозначаются объекты, имеющиеся на

Слайд 24Можно использовать следующие типы информационных текстов и знаков:
общий указатель и

схема тропы;
правила поведения на природе;
лозунги и призывы;
сведения

об отдельных природных объектах и явлениях;
сведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы;
поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
экологические дорожные знаки и указатели.
Можно использовать следующие типы информационных текстов и знаков:общий указатель и схема тропы; правила поведения на природе; лозунги

Слайд 25 Экологическая тропа действует в основном только в летний сезон. По

ее маршруту проводятся экскурсии для учащихся школ, детей, отдыхающих в

летних лагерях.

Экологические тропы необходимо использовать и в другие сезоны года для демонстрации природных явлений (наледи, ледостав, ледоход и пр.), для ведения фенологических наблюдений, для индивидуальных исследований.
Экологическая тропа действует в основном только в летний сезон. По ее маршруту проводятся экскурсии для учащихся школ,

Слайд 26Правила поведения на экологической тропе
В целях сохранения природной среды и

обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан

подчиняться определенным правилам:
Во всем слушаться экскурсовода
запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;
с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;
в зоне тропы категорически запрещена любая охота;
Правила поведения на экологической тропеВ целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник

Слайд 27топоры и пилы можно использовать только на многодневных маршрутах в

малообжитых районах;
на топливо идут только сухостой и валежник, а

на растопку – мелкие сухие ветки или сухая береста (но не с живых деревьев);
курить и разводить костры можно только в специально отведенных местах;
движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой радиоприемники и магнитофоны;
по той же причине не стоит брать с собой собак;
после себя не оставлять никакого мусора.

топоры и пилы можно использовать только на многодневных маршрутах в малообжитых районах; на топливо идут только сухостой

Слайд 281 этап формирования экологической тропы
Формирование инициативной команды учителей, организующих работу,

и наиболее активных ребят, способных зажечь энтузиазмом других.

В конечном счете

экотропа должна стать делом всей школы
1 этап формирования экологической тропыФормирование инициативной команды учителей, организующих работу, и наиболее активных ребят, способных зажечь энтузиазмом

Слайд 29 Инициативная команда делится рабочие группы: поисковики, организаторы, изготовители, художники-оформители, экскурсоводы.
Таким

образом, каждый педагог и каждый ребенок найдет применение для своих

учебных, научных, воспитательных и творческих способностей.

2 этап формирования экологической тропы

Инициативная команда делится рабочие группы: поисковики, организаторы, изготовители, художники-оформители, экскурсоводы.	Таким образом, каждый педагог и каждый ребенок найдет

Слайд 30Примерное содержание работы групп по созданию учебной экологической тропы

Примерное содержание работы групп по созданию учебной экологической тропы

Слайд 31Поисковики
в составе 5-6 человек, любителей и знатоков, занимаются исследованием местности,

прокладкой рекомендованного маршрута, составлением его картосхемы, выявлением экскурсионных объектов, смотровых

точек и мест отдыха, разработкой вариантов оборудования маршрута
Поисковикив составе 5-6 человек, любителей и знатоков, занимаются исследованием местности, прокладкой рекомендованного маршрута, составлением его картосхемы, выявлением

Слайд 32Организаторы
проводят конкурсы на лучшие призы, лозунг, дорожный знак, на лучший

научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы,

составленным первой группой
Организаторыпроводят конкурсы на лучшие призы, лозунг, дорожный знак, на лучший научный или художественный текст в соответствии с

Слайд 33Изготовители
делают стенды, дорожные знаки, информационные доски в соответствии с полученными

эскизами

Изготовителиделают стенды, дорожные знаки, информационные доски в соответствии с полученными эскизами

Слайд 34Художники-оформители
получая доски, стенды, знаки от третьей группы, оформляют, выполняют рисунки,

пишут тексты

Художники-оформителиполучая доски, стенды, знаки от третьей группы, оформляют, выполняют рисунки, пишут тексты

Слайд 35Экскурсоводы
подготавливаются из числа учителей биологии, географии, экологии, истории, краеведения, старших

учеников – членов экологического отряда из первой группы, срок работы

которой непродолжителен
Экскурсоводыподготавливаются из числа учителей биологии, географии, экологии, истории, краеведения, старших учеников – членов экологического отряда из первой

Слайд 36В итоге работы оформляют паспорт на экологическую тропу, который содержит

следующие положения:

В итоге работы оформляют паспорт на экологическую тропу, который содержит следующие положения:

Слайд 37Местонахождение, транспортная доступность
Значение тропы (специализация если есть)
Направление маршрута (ориентиры на

местности, расстояния, общая протяженность).
Количество точек (остановок) на тропе их

названия
Время прохождения экскурсионного маршрута
Ограничения по количеству экскурсантов
Уровень сложности, возрастные рамки групп
Необходимые мероприятия по уходу и обустройству.
Изучаемые природные объекты.
Ответственный за охрану тропы.
Время создания тропы.
Правила поведения на экологической тропе
Необходимое оборудование (письменные принадлежности, бинокли, гербарные папки и пр.)
Особенности одежды (обувь, кепки, перчатки?)
Необходим ли запас воды и сухой паек?
Местонахождение, транспортная доступностьЗначение тропы (специализация если есть)Направление маршрута (ориентиры на местности, расстояния, общая протяженность). Количество точек (остановок)

Слайд 38Литература
Захлебный А.Н. На экологической тропе.- М., Знание, 1986
Ванина Л.М. Экологической

тропой. – Биология в школе, №3, 1989
Добринова Н.В. Экологическое воспитание

в пионерском лагере. – М., Агропромиздат, 1988
Заровный Г. М. Экологический отдел школьного учебно-опытного участка. – Биология в школе, №1, 1991
Иванова Г.М. Экологическая тропа на школьном участке.- Биология в школе, №4, 1998
Организация и использование экологических троп. – Челябинск, 1990
Организация работы школьников по созданию учебной экологической тропы./Методические рекомендации.- М., Турист, 1990
Семенов И.В. Охрана природы школьниками в каникулярное время.- М., Просвещение, 1981
Русских Р.Д. Лесные робинзоны. – Ижевск, Удмуртия, 1973
Пугачева Т.А. Вместе с учителем.- Биология в школе, №5, 1989
Экологические тропы /Пособие для слушателей экологической школы.- Нижний Новгород, 1991
Экологическая тропа /Методические рекомендации по устройству экологических троп в Мурманской области.- Мурманск, 1995
ЛитератураЗахлебный А.Н. На экологической тропе.- М., Знание, 1986Ванина Л.М. Экологической тропой. – Биология в школе, №3, 1989Добринова

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика