Слайд 1Теоретический семинар
«Учебное занятие в системе дополнительного образования»
Слайд 6- модель деятельности педагога и детского коллектива;
-ограниченная временными рамками
форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений
и навыков по конкретному предмету и усвоение учащимися учебного материала, но и, прежде всего, их развитие;
- время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.
Учебное занятие – это:
Слайд 7ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ ЗАНЯТИЯ
Конкретные цели:
воспитательные, развивающие, обучающие, выходящие на
реальный, достижимый за одно занятие результат.
Задачи:
должны раскрывать цели,
конкретизировать их. Традиционно к занятиям ставятся три задачи: образовательная, развивающая и воспитательная.
Главное требование к учебному занятию –
это достижение цели, поставленной педагогом
и принятой учащимися.
Слайд 8Изучение и усвоение нового материала
Закрепление и совершенствование знаний, умений
и навыков
Обобщение знаний, умений и навыков
Комбинированное
Контрольное или
итоговое
Типы учебных занятий
Слайд 9Изучение и усвоение нового материала
Организационная часть
Изложение нового материала
и его закрепление.
СТРУКТУРА РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ЗАНЯТИЙ
Слайд 10 Организационная часть
Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний,
связанных с содержанием предстрящей работы. Сообщение и содержание задания, инструктаж
его выполнения. Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога. Обобщение и оценка выполненной работы.
Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков
Слайд 11Организационная часть
Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и
решение задач.
Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.
Подведение итогов.
Обобщение
знаний, умений и навыков
Слайд 12Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.
Изложение
нового материала. Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.
Комбинированное
занятие
Слайд 13Различные формы демонстрации достижений учащихся
Контрольное или итоговое занятие
Слайд 14- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности
учащихся;
- целесообразное расходование времени занятия;
- применение разнообразных методов
и средств обучения;
- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и учащимися;
- практическая значимость полученных знаний и умений.
Общие требования к занятиям в дополнительном образовании
Слайд 15Требования к написанию плана-конспекта занятия
Требования общего характера, предъявляемые к конспекту
занятия, в котором должны быть:
Цели, задачи, методы и приёмы воспитания
учащихся в границах темы занятия;
Учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
Образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
Ведущие виды деятельности участников занятия;
Структура занятия и обоснование последовательности его этапов;
Содержание деятельности педагога, учащихся на каждом этапе занятия;
Мотивация деятельности учащихся на каждом этапе занятии;
Формы и способы взаимодействия сучащимися, общение;
Диагностика (определение) начального уровня знаний учащихся, развиваемых в ходе занятия;
Типичные затруднения учащихся, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
Образы корректирующих упражнений;
Приёмы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
Диагностика результатов занятия, подведение итогов.
Слайд 16Примерный план-конспект занятия
Дата “___” ______________года
Тема занятия_____________
Цель, задачи занятия___________
Оборудование, дидактический материал_______________________
Приветствие
учащихся.
Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия. Вспомнить тему,
основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведённого занятия.
Проверка домашнего задания (если такое было задано). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ.
Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у учащихся к новому материалу. Стимулирование интереса учащихся через введение аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.
Предполагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается учащимися в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.
Обобщение. Учащимся предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную мысль, заложенную в материале, информации.
Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.
Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, учащимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.
Слайд 17Лекция
Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность
обучающихся.
Семинар
Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных
сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, развивает навыки публичных выступлений.
Дискуссия
Всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
Учебная игра
Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.
Экскурсия
Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.
Утренник, праздник
Организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.
Формы организации учебного процесса Традиционные:
Слайд 18Презентация предмета, явления, события, факта, описание, раскрытие роли предмета, социального
предназначения в жизни человека.
Социодрама
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией
главных героев; ситуация выбора, от которой зависят социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.
Защита проекта
Предложение новых идей для решения жизненных проблем.
Круглый стол
Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни.
Чаепитие обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает всех участников мероприятия.
«Крепкий орешек»
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
День добрых сюрпризов упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.
Конверт вопросов
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
Выпускной ринг
Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания
Нетрадиционные формы организации деятельности
Слайд 191.Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы
и плана занятия.
2. Проверка имеющихся у учащихся знаний, умений,
их готовность к изучению новой темы.
3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.
4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.
5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.
Основные этапы учебного занятия
Слайд 20Методы организации занятия
Репродуктивный
Словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение,
беседа, диалог, консультация.
Методы практической работы.
Метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки,
запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;
Исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты.
Методы проблемного обучения: эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, определений, терминов, создание проблемных ситуаций, поиск и отбор аргументов и решение проблемы обучающимся.
Проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование деятельности, конкретных дел;
Метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие памяти, внимания, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра и т.п.
Наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, чертежи, графики, демонстрационные материалы.
Использование на занятии средств искусства: активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приёмов.
Слайд 21Любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных
взаимосвязанных этапов.
Каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание,
определенные методы организации учебно-педагогической деятельности.
Построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.
Общие характеристики учебных занятий