Слайд 1Учебные вопросы
Определение понятия «хранение машин». Назначение в виды хранения. Общие
положения.
Подготовка и порядок постановки военной автомобильной техники на кратковременное и
длительное хранение.
Содержание военной автомобильной техники на хранении и контроль за содержанием машин на хранении.
Снятие военной автомобильной техники с хранения и подготовка к использованию по назначению.
Слайд 21. Определение понятия
«хранение машин».
Назначение и виды хранения. Общие
положения.
Слайд 3КОРРОЗИЯ – самопроизвольное разрушение твердого тела, вызванное химическим или
электрохимическими процессами на его поверхности при взаимодействии с внешней средой.
ВИДЫ КОРРОЗИИ
КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛОВ – разрушение металлов, вследствие хими-ческого или электрохимического взаи-модействия их с коррозийной средой.
биокоррозия
атмосферная
газовая
химическая
электрохимическая
структурная
контактная
питтинг
щелевая
ГОСТ 5272 - 68
Слайд 4 Доля влияния старения и коррозии на элементы автомобиля
Слайд 5Высокая температура,
солнечная радиация
Помутнение оптики приборов наблюдения
Разрушение дюритов тормозной системы
Старение
обшивки сидений
Разрушение обивки кабины
15
Слайд 6Коррозия пробки заливной горловины
Коррозия кузова
Коррозия внутренней поверхности корпуса
Высокая относительная
влажность воздуха,
кислород
Слайд 7Защита автомобильной техники от коррозии и старения
Нанесение защитных покрытий
Создание
защитного барьера
(исключить контакт)
Создание защитной среды
(благоприятные условия)
методы
Использование ингибиторов
коррозии
Герметизация образцов
способы
Статическое осушение воздуха (СОВ)
Динамическое осушение воздуха (ДОВ)
лакокрасочные
полимерные
- масла и смазки
(нерегулируемая среда)
сорбционный (нагревание)
каталитический (вымораживание)
Вакуумная среда
азот
инертные газы
ингибированная бумага
присадки в ГСМ
сублимация
гермоматериалы
уплотнительные смазки
тентовые моб. укрытия
Слайд 8
Способы комплексной защиты автомобильной техники от коррозии и старения
Лакокрасочные покрытия
Смазки
Масла
Летучие
ингибиторы
лаки
краски
- эмали
грунтовки
шпаклевки
- циатим-201
графитная
литол -24
ЗЗК-ЗУ
циатим 208
КМ
- НГ-203Б
К-17
УНИ (22-80)
Г-2 (МБГИ-8)
- АКОР-1
ингибированные масла
Динамическая осушка воздуха
Герметизирующие материалы
АУ ДОВ
замазки
герметики
- ингибированная пленка
ткани (ТТ, ТГУ-3)
парафинированная бумага
По масштабу применения
Способ осушки воздуха
ТЛГХ (до 40 ед)
индивидуальное подключение
Каталитич. Сорбцион.
Слайд 9Методы консервации
Защита поверхностей деталей и материалов от коррозии, старения, биологических
повреждений путем применения средств временной защиты (РКМ и КМ, ингибиторов
коррозии и др.) и восстановления средств постоянной защиты (химических, лакокрасочных покрытий), наносимых на поверхности деталей
ПУТИ ЗАЩИТЫ АТ
КОНСЕРВАЦИЯ
ГЕРМЕТИЗАЦИЯ
Изоляция машин от воздействия внешней среды
Без герметизации использование РКМ и КМ, смазок
С герметизацией различными способами (заклейка, получехол, чехол, укрытие) и создание микроклимата внутри герметизированного объема ( использование СОВ или ДОВ, насыщение летучим ингибитором и др.)
Комбинированный - применение на одной машине сочетания указанных выше методов и средств защиты ее от воздействия окружающей среды
Слайд 10Хранение машин заключается в содержании исправных и специально подготовленных машин
(законсервированных с применением установленных НТД средств и методов защиты от
воздействия окружающей среды) в состоянии, обеспечивающем их сохранность и приведение в готовность к использованию в установленные сроки.
Постановке на хранение подлежат все машины, использование которых не планируется на срок более трех месяцев.
Хранение машин может быть кратковременным (на срок до одного года) и длительным (более одного года).
Хранение машин включает:
● специальную подготовку машин (консервацию);
● техническое обслуживание в процессе хранения;
● проверку состояния и опробования машин;
● переконсервацию машин;
● замену (освежение) шин, АКБ, горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов с ограниченным сроком службы.
Слайд 11Установлены четыре категории условий хранения: легкая — Л, средняя –
С, жесткая – Ж и очень жесткая – ОЖ.
Слайд 122. Подготовка и порядок постановки военной автомобильной техники на кратковременное
и длительное хранение.
Слайд 13Подготовка к постановке машин на хранение.
О постановке машин на хранение
издается приказ командира воинской части, в котором указывается:
порядок подготовки к
работам личного состава, вид хранения, марки и номера машин, порядок оборудования мест хранения и материального обеспечения, ответственные лица за проведение работ по подготовке к хранению порядок контроля качества выполнения работ, состав и задачи комиссии по проверке машин, подготовленных к хранению.
На основании приказа заместитель командира части по вооружению разрабатывает план постановки машин па хранение, в котором предусматривается: подготовка личного состава, сроки выполнения работ, обеспечение подразделений материалами и средствами обслуживания, подготовка и оборудование мест хранения, сроки готовности машин, порядок контроля качества работ и проверка командованием части готовности машин к хранению.
На основании плана разрабатывается план-график постановки машин на хранение, по плану части проводятся практические занятия, на которых изучаются объем и последовательность выполнения работ и правила безопасности при подготовке машин к хранению
Слайд 14Подготовка к постановке машин на хранение.
Работы по техническому обслуживанию и
консервации машин выполняются на ПТОР, пунктах ЕТО и местах хранения.
При этом на ПТОР, пунктах ЕТО выполняются в полном объеме работы по ТО и консервации агрегатов, сборочных единиц и систем, защита которых от коррозии и старения не может быть нарушена или ухудшена при перемещении машин к месту хранения.
На местах хранения завершаются работы по консервации машин. Для этого используется необходимое техническое оборудование ПТОР или передвижной пост консервации (ППК).
Работы по консервации должны выполняться в теплую, безветренную, сухую погоду в условиях, исключающих попадание в агрегаты влаги и пыли. Допускается проводить консервацию и в холодное время года под навесом или в хранилищах при относительной влажности воздуха не более 80%.
При температуре воздуха ниже плюс 5°С работы по консервации должны выполняться в отапливаемых помещениях, а перемещение машин к местам стоянок производиться на буксире.
Слайд 15Агрегат для консервации двигателей АКД-1 – для промывки и консервации
цилиндров двигателей типа В-2, В-6, 5ТДФ и УТД-20, а также
для консервации топливных насосов этих двигателей
1 - пробка заливной горловины; 2 - перепускной кран: 3 - пульт управления; 4 - маслоизмерительный уровень; 5 - кабель с биркой 53 (МАССА); 6 - кабель с биркой 55 («+» реле стартера); 7 - кабель с биркой 54 (Я стартера); 8 - сливной шланг; 9 -поршневой насос; 10 - всасывающий шланг; 11 - раздаточный шланг; 12 - кабель с реле ограничения тока
Слайд 16Подготовка к постановке машин на хранение.
При постановке машин на
длительное хранение работы по консервации рекомендуется выполнять специализированными бригадами. При
подготовке к ДХ автомобилей создают две бригады.
Бригада №1 в составе: механика-регулировщика, автоэлектрика, автослесаря и водителя выполняет работы по консервации и герметизации систем и агрегатов автомобиля.
Бригада №2 в составе: автослесаря, маляра и водителя выполняет работы по частичной или полной окраске автомобиля, разгрузке колес, подвески, подготовки к хранению ЗИП: тента, проверке огнетушителей и пломбированию машины.
Для вспомогательных работ специализированные бригады усиливаться личным составом подразделений. Ответственность, за состояние и подготовку машин к хранению возлагается на командиров частей и подразделений, а также на начальников родов войск и служб, в ведении которых они находятся.
На машины, поставленные на ДХ, составляется акт закладки (освежения) материальных средств, а в формуляре (паспорте) и карточке машины делается соответствующая запись.
Машины, подготовленные к КХ, проверяются командирами подразделений, подготовленные к ДХ — комиссией, назначенной командиром воинской части.
Слайд 17Подготовка автомобильной техники к ДХ и КХ подразделяется на два
этапа
Первый этап — это работы, выполняемые на ПТОР или ПЕТО
и включающие:
● техническое обслуживание, проводимое при подготовке машин к хранению;
● специальные работы (консервация), выполняемые на месте хранения.
При подготовке ВАТ к ДХ проводится ТО-2 с учетом дополнительных работ, предусмотренных инструкциями по РТО, проводимому через 6 -10 лет.
При подготовке ВАТ к КХ проводится очередное ТО-1 или ТО-2, а если после предшествующего ТО-1 или ТО-2 прошло менее 3 месяцев, то ЕТО.
Специальные работы (консервация), выполняемые при ТО, включают работы, качество которых не может быть ухудшено или нарушено при перемещении машин к месту хранения.
Специальные работы (консервация), выполняемые на месте хранении, завершают работы по консервации машин.
При подготовке машин к КХ консервация агрегатов, сборочных единиц и механизмов не производится.
При подготовке машин к ДХ консервация производится рабочеконсервационными маслами и жидкостями, консервационными смазками, защитными покрытиями с герметизацией сборочных единиц и агрегатов.
Слайд 18Герметизация корпусов и кузовов.
Применяются два метода герметизации "заклейка" и "получехол".
Герметизация
методом "заклейка" применяется для машин, имеющих полностью закрытый цельнометаллический сварной
(литой) корпус, а также для кузовов типа K-66H, КМ-66, КМ-131, К-131, КП-10, КУНГ и др.
Сущность метода заключается в заклеивании влагонепроницаемым материалом (ткань ТТ и т.п.) и уплотнении специальной замазкой (ЗЗК-ЗУ или У-20А) всех отверстий и щелей в корпусе (кузове) машины с размещением внутри герметизированного объема влагопоглотителя (силикагель).
Технология герметизации корпусов машин и специальных кузовов методом "заклейки" включает:
● подготовку поверхности в местах проклейки ткани (ленты);
● герметизацию отверстий, щелей, люков, за исключением люков (дверей), через которые будет загружаться влагопоглотитель внутрь герметизируемого объема;
● загрузку внутрь (кузова) влагопоглотителя;
● установку датчика прибора для контроля влажности, гидрометра и контрольного мешочка;
● герметизацию люка (двери), через который загружался влагопоглотитель.
При применении метода "заклейки" щели шириной до 10 мм и отверстия диаметром до 20 мм герметизируются замазкой.
Слайд 19Герметизация БТВТ и гусеничных АТ техническими средствами герметизации (ТСГ)
а
– технические средства герметизации каркасного типа
б – технические средства герметизации
бескаркасного типа
Применяется на открытых площадках.
Сущность способа заключается в полной изоляции машины от окружающей среды путем установки ее в гермочехол и осушкой загерметизированного объема с использованием динамического или статического метода
Слайд 20Герметизация корпусов и кузовов.
Герметизация методом "получехол" применяется для машин с
цельнометаллическим, сварным корпусом и заключается в укрытии верхней (надгусеничной) части
машины прочным влагонепроницаемым пленочным покрытием - получехлом.
Внутри герметизируемого объема помещается влагопоглотитель, а отверстия и щели в неукрытой части корпуса промазываются замазкой.
Получехлы поставляются централизованно в готовом виде и рассчитаны на многократное использование.
Технология герметизации корпусов машин методом "получехол" включает:
● герметизацию люков, отверстий и щелей на той части корпуса, которая не укрыта получехлом;
● подготовку корпуса к закрытию получехлом;
● подготовку мест приклейки получехла;
● размещение мешочков с силикагелем и крепление их;
● установку датчика прибора для контроля влажности или контрольного мешочка;
● укрытие машины получехлом и его приклейку;
● контрольный замер обводнения силикагеля.
Машины, загерметизированные методом "получехол", размещаются только в хранилищах с целью защиты пленки от ветра и непосредственного воздействия атмосферных осадков.
Слайд 213. Содержание ВАТ на хранении и контроль за содержанием машин
на хранении.
Слайд 22 Содержание машин на хранении – это комплекс организационно-технических мероприятий,
направленных на обеспечение их сохранности, исправности и постоянной готовности к
использованию по назначению.
Содержание машин на хранении включает: уход, техническое обслуживание, замену (освежение), опробование, переконсервацию и контроль содержания машин в процессе хранения.
Уход за машинами, содержащимися на КХ, выполняют штатные водители под руководством должностных лиц подразделений и проводится:
● во время, отведенное распорядком дня для ухода за техникой;
● в парково-хозяйственные дни;
● в парковые дни;
● не реже одного раза в месяц, при этом пускают и прогревают двигатель до 75-80°С, проверяют его работу на всех режимах, проверяют работу агрегатов и механизмов машин путем включения передачи и перемещения машины взад и вперед.
После окончания работ с пуском двигателя герметизируют воздухоочистители и выпускные трубы (если машина хранится на открытой площадке).
Уход за машинами, содержащимися на ДХ, проводится силами подразделений хранения в ПХД с периодичностью один раз в 6 месяцев.
Работы по уходу за машинами хранения планируют в плане проведения ПХД.
Слайд 23Прибор ПКВ-2М предназначен для контроля относительной влажности воздуха в герметизированных
объемах
1- ручка управления К; 2 - ручка управления стрелкой измерительного
прибора; 3 - прибор измерения емкости; 4 - график определения обводнения силикагеля; 5 - кнопка управления ПИТ; 6 - токопровод; 7 - датчик; 8 - переключатель рода работы; 9 - дополнительная шкала прибора
Предел измерений %; - относительная влажность воздуха в изолированных объемах от 0 до 60; - обводнения силикагеля
Слайд 24Установка УСС-1 предназначена для восстановления влагопоглощающих свойств силикагеля методом принудительной
продувки горячего воздуха через влажный силикагель
1 - нагреватель воздуха; 2
- сушильная камера; 3 - термометр для замера температуры выходящего воздуха; 4 - выходной патрубок; 5 - запорный стакан; 6 - соединительная труба; 7 - термометр для замера температуры входящего воздуха; 8 - патрубок для выгрузки силикагеля; 9 - рычаг
Слайд 25Техническое обслуживание машин при хранении проводится с целью поддержания их
в работоспособном (исправном) состоянии и обеспечения сохраняемости и готовности к
использованию по назначению в установленные сроки.
Оно заключается в проверке технического состояния и работоспособности машин, освежении эксплуатационных материалов, замене деталей и сборочных единиц с ограниченным сроком службы.
Для машин, содержащихся на кратковременном хранении, специальные виды технического обслуживания не устанавливаются.
В процессе кратковременного хранения этим машинам проводится плановое ТО-1 или ТО-2, установленное для машин с ограниченным расходом ресурса.
Для машин длительного хранения установлены:
● ТО-1х — после одного года хранения или по результатам осмотра (проверки, инспектирования) машин должностными лицами;
● ТО-2х – после двух лет хранения или по результатам осмотра машин должностными лицами;
● РТО – через 6-10 лет хранения.
Слайд 264. Снятие ВАТ с хранения и подготовка к использованию по
назначению.
Слайд 27Снятие техники с хранения.
С длительного хранения машины снимаются при выполнении
мероприятий, предусмотренных планом МО РФ и ГШ, при освежении машин
по плану Командующего войсками округа. В других случаях только по особому указанию.
Снятие машин с хранения объявляется приказом командира войсковой части. В приказе указываются: основание для снятия машин с хранения, марки и номера машин, порядок снятия и лица, ответственные за организацию работ, для каких целей и на какой срок машины снимаются с хранения, а также планируемый расход моторесурсов.
О снятии машины с ДХ делается отметка в формуляре (паспорте).
Снятие машин с хранения осуществляется водителями (механиками-водителями) с участием экипажей (боевых расчетов) под руководством командиров подразделений и должностных лиц автомобильной службы.
Слайд 28
СНЯТИЕ МАШИН ВОИНСКОЙ ЧАСТИ С ХРАНЕНИЯ
В мирное время
машины воинской части
с кратковременного хранения снимаются:
для обеспечения плана
подготовки воинской части;
для оценки технического состояния машин при инспектировании войск (сил);
при итоговых и контрольных проверках, при проведении технического обслуживания, конструктивных и производственных доработок;
для борьбы со стихийными бедствиями.
Нормы проверки ВВТ устанавливаются нормативными правовыми актами Министерства обороны.
Слайд 29Снятие техники с хранения.
При снятии машин с ДХ в условиях
ограниченного времени работы выполняются в две очереди.
В первую очередь выполняются
работы, обеспечивающие выход машин из парка и безаварийную их эксплуатацию:
● разгерметизацию агрегатов (двигателя, топливных баков, трансмиссии, ходовой части);
● установка АКБ;
● заправка топливом и охлаждающей жидкостью;
● пуск двигателя и проверка его работы на различных режимах, проверка контрольно-измерительных приборов и средств сигнализации;
● проверка давления воздуха в шинах и доведение его до нормы (при необходимости);
● проверка исправности работы осветительных и светосигнальных приборов;
● установка щеток стеклоочистителя и проверка его работы;
● проверка исправности тормозов и рулевого управления.
В районе сосредоточения (сбора) или на привалах выполняются работы второй очереди:
● дозаправка машин топливом (при необходимости);
● укладка и крепление укрывочного брезента, установка тента;
● укладка ковриков на пол кабины;
● очистка инструмента от консервационной смазки и укладка его на место;
● устранение обнаруженных неисправностей, снижающих эффективность использования машин.
Слайд 30Снятие техники с хранения.
Время (продолжительность) снятия машины с хранения регламентируется
сроками, установленными приказом МО РФ или соответствующими документами.
Во всех случаях
машины должны быть приведены в готовность к использованию в минимальные сроки.
На машинах ДХ в кабинах, на видном месте, помещается разрабатываемая в воинской части карта, содержащая перечень и последовательность выполнения работ по снятию машины с хранения.
Запасы горячей воды создаются из расчета обеспечения не менее трехкратной проливки системы охлаждения. Для доставки к машинам воды используются водомаслогрейки, постоянные или временно проложенные водопроводы с раздаточными кранами и другие средства.
Для первоочередной заправки топливом предпусковых подогревателей в зимний период и для заправки топливных баков машин, размещенных в хранилищах в первом ряду создаются запасы топлива в канистрах. Заправка топливных баков с использованием топливозаправщиков (автоцистерн) должна проводиться вне хранилищ.