Разделы презентаций


Учение о сознании и познании

Содержание

Основные концепции сознания

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Учение о сознании и познании
Понятие и сущность сознания. Природа идеального.
Язык

и мышление. Социальная природа сознания.
Сущность и структура познавательной деятельности. Проблема

источника знания.
Проблема истины. Основные концепции истины.
Учение о сознании и познанииПонятие и сущность сознания. Природа идеального.Язык и мышление. Социальная природа сознания.Сущность и структура

Слайд 2Основные концепции сознания

Основные концепции сознания

Слайд 3Основные концепции сознания

Основные концепции сознания

Слайд 4Основные концепции сознания

Основные концепции сознания

Слайд 5Основные значения термина «сознание»
Онтологический подход
Сознание – субъективная или объективная
реальность,

имеющая идеальный характер.
Гносеологический подход
Сознание – совокупность знаний о чем-либо,
субъективный

образ реальности.
Психологический подход
Сознание – высший уровень организации
психической жизни субъекта.
Основные значения термина «сознание»Онтологический подход Сознание – субъективная или объективнаяреальность, имеющая идеальный характер.Гносеологический подход Сознание – совокупность

Слайд 6Функции сознания
Целеполагающая (способность к формированию идеального плана и образа деятельности,

предваряющих саму деятельность).
Регулятивная (управление действиями и контроль за поведением).
Информационная (трансляция

смыслов и формирование духовной жизни индивида и общества).
Функции сознанияЦелеполагающая (способность к формированию идеального плана и образа деятельности, предваряющих саму деятельность).Регулятивная (управление действиями и контроль

Слайд 7Идеальное
Представлено в сознании образами, представлениями, мыслями, идеями.
Объективируется и транслируется благодаря

воплощению в знаковых системах, важнейшей из которых является речь.

ИдеальноеПредставлено в сознании образами, представлениями, мыслями, идеями.Объективируется и транслируется благодаря воплощению в знаковых системах, важнейшей из которых

Слайд 8Основные свойства идеального
Непротяженность и невещественность.
Содержательное сходство с отображаемым предметом.
Способность передавать

информацию о действительности.

Основные свойства идеальногоНепротяженность и невещественность.Содержательное сходство с отображаемым предметом.Способность передавать информацию о действительности.

Слайд 9Проблема сущности идеального
Идеалистическое решение
Онтологизация идеального (идеальное как мир изначальных

нематериальных сущностей; идеальное как абсолютный дух или Бог; идеальное как

субстанция и т.п.).
Идеальное как непосредственная данность индивидуального сознания, рассматриваемое как нечто первичное и исходное.
Материалистическое решение
Идеальное не субстанциально и генетически связано
с природным материальным, производно от него.

Проблема сущности идеального Идеалистическое решениеОнтологизация идеального (идеальное как мир изначальных нематериальных сущностей; идеальное как абсолютный дух или

Слайд 10Признаки сознания
Целеполагание.
Интенциональность – имманентная направленность на предмет, благодаря чему

сознание всегда представлено некоторым предметным содержанием и является сознанием чего-то

(о чем-то).



Признаки сознанияЦелеполагание. Интенциональность – имманентная направленность на предмет, благодаря чему сознание всегда представлено некоторым предметным содержанием и

Слайд 11Характерные черты сознания
творчески активно;
конструктивно;
целесообразно;
обладает самосознанием
универсально по форме, объективно по содержанию.

Характерные черты сознаниятворчески активно;конструктивно;целесообразно;обладает самосознаниемуниверсально по форме, объективно по содержанию.

Слайд 12Язык (речь) как знаковая система
Позволяет осуществлять идеализацию (символизацию) реальных

предметов и сторон человеческой деятельности и в этом смысле выступает

«телом мысли».
Служит для обозначения предметов.
Выступает средством трансляции смысла от одного субъекта к другому.
Образует вторую сигнальную систему, благодаря которой для человека условными сигналами служат не только предметы или ситуации, но и слова, которые их обозначают.


Язык (речь) как знаковая система Позволяет осуществлять идеализацию (символизацию) реальных предметов и сторон человеческой деятельности и в

Слайд 13Функции языка (речи)
Обозначающая
Язык как способ действия с миром
предметов,состоящий и

их именовании,
описании и действии в соответствии со
смыслом произносимых слов и

контекстом их
употребления.
Коммуникативная
Язык как средство общения между
субъектами.

Функции языка (речи)Обозначающая 	Язык как способ действия с миромпредметов,состоящий и их именовании,описании и действии в соответствии сосмыслом

Слайд 14Социальная природа сознания
Носителем сознания является человек, включенный в систему общения,

в культуру, приобщенный к общественно-определенным формам человеческой жизнедеятельности.
Условием становления человека

и формирования у него сознания является процесс социализации.

Социальная природа сознанияНосителем сознания является человек, включенный в систему общения, в культуру, приобщенный к общественно-определенным формам человеческой

Слайд 15Познание
Познание как специализированный
процесс, направленный на получение
истинного знания,

предполагает
движение от внешних проявлений
предмета к его сущности.
Путь познания: от непосредственного
бытия

(явления) к истине (сущности).
Познание   Познание как специализированныйпроцесс, направленный на получениеистинного знания, предполагаетдвижение от внешних проявленийпредмета к его сущности.Путь

Слайд 16История теории познания: античность
Парменид сформулировал различие между
истиной и мнением, обозначив

два возможных
пути в познании действительности. Истина
связана со знанием о Бытии.

Непротиворечивость,
вневременность и неизменность Бытия
становятся характеристиками истины как
метода познания.
Сократ предложил метод познания истины,
именуемый майевтикой. Она предполагает
раскрытие содержащейся в субъекте истины.

История теории познания: античностьПарменид сформулировал различие междуистиной и мнением, обозначив два возможныхпути в познании действительности. Истинасвязана со

Слайд 17История теории познания: античность
Платон трактовал знание как припоминание.
До рождения, душа

человека созерцает вечные
идеи, припоминанием которых и занимается
познающий человек в мире

теней.
Аристотель утверждал, что знание основано
на опыте (знании о единичной вещи), от
которого разум восходит к абстракции.
Познание состоит в единстве дедуктивных и
индуктивных методов.


История теории познания: античностьПлатон трактовал знание как припоминание.До рождения, душа человека созерцает вечныеидеи, припоминанием которых и занимаетсяпознающий

Слайд 18История теории познания: средневековье
Знание - божественная благодать. Вера –
истинный

метод постижения истины
откровения. Основной метод рассуждения –
дедукция.

Борьба номинализма и реализма.

Победа
номинализма постепенно приводит к
становлению принципиально новых
познавательных стратегий.
История теории познания: средневековье 	Знание - божественная благодать. Вера –истинный метод постижения истиныоткровения. Основной метод рассуждения –дедукция.Борьба

Слайд 19История теории познания: Новое время
Акцент на гносеологической проблематике.
Можно говорить о

начале эпистемологии,
поскольку философия начинается как обоснование
возможности именно научного познания.

Появляются две

традиции: рационализм и эмпиризм.

Представители рационализма (Декарт, Спиноза,
Лейбниц) утверждали, что познание начинается с
врождённых идей, из которых дедуктивно выводится
знание.


История теории познания:  Новое времяАкцент на гносеологической проблематике.Можно говорить о начале эпистемологии,поскольку философия начинается как обоснованиевозможности

Слайд 20История теории познания: Новое время
Эмпиризм подходит к объяснению знания через

абсолютизацию роли опыта. Френсис Бэкон постулировал индукцию как способ открытия

законов природы.
Джон Локк несколько смягчает крайности рационализма и эмпиризма. В его сенсуализме опыт остаётся источником знания для разума, предстающего “чистой доской”, однако восприятие делится на ощущения и рефлексию над ними.

История теории познания:  Новое времяЭмпиризм подходит к объяснению знания через абсолютизацию роли опыта. Френсис Бэкон постулировал

Слайд 21История теории познания: немецкая классическая философия
Иммануил Кант отрицает возможность познания
мира

как такового (вещь-в-себе). Познание всегда
обусловлено априорными формами чувственности
(время и

пространство) и рассудка. Первые
обуславливают восприятие, вторые его
упорядочивают, конструируя предметы на основе
ощущений.

Таким образом, Кант ограничивает возможности
разума, открывая область вещи-в-себе для веры.

История теории познания:  немецкая классическая философияИммануил Кант отрицает возможность познаниямира как такового (вещь-в-себе). Познание всегдаобусловлено априорными

Слайд 22История теории познания: немецкая классическая философия
Теория познания Гегеля тесно граничит

с его
онтологией и исходит из принципа: всё разумное
действительно, всё действительное

разумно.
Логика обеспечивает познание и исключает
иррациональный компонент из познавательного
процесса. Всё, что не логично – это мышление,
ещё не достигшее адекватной формы.
Предметом познания является Абсолютный дух
в своём историческом развитии.
История теории познания:  немецкая классическая философияТеория познания Гегеля тесно граничит с егоонтологией и исходит из принципа:

Слайд 23История теории познания: современная философия
Марксизм: материальное бытие, объективная реальность
осознаются познающим

субъектом постольку, поскольку он
усваивает их в формах своей практической познавательной
деятельности.


Феноменология ищет основание знания в жизненном мире
человека. (А.Щюц)
Структурализм видит знание как историческое явление,
различное для каждой эпохи. (М. Фуко)
Философия постмодернизма стремится к разрушению
традиционной иерархической системы знания методами
деконструкции. (Ж.Деррида)


История теории познания:  современная философияМарксизм: материальное бытие, объективная реальностьосознаются познающим субъектом постольку, поскольку онусваивает их в

Слайд 24Определение понятий
Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) –
раздел философии, изучающий взаимоотношения
субъекта и

объекта в процессе познавательной
деятельности, отношение знаний к
действительности, возможности познания мира
человеком,

критерии истинности и достоверности.
Эпистемология (греч. episteme -знание, logos -
учение) – философско-методологическая
дисциплина, в которой исследуется знание как
таковое, его строение, структура,
функционирование и развитие.

Определение понятийГносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) –раздел философии, изучающий взаимоотношениясубъекта и объекта в процессе познавательнойдеятельности, отношение знаний кдействительности,

Слайд 25Теория познания изучает:
возможность и структуру самопознания
материи (формы, ступени, уровни),
объективно детерминированную

структурой
познаваемой реальности;
структуру соотношения объективного и
субъективного в мысленных отражениях
действительности (истина, заблуждение);
характер

мысленных отражений с точки
зрения их детерминации, проверяемости и
ценностной определенности.
Теория познания изучает:возможность и структуру самопознанияматерии (формы, ступени, уровни),объективно детерминированную структуройпознаваемой реальности;структуру соотношения объективного исубъективного в мысленных

Слайд 26Основные проблемы гносеологии
Выяснение природы самого познания,
выявление основ и условий познавательного
процесса.


2. Определение конечного источника знаний,
характеристика объектов познания.
3. Проблема субъекта

познания.
4. Вопросы содержания, формы и
закономерностей процесса познания.
5. Оценка результатов познания. (Что есть
истина?)

Основные проблемы гносеологииВыяснение природы самого познания,выявление основ и условий познавательногопроцесса. 2. Определение конечного источника знаний,характеристика объектов познания.

Слайд 27Основные принципы
принцип познаваемости мира;
принцип определяющей роли практики;
принцип отражения, который

включает в
себя следующие идеи: всеобщности отражения;
отражаемое первично, отражающее вторично;
отражение -

это диалектический процесс;
познание - высшая форма отражения; образы
отражения субъективны по форме, объективны
по содержанию; исходный и конечный пункт
познания - практика.
Основные принципы принцип познаваемости мира;принцип определяющей роли практики;принцип отражения, который включает всебя следующие идеи: всеобщности отражения;отражаемое первично,

Слайд 28Субъект и объект познания
Познавательное отношение человека к миру
носит социально-опосредованные,
исторически измененные,

развивающиеся
формы, а сам процесс познания представляет
собой сложное диалектическое
взаимодействие объекта и

субъекта.
Оно предполагает активное отношение
человека к миру уже потому, что человечество
познает действительность не ради знания
самого по себе, а в целях ее осознанного
преобразования.
Субъект и объект познанияПознавательное отношение человека к мируносит социально-опосредованные,исторически измененные, развивающиесяформы, а сам процесс познания представляетсобой сложное

Слайд 29Объект познания
природа,
общество,
человек и его сознание.

Важно! Объектом познания

становятся
природные и социальные явления, которые
вовлечены в круг практической деятельности
общества и

в силу этого стали предметом его
познавательного интереса. Но в формировании
объекта познания велика роль не только
социальной практики, но и достигнутого уровня
знаний о мире.

Объект познания природа, общество, человек и его сознание. Важно! Объектом познания становятсяприродные и социальные явления, которыевовлечены в

Слайд 30Субъект познания
«Субъект познания не чистый дух, не чистое
сознание, как утверждали

идеалисты, а человек
как живое, природное существо, наделанное
сознанием». (Л.Фейербах).
Важно! В качестве

субъекта познания человек
выступает как общественное, социальное
существо. Он становится субъектом познания,
лишь освоив в обществе язык, овладев ранее
добытыми знаниями, будучи включенным в
практическую деятельность, усвоив
существующие в данное время средства и
методы познания и т.д.
Субъект познания«Субъект познания не чистый дух, не чистоесознание, как утверждали идеалисты, а человеккак живое, природное существо, наделанноесознанием».

Слайд 31Структура познания

Познание имеет субъект-объектную
структуру, которая формируется в
результате процесса объективации.

Структура познания		Познание имеет субъект-объектнуюструктуру, которая формируется врезультате процесса объективации.

Слайд 32Уровни познания
Чувственное познание
Формы чувственного познания:
ощущение, восприятие, представление.
Рациональное познание
Формы рационального познания:
понятие,

суждение, умозаключение.

Уровни познанияЧувственное познаниеФормы чувственного познания:ощущение, восприятие, представление.Рациональное познаниеФормы рационального познания:понятие, суждение, умозаключение.

Слайд 33Проблема источника знания
Сенсуализм полагает источником и
достоверной формой знания ощущения,
вызываемые воздействием

внешнего мира
(«Нет ничего в разуме, что первоначально не
было в чувствах»).
Эмпиризм

полагает источником знания
чувственный опыт и сводит все знание к
описанию этого опыта.
Рационализм утверждает разум и
основанное на нем теоретическое мышление
в качестве источника достоверного
познания.
Проблема источника знанияСенсуализм полагает источником идостоверной формой знания ощущения,вызываемые воздействием внешнего мира(«Нет ничего в разуме, что первоначально

Слайд 34Основные концепции истины
Классическая
Истина понимается как знание, соответствующее
предмету. Критерий истины

– опыт.
Когерентная
Истина понимается как логически непротиворечивое
знание. Критерий истины – логическая

проверка.
Прагматическая
Истина понимается как полезность, утилитарность.
Критерий истины – применимость знания в
практической деятельности.
Основные концепции истиныКлассическая Истина понимается как знание, соответствующеепредмету. Критерий истины – опыт.КогерентнаяИстина понимается как логически непротиворечивоезнание. Критерий

Слайд 35Характеристики истины
Объективность.
Процессуальность.
Единство абсолютной и относительной истины.

Характеристики истиныОбъективность.Процессуальность.Единство абсолютной и относительной истины.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика