Слайд 1Учение о сознании и познании
Понятие и сущность сознания. Природа идеального.
Язык
и мышление. Социальная природа сознания.
Сущность и структура познавательной деятельности. Проблема
источника знания.
Проблема истины. Основные концепции истины.
Слайд 5Основные значения термина «сознание»
Онтологический подход
Сознание – субъективная или объективная
реальность,
имеющая идеальный характер.
Гносеологический подход
Сознание – совокупность знаний о чем-либо,
субъективный
образ реальности.
Психологический подход
Сознание – высший уровень организации
психической жизни субъекта.
Слайд 6Функции сознания
Целеполагающая (способность к формированию идеального плана и образа деятельности,
предваряющих саму деятельность).
Регулятивная (управление действиями и контроль за поведением).
Информационная (трансляция
смыслов и формирование духовной жизни индивида и общества).
Слайд 7Идеальное
Представлено в сознании образами, представлениями, мыслями, идеями.
Объективируется и транслируется благодаря
воплощению в знаковых системах, важнейшей из которых является речь.
Слайд 8Основные свойства идеального
Непротяженность и невещественность.
Содержательное сходство с отображаемым предметом.
Способность передавать
информацию о действительности.
Слайд 9Проблема сущности идеального
Идеалистическое решение
Онтологизация идеального (идеальное как мир изначальных
нематериальных сущностей; идеальное как абсолютный дух или Бог; идеальное как
субстанция и т.п.).
Идеальное как непосредственная данность индивидуального сознания, рассматриваемое как нечто первичное и исходное.
Материалистическое решение
Идеальное не субстанциально и генетически связано
с природным материальным, производно от него.
Слайд 10Признаки сознания
Целеполагание.
Интенциональность – имманентная направленность на предмет, благодаря чему
сознание всегда представлено некоторым предметным содержанием и является сознанием чего-то
(о чем-то).
Слайд 11Характерные черты сознания
творчески активно;
конструктивно;
целесообразно;
обладает самосознанием
универсально по форме, объективно по содержанию.
Слайд 12Язык (речь) как знаковая система
Позволяет осуществлять идеализацию (символизацию) реальных
предметов и сторон человеческой деятельности и в этом смысле выступает
«телом мысли».
Служит для обозначения предметов.
Выступает средством трансляции смысла от одного субъекта к другому.
Образует вторую сигнальную систему, благодаря которой для человека условными сигналами служат не только предметы или ситуации, но и слова, которые их обозначают.
Слайд 13Функции языка (речи)
Обозначающая
Язык как способ действия с миром
предметов,состоящий и
их именовании,
описании и действии в соответствии со
смыслом произносимых слов и
контекстом их
употребления.
Коммуникативная
Язык как средство общения между
субъектами.
Слайд 14Социальная природа сознания
Носителем сознания является человек, включенный в систему общения,
в культуру, приобщенный к общественно-определенным формам человеческой жизнедеятельности.
Условием становления человека
и формирования у него сознания является процесс социализации.
Слайд 15Познание
Познание как специализированный
процесс, направленный на получение
истинного знания,
предполагает
движение от внешних проявлений
предмета к его сущности.
Путь познания: от непосредственного
бытия
(явления) к истине (сущности).
Слайд 16История теории познания: античность
Парменид сформулировал различие между
истиной и мнением, обозначив
два возможных
пути в познании действительности. Истина
связана со знанием о Бытии.
Непротиворечивость,
вневременность и неизменность Бытия
становятся характеристиками истины как
метода познания.
Сократ предложил метод познания истины,
именуемый майевтикой. Она предполагает
раскрытие содержащейся в субъекте истины.
Слайд 17История теории познания: античность
Платон трактовал знание как припоминание.
До рождения, душа
человека созерцает вечные
идеи, припоминанием которых и занимается
познающий человек в мире
теней.
Аристотель утверждал, что знание основано
на опыте (знании о единичной вещи), от
которого разум восходит к абстракции.
Познание состоит в единстве дедуктивных и
индуктивных методов.
Слайд 18История теории познания: средневековье
Знание - божественная благодать. Вера –
истинный
метод постижения истины
откровения. Основной метод рассуждения –
дедукция.
Борьба номинализма и реализма.
Победа
номинализма постепенно приводит к
становлению принципиально новых
познавательных стратегий.
Слайд 19История теории познания:
Новое время
Акцент на гносеологической проблематике.
Можно говорить о
начале эпистемологии,
поскольку философия начинается как обоснование
возможности именно научного познания.
Появляются две
традиции: рационализм и эмпиризм.
Представители рационализма (Декарт, Спиноза,
Лейбниц) утверждали, что познание начинается с
врождённых идей, из которых дедуктивно выводится
знание.
Слайд 20История теории познания:
Новое время
Эмпиризм подходит к объяснению знания через
абсолютизацию роли опыта. Френсис Бэкон постулировал индукцию как способ открытия
законов природы.
Джон Локк несколько смягчает крайности рационализма и эмпиризма. В его сенсуализме опыт остаётся источником знания для разума, предстающего “чистой доской”, однако восприятие делится на ощущения и рефлексию над ними.
Слайд 21История теории познания:
немецкая классическая философия
Иммануил Кант отрицает возможность познания
мира
как такового (вещь-в-себе). Познание всегда
обусловлено априорными формами чувственности
(время и
пространство) и рассудка. Первые
обуславливают восприятие, вторые его
упорядочивают, конструируя предметы на основе
ощущений.
Таким образом, Кант ограничивает возможности
разума, открывая область вещи-в-себе для веры.
Слайд 22История теории познания:
немецкая классическая философия
Теория познания Гегеля тесно граничит
с его
онтологией и исходит из принципа: всё разумное
действительно, всё действительное
разумно.
Логика обеспечивает познание и исключает
иррациональный компонент из познавательного
процесса. Всё, что не логично – это мышление,
ещё не достигшее адекватной формы.
Предметом познания является Абсолютный дух
в своём историческом развитии.
Слайд 23История теории познания:
современная философия
Марксизм: материальное бытие, объективная реальность
осознаются познающим
субъектом постольку, поскольку он
усваивает их в формах своей практической познавательной
деятельности.
Феноменология ищет основание знания в жизненном мире
человека. (А.Щюц)
Структурализм видит знание как историческое явление,
различное для каждой эпохи. (М. Фуко)
Философия постмодернизма стремится к разрушению
традиционной иерархической системы знания методами
деконструкции. (Ж.Деррида)
Слайд 24Определение понятий
Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) –
раздел философии, изучающий взаимоотношения
субъекта и
объекта в процессе познавательной
деятельности, отношение знаний к
действительности, возможности познания мира
человеком,
критерии истинности и достоверности.
Эпистемология (греч. episteme -знание, logos -
учение) – философско-методологическая
дисциплина, в которой исследуется знание как
таковое, его строение, структура,
функционирование и развитие.
Слайд 25Теория познания изучает:
возможность и структуру самопознания
материи (формы, ступени, уровни),
объективно детерминированную
структурой
познаваемой реальности;
структуру соотношения объективного и
субъективного в мысленных отражениях
действительности (истина, заблуждение);
характер
мысленных отражений с точки
зрения их детерминации, проверяемости и
ценностной определенности.
Слайд 26Основные проблемы гносеологии
Выяснение природы самого познания,
выявление основ и условий познавательного
процесса.
2. Определение конечного источника знаний,
характеристика объектов познания.
3. Проблема субъекта
познания.
4. Вопросы содержания, формы и
закономерностей процесса познания.
5. Оценка результатов познания. (Что есть
истина?)
Слайд 27Основные принципы
принцип познаваемости мира;
принцип определяющей роли практики;
принцип отражения, который
включает в
себя следующие идеи: всеобщности отражения;
отражаемое первично, отражающее вторично;
отражение -
это диалектический процесс;
познание - высшая форма отражения; образы
отражения субъективны по форме, объективны
по содержанию; исходный и конечный пункт
познания - практика.
Слайд 28Субъект и объект познания
Познавательное отношение человека к миру
носит социально-опосредованные,
исторически измененные,
развивающиеся
формы, а сам процесс познания представляет
собой сложное диалектическое
взаимодействие объекта и
субъекта.
Оно предполагает активное отношение
человека к миру уже потому, что человечество
познает действительность не ради знания
самого по себе, а в целях ее осознанного
преобразования.
Слайд 29Объект познания
природа,
общество,
человек и его сознание.
Важно! Объектом познания
становятся
природные и социальные явления, которые
вовлечены в круг практической деятельности
общества и
в силу этого стали предметом его
познавательного интереса. Но в формировании
объекта познания велика роль не только
социальной практики, но и достигнутого уровня
знаний о мире.
Слайд 30Субъект познания
«Субъект познания не чистый дух, не чистое
сознание, как утверждали
идеалисты, а человек
как живое, природное существо, наделанное
сознанием». (Л.Фейербах).
Важно! В качестве
субъекта познания человек
выступает как общественное, социальное
существо. Он становится субъектом познания,
лишь освоив в обществе язык, овладев ранее
добытыми знаниями, будучи включенным в
практическую деятельность, усвоив
существующие в данное время средства и
методы познания и т.д.
Слайд 31Структура познания
Познание имеет субъект-объектную
структуру, которая формируется в
результате процесса объективации.
Слайд 32Уровни познания
Чувственное познание
Формы чувственного познания:
ощущение, восприятие, представление.
Рациональное познание
Формы рационального познания:
понятие,
суждение, умозаключение.
Слайд 33Проблема источника знания
Сенсуализм полагает источником и
достоверной формой знания ощущения,
вызываемые воздействием
внешнего мира
(«Нет ничего в разуме, что первоначально не
было в чувствах»).
Эмпиризм
полагает источником знания
чувственный опыт и сводит все знание к
описанию этого опыта.
Рационализм утверждает разум и
основанное на нем теоретическое мышление
в качестве источника достоверного
познания.
Слайд 34Основные концепции истины
Классическая
Истина понимается как знание, соответствующее
предмету. Критерий истины
– опыт.
Когерентная
Истина понимается как логически непротиворечивое
знание. Критерий истины – логическая
проверка.
Прагматическая
Истина понимается как полезность, утилитарность.
Критерий истины – применимость знания в
практической деятельности.
Слайд 35Характеристики истины
Объективность.
Процессуальность.
Единство абсолютной и относительной истины.