Разделы презентаций


Учитель начальных классов: Гасангусенова Алана Алисултановна

Содержание

Актуальность В последнее время значительно активизировалось внимание исследователей к вопросам культуры речи. Необходимость совершенствования и обогащения речевых навыков младших школьников бесспорна, так как современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Учитель начальных классов: Гасангусенова Алана Алисултановна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «

Кизлярская гимназия № 1 им. М. В. Ломоносова»
«Развитие связной речи

учащихся начальных классов на материале русских народных сказок».
Учитель начальных классов: Гасангусенова Алана Алисултановна Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Кизлярская гимназия № 1 им. М.

Слайд 2Актуальность
В последнее время значительно активизировалось внимание исследователей к вопросам

культуры речи. Необходимость совершенствования и обогащения речевых навыков младших школьников

бесспорна, так как современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие связной речи детей младшего школьного возраста будет осуществлять эффективнее, если:
-планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе младших школьников;
-учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи школьников.
Объект: развитие связной речи у детей школьного возраста.
Предмет: Развитие связной речи учащихся начальных классов на материале русских народных сказок.
Актуальность В последнее время значительно активизировалось внимание исследователей к вопросам культуры речи. Необходимость совершенствования и обогащения речевых

Слайд 3Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи

школьников. Задачи: 1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; 2) Экспериментально выявить возможность

использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении; 3) Разработать систему мероприятий для младших школьников на основе использования русских народных сказок.
Цель: выявление влияния русских народных сказок на  развитие связной речи школьников. Задачи: 1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу

Слайд 4Связность, считал Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего

или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или

читателя».

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.


Связность, считал Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего  или пишущего с точки зрения ее понятности

Слайд 5Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго

во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет

несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям.

Описание – это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету.
Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени . Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях).
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения.

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию

Слайд 6Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас

быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов.

Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Сочетание вымысла, самой невероятной фантастики и действительности – одна из главных примет поэтического содержания сказки. Современный итальянский писатель Альберто Моравиа был глубоко прав, когда сказал в одном из своих интервью: «Чтобы сказка была действительно сказкой, а не просто вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, начисто исключающие друг друга: необычность сюжета и наличие морали. Сказке нужна определенная экстравагантность, даже абсурдность – и в то же время она должна подчиняться законам логики».

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны. Это – свидетельство высочайшего мастерства исполнителей.

Речь – важнейший инструмент общения, компонент и носитель культуры народа. Именно она позволяет достичь истинных успехов в учении и в общении. В соответствии с содержанием программы по русскому языку для начальной школы учащиеся младших классов должны получить представление о культуре речевого поведения, о видах речи и ее значении в жизни человека, овладеть умениями построения связного текста в различных стилях; у них должно развиваться чувство уместности высказывания, формироваться навыки речевого этикета.

Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать

Слайд 7Выводы по теоретической части исследования:
- Связная речь – это такая

речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Под

связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
- Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.
- Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
- Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.
- Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.
- Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
- Для развития речи детей можно прибегать к испытанному методу — придумыванию новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения.
- Так же для развития речи детей можно объединять две сказки в одну, придумывать сюжет сказки и новых героев.
Выводы по теоретической части исследования:- Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего

Слайд 8Цель организационного этапа - изучить наиболее эффективные методы и приемы

обучения, способствующие развитию связной речи у младших школьников.
Эксперимент по выявлению

связной речи учащихся был проведен в 3«А» классе МКОУ Большезадоевская СОШ.
Для выявления уровня связной речи были использованы методы: анкетирования, наблюдения.

Результаты эксперимента



Цель организационного этапа - изучить наиболее эффективные методы и приемы обучения, способствующие развитию связной речи у младших

Слайд 9Фрагмент урока с применением русской народной сказкой «Колобок».
Сказка о животных

"Листопадничек" написана в форме рассказа, но по смыслу и содержанию

настоящая сказка.
Цель: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Миткова «Листопадничек».
При знакомстве с произведением «Листопадничек», текст которого учащимся уже известен, использовали такой прием: учащимся задавались вопросы по тексту.
- Где живут зайцы?
Д. – в лису.
- Кто называет зайчат листопадничками?
Д. – охотники.
- Что сделал зайка?
Д. – сбежал от своей семьи.
- Как вы относитесь к поступку листопадничка?
Д. - жаль зайчика, ведь он не знает, как трудно жить вдали от дома.
- А каким был зайка?
Д. - маленьким и наивным.
- Кого встречает зайка у себя на пути?
Д. - бобров.
- Почему листопадничек попросился в хатку бобров?
Д. - он думал там лучше, чем у него в норке, ведь бобры хвалили свою хатку.
- А теперь давайте вспомним русскую народную сказку «Колобок»
- Чем схожа русская народная сказка с рассказом И.Соколова-Микитова «Листопадничек»?
Д. – колобок, так же как и зайчик убежал из дома. Он тоже, как и листопадничек встречает зверей на своем пути.
- А подумайте ребята, какая самая важная ошибка зайки и колобка?
Д. – они были маленькими и наивными, им казалось, что вдали от дома лучше.
Молодцы ребята!
Фрагмент урока с применением русской народной сказкой «Колобок».Сказка о животных

Слайд 10Фрагмент урока с применением русской народной сказкой «Про мышку и

ее хвостик».
Цель: ознакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки, с рассказом

«Мышонок Пик».
- Перед тем как мы начнем знакомство с новым произведением, давайте вспомним русскую народную сказку «Про мышку и ее хвостик».
Учитель: Внимательно послушайте отрывок из сказки и продолжите её
1. …Бежала однажды мышка по дорожке, зацепилась хвостиком за кустик и запищала:
Ученик: – Пи-пи-пи! Помогите от кустика отцепиться, меня детки дома ждут, кушать просят. Пи-пи-пи!
2. …Пробегал мимо муравьишка:
- И говорит?
Ученик: – Ты что, мышка, пищишь?
3. …А мышка ему отвечает:
Ученик: – Пи-пи-пи! Помоги мне от кустика отцепиться, а то у меня никак не получается.
4. … Пролетал мимо воробей:
И говорит?
Ученик: Ты что, мышка, пищишь?
- Попробовал воробей мышке помочь, только и у него ничего не получилось. Клювик у воробья коротенький, никак им хвостик от кустика не отцепить.
Учитель: А сейчас давайте подумаем, как иначе можно назвать сказку «Про мышку и ее хвостик»?
Ученик: «Спасение мышки», «Как кошка спасла мышку», «Неуклюжая мышка» и т.д.
- Молодцы ребята!
Учитель: Домашним заданием будет, соединить рассказ «Мышонок Пик» и сказку «Про мышку и ее хвостик» и сочинить свою сказку.

Фрагмент урока с применением русской народной сказкой «Про мышку и ее хвостик».Цель: ознакомить учащихся с творчеством В.В.

Слайд 11Внеклассное мероприятие на тему «Путешествие в сказку».
Цель: вызвать интерес к

русским народным сказкам, приобщать детей к народному творчеству.
Дети садятся по

командам: «Волшебники», «Чародеи», «Сказочники»
Учитель: Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «сказка»
Сказ - сказка - сказание - сказочник - сказочный
Задание выполняется в командах. Учитель добавляет - сказитель - сказать.
Учитель: а вы знаете, кто такие сказители, сказительницы?
Ученик: Это рассказчики народных сказок.
Учитель в платке - «Сегодня, я буду сказительницей»
Учитель: На какие группы можно разделить сказки? (Думают в командах.)
Ученик: О животных. Волшебные. Бытовые.
Учитель: А теперь для вас такое задание соединить две сказки в одну, например: «Колобок» и «Теремок».
- Рассмотрим план по сочинению сказки.
1)Определить вид сказки.
2) Придумать название сказки.
3) Придумать героев сказки.
4) Набросать план сказки в виде композиции.
1. Зачин. ("В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...").
2. Основная часть.
3. Концовка. ("Стали они жить – поживать и добра наживать" или "Устроили они пир на весь мир...").
5) Сочинить сюжет сказки. (Дети работают в командах).

Внеклассное мероприятие на тему «Путешествие в сказку».Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам, приобщать детей к народному

Слайд 12Оценочный этап
Контрольное обследование учащихся.

Оценочный этапКонтрольное обследование учащихся.

Слайд 13Выводы :
- По результатам исследований мы утвердились в том, что

необходима планомерная работа по использованию русских народных сказок на уроках

литературы для развития связной речи младших школьников.
- Для наибольшей эффективности работы по данному направлению использовались различные методы организации деятельности младших школьников на уроках литературы.
- В ходе формирующего этапа мы убедились, что использование русских народных сказок на уроках дает положительные результаты как средство развития связной речи младших школьников.
- Исходя из работы, можно прийти к всеобщему выводу, что наша гипотеза о том, что развитие связной речи детей младшего школьного возраста будет осуществлять эффективнее, если:
-планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе младших школьников;
-учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи школьников.
- Использование русских народных сказок в развитии связной речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом, использование сказок в развитии связной речи детей на уроках литературы вполне оправдывает себя.


Выводы :- По результатам исследований мы утвердились в том, что необходима планомерная работа по использованию русских народных

Слайд 14 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика