Слайд 1Учителям,
прошедшим войну…
(По воспоминаниям Ларионовой Нины Александровны,
учителя начальных классов,
учителя русского языка и литературы,
заместителя директора по учебной работе
СШ №11)
К 75-летию Победы
Слайд 2«В июне 1941 года закончилась мирная жизнь… На Советский Союз
обрушился удар огромной, невиданной силы. Над страной нависла смертельная угроза.
Весь народ поднялся на защиту своей Родины. «Наше дело правое! Все для фронта! Все для Победы! Мы победим!» С этими мыслями шли на врага советские люди. Тысячи наших земляков с первого дня войны вступили в смертельную схватку. Плечом к плечу со старшим поколением в тылу трудились комсомольцы, молодежь, женщины, подростки, дети. И в нашей школе №11 города Архангельска работали замечательные люди, учителя, чей труд в годы войны стал трудом во имя победы над врагом»
Н. А. Ларионова
Слайд 3Федухина
Клавдия Александровна (27.11.1922)
Во время войны учитель истории Клавдия Александровна
проводила большую агитационную работу. Будучи комсомольским вожаком организовала бригаду. Выпускали
стенгазету, организовывали сбор средств в фонд обороны, теплых вещей для отправки на фронт, в реализации государственных займов, заготовляли топливо для школы, выступали с концертами в госпиталях. Вместе с учителями трудились и учащиеся школы. Очень трудное было время. Но никто, никогда не жаловался, не отказывался от общественной работы. Клавдия Александровна награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовое отличие», значком «Отличник народного просвещения» и др.грамотами и благодарностями.
Слайд 4Антоновская
Анна Викторовна
(13.08.1923)
Начала свою трудовую деятельность в 16 лет в
годы советско-финской войны, в сельской школе Ровдинского района, после окончания
учительских курсов в 1939 году.
Проводила агитационную работу среди тружеников колхоза. Кроме учебы помогали колхозу в выходные дни, в отпуске на полях, на выкатке древесины. Никто не жаловался на усталость. Полуголодные, плохо одетые чем могли помогали Родине приблизить День Победы.
Слайд 5Закончила заочно Шенкурское педучилище. А тут и война. Тяжело было
смотреть на эвакуированные семьи из Ленинграда, им тоже приходилось помогать.
Многие жили прямо в школе. В это время они усиленно собирали средства на танковые колонны, постройку самолетов, готовили посылки на фронт. В семьи часто приходили похоронки, жить было очень тяжело. Потом попала на работу в колонию несовершеннолетних под названием «Конвейер». Ребята работали сменами, выпускали военную продукцию и учились. На уроки приходили прямо со смены в сопровождении охраны. Очень плохо было с наглядными пособиями, бумагой, учебниками, но учились усердно. Ребята были разные. К войне относились одинаково: скорей бы конец. Много просили почитать о войне. Старались найти подход к каждому подростку. И это получалось.
Потом была средняя школа номер 23, тогда мужская. Опять заготовляли дрова, торф для кочегарки, ездили в колхозы на уборку урожая. Большинство школ города было под госпиталями. Только после войны, и то не сразу, школы перешли в свои здания. «Закончилась война. Меня переводят в 11 семилетнюю школу» - пишет Анна Викторовна. Это ее последняя школа, старая, где размещался военный штаб. Ее участь печальна, школа сгорела. Временно перевелись в другие школы. Она в 14 среднюю уходит вместе с классом. Через три года снова в 11 уже среднюю общеобразовательную с изучением основ морского дела. Школа светлая, просторная, современная…. Все ей нравится в этой школе: коллектив учителей, директор Цыганов В.П., завучи, дети. Им она отдавала всю душу. Работала без второгодников, а это говорит о многом. Анна Викторовна дважды избиралась в городской Совет депутатов, работала в комиссии по образованию. Ее работа была отмечена благодарностями и грамотами. Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», значком «Отличник народного просвещения», «Ветеран труда» и юбилейными медалями. Ушла из жизни в возрасте 90 лет.
Слайд 6Виноградова
Лидия Николаевна (16.01.1920 г.р.)
В 1941 году была мобилизована и
направлена на курсы рентгенотехников. Работала в эвакогоспитале №2533. Член партии
с 1943 года. В 1945 году в октябре демобилизовалась из рядов Советской Армии и поступила на работу в клинику в должности рентгенотехника. А затем была школа №11, учитель биологии. Её очень любили ученики. Много трудилась на пришкольном участке, в своем биологическом кабинете, над озеленением школы. Её пришкольный участок был всегда в образцовом состоянии, занимая первые места в районе. Награждена медалью «За победу над Германией», грамотами гороно, облоно и другими.
Слайд 7Вишняков
Борис Викторович (08.03.1925)
В январе 1943 года с 3-го курса
Маймаксанского техникума водного транспорта был призван, мобилизован и направлен в
Архангельское военно-пулеметное училище. После окончания в звании младшего лейтенанта направлен командиром пулемётного взвода на Волховский фронт. За время войны участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками в составе Первого Ленинградского, Первого Белорусского фронтов. Участник освобождения Прибалтики, Польши, штурма Берлина. Прошел славный боевой путь от командира пулемётного взвода до подполковника, начальника политотдела части войск ПВО страны. Был награжден двумя орденами Красной Звезды и десятью медалями, в том числе «За взятие Берлина». После выхода на пенсию работал в школе №11 военруком. Его очень любили учащиеся школы. Все они получили блестящие знания по военной подготовке.
Слайд 8Одинцова Ия Константиновна
Была мобилизована в ряды Красной Армии в сентябре
1943 года и направлена в Емецкое педагогическое училище в должности
преподавателя военно-санитарного дела. В педучилище были только девушки. Освоение оружия для них – нелегкое дело. Время было голодное и холодное, но девушки старались. Понимали – шла война и надо быть готовым ко всему. Они успешно овладевали винтовкой, пулеметами, ППШ и ППД, научились стрелять, перевязывать раненых, драться в рукопашную и другим военным хитростям. Тренировки проводились в лесу. Ползать по-пластунски учились в актовом зале училища. Строгая, умная, добрая, с хорошим чувством юмора – она требовала от учеников знания военного дела, была образцом для подражания. Затем у нее была 4 средняя школа, тоже в качестве преподавателя военного дела. После окончания войны Ия Константиновна успешно работала в 11 школе (уже новостройке). Она преподавала физкультуру. Её очень любили учащиеся, отлично владела предметом, любила его. Награждена значком «Отличник народного просвещения», медалью «За трудовое отличие», значком «За долголетнюю работу по развитию физкультуры и спорта». Неоднократно участвовала в областных и Всероссийских соревнованиях по слалому.
Слайд 9Ерженинова
Анна Павловна
(17.12.1920)
С 1942 года начала работать в школе
учителем русского языка и литературы. Здание школы на станции Шалакуша
было занято под госпиталь. Учились в приспособленном для школьных занятий помещении. По вечерам дежурили в госпитале, писали письма родным раненых, выступали с концертами. Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», имеет много грамот и благодарностей. Пользовалась заслуженным авторитетом в нашей школе №11.
Слайд 10Цыганкова Мария Павловна (21.08.1922)
В 1941-1945гг работала учителем и преподавателем физкультуры
и военного дела в школе. Много приходилось помогать колхозу вместе
с учащимися. Заработанные средства шли в фонд обороны. Вела большую общественную работу, участвовала в дежурстве по охране Северной железной дороги. В Архангельске работала учителем начальных классов в школе №6, затем в нашей 11 школе, до выхода на заслуженный отдых. Дети очень любили свою учительницу, а она их. Давала прочные знания своим ученикам. Имела медали, грамоты, благодарности за свой добросовестный труд.
Слайд 11Игумнова Тамара Васильевна (21.02.1921)
Свою педагогическую деятельность начала в военные годы.
После уроков и в летние месяцы работала в порту Бакарица,
откуда шли на фронт военные составы. С 1943 по 1945 годы работала в таможне инспектором по ввозу и вывозу товаров за границу. Рыли окопы, убирали урожай, трудились на лесобирже. В школе №11 работала учителем английского языка до выхода на заслуженный отдых. Награждена юбилейными медалями, грамотами, имеет благодарности за добросовестный труд везде, где приходилось ей трудиться.
Слайд 12Митусов Леонид Дмитриевич (15.02.1925)
Участник Великой Отечественной войны, нес достойно военную
службу, находясь в войсках по 1950 год. После демобилизации работал
в школах преподавателем физкультуры. Член партии. Ответственно относился к своим обязанностям. С уважением относился к учащимся. Пользовался авторитетом в учительской среде и среди родителей. Награжден медалью «За победу над Германией», медалью «50 лет Советской Армии и Флоту».
Слайд 13Гребнева
Лилия Федоровна
(18.10.1929)
«Когда началась война, училась в 4 классе.
Росла в учительской семье. Отец преподавал математику, мама – русский
язык и литературу. Детство военное было тяжелое, голодное. Но забота о детях была. Воспитание было поставлено на хорошем уровне. Дух поддерживала вера в нашу победу. Проходили пионерские слеты, предметные олимпиады. Но, как и везде, не было бумаги, чернил, учебников. Домашнее задание выполняли при свечах, но чаще всего у печек. А желание учиться не пропадало. Вспоминала, как ездила из Яренска в Архангельск на слет отличников учебы. Вести с фронта были тревожные. Все переживали отступление наших войск. Но руки не опускали. Учились, помогали колхозу, проводили и другие трудовые операции. После войны был институт. После его окончания работала математиком в Яренской средней школе. Затем в семилетней школе №7 в Архангельске. А когда эту школу закрыли, Лилия Федоровна получила направление в школу новостройку №11, где и проработала до выхода на пенсию. Учитель высокой квалификации, умный, добрый педагог, замечательный человек. Её любили, уважали все. «Ветеран труда», «Отличник народного просвещения», грамоты, благодарности – так отмечен труд этой учительницы.
Слайд 14Маркова Александра Федоровна (апрель 1923)
Преподаватель немецкого языка. Работала во многих
школах. В военное время работала в лесу, в поле, на
огороде. Вот что писала Александра Федоровна в своих воспоминаниях: «Очень переживали за судьбу ушедших на фронт. С большим волнением слушали сводки Совинформбюро. Души замирали, слушая голос Левитана по радио. А в семьи шли и шли похоронки… Но горе, слезы не сломили дух народа, все верили в наше победу. Это давало силы жить и работать, хотя нечего было есть, не хватало одежды, в школах – бумаги, учебников, не говоря уже о наглядных пособиях. Но день Победы приближался! Наконец пришел этот желанный день. Слезы, радость… Людей было не узнать. И снова упорный труд по восстановлению народного хозяйства, разрушенного долгой войной. Заработали в полную силу школы, учебные заведения. Страна набирала темпы»
Слайд 15Шалёва Ираида Павловна (21.11.1929)
«Когда началась война, мне было 11 лет.
Жила в это время в с. Холмогоры, в 20 км
от Архангельска. Издалека видели, как бомбили Архангельск. Хорошо было видно зарево пожаров, горело часто и долго. В Холмогорах располагалась зенитная часть. Обслуживали её в основном девушки. Они несли дежурство на крышах домов, где были установлены зенитные орудия в случае нападения, налета самолетов. А за рекой располагался аэродром. Мы – дети войны, работали летом в колхозе, а зимой учились. Жили очень тяжело, было голодно. Ели белый мох (ягель), разную зелень: клевер, пучки, крапиву и еще мякину. От такой пищи опухали. Очень переживали о делах на фронте. И радовались, когда пришла долгожданная победа.
После войны училась в Архангельском педагогическом училище. Жили в общежитии, которое тоже пострадало от бомбежки. Стекол в окнах не было, они были забиты досками, кроме форточек. Спали на матрацах, набитых стружкой. Голодали. Спасал тюлений жир, который нам выписывали. После окончания педучилища работала в Курейской начальной школе, а затем в Ломоносовской семилетней. Позднее окончила Архангельский педагогический институт отделение русского языка и литературы. После Яренской школы был Ленский район, а потом уже Архангельская школа-интернат, а затем 11 средняя школа-новостройка. Награждена медалью «Ветеран труда», грамотами, благодарностями (одна из которых от комитета плавсостава Северного морского пароходства за организацию летнего отдыха детей моряков на детской оздоровительной площадке»
Слайд 16Коковина Оксана Павловна (19.10.1930)
«Когда началась война, мне было 11 лет.
Хорошо помню, когда объявили начало войны. Жила я с родителями
и сестрой в г.Гатчина Ленинградской области. 22 июня 1941 года мы находились на даче. Объявление войны по радио застало нас за кухонным столом. О войне тогда говорили много. Пели песню «Если завтра война, если завтра в поход – будь сегодня к походу готов!» И все равно это было такой неожиданностью! Женщины плакали, выходили на улицу. Из магазинов исчезли соль, мыло, спички, не говоря уже о продуктах. Мой отец работал главным редактором газеты. Совсем недавно вернувшийся с финской войны и освобождения западной Белоруссии, много рассказывал о той войне. Бомбежки начались сразу после объявления войны. В парках стали рыть окопы, траншеи. Все это обносилось досками, а сверху – бревнами. По сигналу воздушной тревоги мама хватала сумку с документами, маленькую сестру и меня и мы бежали в бомбоубежище. Там были женщины, старики и дети. Там я впервые услышала, как молились старые женщины: «Спаси и помилуй нас, Господи» запомнилось, как после одной бомбежки по дороге бежала женщина, громко плакала и кричала, что у нее в доме погибла вся семья.
Слайд 17Отец нам позвонил и сказал: «Выезжайте срочно, организовали обоз из
лошадей с подводами». Обоз направился по проселочной дороге, окруженной лесом
со всех сторон. На телегах сидели старики и дети. У меня за спиной был вещевой мешок отца с теплыми вещами. Мы ехали до Гатчины. Вдруг появились самолеты. Мы стали махать руками и кричать «Наши!» Но когда они подлетели ближе, мы увидели кресты на крыльях. Это были немцы. Они летели низко. Я видела лицо летчика – он зло улыбался и стал стрелять в обоз из пулемета. Все бросились в лес. Когда вернулись, увидели убитого кучера. Его похоронили тут же у дороги и пошли дальше. В Гатчине нас встретил отец. Два дня мы сидели в подвале старого дома. Там были женщины и дети. Все ждали, когда сформируют поезд на восток. Отец нас проводил на поезд и рассказал, что занимается обучением новобранцев. Он служил в зенитном батальоне в звании старший политрук и погиб под Ленинградом через несколько месяцев после начала войны. Всю дорогу до Луги поезд обстреливали немцы, а мы лежали на полу вагона. На станции объявили, что поезд дальше не пойдет. Мы ночевали в школе. Утром был сформирован поезд для эвакуации на восток, и мы в товарных вагонах поехали дальше. По дороге двигались составы с военной техникой и солдатами. На станциях нам иногда выдавали хлеб. У нас было направление на Вятку Кировской области, но доехав до станции Шахунья, поезд дальше не пошел. Здесь нас развезли кого куда. Мы пошли в деревню Городище. Нас поместили в детский сад. Местные женщины отнеслись сочувственно. Соорудили спальные места, дали посуду, поделились едой. Все взрослые стали работать на колхозных полях, дети – учиться.
Слайд 18Я пошла в 4 класс. Мы тоже помогали взрослым: теребили
лен, помогали в уборке картофеля. Мальчишки ловили рыбу, раков, а
девочки собирали желуди и жарили их на печке. 5-6 класс я училась в Санчурске – районном центре. Запомнилось, как проходили уроки военного дела. Военрук (старый мужчина) учил нас ползать по-пластунски, приносил в класс охотничье ружье и рассказывал о нем.
По переписке мы узнали, что наш дом в Гатчине разбомбили, отец погиб. В 1944 году я пошла в 7 класс в г.Калинине. Он почти полностью был разрушен. Восстанавливали его пленные немцы. Победу мы встретили в этом городе. Все выбежали на улицу, обнимались, целовались и плакали от радости. В Калинине открыли суворовское училище. Дети из партизанских отрядов и сироты – таков был первый набор. В это время в старших классах ввели раздельное обучение мальчиков и девочек. В праздники мы ходили на танцы в Суворовское училище. В те годы танцевали только бальные танцы. В школе ввели форму. В школу, где я училась, приглашали суворовцев с оркестром. На эти вечера приходил суворовец – внук Сталина. Рассказывали, что в выходные дни, если он вел себя хорошо и учился на отлично, за ним приезжала машина и его везли к дедушке Сталину. У меня был знакомы суворовец, который послужил прообразом главного героя в книге писателя Евгения Коковина «Повесть о суворовцах». Это был талантливый мальчик, отличник, писал стихи.
Воспоминания о войне остались яркой и горестной страницей на всю мою жизнь. Волей судьбы я оказалась в Архангельске. Мой муж – капитан Северного морского пароходства. Я – учитель домоводства в 11 средней школе, в прошлом- преподаватель географии. Работала в этой школе до выхода на пенсию»
Слайд 19Оксана Павловна – умный, доброжелательный человек, веселый и энергичный. Пользовалась
заслуженным авторитетом у всех работников школы. Пришла к православной вере,
много помогает нуждающимся, поддерживает их словом и делом. Написала книгу о своем муже- капитане дальнего плавания. На написание книги она получила благословение батюшек, знакомых мужа в целях назидания детям и внукам, а также и морякам. Её муж, Валерий Петрович – Почетный гражданин города Архангельска, Президент ассоциации северных капитанов, участник северных конвоев. У них двое дочерей, внуки и правнуки. Валерий Петрович был председателем шефской комиссии 11 средней школы. Его имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России»
Коковин Валерий Петрович
Слайд 20Ларионова
Нина Александровна
(24.01.1927)
«Когда началась война, мне было 14 лет.
Помню, как один за одним уходили на фронт мои земляки,
как провожали отцов, сыновей, братьев односельчане. Нее осталось ни одного взрослого мужчины, пригодного к стревой службе, кроме моего отца. Он был председателем колхоза «Путь Ленина» Емецкого района Рато-Наволоцкого сельсовета. По этой причине у него была бронь. Но 1 февраля 1942 года и его призвали. Он, как участник гражданской войны, был отправлен сразу на фронт. Воевал на двух фронтах, был дважды тяжело ранен. Отправлен в госпиталь на Урал. Лечили долго, домой вернулся инвалидом. Был снова председателем, только уже сельсовета. Награжден орденом отечественной войны первой степени и медалью «За отвагу». В деревне были одни женщины, старики – на эту должность не нашлось здорового мужчины, а у него был немалый опыт. Хочу сказать, что из 16 моих родственников, ушедших на фронт, только трое остались в живых и те инвалиды. Отец жил недолго, умер в возрасте 48 лет, из них 2 войны.
Слайд 21Мою старшую сестру отправили на оборонные работы. Но в городе
её и ещё 12 девушек оставили в Архангельске. За короткий
срок обучили штукатурным работам и направили на восстановление разрушенных зданий. Город бомбили почти каждую ночь. Девушки работали, а по ночам дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы. А утром снова на работу. Работали на восстановлении Дома Советов, АЛТИ, цирка, больниц и других зданий. Отмечены наградами. Сестра вернулась домой в 1946 году инвалидом в 23 года.
В войну на колхозных полях работали все от мала до велика. А похоронки все шли ишли. Почти в каждом доме стоял плач. Я никогда этого не забуду. Но работали для страны, для фронта. Слушали радио, Совинформбюро, вести были неутешительные.
Мы, дети и подростки, учились, трудились вместе со взрослыми на уборке урожая, заготовке веников, сборе золы и т.п. Не хватало книг, бумаги, чернил, топлива. Сами пилили и кололи дрова. Уроки готовили при свечах, у печки. В 7 класс пришли польские дети, эвакуированные из Мончегорска, Кировска ребята. Голодали, хлеб был с древесной корой, горький. Но верили в победу.
Слайд 22С 1942 по 1945 я училась в Емецком педучилище. Половина
учителей были из блокадного Ленинграда. Изучали военно-санитарное дело, стреляли из
винтовок, рукопашный бой. Запомнились уроки музыки. Учил нас этому преподаватель из Тульского драмтеатра. Мы играли на скрипке после уроков, голодные и холодные. Не падали духом. Преподаватель вдохновлял нас. На курсе были одни девушки. Приходилось изучать все премудрости военно-санитарного дела. Изучали и практиковались в стрельбе из винтовки образца 1903 года, других не было, из пулеметов ППШ и ППД. Стрельбы были в лесу, за населенным пунктом. Сдавади экзамены. Знали, как оказать помощь раненому, делать перевязки, ползать по-пластунски и драться в рукопашную. Война, к счастью, закончилась, и на фронт мы не попали…Радостный День Победы настал! Не могу передать словами это чувство. А сколько было слез у тех, чьи родные не вернулись домой…Вместо них – похоронки. Но надо было жить, жить и опять работать до седьмого пота. Страшная разруха, но это тоже пережили»