Слайд 1
УМК
Литература
Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева,
Е.Л. Ерохина
Методические принципы
Слайд 2Требования ФГОС и учебник литературы
Слайд 3Универсальные Учебные Действия
Непонятное новое
или
хорошо известное старое?
Идея К.Д.
Ушинского:
нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал
(В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002)
Слайд 42010-11 уч.год
2011-12 уч.год
- обязательное введение ФГОС
- введение ФГОС по мере
готовности
1
М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г
И
О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь
1
Введение федерального государственного
стандарта общего образования
2012-13 уч.год
2013-14 уч.год
2014-15 уч.год
2016-17 уч.год
2018-19
уч.год
2020-21 уч.год
2017-18 уч.год
2019-20 уч.год
2021-22 уч.год
2015-16 уч.год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
5
2
3
4
5
6
10
2
3
4
5
6
7
10
11
2
3
4
5
6
7
8
10
11
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
3
4
5
6
7
2
3
4
5
6
7
8
2
3
4
5
6
7
8
9
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
7
6
8
5
4
9
11
10
8
9
11
10
11
10
9
11
10
11
- продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Слайд 5Введение ФГОС всех ступеней – это переход
от знаниевой парадигмы
к деятельностной
парадигме
Слайд 6ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная); границы
собственного
знания и
«незнания»
Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на
основе децентрации;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установления аналогий,
подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Слайд 7Главное: учебная деятельность
Поэтому в стандарте особое внимание уделяется универсальным учебным
действиям
Слайд 8
способы, приемы, которыми пользуется ученик для решения учебной задачи
Без сформированности
УУД нельзя развить способность субъекта к самообучению (саморазвитию)
Слайд 9Понятия, близкие по значению понятию «универсальные учебные действия»
«общеучебные умения»
«общепознавательные
действия»
«общие способы деятельности»
«надпредметные действия»
Слайд 11
Универсальный характер УУД
проявляется том, что они:
имеют надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают
целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность
всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося
Слайд 12Высшая степень
сформированности УУД
сам формулирует проблему (задачу)
сам находит
ее решение
решает
самоконтролирует правильность этого решения
Слайд 13инициативность, самостоятельность и ответственность ученика
потребность в получении новых знаний
учебные
действия приобретают характер универсальности (УУД)
реализуется в процессе решения учебной
задачи
у ученика формируются учебные действия
Слайд 14Новое ли это слово
в дидактике и методике?
Слайд 15Вспомним: Стандарт 2004
V-VI классы
формируются представления о специфике литературы как искусства
слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром
произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
VII-VIII классы
на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Слайд 16Цели литературного образования (2004)
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,
гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и
ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Слайд 17
Учебная задача
Теория деятельности
важнейшие теоретические основы формирования УУД
Слайд 18Задача практическая и учебная
Практическая задача
Учебная задача
отвечает на вопрос «что нужно
делать»
все действия определяются стихийно
отвечает на вопрос «как нужно делать»
все
действия осуществляются целенаправленно
Слайд 19Учебная задача
Учебная задача — задача, требующая от учащихся открытия и
освоения в учебной деятельности всеобщего способа (принципа, закономерности) решения относительно
широкого круга проблем и конкретно-практических задач.
Учебной называется такая задача, которая программирует направленность деятельности учащегося на открытие, фиксацию и усвоение общего способа деятельности.
Поставить учебную задачу — значит ввести учащихся в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий.
Слайд 21Этапы осуществления деятельности
Побудительно-мотивационный этап
Ориентировочный этап
Исполнительский этап
Этап контроля
Слайд 23Главное:
В основе изучения литературы ТЕКСТ
Учебный предмет Литература осваивается в ходе
осуществления всех видов РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 24Виды учебных задач
на уроках литературы
Алгоритмы, памятки, схемы,
таблицы, образцы….
Слайд 25
Требования к проблемному вопросу (В.Г. Маранцман)
Многовариантность ответов
Возможность разных оценок,
толкований явления, поступка, характера… Столкновение разных позиций рождает проблемную ситуацию,
разрешить которую можно, лишь внимательно перечитывая текст и размышляя над ним
Сложность
Проблемный вопрос требует неоднократного обращения к тексту. Ответ на него невозможно вычитать. Поиск доказательств выдвинутой версии требует определённых аналитических умений и теоретико-литературных, культурных знаний. Осознание их недостаточности становится стимулом саморазвития для учеников
Доступность ученикам
Ответ лежит в зоне ближайшего развития ребёнка
Интерес
Вопрос должен вызвать активный интерес ребёнка, желание найти на него ответ.
Ёмкость
Вопрос должен охватывать всё произведение или его значимые эпизоды.
Слайд 26В соответствии с Фундаментальным ядром содержания общего образования
отобраны основополагающие
элементы научного знания из истории и теории литературы, эстетики, философии,
психологии, лингвистики, истории;
определены ведущие универсальные учебные действия, формирование которых осуществляется в ходе освоения литературы;
курс построен на основе примерной программы по литературе для основной школы.
Слайд 27Представленный курс литературы строится на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования
и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
традиций отечественной методики преподавания литературы, характеризующейся фундаментальностью и системностью.
Слайд 28Компетентностный подход
в основе построения курса – компетентностный подход. Авторы стремились
избежать традиционного противопоставления двух путей изучения литературы: от теории к
деятельности и от деятельности к теории. В основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса;
ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность.
Слайд 29Три основных типа текста
тексты литературных произведений
теоретические тексты
тексты
об авторах
Слайд 30Внеклассное чтение
краткий биографический текст о писателе,
текст о предлагаемом к
изучению произведении
задания
Тексты для внеклассного чтения могут быть выбраны
учителем самостоятельно, но идейно-художественно они должны быть связаны с другими произведениями раздела.
Слайд 31Система заданий:
задания перед каждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на
его осмысленное чтение и понимание;
вопросы, которые помогают выяснить, внимательно
ли учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание;
вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию;
задания, развивающие речевые умения; особая роль отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь;
Слайд 32вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение
воспринимать и интерпретировать поликодовый текст;
специальные вопросы и задания к анализу
текстов лирических произведений, учитывающие специфику лирики как рода литературы, ее субъективно-эмоциональное воздействие на читателя;
Слайд 33задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать
с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять
пути их достижения;
с ними логически связаны специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, успешно участвовать в научном дискурсе;
творческие задания, выполняя которые можно рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене;
Слайд 34задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение,
прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение;
коллективные
задание формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач;
рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации.
Слайд 35В самой формулировке задания выделен ведущий вид деятельности
«Найди в тексте
ответ на вопрос»
«Объясни…»
«Попробуй…» «Сделай вывод», «поясни свою мысль»
«Найди
в тексте доказательства утверждения…»
«Расскажи…»
Слайд 36Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их
выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели.
Многие задания предусматривают
возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее).
Слайд 37Большие по объему эпические произведения
Предполагают их обязательное самостоятельное чтение учащимися
дома.
Методика «медленного чтения» в данном случае используется только при
анализе фрагментов произведения на уроке.
Слайд 38Все задания и вопросы в учебнике даны «с избытком». Учитель
вправе выбрать наиболее адекватные его педагогическим задачам.
Задания повышенной сложности позволяют
работать в зоне ближайшего развития учащихся, дают учителю возможность использовать актуальные педагогические технологии: проектный метод, личностно-ориентированное обучение, метод развития критического мышления через чтение и письмо и др.
Обратим внимание: стремясь получить хорошую оценку, пятиклассники зачастую «передоверяют» выполнение этих заданий родителям. Необходимо поощрять при оценивании СОВМЕСТНУЮ работу родителей и детей.
Слайд 39В приложении к учебнику даны памятки «Как подготовиться к выразительному
чтению стихотворения», «Как подготовиться к устному развернутому ответу», «Как написать
аннотацию».
Слайд 40Большое внимание в учебнике уделяется словарной работе. Рекомендуем учителю не
игнорировать эти задания, не облегчать работу учащихся по поиску толкования
слов в словаре, любыми способами актуализировать в речи пятиклассников новые слова. Любой методический прием, который выберет учитель, будет полезен.
Слайд 41Категорически не принимаем односложные ответы;
Учим свой ответ к слушателям
(не к учителю). Изучение литературы – это диалог, беседа;
Учим слушать.
Постепенно (не вводя терминов) начинаем овладевать приемами глобального, детального, критического слушания. Обязательно предваряем задания по слушанию четкой установкой на определенный вид слушания («Послушайте… и ответьте на следующий вопрос», «Послушайте… и выразите свое отношение к услышанному» и т.д.)
Выполнение заданий с иллюстрациями формирует у учащихся осознание природы художественного образа (словесного и несловесного), развивает воображение, учит воспринимать поликодовый текст.
Слайд 42Особое внимание следует обратить на работу с постраничными сносками. Это
требует от учащихся определенных усилий, поэтому они зачастую игнорируют то,
что написано «мелким шрифтом» в самом низу страницы.
Слайд 43
Часть I.
Литература как искусство слова
Задание «Проверь себя» (стр.
6).
Можно завести специальный словарик или выделить страницы в тетради
по литературе для записи ключевых понятий. Необходимо помнить: указанные понятия следует включать в активный словарь пятиклассников. Предостерегаем от заучивания толкований! Работаем над их осмыслением!
Слайд 44
Реальность и вымысел. Фольклор
В задании Объясни, почему процесс задания фольклорного
произведения сравнивается с работой пчёл (стр. 9) учащиеся впервые встретятся
с формулировкой, начинающейся со слова «Объясни…». Чтобы облегчит задачу, можно предложить ученику выбрать себе собеседника (того, кому он будет объяснять) или представить вымышленного собеседника.
Слайд 45Малые жанры фольклора
Задание Объясни, как научиться различать пословицы и поговорки
(стр. 10). Можно попросить пятиклассников составить таблицу или схему, помогающую
различать пословицы и поговорки. Объяснять различие будет удобнее с помощью составленной таблицы.
Задание Приведи примеры иносказаний в пословицах, поговорках, загадках (стр. 14). Особое внимание уделим ответу на данный вопрос. «Иносказательность» текста может быть трудна для восприятия пятиклассниками. Однако без осознания этого свойства художественного образа невозможно дальнейшее изучение литературы.
Слайд 46Сказки
Задание Пронаблюдай, как начинается сказка… (стр. 22). Обязательно выполняем это
задание (в классе или дома). Сделанные учащимися наблюдения будут обобщены
в следующем теоретическом разделе учебника. Это позволит реализовать принцип: «от деятельности к теории».
Задание перед текстом сказки «Тетерев и лиса» (стр. 26). Чтение по ролям будет эффективно в том случае, если сначала прочитать сказку «про себя» и подумать над вопросами перед текстом. Правильное интонационное окрашивание текста поможет пятиклассникам осознать в дальнейшем сложное, но важное для интерпретации литературных произведений понятие «подтекст».
Слайд 47
Авторская (литературная) сказка
При чтении текста «Сказки о мертвой царевне и
семи богатырях» учим работать с постраничными сносками. Можно попросить учеников
дополнить сноски.
Впервые после этой сказки встречается задание «Проведи самостоятельное исследование» (стр. 59). Это задание адресовано не всем учащимся. Положительную оценку ученик получает только в случае именно самостоятельного выполнения . Можно организовать групповую работу по выполнению этого задания.
Слайд 48Е.Л.Шварц «Два клёна»
Задание Проверь себя (стр. 62). Уделим особое
внимание работе с терминами. Любой методический прием, который выберет учитель,
будет полезен. Без включения этих понятий в активный словарь школьников невозможно дальнейшее изучение драмы на уроках литературы. Например, можно на уроке предложить ребятам разгадать чайнворд.
Слайд 49Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик»
Задание Подготовь устный рассказ «Мари и Фриц»… (стр. 137)
направлено на развитие умения учащихся выделять главное и сопоставлять. Оно
готовит школьников к написанию сочинения- сравнительной характеристики. Целесообразно подготовительную работу по выполнению этого задания оформить в виде таблицы.
Слайд 51Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Задание Озаглавь каждый фрагмент текста (стр.
180).
Письменное задание Напиши аннотацию на прочитанное произведение:
использовать личностно-ориентированный подход
к учащимся (позволить им выполнить часть работы, позволить выполнить задание устно и т.д.);
работу начинать с анализа образца аннотации (с. 253); аннотацию учитель может подобрать самостоятельно или дать задание подобрать аннотацию учащимся;
объяснить учащимся цель этого жанра, раскрыть необходимость уметь составлять и читать аннотацию – хорошо, если работа над аннотациями будет организована в форме ролевой игры («В книжном магазине», «В библиотеке», «В редакции» и т.д.)
Слайд 52М.М. Пришвин
Сказка-быль «Кладовая солнца»
Задание перед текстом об авторе
(стр. 180). Выполнение задания перед текстом о М.М. Пришвине можно
организовать как подготовку индивидуальных сообщений о писателях. Выступления учащихся могут сопровождаться демонстрацией компьютерных презентаций.
Слайд 53П.П. Бажов
«Медной горы хозяйка»
Задание Всё ли тебе понятно
в прочитанном тексте?.. (с.213). Еще один тип задания, развивающий метапредметные
умения учащихся и личностную компетенцию, – выполняя это задание, пятиклассник учится рефлексии, самоанализу, компенсаторным умениям, самостоятельному получению информации и др. Ориентируясь на конкретную педагогическую ситуацию в классе, учитель может включать выполнение этого задания и на более ранних этапах изучения литературы в 5 классе.
Слайд 54В.М. Гаршин
Сказка «То, чего не было»
Задние 2 перед
текстом об авторе (стр. 224). Можно дать индивидуальное задание одному
(нескольким) учащимся перечитать и подготовиться рассказывать сказку «Лягушка-путешественница». Если в классе знают сказку хорошо, предложим пятиклассникам рассказать ее «по цепочке».
Задание Как ты думаешь, почему рассказ заканчивается трагически для его героев? (стр. 230). В случае необходимости поясним значение слова «трагический» – связанный с большим несчастьем, безнадежный, обреченный, полный страдания, глубоких переживаний. С этим словом учащиеся в дальнейшем неоднократно будут встречаться на уроках литературы.
Слайд 55Басня
Басня «Свинья под Дубом» отличается не только оригинальностью сюжета, но
и характером смеха. В чем отличие юмора от сатиры? На
этот вопрос учащиеся отвечают в процессе сопоставительного анализа произведений, который предусмотрен в задании на с. 241: Сравни ворона из этой басни с Вороной из басни «Ворона и лисица». Чем отличаются персонажи?.. Задача учителя – доказать, что басня отнюдь не развлекательный жанр литературы, а попытка художника при помощи смеха усовершенствовать человека и общество.
Слайд 56Ряд заданий в учебнике предполагает развитие творческих и аналитических умений
школьников (задание 2 с. 242). Заключительное задание к разделу (Как
ты думаешь, почему от будущих актёров при поступлении в театральный институт требуется обязательное чтение басни?) готовит пятиклассников к самостоятельной исследовательской деятельности: во-первых, формулировка как ты думаешь… предположи… учит начинать рассуждение с гипотезы; во-вторых, для установления истины пятиклассники могут использовать метод интервью, беседы (например, со знакомыми актерами студентами творческих вузов); в-третьих, можно воспользоваться специальной литературой, которая подскажет ответ (энциклопедиями, мемуарами, пособиями по актерскому мастерству).
Слайд 57Часть II
Этот необычный мир
Легенда
А.С.Пушкин «Анчар»
Задание перед текстом о произведении (стр.7).
Для полноценного понимания текста необходимы фоновые знания, важнейшими из которых
являются знания исторической обстановки, особенностей времени, изображенного в произведении. Пятиклассники, к сожалению, не обладают такими знаниями. Частично восполнить этот пробел помогают вопросы, подобные указанному выше.
Учитель может организовать словарную работу: составить вместе с учащимися словарик архаизмов и старославянизмов, использованных в стихотворении (с «переводом»).
Слайд 58М.Ю. Лермонтов
«Три пальмы»
Задания Чем похожи стихотворения «Три пальмы»
и «Анчар»? Попробуй объяснить схожесть стихотворений двух разных поэтов. (стр.
13) могут стать основой самостоятельной исследовательской работы учащихся.
Слайд 59«Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей», из сказаний
о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге)
Как и при изучении
стихотворения «Анчар», целесообразна работа по составлению словаря устаревших слов.
Задание на стр. 20: На основании прочитанных фрагментов сделай выводы… Умение обобщать -- важнейшее умение для анализа текста произведения. Анализ (то есть рассмотрение элементов текста) производится именно для того, чтобы на его основе прийти к какому-либо заключению.
Слайд 60А.С. Пушкин
«Песнь о вещем Олеге»
Обратим внимание учителя на
задание 3 на стр. 27. Обучаем пятиклассников анализу речевой характеристики
героя. Подчеркнем, что это один их важнейших приемов психологизма. Пронаблюдаем, как меняется интонация и лексические особенности высказываний князя Олега. Обязательно делаем вывод из наблюдений (Как речь характеризует героя?)
Слайд 61Лирическое стихотворение
Задание на стр. 36 Представь себе, что ты
являешься составителем сборника «Лирические послания»… можно рассматривать как проектное. Тогда
следует распределить обязанности учащихся по составлению сборника: кроме подбора стихотворений, предусмотреть написание предисловия, иллюстрирование, создание сочинений-миниатюр, которые могут выполнить функцию комментариев и т.д. Хорошо, если этот сборник будет действительно «издан» и преподнесен кому-то в качестве подарка.
Задание 1 на стр. 40 предполагает обучение развернутому аргументированному ответу. Учитель может предложить выполнить это задание более подготовленным учащимся (работа может проводиться парой или группой). Хорошо, если учащиеся письменно подготовятся к ответу (помощь учителя обязательна).
Задания 3 и 4 на стр. 45 формируют важнейшие компетенции учащихся. Задание 3 содержит алгоритм сопоставительного анализа; умение сопоставлять произведение проверяется на экзамене по литературе и в 9, и в 11 классе. А задание 4 приучает делать выводы из наблюдений.
Слайд 62Задание Как ты объяснишь слова композитора П.И. Чайковского… на с.
45 является исследовательским. Посуществу, ученику необходимо разобраться в приемах звукописи
в лирике А.А. Фета. Хорошо, если учитель поможет прочитать и понять соответствующую литературоведческую литературу (энциклопедии, учебники литературы для старших классов и др.), а примеры пятиклассник подберёт абсолютно самостоятельно.
Задание 1 на стр. 51 – чтение с карандашом на уроке литературы должно стать обязательным.
Задание Сравни окончательный вариант стихотворения «Весенняя гроза» с первоначальным вариантом. является исследовательским. План исследования представлен в вопросах после текста первоначального варианта стихотворения.
Задание 3 на стр. 65 учит понимать природу тропа. Очень важно ответить на вопросы задания неформально. Именно осознание сути изобразительного средства, а не воспроизведение его определения, является основой читательской компетенции.
Задание 1 стр. 67, задание 1 стр.69. Большую сложность даже для учащихся старших классов вызывает необходимость передать настроение стихотворения «своими словами». Хорошо, если во время выполнения задания учащимися будет составлен (а в дальнейшем при изучении лирики пополнен) словарик, включающий слова разных частей речи, с помощью которых можно характеризовать оттенки настроения. Можно вести своеобразный «дневник наблюдений»: находить и выписывать лексические средства для характеристики настроения, которые встретились учащимся в других текстах (в том числе в учебнике русского языка, в публицистических текстах, в устной речи окружающих и др.)
Слайд 63
Роман, повесть, рассказ
Работу над художественными текстами, несомненно, следует вести с
учетом жанровых особенностей. «Сказание о Кише» корнями уходит в традиции
устного народного творчества. Образ легендарного героя уже рассматривался в теме «Легенда». Почему Киш стал героем народных преданий? Что сделал он для своих соплеменников? Что общего между ним и другими известными легендарными героями?
Сравнить жанр «Васюткина озера» В.П.Астафьева с жанром «Кладовой солнца» М.М.Пришвина (задание с.225). Особенностью рассказа В.П.Астафьева является то, что в основу произведения положены реальные события из жизни писателя. На уроке учащиеся впервые знакомятся с понятием «автобиографичность прозы».
В качестве домашнего задания можно предложить пятиклассникам составить небольшой приключенческий рассказ на основе своих жизненных впечатлений (задание с. 225).
Произведения М.М.Зощенко относятся к жанру юмористического рассказа. Поэтому программа рекомендует подробнее остановиться на понятии «комическое». Учащиеся уже имеют представление о двух видах смеха: осуждающий, язвительный – сатирический и мягкий, добродушный – юмористический. Кроме того, знают о том, какую роль играет смех в художественной литературе (см. тему «Басня»).
Слайд 64
Формирование коммуникативной компетенции учащихся
на уроках литературы
Коммуникативная компетенция - потенциальная
характеристика «человека общающегося», успешно взаимодействующего с людьми.
Уникальность учебного предмета «литература»
состоит в том, что
его освоение происходит в процессе осуществления всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо) в их неразрывной взаимосвязи;
предметом и средством обучения на уроке литературы является текст. В частности, в данном учебнике представлены три типа развернутых текстов; тексты заданий; иллюстрации и элементы оформления как компоненты поликодового текста; на уроке создаются устные тексты (ученика и учителя); письменные тексты ученика и т.д;
коммуникативное пространство урока литературы представляет собой диалог разных видов: автора текста литературного произведения и ученика-читателя; автора текста учебника и ученика-читателя; ученика-учителя; ученика-ученика и т.д.
Слайд 65В связи с этим полагаем, что традиция выделять специальные уроки
развития речи неэффективна и противоречит сущности литературы как учебного предмета.
Методический аппарат данного учебника продуман следующим образом:
отсутствуют задания, которые не способствуют коммуникативному развитию школьников;
создана возможность для организации всех видов речевой деятельности.
Слайд 66Способы организации учебной деятельности
Развивать все возможные формы диалога, учить формулировать
и отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать позицию собеседника.
Все задания учебника позволяют организовать диалог на уроке. Особо отметим задания, мотивирующие школьников к инициации диалогического общения за пределами школы (Спроси у старших…). Учитель по своему усмотрению может организовать выполнение задания в паре или группе, смоделировав таким образом дополнительные варианты речевого взаимодействия учащихся. Хорошо, если на уроке будут использоваться элементы дискуссии, в таком случае учителю необходимо взять на себя роль коммуникативного лидера-ведущего, направлять речевое поведение участников и подвести итог обсуждению (см. например задание на стр. 180 (I часть): Достойна ли Оксана, на твой взгляд, царских черевичек? Объясни, почему ты так думаешь. Если в классе сложились разные точки зрения, организуйте дискуссию.)
Очень эффективным способом речевого развития является анализ образцов. Литературные тексты представляют многообразие диалогов. Уделим особое внимание наблюдению за речевым поведением персонажей. Например, ответим на вопрос (стр. 188, I часть): Что помогло не поссориться Насте и Митраше? (М.М. Пришвин «Кладовая солнца»);
Обучать школьников самоанализу речевого поведения (рефлексии). Это обязательный этап речевой деятельности, от умения анализировать свою речь напрямую зависит возможность ее совершенствования. В учебнике представлены, в частности, такие задания, способствующие развитию рефлексивных умений школьников: Всё ли тебе понятно в прочитанном тексте? В случае затруднений обратись за разъяснением к учителю или товарищам. Что нового ты узнал из текста? Какая информация оказалась уже известной?; Подумай, по каким критериям (качествам) следует оценивать устные рассказы. Подготовь памятку для жюри.
Развивать дискурсивную компетенцию школьников: умение оценивать речевую ситуацию (в частности, учитывать особенности партнера по общению) – Расскажи сказку «Хрустальная гора» разным слушателям, стараясь заинтересовать их: малышу-дошкольнику; профессору, который не верит в чудеса; очень занятому деловому человеку; умение строить письменные и устные высказывания в определенном жанре – например устное монологическое высказывание в жанре «объяснение», или письменное в жанре «аннотация»;
Слайд 67сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а
как процесс обучения письменной речевой деятельности. Разработанная Т.А. Ладыженской система
обучения сочинению строится на формировании и развитии следующих речевых умений: раскрывать тему высказывания; раскрывать основную мысль высказывания; собирать материал к выказыванию; систематизировать собранный к высказыванию материал; совершенствовать написанное; строить высказывание в определенной композиционной форме; выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко.
Не допускаем поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных тезисов, бездоказательных.
Учим пятиклассников самоконтролю: все отмеченные в формулировке темы ключевые слова должны встретиться в тексте сочинения.
Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя.
Темами сочинений могут стать вопросы учебника (по выбору учителя). Если учитель посчитает целесообразным, уже в пятом классе можно предложить выбор самим учащимся: на какой вопрос учебника они хотели бы ответить письменно.
Слайд 69Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией
учителя. Считаем обязательным обратить на это внимание учителей, преподающих литературу
в пятом классе, потому что именно на этом этапе допускаются те недоработки, которые затем приводят к недоумению: почему же школьники не умеют писать сочинение.
Еще в 1837 году А. Ободовский в «Руководстве к дидактике, или науке преподавания, составленном по Нимейеру» писал: «сколь ни полезно упражнять молодых людей в сочинении, но настоящая польза от того приобретается через критический разбор и поправку их сочинений».