Разделы презентаций


УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ( F 70- F79 )

Содержание

МКБ – 10. 1. У.О. – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется - нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (F70-F79)

УМСТВЕННАЯ    ОТСТАЛОСТЬ  (F70-F79)

Слайд 2МКБ – 10.
1. У.О. – это состояние задержанного или

неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется -

нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. - Когнитивных - Речевых - Моторных и - Социальных способностей …

МКБ – 10.  1. У.О. – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую

Слайд 32. У.О. может развиваться с любым другим психическим или

соматическим расстройством или возникать без него.
3 У У.О.

может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них (по меньшей мере) в 3-4 раза выше, чем в общей популяции.
4. У.О. чаще становятся жертвами эксплуатации и физических, и сексуальных оскорблений.
5. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью У.О. может совсем не иметь явного характера.
2.  У.О. может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.3

Слайд 4Ковалев В.В. (1979, 1995гг.)
Олигофрения – это сборная группа различных по

этиологии, патогенезу и клинике непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых

является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллекта.
Ковалев В.В. (1979, 1995гг.)Олигофрения – это сборная группа различных по этиологии, патогенезу и клинике непрогредиентных патологических состояний,

Слайд 5Сухарева Г.Е. (1973г.)
«…к группе олигофрении мы относим только те формы,

общего психического недоразвития, которые характеризуются двумя особенностями: 1) преобладанием интеллектуального

дефекта; 2) отсутствием прогредиентности».
Сухарева Г.Е. (1973г.)«…к группе олигофрении мы относим только те формы, общего психического недоразвития, которые характеризуются двумя особенностями:

Слайд 6Корсаков С.С. (1915г.)
«У умственно отсталых отсутствует одна из функций человеческой

психики, выражающаяся в непреодолимой потребности познать окружающее. У этих детей

часто бывает любопытство, но нет любознательности».
Корсаков С.С. (1915г.)«У умственно отсталых отсутствует одна из функций человеческой психики, выражающаяся в непреодолимой потребности познать окружающее.

Слайд 7Рубинштейн С.Я. (1979, 1986гг.)
«У.О. – стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие

органического поражения головного мозга».

Рубинштейн С.Я. (1979, 1986гг.)«У.О. – стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга».

Слайд 8Ощущения и восприятия
Замедленность зрительных восприятий
22мл/с 42 мл/с
1 гр.

N взр. – 72 % 100%
2 гр. N д. – 57

% 95 %
3 гр. УО д. – 0 % 55 %
Суженный объем восприятия
Инактивность восприятия

Ощущения и восприятияЗамедленность зрительных восприятий			   22мл/с		42 мл/с	1 гр. N взр. – 72 %		100%	2 гр. N

Слайд 9 Ощущения и восприятия - это «входные ворота», они узки и

труднопроходимы. Это ядерные симптомы, которые тормозят, задерживают развитие высших психических

процессов, в частности, мышления.
(Л.С.Выготский)
Ощущения и восприятия - это «входные ворота», они узки и труднопроходимы. Это ядерные симптомы, которые тормозят, задерживают

Слайд 10 «УО ребенок мало видит, когда смотрит, мало слышит, когда слушает».
(Г.Е.Сухарева)
Необходимо

учить слушать, рассматривать, анализировать, расширять круг их представлений и знаний.

Это средство развития их мышления.
«УО ребенок мало видит, когда смотрит, мало слышит, когда слушает».(Г.Е.Сухарева)	Необходимо учить слушать, рассматривать, анализировать, расширять круг их

Слайд 11Особенности речи УО
Долго не дифференцирует звуков речи (речь иностранца).
Выделяет и

различает лишь немногие слова.
Не различает фонем, порядок следования звуков.
Слабость фонематического

анализа.
Замедленный темп развития артикуляции.
Особенности речи УОДолго не дифференцирует звуков речи (речь иностранца).Выделяет и различает лишь немногие слова.Не различает фонем, порядок

Слайд 12Особенности мышления
Склонность к установлению различия.
Опора на случайные, внешние признаки.
Плохо усваивают

правила и общие понятия, не понимают их смысла.
Отсутствие абстрактно-логического мышления.
Непоследовательность

мышления.
Быстрая утомляемость.
Тенденция к стереотипному, вязкому мышлению.
Слабость регулирующей роли мышления.
Некритичность мышления.
Особенности мышленияСклонность к установлению различия.Опора на случайные, внешние признаки.Плохо усваивают правила и общие понятия, не понимают их

Слайд 13Особенности памяти УО
Память – это краеугольный камень психического развития. Память

заключается не в зеркальности отображения, а в способности к переработке,

сортировке информации.
Знания распределены не зря, а как книги в библиотеке.
(И.М.Сеченов)
Особенности памяти УО	Память – это краеугольный камень психического развития. Память заключается не в зеркальности отображения, а в

Слайд 14 «Ядерные» свойства памяти УО:
замедленный темп усвоения;
непрочность запоминания;
неточность воспроизведения;
забывчивость (охранительное торможение);
несовершенство

памяти в связи с плохой переработкой воспринимаемого материала (качество памяти

резко снижено вследствие слабости мышления);
неумение целенаправленно заучивать и припоминать материал.
«Ядерные» свойства памяти УО:замедленный темп усвоения;непрочность запоминания;неточность воспроизведения;забывчивость (охранительное торможение);несовершенство памяти в связи с плохой переработкой воспринимаемого

Слайд 15Особенности внимания УО
Внимание – свойство, которое организует восприятие, благодаря которому

сознание активно направляется на тот или другой объект окружающей среды,

мысль, чувство, переживание.
Внимание – это способность к выполнению любой продуктивной, целенаправленной психической деятельности.
Особенности внимания УОВнимание – свойство, которое организует восприятие, благодаря которому сознание активно направляется на тот или другой

Слайд 16Основные свойства внимания
Концентрация – сосредоточенность, напряженность, «фокус», в котором собрана

психическая деятельность.
Направленность – способность к выбору.
Устойчивость – время сосредоточения.
Объем –

количество объектов воспринимаемых одновременно.
Распределяемость – количество действий выполняемых одновременно.
Основные свойства внимания	Концентрация – сосредоточенность, напряженность, «фокус», в котором собрана психическая деятельность.	Направленность – способность к выбору.	Устойчивость –

Слайд 17Расстройства внимания
Рассеянность – нарушение способности длительно сосредотачиваться с постоянным переходом

от одного объекта к другому, ни на чем не задерживаясь

(утомление, астения).
Повышенная отвлекаемость – чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного вида деятельности (объекта) к другому (маниакальное состояние).
Расстройства вниманияРассеянность – нарушение способности длительно сосредотачиваться с постоянным переходом от одного объекта к другому, ни на

Слайд 18Слабая распределяемость – внимание ограничивается только объектами, имеющими ситуативную значимость

(органическая церебральная недостаточность).
Инертность – малая подвижность, нарушение переключаемости или патологическая

фиксация внимания.
Апрозексия – полное выпадение внимания (акатезия).
Слабая распределяемость – внимание ограничивается только объектами, имеющими ситуативную значимость (органическая церебральная недостаточность).Инертность – малая подвижность, нарушение

Слайд 19МКБ-10: второй критерий
УО может развиваться с любым другим психическим или

соматическим расстройством или возникать без него.
1838 г. – Эскироль: бедняк

– богач.
1867 г. – Гризингер – здание недостроенное – замок разрушенный.
МКБ-10: второй критерий	УО может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.	1838 г.

Слайд 20Деменция
– это стойкое, малообратимое обеднение психической деятельности (познавательной), ее

упрощение, упадок с утратой приобретения знаний и практического опыта.
Страдают

память, внимание, эмоциональная сфера, логическое мышление, поведение индивида в целом.
«Негатива интеллекта» – Курт Шнайдер.
Деменция	 – это стойкое, малообратимое обеднение психической деятельности (познавательной), ее упрощение, упадок с утратой приобретения знаний и

Слайд 21Виды деменции
Эпилептическая.
Шизофреническая.
Посттравматическая (органическая).
Болезнь Геллера (скоротечная инфантильная деменция).
Парциальная (частичная, лакунарная).
Глобарная (тотальная).
Болезнь

Пика.
Болезнь Альцгеймера.

Виды деменцииЭпилептическая.Шизофреническая.Посттравматическая (органическая).Болезнь Геллера (скоротечная инфантильная деменция).Парциальная (частичная, лакунарная).Глобарная (тотальная).Болезнь Пика.Болезнь Альцгеймера.

Слайд 22Особенности развития УО ребенка
Задерживается развитие прямостояния (держать головку, сидеть, стоять,

ходить).
Снижение интереса к окружающему.
Безразличие, инертность.
Отсутствие потребности в эмоциональном общении (комплекс

оживления).
Нет интереса к игрушкам.
Нет совместных со взрослым действий с игрушками.
Особенности развития УО ребенкаЗадерживается развитие прямостояния (держать головку, сидеть, стоять, ходить).Снижение интереса к окружающему.Безразличие, инертность.Отсутствие потребности в

Слайд 23Не возникает жестовая форма общения со взрослыми.
Не дифференцирует «своих –

чужих» (N = 6 мес.).
Нарушены действия с предметами:
– нет активного

хватания;
– не формируется зрительно-двигательная координация;
– восприятие свойств предметов;
– нет выделения предмета из ряда других.
Не возникает жестовая форма общения со взрослыми.Не дифференцирует «своих – чужих» (N = 6 мес.).Нарушены действия с

Слайд 24Отсутствуют предпосылки развития речи:
– предметное восприятие;
– предметные действия;
– общение со

взрослым;
– доречевые средства общения;
– артикуляционный аппарат;
– фонематический слух.
Не возникает гуление,

лепет.
Пассивны.
Нет желания активно действовать предметами, игрушками (использовать ДИ).
Отсутствуют предпосылки развития речи:– предметное восприятие;– предметные действия;– общение со взрослым;– доречевые средства общения;– артикуляционный аппарат;– фонематический

Слайд 25Опыт действий с предметами: (обеднен, не зафиксирован, не обобщен).
Требуется больше

повторений, чем в N.
С трудом контактируют со взрослыми;
– не умеют

общаться со сверстниками.
Спонтанно не усваивают общественного опыта.
Нуждаются в целенаправленном обучении.
Плохо действуют по образцу;
– по подражанию;
– по элементарной словесной инструкции.
Опыт действий с предметами: (обеднен, не зафиксирован, не обобщен).Требуется больше повторений, чем в N.С трудом контактируют со

Слайд 26Недоразвитие или нарушение мелкой моторики;
– зрительно-двигательной координации;
– движения рук неловкие,

несогласованные;
– часто не выделяется ведущая рука;
– не в состоянии одновременно

действовать двумя руками сразу.
Нарушена ориентировочно-исследовательская деятельность:
– метод «бездумных проб и ошибок», случайный перебор вариантов, не закрепляется в опыте;
– в N фиксируются правильные действия, отбрасывает ошибочные, что готовит к ориентировке.
Недоразвитие или нарушение мелкой моторики;– зрительно-двигательной координации;– движения рук неловкие, несогласованные;– часто не выделяется ведущая рука;– не

Слайд 27Не формируются предпосылки логического мышления;
– отсутствует перенос одного свойства на

другое, причинное мышление, способность к анализу и синтезу.
С ходьбой появляется

«полевое поведение».
Предметная деятельность – на 3-ем году (в N на 2-м году жизни), способствует развитию: моторики, восприятия, мышления, речи.
Не формируются предпосылки логического мышления;– отсутствует перенос одного свойства на другое, причинное мышление, способность к анализу и

Слайд 28 Предметные действия:
1.Соотносящиеся (коробочка – крышечка).
2.Орудийные действия (один предмет воздействует на

другие: вилка, ложка и др.).
Способ употребления должен быть усвоен от

взрослого.
У УО предметная деятельность не формируется:
– не проявляют интерес к игрушкам;
– не берут в руки;
– не манипулируют;
– нет ориентировки «что это?», «что с ним делать?».
3. Неадекватные действия – противоречат логике употребления предмета.
Не формируются другие виды детской деятельности (игра, рисование, зачатки трудовой деятельности.



Предметные действия:	1.Соотносящиеся (коробочка – крышечка).	2.Орудийные действия (один предмет воздействует на другие: вилка, ложка и др.).Способ употребления должен

Слайд 29Особенности речи
В N – к 1-му году – от 1

до 16 лепетных слов,
К 3-м годам – более 400 слов.
Одновременно

формируется пассивная и активная речь.
УО не сформированы основные предпосылки развития речи:
– действия с предметами;
– эмоциональное общение со взрослыми;
– не развит артикуляционный аппарат;
– фонематический слух;
Особенности речиВ N – к 1-му году – от 1 до 16 лепетных слов,К 3-м годам –

Слайд 30– не сформированно подражание;
– меньше собственных и совместных действий со

взрослыми;
– не обращают внимания на многие предметы;
– не запоминают названий;

но появляется потребность в общении.
– не сформированно подражание;– меньше собственных и совместных действий со взрослыми;– не обращают внимания на многие предметы;–

Слайд 31Ошибки родителей – неадекватно стимулируют развитие речи:
– заставляют повторять слова

и фразы (которым нет представлений);
– читают непонятные книжки (не наполнены

содержанием);
– запоминает часто повторяющиеся в быту слова и фразы только в определенной, привычной ситуации («вымой руки»).
Речь не служит ни средством общения, ни орудием мышления.
Ошибки родителей – неадекватно стимулируют развитие речи:– заставляют повторять слова и фразы (которым нет представлений);– читают непонятные

Слайд 32 «Не следует думать, что УО ребенок – это несчастный ребенок!

Наоборот, их отношение к людям проникнуто сердечностью и нескрываемой радостью.

И всякие высказывания типа «бедные, несчастные дети» неуместны. Умственные нарушения не означают эмоциональных нарушений.»
Б.Спок, 1990
«Не следует думать, что УО ребенок – это несчастный ребенок! Наоборот, их отношение к людям проникнуто сердечностью

Слайд 33МКБ-10: третий тезис
У УО может наблюдаться весь диапазон психических расстройств,

частота которых среди них (по меньшей мере в 3 –

4 раза выше, чем в общей популяции).
МКБ-10: третий тезис	У УО может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них (по меньшей мере

Слайд 34Клинико-физиологическая классификация (Д.Н.Исаев)
Астеническая форма
Атоническая форма
Дисфорическая форма
Стеническая форма

Клинико-физиологическая классификация (Д.Н.Исаев)Астеническая формаАтоническая формаДисфорическая формаСтеническая форма

Слайд 35Астеническая форма:
Неустойчивое, истощающееся внимание.
Не способны усидчиво работать.
Плохо сосредотачиваются при выполнении

трудовых заданий.
Эмоциоанльно неустойчивы (раздражительность, плсксивость, быстрая смена настроения).

Астеническая форма:Неустойчивое, истощающееся внимание.Не способны усидчиво работать.Плохо сосредотачиваются при выполнении трудовых заданий.Эмоциоанльно неустойчивы (раздражительность, плсксивость, быстрая смена

Слайд 36Астеническая форма:
Крайне неуклюжая, неловкая моторика.
Затруднения в тонкой координации движений, особенно

кистей рук.
Недостаточный запас пространственных представлений.
Затруднения в овладении школьными навыками

(чтение, письмо, счет).
Астеническая форма:Крайне неуклюжая, неловкая моторика.Затруднения в тонкой координации движений, особенно кистей рук. Недостаточный запас пространственных представлений.Затруднения в

Слайд 37Астеническая форма. Варианты:
Основной.
Брадипсихический.
Дислалический.
Диспрактический.
Дисмнестический.

Астеническая форма. Варианты:Основной.Брадипсихический.Дислалический.Диспрактический.Дисмнестический.

Слайд 38Атоническая форма:
Преобладает нарушение внимания.
Необходимо настойчивое прямое обращение, что заставляет сосредоточиться

на короткое время.
Если их не стимулировать не способны ни воспринимать

ни репродуцировать свой опыт.
Любые новые раздражения их немедленно отвлекают.

Атоническая форма:Преобладает нарушение внимания.Необходимо настойчивое прямое обращение, что заставляет сосредоточиться на короткое время.Если их не стимулировать не

Слайд 39Атоническая форма:
«Перескакивают» от одного впечатления к другому, т. е. чрезмерно

отвлекаемы.
Почти полная не способность к сосредоточению.
Вялость, низкая активность до полной

бездеятельности.
Поведение недостаточно связное и последовательное, не целенаправлены.
Невозможность установления продуктивного контакта.
Атоническая форма:«Перескакивают» от одного впечатления к другому, т. е. чрезмерно отвлекаемы.Почти полная не способность к сосредоточению.Вялость, низкая

Слайд 40Атоническая форма. Варианты:
Аспонтанно-апатический:
обеднение эмоций,
снижение активности,
Резкое ограничение интересов
Акатизический:
непоседливость, суетливость,
двигательное беспокойство,
активность

бессмысленна, определяется изменениями в окружающем, а не внутренним побуждением.
Мориоподобный

Атоническая форма. Варианты:Аспонтанно-апатический:обеднение эмоций, снижение активности,Резкое ограничение интересовАкатизический:непоседливость, суетливость,двигательное беспокойство,активность бессмысленна, определяется изменениями в окружающем, а не

Слайд 41Атоническая форма. Варианты:
Мориоподобный:
эйфорический, приподнятый фон настроения,
разболтанность, развязность,
масторможенность, многоречивость,
дурашливое поведение.

Атоническая форма. Варианты:Мориоподобный:эйфорический, приподнятый фон настроения,разболтанность, развязность,масторможенность, многоречивость,дурашливое поведение.

Слайд 42Дисфорическая форма:
Нецеленаправленное поведение.
Грубо расстроенное внимание.
Аффективная напраженность.
Неустойчивость, капризность.
Раздражительность, плаксивость.
Разрушительные действия, агрессия.
Двигательная

расторможенность.
Неловкая моторика.

Дисфорическая форма:Нецеленаправленное поведение.Грубо расстроенное внимание.Аффективная напраженность.Неустойчивость, капризность.Раздражительность, плаксивость.Разрушительные действия, агрессия.Двигательная расторможенность.Неловкая моторика.

Слайд 43Стеническая форма:
Равномерное недоразвитие интеллектуально-мнестических и эмоциоанльно-волевых функций.
Ограниченное, бедное, упрощенное мышление.
Примитивность,

недостаточная дифференцированность аффективной сферы.

Стеническая форма:Равномерное недоразвитие интеллектуально-мнестических и эмоциоанльно-волевых функций.Ограниченное, бедное, упрощенное мышление.Примитивность, недостаточная дифференцированность аффективной сферы.

Слайд 44Стеническая форма:
Более целенаправленное, устойчивое, организованное поведение (без творческой инициативы и

любознательности).
Вполне удовлетворительная выносливость и прилежание.
Преобладают добродушие и беспечность.
В поведении импульсивны,

хаотичны.
Могут быть активными, самостоятельными, трудоспособными.
Стеническая форма:Более целенаправленное, устойчивое, организованное поведение (без творческой инициативы и любознательности).Вполне удовлетворительная выносливость и прилежание.Преобладают добродушие и

Слайд 45Стеническая форма. Варианты:
Уравновешенный.
Неуравновешенный:
суетливость,
двигательное беспокойство,
эмоциональная неустойчивость,
повышенная возбудимость.

Стеническая форма. Варианты:Уравновешенный.Неуравновешенный:суетливость, двигательное беспокойство,эмоциональная неустойчивость,повышенная возбудимость.

Слайд 46МКБ -10: 4 и 5 ТЕЗИСЫ
4. У.О. чаще становятся жертвами

эксплуатации и физических, и сексуальных оскорблений.
5. Адаптивное поведение нарушено

всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью У.О. может совсем не иметь явного характера.

МКБ -10: 4 и 5 ТЕЗИСЫ4. У.О. чаще становятся жертвами эксплуатации и физических, и сексуальных оскорблений. 5.

Слайд 47F7 УО
F70 Легкая УО (IQ - 50-69 ед.)
F71 Умеренная

УО (IQ - 35-49 ед.)
F72 Тяжелая УО (IQ –

20-34 ед.)
F73 Глубокая УО (IQ - 5-19 ед.)
F78 Другая УО
F79 Неуточненная УО
F7 УОF70 Легкая УО (IQ - 50-69 ед.) F71 Умеренная УО (IQ - 35-49 ед.) F72 Тяжелая

Слайд 48F70 УО легкой степени
Диагностические критерии:
Проявляется затруднениями в сфере школьной успеваемости,

чаще в освоении навыков чтения и письма.
В большинстве благоприятных случаев

ЛУО возможно трудоустройство в сфере практической деятельности.
Отмечается эмоциональная и социальная незрелость, что ограничивает соц. роль.
Оценки умственного развития ЛУО лежат в диапазоне 50-69. Включаются: субнормальность, легкая олигофрения, дебильность.

F70 УО легкой степениДиагностические критерии:Проявляется затруднениями в сфере школьной успеваемости, чаще в освоении навыков чтения и письма.В

Слайд 49F71 УО умеренная
Диагностические критерии:
1. Существенно отстают в период развития и

ограничены в зрелом возрасте:
* понимания и использования

речи, письма и счета;
* навыки самообслуживания и моторики.
2. В зрелом возрасте – обычно имеются способности:
* к простой практической работе при тщательном построении заданий и квалифицированном надзоре;
* к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.
3. Оценки умственного развития ЛУО лежат в диапазоне 35-49. Включаются: имбецильность, умеренная умственная субнормальность, умеренная олигофрения.
F71 УО умереннаяДиагностические критерии:1. Существенно отстают в период развития и ограничены в зрелом возрасте:  * понимания

Слайд 50F72 УО тяжелая
Диагностические критерии:
Выраженная степень моторного нарушения или другие сопутствующие

дефекты, указывающие на наличие клинически значимого повреждения или аномального развития

ЦНС.
Коэффициент умственного развития в пределах от 20 до 34.
Включаются:
тяжелая умственная субнормальность;
тяжелая олигофрения.
F72 УО тяжелаяДиагностические критерии:Выраженная степень моторного нарушения или другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие клинически значимого повреждения

Слайд 51F73 УО глубокая
Диагностические критерии:
1. В большинстве случаев больные:
* неподвижны или

резко ограничены в подвижности
* страдают недержанием мочи и кала
* способны

лишь на простые формы невербального общения
* нуждаются в постоянной помощи и надзоре
2. Коэффициент умственного развития ниже 20.
Включаются: идиотия, глубокая умственная
субнормальность, глубокая олигофрения.

F73 УО глубокаяДиагностические критерии:1. В большинстве случаев больные:* неподвижны или резко ограничены в подвижности* страдают недержанием мочи

Слайд 52F78 Другая УО
Категория используется только тогда, когда оценка степени интеллектуального

снижения обычными процедурами затруднена или невозможна из-за сопутствующих болезней органов

восприятия (например, слепоты, глухонемоты), при тяжелых поведенческих расстройствах или соматической инвалидности.
F78 Другая УОКатегория используется только тогда, когда оценка степени интеллектуального снижения обычными процедурами затруднена или невозможна из-за

Слайд 53F79 Неуточнённая УО
Категория используется при отсутствии достаточной информации по отнесению

больного к одной из вышеназванных категорий.
Включаются:
умственная дефицитарность БДУ;
умственная субнормальность БДУ;
олигофрения

БДУ.
F79 Неуточнённая УОКатегория используется при отсутствии достаточной информации по отнесению больного к одной из вышеназванных категорий.Включаются:умственная дефицитарность

Слайд 54МКБ – 10
ПРИВОДИМЫЕ КОЭФИЦИЕНТЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ… ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

СЛОЖНОГО КОНТИНУУМА И НЕ МОГУТ ОПРДЕЛЬТСЯ С АБСОЛЮТНОЙ ТОЧНОСТЬЮ
ДЛЯ IQ

– ДОЖНЫ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНЫ МЕСТНЫЕ КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ НОРМЫ
МКБ – 10ПРИВОДИМЫЕ КОЭФИЦИЕНТЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ… ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СЛОЖНОГО КОНТИНУУМА И НЕ МОГУТ ОПРДЕЛЬТСЯ С

Слайд 55Четвертый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они

не обусловлены сопутствующим (психическим расстройством):
/F7x.0/ … с указанием на отсутствие

или
слабую выраженность нарушения поведения
/F7x.1/ … со значительными нарушениями
поведения, требующими ухода или лечения
/F7x.8/ … с другими нарушениями поведения
/F7x.9/ … без указания на нарушение поведения
Четвертый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим расстройством):/F7x.0/ … с

Слайд 56Пятым знаком обозначается причина (если она известна), приводящая к УО:
F7x.х1

- … обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F7x.х2 - … обусловленная

предшествующей травмой или
физическим агентом
F7x.х3 - … обусловленная фенилкетонурией
F7x.х4 - … связанная с хромосомными нарушениями
F7x.х5 - … обусловленная гипертиреозом
F7x.х6 - … обусловленная гипотиреозом
F7x.х7 - … связанная с недоношенностью
F7x.х8 - … обусловленная другими уточненными причинами
F7x.х9 - … обусловленная неуточненными причинами
Пятым знаком обозначается причина (если она известна), приводящая к УО:F7x.х1 - … обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикациейF7x.х2

Слайд 57ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА УО от СХОДНЫХ СОСТОЯНИЙ

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА УО от СХОДНЫХ СОСТОЯНИЙ

Слайд 58Недоразвития речи
недостаточный контакт с окружающими;
ограниченность мыслительных процессов;
затруднение усвоения житейских и

школьных навыков;
возможны одновременные поражения речевых и интеллектуальных механизмов;
интеллектуальные нарушения вторичны

Недоразвития речинедостаточный контакт с окружающими;ограниченность мыслительных процессов;затруднение усвоения житейских и школьных навыков;возможны одновременные поражения речевых и интеллектуальных

Слайд 59ЗПР, педагогическая запущенность
Недостаточное развитие интересов, моральных устоев.
Наиболее страдают высшие чувства:

потребность в труде, удовлетворение от успеха, ответственность.
Отказ от умственного труда.
Недостаток

знаний и представлений, неразвитая речь, бедность познавательных интересов, примитивность установок личности.
ЗПР, педагогическая запущенностьНедостаточное развитие интересов, моральных устоев.Наиболее страдают высшие чувства: потребность в труде, удовлетворение от успеха, ответственность.Отказ

Слайд 60Отграничения ЗПР и УО
Способность к обобщению.
Отсутствие тугоподвижности психических процессов, безынициативности

и несамостоятельности.
Умение использовать помощь, ориентироваться в социально-бытовой обстановке.
Динамика развития -

выравнивается.
Отсутствие дисплазии, пороков развития.
Симптомы органического поражения ЦНС.
Анамнез (правильный стиль воспитания).
Отграничения ЗПР и УОСпособность к обобщению.Отсутствие тугоподвижности психических процессов, безынициативности и несамостоятельности.Умение использовать помощь, ориентироваться в социально-бытовой

Слайд 61Парциальный моторный инфантилизм
«Диспраксия развития», «моторная дебильность, инфантилизм»
Избыточность, излишество движений.
Непринужденность изобразительной

и игровой моторики.
Слабое произвольное внимание.
Непоседливость, двигательная расторможенность.
Недостаточность корковой моторики.
Плохая координация

движений.
Неспособность к тонким, изолированным двигательным актам.
Затруднения в выполнении комбинированных движений.
Восприятии и воспроизведении ритмов.
Нарушения в пространственной организации движений.
Особенности моторики коррегируются при целенаправленных видах деятельности.
Парциальный моторный инфантилизм	«Диспраксия развития», «моторная дебильность, инфантилизм»Избыточность, излишество движений.Непринужденность изобразительной и игровой моторики.Слабое произвольное внимание.Непоседливость, двигательная расторможенность.Недостаточность

Слайд 62Задержки развития речи
При парциальных задержках:
отстают фонематический анализ и синтез;
трудность

в различении сходных фонем;
нарушено правильное формирование своей и понимание чужой

речи;
страдает овладение чтением и письмом;
нечеткость произношения;
смешение близких по произношению звуков.

Задержки развития речи	При парциальных задержках: отстают фонематический анализ и синтез;трудность в различении сходных фонем;нарушено правильное формирование своей

Слайд 63ЗПР
Эти расстройства представлены в нескольких рубриках:
F8 – «нарушения психологического развития»


F80 – «специфические расстройства развития речи»;
F81 – «специфические расстройства

школьных навыков.
F81.0 специфическое расстройство чтения (дислексия);
F81.1 специфическое расстройство спеллингования (дисграфия, правописание);
F81.2 специфическое расстройство навыков счета (дискалькулия);
F81.3 смешанное расстройство школьных навыков»;
F82 – «специфические расстройства двигательных функций» (диспраксия);
F83 – «смешанные специфические расстройства».
ЗПРЭти расстройства представлены в нескольких рубриках:F8 – «нарушения психологического развития» F80 – «специфические расстройства развития речи»; F81

Слайд 64F84 – общие расстройства развития.
F84.0 детский аутизм;
F84.1 атипичный аутизм;
F84.2 синдром

Ретта;
F84.5 синдром Аспергера.
F88 другие расстройства психологического развития (ЗПР конституционального, психогенного

и смешанного генеза);
F89 неуточненное расстройство психологического развития.

F84 – общие расстройства развития.F84.0 детский аутизм;F84.1 атипичный аутизм;F84.2 синдром Ретта;F84.5 синдром Аспергера.F88 другие расстройства психологического развития

Слайд 65F9 – «поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском

и подростковом возрасте»
F90 – «гиперкинетические расстройства»;
F91 – «расстройства поведения»;


F92 – «смешанные расстройства поведения и эмоций».
F9 – «поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» F90 – «гиперкинетические расстройства»;F91

Слайд 66F06 – «психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга

или соматической болезнью».
F06.6 – «органическое эмоционально-лабильное (астеническое) расстройство» (церебрастенический

синдром);
F06.7 – «легкое когнитивное расстройство» (ЗПР органического и соматогенного генеза);
F06.9 «психическое расстройство, обусловленное повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью» (церебрастенические, неврозо- подобные, психопатоподобные и т.п. нарушения);
F06 – «психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью». F06.6 – «органическое эмоционально-лабильное

Слайд 67F07 «расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией

г/мозга».
F07.8 «другие органические расстройства личности и поведения» (резидуально-органический психосиндром

с преимущественными эмоционально-волевыми, когнитив- ными, поведенческими нарушениями);
F07.9 – «органическое или симптоматическое психическое расстройство неуточненное»;
F07 «расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией г/мозга».F07.8 «другие органические расстройства личности и

Слайд 68F90.0 Нарушение активности и внимания
Диагностические критерии
А. F90.0 следует использовать когда

имеются общие критерии гиперкинетического расстройства (F90.), но нет критериев F91

(расстройство поведения).
Включаются:
-расстройство или синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
-гиперактивное расстройство дефицита внимания.
Исключаются:
-гиперкинетическое расстройство, сочетающееся с расстройством поведения.
F90.0 Нарушение активности и вниманияДиагностические критерииА. F90.0 следует использовать когда имеются общие критерии гиперкинетического расстройства (F90.), но

Слайд 69F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения
Диагностические критерии
А. F90.1 следует использовать когда сочетаются

общие критерии гиперкинетического расстройства (F90.) с критериями F91. (расстройство поведения)
F90.8

Другие гиперкинетические расстройства
Р90.9 Гиперкинетическое расстройство, неуточненное.
Эта остаточная категория не рекомендуется и ею следует пользоваться когда нельзя дифференцировать между F90.0 и F90.1, но выявляются общие критерии для F90.
Включаются:
— гиперкинетическая реакция или синдром детского или подросткового возраста БДУ.
F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведенияДиагностические критерииА. F90.1 следует использовать когда сочетаются общие критерии гиперкинетического расстройства (F90.) с критериями

Слайд 70F81 Специфические расстройства развития учебных навыков
Общие диагностические указания:
А. соответствие общим

диагностическим указаниям F80 - F89;
В. повреждена способность к N приобретению

школьных навыков;
С. расстройства невозможно объяснить неврологическими или средовыми повреждающими факторами, в также УО.
D. может сопровождаться трудностями в развитии речи, дефицитом внимания, эмоциональными и поведенческими расстройствами;
Е. отличие от средневозрастной нормы в уровнях освоения школьных навыков оцениваются по результатам обследования с помощью специальных тестов.
Включены:
— специфическое нарушение навыков чтения, «диалексия»;
— специфическое нарушение навыков письма;
—специфическое нарушение арифметических навыков, «дискалькулия»;
— смешанное расстройство школьных навыков, «трудности обучения».
F81 Специфические расстройства развития учебных навыковОбщие диагностические указания:А. соответствие общим диагностическим указаниям F80 - F89;В. повреждена способность

Слайд 71F81.0 Специфическое расстройство чтения
Диагностические критерии:
А. соответствие общим диагностическим указания F80

- F89;
В. расстройство определяется специфическим и значительным нарушением в развитии

навыков чтения, понимании прочитанного и связанных с этим заданий; снижена ожидаемая продуктивность чтения в соответствии с интеллектуальным развитием ребенка и его школь­ной успеваемостью;
С. на ранних стадиях обучения — трудности заучивания и воспроизведение алфавита;
D. на более поздних - значительные трудности устного чтения:
1. пропуски, замены, искажения или дополнения слов или частей слов;
2. медленный темп чтения;
3. попытки начать чтение заново, длительные запинки или «потеря места» в тексте и неточности в выражениях;
4. перестановка слов в предложении или букв в словах;
5. неспособность вспомнить факты из прочитанного;
6. неспособность сделать заключение или выводы из сущности прочитанного;
7. для ответов на вопросы о прочитанной истории используются скорее общие знания, чем информация из конкретного рассказа;
Е. часто могут наблюдаться нарушения поведения в виде прогулов занятий в школе.
F81.0 Специфическое расстройство чтенияДиагностические критерии:А. соответствие общим диагностическим указания F80 - F89;В. расстройство определяется специфическим и значительным

Слайд 72Включаются:
— специфическая задержка в чтении;
— чтение в обратном порядке;
— дислексия,

связанная с развитием;
— нарушения спеллингования в сочетании с расстройством чтения.


Исключаются:
— приобретенная алексия или дислексия (R48.0);
— приобретенные трудности в чтении, вторичные к эмоциональным расстройствам (F93.);
— нарушения спеллингования, не сочетающиеся с трудностями чтения (F81.1).
Включаются:— специфическая задержка в чтении;— чтение в обратном порядке;— дислексия, связанная с развитием;— нарушения спеллингования в сочетании

Слайд 73 F81.1.Специфическое расстройство правописания (спеллингования)
Диагностические критерии:
А. соответствие общим диагностическим указаниям

F80 - F89;
В. расстройство определяется значительным нарушением навыков правописания в

сравнении с интеллектуальным развитием ребенка и его школьной успеваемостью, навыками чтения;
С. отличие от средневозрастной нормы в уровнях освоения правописания оцениваются по результатам обследования с помощью специальных тестов.
Включается:
— специфическая задержка спеллингования.
Исключаются:
— трудности спеллингования, сочетающиеся с нарушением чтения (F81.О);
— трудности спеллингования, определяемые в основном неадекватным обучением (Z55.8);
— приобретенное расстройство спеллингования (R48.8).
F81.1.Специфическое расстройство правописания (спеллингования)Диагностические критерии:А. соответствие общим диагностическим указаниям F80 - F89;В. расстройство определяется значительным нарушением

Слайд 74F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков
Диагностические критерии:
А. соответствие общим диагностическим указаниям

F80 - F89;
В. расстройство определяется значительным нарушением навыков счета в

сравнении с интеллектуальным развитием ребенка и его школьной успеваемостью, навыками чтения;
С. отличие от средневозрастной N оценивается с помощью специальных тестов.
Включаются:
— специфическое расстройство счета, связанное с развитием;
— синдром развития Герсмана;
—    акалькулия развития.
—    Исключаются
— арифметические трудности, сочетающиеся с нарушениями чтения или спеллингования (Р81.1);
— арифметические трудности, обусловленные неадекватным обучением (Z55.8);
— приобретенное расстройство счета (акалькулия) (R48.8).
F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыковДиагностические критерии:А. соответствие общим диагностическим указаниям F80 - F89;В. расстройство определяется значительным нарушением

Слайд 75F81.3 Смешанное расстройство учебных навыков
Диагностические критерии:
А.остаточная категория, которая определяется признаками

всех расстройств, помещенных в группу F81;
В.расстройства невозможно объяснить неврологическими или

средовыми повреждающими факторами, а также УО.
Исключены:
— специфическое расстройство чтения (F81.0);
— специфическое расстройство спеллингования (F81.1);
— специфическое расстройство навыков счета (F81.2).
F81.3 Смешанное расстройство учебных навыковДиагностические критерии:А.остаточная категория, которая определяется признаками всех расстройств, помещенных в группу F81;В.расстройства невозможно

Слайд 76F81.8 Другие расстройства развития учебных навыков
F81.9 Расстройство развития учебных навыков,

неуточненное
Этой категории необходимо насколько возможно избегать и использовать только для

неуточненных нарушений, при которых обнаруживается значительная неспособность к обучению, что не может быть объяснено непосредственно УО, проблемами остроты зрения или неадекватного обучения.
Включаются:
— неспособность к приобретению знаний БДУ;
— неспособность обучения БДУ;
— расстройство обучения БДУ.
F81.8 Другие расстройства развития учебных навыковF81.9 Расстройство развития учебных навыков, неуточненноеЭтой категории необходимо насколько возможно избегать и

Слайд 77


F82 Специфическое расстройство развития моторных функций
Общие диагностические указания:
А. соответствие общим

диагностическим указаниям F80 - F89;
В. основной признак - серьезное нарушение

в развитии двигательной координации, которое нельзя объяснить общей УО или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим расстройством;
С. двигательная координация при выполнении как тонких, так и грубых тестов в значительной мере отклонена от средневозрастных нормативов;

F82 Специфическое расстройство развития моторных функцийОбщие диагностические указания:А. соответствие общим диагностическим указаниям F80 - F89;В. основной признак

Слайд 78D. типично сочетание моторной дисфункции с некоторым нарушением продуктивности в

выполнении зрительно-пространственных тестовых заданий;
Е. трудности координации не должны быть обусловлены

неврологическим расстройством или дефектами зрения.
Включаются:
— синдром детской неуклюжести;
— диспраксия развития.
Исключаются:
— аномалии походки и подвижности (R26.—);
— отсутствие координации, вторичное по отношению к УО (F70 - F79) или к диагностируемому неврологическому расстройству (GOO - G99).
D. типично сочетание моторной дисфункции с некоторым нарушением продуктивности в выполнении зрительно-пространственных тестовых заданий;Е. трудности координации не

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика