Слайд 1Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических
поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших
познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.).
Умственно отсталые дети
Слайд 2Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере:
повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной
мотивации деятельности.
У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.
Слайд 3Понятие «умственная отсталость» включает в себя такие формы нарушений, как
«олигофрения» и «деменция».
Олигофрения (от греч. olygos — малый, phren —
ум) — особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio — искажение, ломка), природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития.
Слайд 4По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную
отсталость подразделяют на четыре формы: легкую (IQ в пределах 40—69),
умеренную (IQ в пределах 35—49), тяжелую (IQ в пределах 20— 34), глубокую (IQ ниже 20).
Слайд 5При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогредиентный (непрогрессирующий) характер. Действия
вредоносного фактора в большой мере уже остановилось, и ребенок способен
к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями (Термин «олигофрения» был введен в XIX в. немецким психиатром Э.Крепелином).
Слайд 6Деменция (от лат. dementia — безумие, слабоумие) — стойкое ослабление
познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций.
Деменция носит прогредиентный характер, т. е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса.
Слайд 7Психопатологическая структура нарушения при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития
психики и интеллекта. По структуре клинической картины выделяют неосложненные и
осложненные формы олигофрении.
Слайд 8Осложненные формы олигофрении обусловлены сочетанием недоразвития мозга с его повреждением.
В этих случаях интеллектуальный дефект сопровождается рядом нейродинамических и энцефалопатических
расстройств. Может иметь место также более выраженная степень недоразвития или повреждения локальных корковых функций, например, речи, гнозиса, праксиса, пространственных представлений, счетных навыков, чтения, письма. Подобная форма нередко имеет место у детей с церебральным параличом, а также у детей с гидроцефалией.
Слайд 9Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения
головного мозга); психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности); педагогический (низкая обучаемость).
3
диагностических критерия
Слайд 10Ядерные признаки умственной отсталости (Л. С. Выготский), возникшие в связи
с органическим поражением мозга, косвенно отражаются на формировании личности и
обуславливают специфику психического развития ребенка. К ядерным, первичным признакам умственной отсталости относят патологическую инертность нервных процессов, слабость замыкательной функции коры больших полушарий головного мозга, чрезмерно широкую генерализацию раздражений.
Слайд 11При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются
слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т. е. его
плохая восприимчивость к новому.