Слайд 1Непонятное новое
или
хорошо известное старое?
Универсальные Учебные Действия
Идея К.Д.
Ушинского:
нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал
(В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002)
Слайд 2Почему именно УУД положены в основу нового стандарта?
Слайд 3Введение ФГОС всех ступеней – это переход
от знаниевой парадигмы
к деятельностной
парадигме
Слайд 4
Главное: учебная деятельность
Поэтому в стандарте особое внимание уделяется
универсальным учебным
действиям
Слайд 6
Это главное составляющее любого умения (в данном случае умения учиться)
- совокупность способов, приемов, которыми пользуется ученик для решения учебной
задачи.
Без сформированности УУД нельзя развить способность субъекта к самообучению (саморазвитию)
Слайд 7Понятия, близкие по значению понятию «универсальные учебные действия»
«общеучебные умения»
«общепознавательные
действия»
«общие способы деятельности»
«надпредметные действия»
Слайд 9
Универсальный характер УУД
проявляется том, что они
имеют надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают
целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность
всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося
Слайд 10инициативность, самостоятельность и ответственность ученика
потребность в получении новых знаний
учебные
действия приобретают характер универсальности (УУД)
реализуется в процессе решения учебной
задачи
у ученика формируются учебные действия
Слайд 11Он взрослых изводил вопросом "Почему?"
Его прозвали "маленький философ".
Но только он
подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор
он больше никому
Не досаждал вопросом "Почему?".
С. Маршак
Слайд 12Высшая степень
сформированности УУД
сам формулирует проблему (задачу)
сам находит
ее решение
решает
самоконтролирует правильность этого решения
Слайд 13Этапы формирования УУД
1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация
2. Освоение
того, как это УУД надо выполнять
3. Тренинг, самоконтроль и коррекция
4.
Контроль
Слайд 14Новое ли это слово в дидактике и методике?
Слайд 15Вспомним: Стандарт 2004
V-VI классы
формируются представления о специфике литературы как искусства
слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром
произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
VII-VIII классы
на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Слайд 16воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие
эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цели литературного образования (2004)
Слайд 17важнейшие теоретические основы формирования УУД
Учебная задача
и
теория деятельности –
Слайд 18Задача практическая и учебная
Практическая задача
Учебная задача
отвечает на вопрос «что нужно
делать»
все действия определяются стихийно
отвечает на вопрос «как нужно делать»
все
действия осуществляются целенаправленно
Слайд 19Учебная задача
Учебная задача — задача, требующая от учащихся открытия и
освоения в учебной деятельности всеобщего способа (принципа, закономерности) решения относительно
широкого круга проблем и конкретно-практических задач.
Учебной называется такая задача, которая программирует направленность деятельности учащегося на открытие, фиксацию и усвоение общего способа деятельности.
Поставить учебную задачу — значит ввести учащихся в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий.
Слайд 20Этапы осуществления деятельности
Побудительно-мотивационный этап
Ориентировочный этап
Исполнительский этап
Этап контроля
Слайд 21
Умение учиться: полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности
Познавательные и
учебные мотивы; Учебная цель; Учебная задача (I этап)
Учебные действия и
операции:
ориентировка (II этап)
преобразование материала (III этап)
контроль и оценка (IV этап)
Слайд 23Главное:
В основе изучения литературы ТЕКСТ
Учебный предмет Литература осваивается в ходе
осуществления всех видов РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 24Основные виды учебных задач на уроках литературы
Алгоритмы, памятки,
схемы, таблицы, образцы….
Слайд 25
Требования к проблемному вопросу
(В.Г. Маранцман)
Многовариантность ответов. Возможность разных оценок,
толкований явления, поступка, характера… Столкновение разных позиций рождает проблемную ситуацию,
разрешить которую можно, лишь внимательно перечитывая текст и размышляя над ним
Сложность. Проблемный вопрос требует неоднократного обращения к тексту. Ответ на него невозможно вычитать. Поиск доказательств выдвинутой версии требует определённых аналитических умений и теоретико-литературных, культурных знаний. Осознание их недостаточности становится стимулом саморазвития для учеников
Доступность ученикам. Ответ лежит в зоне ближайшего развития ребёнка
Интерес. Вопрос должен вызвать активный интерес ребёнка, желание найти на него ответ.
Ёмкость. Вопрос должен охватывать всё произведение или его значимые эпизоды.
Слайд 26УМК
Литература
Г.В. Москвин,
Н.Н. Пуряева,
Е.Л. Ерохина
Слайд 27
тексты литературных произведений
теоретические тексты
текст об авторах
Три
основных типа текста
Слайд 28краткий биографический текст о писателе,
текст о предлагаемом к изучению
произведении
задания
Тексты для внеклассного чтения могут быть выбраны учителем
самостоятельно, но идейно-художественно они должны быть связаны с другими произведениями раздела.
Внеклассное чтение
Слайд 29задания перед каждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его
осмысленное чтение и понимание
вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли
учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание
вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию
задания, развивающие речевые умения; особая роль в системе этих заданий отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь
:
В учебнике представлена следующая система заданий
Слайд 30вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение
воспринимать и интерпретировать поликодовый текст
специальные вопросы и задания к анализу
текстов лирических произведений, учитывающие специфику лирики как рода литературы, ее субъективно-эмоциональное воздействие на читателя
Слайд 31задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать
с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять
пути их достижения
с ними логически связаны специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, успешно участвовать в научном дискурсе
творческие задания, выполняя которые можно рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене
Слайд 32задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение,
прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение
коллективные
задание формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач
рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации
Слайд 33УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой,
Е.Л. Ерохиной
Рабочая программа по
литературе
(проектирование курса)
Слайд 34Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их
выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели.
Многие задания предусматривают
возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее).
Слайд 35«Найди в тексте ответ на вопрос»
«Объясни…»
«Попробуй…»
«Найди в тексте
доказательства утверждения…»
«Расскажи…»
В самой формулировке задания выделен ведущий вид деятельности