Слайд 1
Трапицын Сергей Юрьевич
зав. кафедрой управления образованием
и кадрового менеджмента
РГПУ им.
А.И. Герцена
trapitsin@gmail.com
Слайд 3
Студенты, обучающиеся в ВУЗах РФ по направлению «Менеджмент», изучают специальные
дисциплины по различным аспектам системы менеджмента.
Курс «Управленческие решения» является
ведущим, так как решение любой проблемы по любому разделу системы менеджмента основано на методологии этого курса.
Слайд 4
Изучение методов обеспечения качества принимаемого управленческого решения в условиях неопределенности
внешней и внутренней среды, с учетом факторов неопределенности ситуации и
риска;
Изучение факторов, влияющих на эффективность управленческого решения как основного условия достижения его конкурентоспособности;
Изучение технологии разработки, принятия, реализации и мотивации качественного управленческого решения;
Изучение методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческого решения в рамках системы менеджмента;
Получение практических навыков в применении вопросов разработки УР при помощи проигрывания конкретных ситуаций и реализации практических задач;
Закрепление полученных знаний с целью их применения на практике.
Слайд 7
Управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы
выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществленный руководителем
в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации).
Решение — это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям.
Слайд 8
Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках
его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей
организации
Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Слайд 9
В широком смысле принятие решений отождествляется со всем процессом управления.
В узком смысле принятие решений понимается как выбор наилучшего из
множества альтернативных вариантов.
Слайд 10
Принятие решений - это интегральная часть управления организацией любого рода.
Более чем что-либо другое компетентность в данной области отличает менеджера
от «неменеджера» и, что еще важнее, эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги.
Слайд 11
Разработка управленческих решений связывает основные функции управления:
планирование;
организацию и координацию;
мотивацию;
контроль.
Слайд 15
Экономический аспект- для разработки и реализации любого УР требуются
человеческие, временные, материальные и другие ресурсы, т.е. каждое УР имеет
реальную себестоимость, является результатом (продукцией) управленческой деятельности и должно приносить прямой или косвенный доход.
Организационный аспект - для разработки и реализации УР организация должна иметь необходимый персонал; инструкции и положения, регламентирующие полномочия, права, обязанности и ответственность работников.
Социальный аспект - заключается в механизме управления исполнителями с целью достижения взаимодействия всех участников. В УР должны быть учтены потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги.
Правовой аспект - заключается в возможности осуществлять заданные мероприятия в правовом поле, при строгом соблюдении законодательных актов РФ, международных обязательств, уставных и других документов самой организации.
Технологический аспект - проявляется в возможности обеспечения персонала, участвующего в разработке и реализации УР, необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами.
Слайд 17Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования
и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы
менеджмента.
Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам:
• стадия жизненного цикла продукта или услуги;
• подсистема системы менеджмента (целевая, обеспечивающая и т. д.);
• сфера действия (технические, экономические и другие решения);
• цели (коммерческие и некоммерческие);
• уровень управления (верхний, средний, низший);
• масштабность (комплексные и частные решения);
• организация выработки (коллективные и личные);
• продолжительность действия (стратегические, тактические и оперативные);
• объект воздействия (внешние и внутренние);
• повторяемость (разовые и повторяющиеся);
• методы формализации (текстовые, графические и математические);
• формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение,
указание, просьба);
• сложность (стандартные и нестандартные решения);
• способ передачи (вербальные, письменные и электронные).
Слайд 18
Степень повторяемости проблемы.
Значимость цели.
Сфера воздействия.
Длительность реализации.
Прогнозируемые последствия решения.
Метод разработки
решения.
Количество критериев выбора.
Форма принятия решений.
Способ фиксации решения.
Характер используемой информации.
Слайд 20
по степени формализации;
по надежности исходной информации (на
основе надежной информации, в условиях риска, на базе неполной и
неточной информации);
по длительности последствий (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
по уровням планирования (стратегические, тактические и оперативные);
по частоте или повторяемости (одноразовые или повторяющиеся, рутинные);
по степени охвата (общие для всей организации и узкоспециализированные);
по виду процесса принятия решения (комплекс решений и выполняемые последовательно);
по числу ЛПР (единоличные, индивидуальные или групповые, коллективные);
по организационному распределению (централизованные и децентрализованные);
по господствующему образу мышления (дискурсивные (рациональные, обдуманные) и интуитивные (спонтанные));
по учету изменения данных (жесткие и гибкие);
по степени их независимости друг от друга (автономные и дополняющие друг друга);
по сложности (простые и сложные) и т.д.
Слайд 22
по организационному оформлению:
Слайд 25
При принятии чисто интуитивного решения ЛПР основываются на собственном ощущении
того, что их выбор правилен. Здесь присутствует "шестое чувство", своего
рода озарение.
Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный в отличие от интуитивных решений опыт прошлого.
Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.
Импульсивные решения — это те, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить.
Слайд 26Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них контрольные и
уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях
трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
Слайд 27
1. Принцип организационного соответствия.
2. Принцип соответствия политики, стратегии и
целей.
3. Принцип релевантности данных.
4. Принцип гибкости.
5. Принцип системности.
6. Принцип
стандартизации.
7. Принцип оптимальной информированности.
8. Принцип автоматизма реализации управленческих решений.
9. Принцип учета вероятных последствий.
10. Принцип свободы выбора.
11. Принцип ответственности.
12. Принцип соразмерности прав и ответственности.
13. Принцип творчества.
14. Принцип своевременности.
15. Принцип единства единоначалия и коллегиальности.
16. Принцип соучастия.
Слайд 29
Личностные оценки руководителя.
Слайд 33
Теория игр
Модель управления запасами
Модель линейного программирования
Слайд 35
Качество управленческого решения — это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного
потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.
К параметрам качества
управленческого решения относятся:
Слайд 36
обоснованность решения;
оптимальность выбора;
правомочность решения;
краткость
и ясность;
конкретность во времени;
адресность к исполнителям;
оперативность выполнения.
Слайд 37Требования к управленческому решению
Слайд 39
определение цели;
определение критериев решения;
управление процессом выработки решения;
принятие
решения;
постановка задач;
организация выполнения решения;
оценка результатов выполнения решения;
осуществление
улучшений.
Слайд 55
показать связь решения с необходимостью сделать выбор;
задать направление
в поиске альтернатив;
исключить альтернативы, лежащие за пределами поставленной
цели.
Слайд 61
критерии, характеризующие объект оценки;
шкалы, с использованием которых оценивается объект
по каждому из критериев;
принципы выбора, по которым на основании
оценок значений критериев для объекта определяется общая оценка, либо производится сравнительная оценка предпочтительности альтернативных вариантов.
Слайд 62
Генерирование альтернативных вариантов решений.
Слайд 63
заимствование;
заимствование с адаптацией;
аналогии;
качественно
новые альтернативы.
Слайд 66
количество альтернативных вариантов должно быть не менее трех;
в качестве базового
варианта решения должен приниматься наиболее новый по времени вариант. Остальные
альтернативные варианты приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов;
формирование альтернативных вариантов должно осуществляться на основе условий обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения;
Слайд 68
Экспертная оценка основных вариантов решений
Слайд 69
В третий блок этапов разработки и реализации управленческого решения включены:
Слайд 80
Динамический риск - это риск непредвиденных изменений стоимости основного капитала
(вследствие принятия управленческих решений) или рыночных, политических условий, которые могут
привести как к потерям, так и к дополнительным доходам.
Статический риск - это риск потерь реальных активов из-за нанесения ущерба собственности, а также потерь дохода по причине недееспособности организации. Этот риск приводит только к потерям.
Слайд 105
избегание риска, которое означает простое уклонение от мероприятия, связанного
с риском;
удержание риска - оставление риска за ЛПР, то
есть на его ответственность;
передача риска - означает, что инвестор передает ответственность
снижение степени риска –
Слайд 106
рациональная
оптимистическая
критерий оптимизма (Сэвиджа)
критерий пессимизма - оптимизма
(Гурвица)