Слайд 1УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.
И. ГЕРЦЕНА
Кафедра управления образованием
Кравцов А. О.,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры управления
образованием
РГПУ им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
ak90@yandex.ru
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Слайд 2 Первая управленческая революция
Слайд 3ВТОРАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Вторая революция в области менеджмента произошла приблизительно через
тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя
Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), подчинив соседние Мессопотамию и Ассирию, возникла острая необходимость, для управления обширными владениями, в создании эффективной административной системы, с помощью которой можно было бы успешно руководить страной не по личному произволу или племенному праву, а на основе единообразных написанных законов. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления различными сферами жизни общества, — ценный памятник древневосточного права и этап в истории менеджмента.
Выдающееся значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего все многообразие общественных отношений между социальными группами населения, состоит в том, что он создал первую формальную систему администрирования. Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживая в подданных образ заботливого опекуна и защитника народа.
Итак, суть второй революции в менеджменте заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении формальной системы организации и регулирования отношений людей, наконец, в зарождении основ лидерского стиля, а стало быть, и методов мотивации поведения.
Основная характеристика: светско-административная
Слайд 4ТРЕТЬЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Только через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон
возрождает былую славу и вновь напоминает о себе как о
центре развития практики менеджмента.
2. Царь Навуходоноссор II (605-562 гг. до н. э.) являлся автором не только проектов Вавилонской башни и висячих садов, но и системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах. Выдающийся полководец, он прославился и как талантливый строитель, возведший храм богу Мардуку и знаменитые зиккураты — культовые башни.
3. На текстильных фабриках Навуходоноссор применял цветные ярлыки. С их помощью метилась пряжа, поступающая в производство каждую неделю. Подобный метод контроля позволял точно установить, как долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. В более современной форме этот метод применяется и в современной промышленности .
4. Итак, достижения Навуходоноссора II — строительная деятельность и разработка технически сложных проектов, эффективные методы управления и контроля качества продукции — характеризуют третью революцию в менеджменте .
5. Значительное количество управленческих нововведений можно обнаружить в Древнем Риме. Но самые знаменитые из них — система территориального управления Диоклетиана (243 — 316 гг. н. э.) и административная иерархия Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма уже во втором столетии. И сейчас ее считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира. Ее вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация функций .
6. Основная характеристика — производственно-строительная..
Слайд 5Четвертая управленческая революция
Четвертая революция в менеджменте практически совпадает с великой
индустриальной революцией XVIII — XIX веков, которая стимулировала развитие европейского
капитализма. Если раньше те или иные открытия, обогатившие менеджмент, происходили от случая к случаю и разделялись между собой значительными промежутками времени, то теперь они стали обычным явлением. Индустриальная революция оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции;
Новая система собственности ускорила развитие промышленности. Она привела к отделению управления от производства и капитала, а затем и к превращению администрации и менеджмента в самостоятельную экономическую силу.
Управление уже не могло оставаться сферой приложения наивного сознания и здравого смысла. Оно требовало специальных знаний, навыков и умений профессионалов. Управление превращалось в совокупность приемов, методов, принципов, инструментов и техники, пользованию которыми надо было специально обучаться.
Каждый производственный процесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Появилась проблема их координации и соединения на новой основе. Итак, вначале менеджер и собственник — одно лицо. Затем управление отделяется от капитала и производства, вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеры и наемные руководители.
Итак, началом четвертой революции в управлении явилась буржуазная революция, символизировавшая выход на историческую сцену новой фигуры — капиталиста. Когда он обжился и понял, что в одиночку ему не сыграть всю пьесу, возникла новая фигура — наемный менеджер. Стало быть, начало эпохи — появление капиталиста, а ее конец — приход менеджера.
Слайд 6Пятая управленческая революция
Промышленная революция и классический капитализм в целом все-таки
оставались временем буржуа. Менеджер не стал еще ни профессионалом, ни
главным героем. С появлением класса профессиональных менеджеров и отделением его от класса капиталистов стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который нужно считать пятой революцией в управлении.
Индустриальная революция доказала, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические. Макс Вебер видел нового преемника- бюрократию, и тоже оказался прав, ибо бюрократия является мощным фактором развития во всех странах мира.
Зарождение акционерного капитала, появление огромных корпораций, централизация банков и транспортных сетей делали излишней фигуру индивидуального собственника. Его место занимает бюрократ — государственный чиновник. Укрупнение предприятий и появление акционерной формы собственности способствуют вытеснению индивидуального капиталиста из производства точно также, как ручной труд вытесняется машинным.
Ее содержанием стало превращение менеджеров сначала в профессиональную страту, а затем в отдельный от капиталистов социальный класс.
Слайд 8Первый этап развития менеджмента
начался в начале двадцатого столетия и связан
с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления",
в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления.
Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики.
Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.
Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.
Слайд 9Второй этап развития менеджмента
Связан с новыми подходами в развитии учения
о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми
подходами.
Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун.
В частности, А.Файоль впервые предоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения
Слайд 10Третий этап развития менеджмента
стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться
школа «человеческих отношений», развитие которой связано с именами ученых А.Файоля,
Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо.
На этом этапе апрбируется социологическая концепция групповых решений.
Слайд 11Четвертый этап развития менеджмента
относится к периоду 1940-1960 гг.
В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на
развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.
Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации.
В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности.
Слайд 12Пятый этап развития управленческой мысли
отличается от всех предыдущих тем, что
происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием
широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники
Этот процесс успешно развивается по настоящее время.
(Годы развития этой концепции - 1950-1960 г.)
Слайд 13Шестой этап развития менеджмента
можно отнести к периоду 1970-1980 гг.
Учеными
- управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл
которых сводится к тому, что организация - это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде.
Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления.
К этому периоду относятся теории: «стратегического менеджмента» И.Ансоффа, «теория властных структур между организациями»Г.Саланчика, «конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов» Портера и т.д.
Слайд 14Седьмой этап
относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов
в управлений, неожиданным для многих открытием «организационной структуры» как мощного
механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.
Слайд 15Восьмой этап развития менеджмента
относится к 90-м гг. На этом этапе
просматриваются три основные тенденции:
возврат к прошлому - осознание значения
материальной, технической базы современного производства;
создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;
усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.