Слайд 2Органы управления эксплуатацией ТС
Под управлением эксплуатацией ТС понимается деятельность органов
управления, направленная на своевременное и качественное выполнение задач по эксплуатации
ТС.
К органам управления эксплуатацией ТС относятся:
• в ФТС России — Главное управление информационных технологии (ГУИТ);
• в региональном таможенном управлении (РТУ) и таможнях, непосредственно подчиненных ФТС России, — информационно-техническая служба;
в таможнях, кроме непосредственно подчиненных ФТС России — информационно-техническое подразделение (отдел, отделение).
Управление эксплуатацией осуществляется по вертикальной схеме:
ФТС России через начальника ГУИТ, которому подчинены (по вопросам эксплуатации ТС) начальники информационно-технических служб (подразделений) РТУ, таможен.
Слайд 3РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ (РЭТС-2010)
Разработано в целях осуществления единого подхода
в вопросах организации эксплуатации технических средств, используемых таможенными органами при
осуществлении таможенного контроля, служебно-производственной деятельности и охраны таможенных объектов.
Руководство определяет общие положения по вопросам организации эксплуатации технических средств.
При решении конкретных организационных и технических вопросов эксплуатации технических средств следует дополнительно руководствоваться положениями и требованиями соответствующих организационно-распорядительных, нормативных правовых и эксплуатационных документов.
Требования Руководства обязательны для всех должностных лиц таможенных органов, эксплуатирующих технические средства.
Слайд 4ТС в зависимости от условий применения подразделяются на основные и
учебные
(опытные образцы).
Основные ТС - средства, предусмотренные табелем положенности таможенных
органов,
Учебные ТС — средства, предназначенные для обучения должностных лиц таможенных органов. Учебные ТС обозначаются литерой «У».
Запрещается использовать основные ТС для обучения должностных лиц, таможенных органов приемам технического обслуживания и ремонта, связанным с искусственным созданием неисправностей, разборкой, демонтажем, нарушением настроек и регулировок.
Допускается использовать основные ТС для обучения должностных лиц применению по назначению.
К эксплуатации допускают ТС, соответствующие требованиям нормативной и эксплуатационной документации, полностью укомплектованные, имеющие запас гарантийного или технического ресурса, зарегистрированные (учтенные) или освидетельствованные (сертифицированные) органами Госатомнадзора или Роспотребнадзора, с входящими в них поверенными СИ.
ТС следует содержать в исправном состоянии и постоянной готовности к применению по назначению.
Запрещается разукомплектование или изъятие составных частей, блоков и узлов из комплекта изделия. Должностные лица, виновные в использовании ТС не по назначению, в разукомплектовании, утрате и выводе их из строя, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В процессе эксплуатации ТС следует осуществлять:
• контроль технического состояния, исходного положения и готовности ТС к использованию по назначению перед началом и после завершения работ;
• контроль соблюдения технологической последовательности операций, установленной эксплуатационной документацией;
• контроль соблюдения правил и мер безопасности при эксплуатации ТС.
Вес виды контроля организовываются и проводятся в соответствии с Руководством, эксплуатационной документацией и другими документами, определяющими обязанности должностных лиц при организации эксплуатации ТС, исключающими любые попытки нарушении технологической дисциплины, установленных правил и мер безопасности, несанкционированные действия должностных лиц, эксплуатирующих ТС.
При проведении любых работ с ТС строгое соблюдение установленных правил и мер безопасности является обязательным для всех должностных лиц, занимающихся их эксплуатацией.
Никакие причины, в том числе и срочность выполнении работ, не могут являться основанием для нарушения установленных правил и мер безопасности при эксплуатации ТС.
Должностные лица, осуществляющие эксплуатацию ТС, должны получать своевременную и достоверную информацию о потенциальной или реальной опасности, возникающей при их эксплуатации.
Руководители таможенных органов должны обеспечить условия, необходимые для безопасной эксплуатации ТС.
Слайд 5Контроль состояния эксплуатации ТС
Периодичность проверок определяет начальник органа управления с
учетом того, что проверка должна проводиться в полном объеме не
реже одного раза в три года, а по отдельным вопросам — ежегодно. Проверку осуществляет комиссия, назначенная приказом вышестоящего таможенного органа.
Проверке подлежит:
• планирование эксплуатации ТС;
• организация эксплуатации ТС;
• техническое состояние ТС;
• ведение эксплуатационной документации;
• обеспечение техники безопасности при эксплуатации ТС;
• уровень подготовленности должностных лиц, эксплуатирующих ТС;
• организация допуска должностных лиц к работе с ТС;
• исполнение требований нормативных правовых и эксплуатационных документов.
Слайд 6Учет и отчетность по эксплуатации ТС
Учету подлежат ТС, находящиеся на
балансе таможенного органа, арендуемые либо переданные в безвозмездное пользование сторонними
организациями на договорной основе, а также ТС, фактически используемые в целях таможенного контроля, но находящиеся в процессе постановки на баланс таможенного органа.
В информационно-технической службе (подразделении) таможенного органа ведется текущий и итоговый учет по эксплуатации ТС.
Текущий учет по эксплуатации ТС ведется на основе выполнения работ по плану эксплуатации на год и включает учет предъявленных и удовлетворенных рекламаций, устраненных неисправностей, расхода ресурса ТС, а также анализа по следующим вопросам:
• укомплектованности и технического состояния ТС; соответствия количества ТС нормам снабжения;
• наличия должностных лиц в информационно-технической службе (подразделении), степени их подготовленности;
• наличия и достаточности ЗИП, расходных материалов для обеспечения надежной работы ГС;
• выявленных неисправностей и причин их возникновения при эксплуатации ТС;
• организации хранения, соответствия условий хранения установленным требованиям, обеспечивающим сохранность ТС;
• своевременности выделения финансовых средств, необходимых для обеспечения эксплуатации и ремонта ТС.
Учет технического состояния, комплектности, технического обслуживания, ремонта, наработки ТС осуществляется:
• в годовых планах эксплуатации;
• в формулярах (паспортах) ТС;
• в ежеквартальной отчетности перед вышестоящим таможенным органом согласно действующим нормативным документам.
Итоговый учет эксплуатации ТС заключается в обобщении сведений о выполнении всех мероприятий годового плана эксплуатации ТС и дополнительных работ, выполненных в течение года.
Слайд 7Организация эксплуатации ТС
Организация эксплуатации ТС включает в себя следующие работы:
•
подготовка и допуск должностных лиц таможенных органов к эксплуатации ТС;
•
техническая документация, используемая при эксплуатации ТС;
• прием-передача, перевозка, учет наличия и движения ТС;
• ввод (приемка) ТС в эксплуатацию;
• установление категории ТС и продление их ресурса;
• хранение ТС;
• техническое обслуживание ТС;
• ремонт ТС;
• гарантийные обязательства поставщика;
• рекламационная работа;
• назначение и расходование ЗИП;
• снятие с эксплуатации и списание ТС;
• утилизация ТС;
• метрологическое обеспечение.
Слайд 8ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ
Требования по обеспечению электробезопасности регламентируются Приложением к
Приказу ФТС России от 15.04.2008 г. «Правила по охране труда
в таможенных органах и учреждениях ФТС России» № 403:
1. Все помещения и размещенные в них технологическое и установочное оборудование, электронагревательные приборы, силовая и осветительная проводки (далее — электроустановки) должны отвечать требованиям действующих правил устройства электроустановок и соответствующих ГОСТов.
2. Эксплуатация, наладка и ремонт электроустановок должны осуществляться в соответствии с правилами эксплуатации электроустановок потребителей и правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
3. Начальник таможенного органа и ответственный за электрохозяйство таможенного органа обязаны обеспечить надежную защиту работающих от поражения электротоком путем применения защитных ограждений неизолированных токоведущих частей или расположения их на недоступной высоте, а также устройств блокировок. Ограждения должны быть прочными, их снятие без специального инструмента должно быть исключено.
4. Плавкие вставки предохранителей должны быть калиброваны с указанием номинального тока вставки. Применять некалиброванные плавкие вставки без маркировки величины номинального тока запрещается.
5. Электрощитки должны устанавливаться в глухих защитных кожухах из несгораемых материалов. Электрораспределительные устройства должны закрываться на замок и иметь надписи о применяемом напряжении.
6. Электроустановки должны немедленно отключаться в случаях возникновения угрозы для жизни и здоровья людей.
7. Применение открытых рубильников, а также рубильников, имеющих защитные кожухи с прорезями для движения ручки, запрещается.
8. Все электрооборудование, а также оборудование и механизмы, которые могут оказаться под напряжением, должны быть надежно заземлены в соответствии с правилами устройства электроустановок.
9. Металлические части переносных электрических устройств, механизмов и инструмента при напряжении свыше 42 В должны быть заземлены. Электропроводка и арматура силовой и осветительной сети должны быть надежно изолированы и защищены от влияния высокой температуры, механических повреждений и химических воздействий согласно правилам устройства электроустановок.
10. Работы по ремонту и наладке оборудования и механизмов должны производиться только после полного отключения их от сетей электропитания и принятия мер, исключающих возможность случайной подачи напряжения.
11. Защитные средства, применяемые в электроустановках, должны отвечать требованиям правил применения и испытания.
Слайд 9ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ
1. Для устранения
опасности ожога или поражения электрическим током при досмотре необходимо соблюдать
осторожность при прикосновении к горячим частям двигателя, кузова, электрооборудованию автотранспортного средства.
2. Должностные лица и работники таможенных органов, работающие на автотранспорте, электроустановках, разгрузочно-погрузочных механизмах, осуществляющие строповку, должны пройти специальное обучение, аттестацию и иметь соответствующее удостоверение, аттестация должностных лиц и работников таможенных органов производится в специализированных учебных центрах соответствующего профиля.
3. При нахождении на железнодорожных путях или в непосредственной от них близости для производства таможенного досмотра подвижного состава должностные лица обязаны соблюдать следующие меры безопасности: не становиться на стрелочном переводе между остряком и рамным рельсом и в желоб электропривода.
Слайд 104. Во время досмотра вагонов необходимо соблюдать правила электробезопасности, досмотр
объектов вагона производится только после того, как будет получен доклад
от поездного электромеханика или проводника, сопровождающего сотрудника, о том, что токоведущие части отключены.
5. Доступ к электрощиту может быть произведен только в присутствии проводника вагона, при работе с досмотровыми проволочными щупами в межпотолочных пространствах вагонов, где проходит электропроводка, необходимо, чтобы ручки щупов имели диэлектрическую изоляцию, обеспечивающую безопасность досмотровой работы.
6. На электрифицированных участках железнодорожных линий недопустимо приближение к проводам контактной сети, а также к электрооборудованию, находящемуся под высоким напряжением, на расстояние менее 2 м.
Слайд 117. Досмотр аккумуляторных помещений, распределительных электрощитов, а также других мест,
находящихся под напряжением, разрешается только в присутствии и с помощью
специалиста судокоманды и после отключения токоведущих частей. Технические средства таможенного контроля должны иметь диэлектрические ручки для защиты от поражения электротоком.
8. Трюмы судов, помещения вагонов, железнодорожных и автомобильных цистерн, отсеки прицепов, полуприцепов грузовых автомашин и отсеки воздушных судов, в которых перевозятся (или перевозились) опасные товары, до начала досмотра должны быть тщательно проветрены. Вход в такие помещения разрешается только при страховке другим лицом, наличии шланговых, изолирующих противогазов, зрывобезопасных электросветильников, после получения специального инструктажа.
9. Для освещения при досмотре транспортных средств, перевозящих опасные товары, разрешается пользоваться только электрическими фонарями и светильниками во взрывобезопасном исполнении.
Слайд 1210. При досмотре пассажиров, ручной клади и багажа следует знать
опасные факторы, которые могут действовать на проверяющего в процессе выполнения
работ вручную:
• острые, режущие, стеклянные и другие опасные предметы, неосторожное обращение с которыми может привести к травме;
• неаккуратное обращение с жидкостями, неизвестными веществами, которые могут оказаться легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, агрессивными жидкостями, ядовитыми соединениями, что может привести к ожогам кожных покровов, дыхательных путей и отравлениям;
• поражающее действие электрического тока электропитания вспомогательных средств досмотра при прохождении через тело человека может вызвать ожоги, остановку дыхания, сердца;
• недостаточная освещенность рабочей зоны приводит к повышению утомляемости, нарушению безопасности труда и в итоге — к получению травмы.
Слайд 13При досмотре ручной клади и багажа запрещается:
• пользоваться неисправными электроприборами;
•
проверять под напряжением разобранные электроприборы и механизмы;
• досматривать на весу
стеклянные и другие бьющиеся предметы;
• досматривать без предварительной консультации с должностными лицами подразделений информационно-технического отдела (ИТО), отделов технических средств таможенного контроля (ТСТК) и связи, отделов и отделений технических средств контроля (ТСК) приборы, действующие на принципе возвратнопружинных механизмов;
• нюхать и определять на вкус любые вещества;
• разливать горючие и легковоспламеняющиеся жидкости;
• самому извлекать закамуфлированные или доступные взрывные устройства.
Слайд 14ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОСМОТРА
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
1. Досмотр автотранспортных средств и перевозимых
на них грузов должен производиться на специально оборудованных досмотровых площадках
с навесами, смотровыми ямами, эстакадами и подъемно - транспортными механизмами. Площадки должны быть хорошо освещены, а в зимнее время года очищены от снега и посыпаны песком.
2. Ямы и эстакады должны иметь направляющие предохранительные реборды для предотвращения возможного падения автосредства в смотровую яму или эстакаду во время его передвижения.
3. Переходить через смотровые ямы следует только по переходным мостикам.
4. Находиться на подножках, крыльях, крышах кабин во время движения автотранспортного средства работникам таможни запрещается.
5. Таможенный досмотр автосредства с работающим двигателем и незаторможенными колесами запрещается.
Слайд 156. В случае выполнения досмотровых операций, связанных со снятием колес,
следует подставить под вывешенное автотранспортное средство специальные козелки, а под
снятые колеса — упоры (башмаки). Производить досмотровые работы на автосредстве со снятыми колесами, вывешенном только на подъемных механизмах (домкратах, талях и т. д.), запрещается. Запрещается подкладывать под вывешенный автомобиль диски колес, кирпичи и другие предметы, не предназначенные специально для этой цели.
7. При досмотре двигателя у машин с поднимающейся кабиной предварительно следует надежно укрепить кабину упорной штангой.
8. При необходимости досмотра приборов и частей двигателя автомашины вскрытие их производит водитель автомашины.
9. В дождь, снегопад, гололед — быть осторожным при входе в кабину и выходе из нее. Обращать внимание на то, чтобы были очищены грязь, снег, лед с подножек.
Слайд 1610. При вскрытии автофургонов с грузом необходимо находиться на безопасном
расстоянии от открывающихся дверей во избежание травм на случай выпадения
груза или ушиба дверью автофургона.
11. При досмотре автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами применяются лестницы-стремянки. Применять приставные лестницы, не имеющих специальных упоров, запрещается.
12. В случае возникновения необходимости в разборке автотранспортных средств для досмотра его отдельных агрегатов (двигателя, заднего и переднего мостов и др.) их снятие производится при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями, обеспечивающими полную безопасность досмотра.
13. Для устранения опасности поражения работников таможни электрическим током и ожога при досмотре необходимо соблюдать осторожность при прикосновении к электрооборудованию и горячим частям двигателя автосредства.
Слайд 1714. Должностным лицам таможни запрещается запускать двигатель, отъезжать на подконтрольных
транспортных средствах с мест досмотра и допускать запуск двигателя и
отъезд подконтрольных лиц до окончания досмотра.
15. Запрещается производить досмотр автотранспортных средств на открытых, не защищенных стенами площадках, в грозу, метель повышении уровня ливневых, грунтовых вод и пр.
16. Работающие на автотранспорте, электроустановках, погрузочно-разгрузочных механизмах, осуществляющие страховку грузов должны пройти специальное обучение, аттестацию и иметь соответствующее оборудование.
17. Досмотр транспортных средств, перевозящих опасные грузы, а также бензобаков автотранспортных средств производится с соблюдением требований безопасности при досмотре опасных грузов и перевозящих их транспортных средств.