Слайд 1Управление информационными
ресурсами
Кафедра ИТАП
Лекции: доцент Глотина Ирина Михайловна
Лабораторные работы:
доцент Глотина
Ирина Михайловна
Слайд 2«Условия игры»
1. Лекции – 30 часов
Летучки: рейтинг R=(Сумма правильных
ответов)/(Общее количество вопросов)*100
Должно быть: R>=60%
2. Лабораторные работы – 42 часа.
3.
Тесты в СДО
4. Проект (в команде)
Слайд 3Рекомендуемая литература:
1. Хорошилов А.В. Управление информационными ресурсами: учебник / А.В.
Хорошилов, С.Н. Селетков, Н.В. Днепровская. – М.: Финансы и статистика,
2006. – 272 с.
2. Основы web-технологий. Курс лекций / П.Б. Храмцов, С.А. Брик, А.М. Русак, А.И. Сурин; Издано: 2003, Интернет-Университет Информационных Технологий;
3. Глотина И.М. Мировые информационные ресурсы: конспект лекций / И.М. Глотина, Н.В. Пьянкова, - Пермь: ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2006. – 178 с.
4. Глотина И.М. Основы WEB – технологий / И.М. Глотина, - Пермь: ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2010. – 123 с.
Слайд 4Тема 1: Рынок информационных продуктов и услуг
Вопрос 1. Основные понятия
Слайд 5Ресурсы
Материальные ресурсы
Трудовые ресурсы
Финансовые ресурсы
Энергетические ресурсы
Информационные ресурсы
Природные ресурсы
Слайд 6 Информационные ресурсы– отдельные документы и отдельные массивы документов, документы
и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках
данных, других информационных системах).
Слайд 7Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в
вещественной или невещественной форме.
Особенности:
Сохраняет информацию.
Подвергается «моральному износу».
Адресность информации.
Затратность производства по
сравнению с затратами на иражирование.
Слайд 8
Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на
удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.
Информационная
услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Слайд 9Услуги
Подготовка и оказание инф.
услуг
Подготовка и оказание инф.
услуг
Подготовка и оказание инф.
услуг
Подготовка
и оказание инф.
услуг
Слайд 10Информационная индустрия - виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов,
поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, связи, копирования
информации
Слайд 11Рынок информационных продуктов - система экономических, правовых и организационных отношений
по торговле (продаже и покупке услуг) продуктами интеллектуального труда на
коммерческой основе между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями).
Слайд 12Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях
и процессах независимо от формы их представления.
Слайд 13
Поставщики информации на рынке информационных услуг - коммерческие структуры, государственные
и общественные организации, частные лица.
Слайд 14Группы пользователей:
специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;
специалисты консалтинговых и
маркетинговых информационных агентств;
работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;
работники государственных учреждений;
работники
общественных организаций;
индивидуальные пользователи.
Слайд 16Вопрос 2. Правовое регулирование рынка информационных продуктов и услуг
Слайд 17ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ»
(27 июля
2006 г.)
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и
распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.
Слайд 18Ст. 3
1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения;
2)
установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
3) открытость информации;
4) равноправие языков народов Российской Федерации;
5) обеспечение безопасности Российской Федерации;
6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;
7) неприкосновенность частной жизни;
8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних ИТ перед другими.
Слайд 19Не может быть ограничен доступ к:
1) нормативным правовым актам;
2)
информации о состоянии окружающей среды;
3) информации о деятельности государственных органов
и органов местного самоуправления;
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов.
Ст. 8
Слайд 20ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ЭКЗЕМПЛЯРЕ ДОКУМЕНТОВ»
(29 декабря 1994 года № 77-ФЗ)
Постановление
Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 859
«Об обязательных экземплярах изданий».
Слайд 21По категориям доступа
информация подразделяется на:
Открытую
С ограниченным доступом:
- информация, отнесенная
к ГТ;
- конфиденциальная информация.
Слайд 22ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ» ОТ 21.07.93
Слайд 23ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНЕ № 98-ФЗ «О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ»
(от 29.07.04)
«Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих
или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду».
Слайд 24Постановление Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. №35
Перечень
сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну:
- учредительные документы и
устав предприятия или учреждения;
- документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;
- сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильного исчисления и уплаты налогов;
- документы о платежеспособности;
Слайд 25- сведения о численности и составе работающих, их заработной плате
и условий труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
-
документы об уплате налогов и обязательных платежах;
- сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасности условий труда, а также других нарушениях законодательства РФ.
Слайд 26Вопрос 3. Структура рынка информационных продуктов и услуг
Слайд 27Техническая и технологическая составляющая
Нормативно-правовая составляющая
Информационная составляющая
Организационная составляющая
Компоненты рынка
Слайд 28Инфраструктура информационного рынка — совокупность секторов, каждый из которых объединяет
группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги