Слайд 1Мотивация и деятельность
Тема № 6
Слайд 2Потребность, мотив, мотивация, мотивационная сфера личности
Под потребностями понимают особое внутреннее
(субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий
и средств существования.
То есть потребность является таким внутренним состоянием, когда мы чего-то хотим. При таком состоянии возникает ощущение раздражения, напряжение, которое не может быть устранено, пока потребность не будет удовлетворена.
Слайд 3Виды потребностей
Потребности по предмету
Естественные потребности отражают зависимость человека от условий,
необходимых для сохранения и поддержания его жизни.
В культурных потребностях
выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры.
Потребности по происхождению
Материальные. К ним относятся физиологические (например, потребность в пище) и общественно обусловленные (например, потребность в одежде).
Духовные потребности состоят из эстетических и познавательных.
Социальные отражают потребность в общении, в общественном признании.
Слайд 4Формы потребностей
Влечение - побуждение к деятельности, представляющее собой недостаточно осознанную
потребность.
Установка - неосознавамое человеком состояние готовности к конкретной форме
активности.
Слайд 5Если потребности осознаются, то они приобретают форму мотивов. В момент
осознания человеком своей потребности, в момент перехода из потребности в
мотив, происходит процесс, в психологии названный «опредмечивание потребностей». Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечиванием деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.
Слайд 6Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения
и о целях поведения, которое может ее удовлетворить. В широком
значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей.
Слайд 7Виды мотивов
Мотивы классифицируются по различным основаниям:
По отношению мотивов к самой
деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней,
то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.
Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед Родиной, перед своими родными и т.п.) и на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения.
Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный); саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств, способностей).
2. По степени осознаваемости: осознаваемые и неосознаваемые мотивы.
3. По степени действенности: понимаемые мотивы; действующие, т.е. те, ради которых он действительно осуществляет данную деятельность.
Слайд 8Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-первых, это система факторов, влияющих
на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых,
характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Слайд 9мотивационная сфера личности - это система всех побуждений: мотивов, потребностей,
диспозиций, интересов, стремлений, намерений, идеалов, норм, самооценок, оценок других людей,
уровня притязаний, установок и т.п.
Слайд 10Теории мотивации
Теории «X» и «Y» Д. Макгрегора
В основе лежат две
противоположные модели поведения человека, поэтому она состоит их двух теорий:
“X” и “Y”.
“Теория X”
Работники ленивы, недобросовестны, безынициативны. Всегда будут стараться избегать любой работы, перекладывать ответственность на другого. Главный стимул - принуждение и материальное вознаграждение. Основной инструмент – наказание.
Слайд 11“Теория Y”
Все работники амбициозны, активны, способны брать инициативу и ответственность
на себя.
Главным стимул - возможность самовыражения и самореализация.
Слайд 12Теория приобретенных потребностей Д. Макклеланда
Потребности низших уровней (витальные) в современном
мире, как правило, уже удовлетворены, поэтому следует уделять внимание удовлетворению
высших потребностей человека.
Потребность достижения – стремление человека получить фактический желаемый результат наиболее эффективным способом.
Потребность соучастия - стремление человека к дружеским отношениям с окружающими, оказанию помощи, общению.
Потребность власти - стремление человека контролировать окружающие его ресурсы, процессы, воздействовать на других людей.
Эти потребности не располагаются иерархически, не исключают друг друга, а взаимосвязаны.
Слайд 13Теория ожиданий В. Врума
Наличие активной потребности не является единственным необходимым
условием мотивации человека на достижение определенной цели.
Три важных элемента теории
ожиданий:
“Ожидание” – “сиюминутное убеждение относительно вероятности того, что конкретное действие приведет к конкретному результату”.
“Валентность” – “аффективные ориентации на определенные результаты”, т.е. степень ожидаемой удовлетворенности.
“Инструментальность” – понимание того, что промежуточный результат является звеном цепочки, которая ведет к важному результату.
Слайд 14Психоаналитическая мотивационная теория. З. Фрейд
Существование определенных психологических сил, которые формируют
поведение человека и не всегда им осознаются.
Два основных инстинкта:
Эрос —
инстинкт жизни;
Танатос — инстинкт агрессии, разрушения, смерти.
Слайд 15Иерархия мотивов А.Маслоу
Все потребности личности можно разделить на пять основных
групп.
Физиологические потребности. Они необходимы для выживания организма. Это — потребность
в еде, воде, отдыхе, сексуальном удовлетворении.
Потребность в безопасности включает потребности в защите от физических и психологических опасностей.
Потребности в социальных связях (социальные потребности). Это потребности в социальной присоединенности к группе и принадлежности к ней; в социальных контактах.
Потребности в уважении включают, во-первых, потребности в уважении со стороны других — признании ими личных достижений, компетентности, личных качеств и достоинств; во-вторых, потребность в самоуважении.
Потребности самоактуализации — это потребности личности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, в росте собственной личности, в понимании, осмыслении и развитии собственного Я.
Слайд 16Переход от потребности к потребности происходит иерархично, т.е. к более
высшим после удовлетворения более низших.
Слайд 17Соотношение понятий «активность», «деятельность», «поведение».
Слайд 18Активность - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую
среду. Активность - всеобщая характеристика живого, отличающая его от неживого.
Слайд 19В психологии принято выделять два наиболее общих вида активности:
внутреннюю (психическую)
активность. Пример: активность головного мозга
внешнюю (предметную) активность.
Слайд 20Деятельностью называют осознанную и целенаправленную активность. Поскольку цель и целеполагание
свойственны только человеку, постольку и понятие деятельности применимо только к
человеку.
Слайд 21Поведением называют активность неосознаваемую, не контролируемую специально и не преследующую
какую-либо цель. Она имеет место, как у животных (у них
есть только поведение), так и у человека.
Слайд 22Характеристики деятельности
- социальная обусловленность (деятельность - это продукт общественно-исторического развития);
-
целенаправленность (сознательно выбранные цели);
- плановость (все составляющие деятельности подчинены определенной
системе и осуществляются по осмысленному плану);
- предметность (направленность на предметы материальной и духовной культуры в соответствии с выработанными в обществе способами и нормами действий);
- субъектность (обусловленность личностными характеристиками)
Слайд 23Виды человеческой деятельности
А.Н. Леонтьев выделил три основных вида человеческой деятельности:
игра, учение, труд.
Слайд 24Игра – форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание
и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления
предметных действий.
Слайд 25Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний,
умений и навыков.
Слайд 26Под трудом понимают целесообразную деятельность человека по преобразованию природы и общества ради
удовлетворения личных и социальных потребностей.
Слайд 27Психологическое строение деятельности
В любой человеческой деятельности присутствуют следующие компоненты:
Цель - это
образ желаемого результата, то есть того результата, который должен быть
достигнут в ходе выполнения действия.
Задача - цель, данная в определенных условиях.
Операция - способ осуществления действия.
Психофизиологические функции деятельности - это физиологическое обеспечение психических процессов деятельности.
Слайд 28Умения и навыки
Для успешного выполнения той или иной ведущей деятельности,
человеку необходимы определенные сформированные умения и навыки.
Умения — это
способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Они всегда опираются на знания.
Слайд 29Навык составляют полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений.
Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением
приемов действия и переключения его на цели и условия действия.