Слайд 1 Тема:
Басня И.И.Дмитриева«Муха»
Слайд 2Слушаем басню Дмитриева И.И. «Муха» в актёрском исполнении.
Обратите внимание
на манеру чтения, интонацию
Слайд 3Муха
Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у
него сидела на рогах,
И Муху же они дорОгой повстречали.
«Откуда ты,
сестра?»- от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит:
«Откуда?- Мы ПАХАЛИ!»…
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»
1805 г.
Слайд 4Особенности языка 18 века
Замените выражения И. Дмитриева:
«тащился по трудах»-____________________
«завсегда дойдёшь
до были»-_____________
Слайд 5Благодаря каким словам мы узнаём, что трудился только бык, а
не Муха?
2. Почему про муху автор говорит «задравши нос», ведь
у мухи нет носа?
Слайд 61. Является ли выражение «Мы пахали!» многозначительным?
2. На чем построена
аллегория басни «Муха»?
3. Какое выражение из басни можно использовать в
своей речи как пословицу? Придумайте ситуацию и включите в неё это выражение.
Слайд 8Мораль басни «Муха»
Муха представляется большой зазнайкой, которая рассуждает о том,
как она УСТАЛА, при этом НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЛА.
Мораль басни:
Есть люди,
которые, не сделав ничего стоящего и полезного, рассуждают о том, сколько сил и времени они потратили. Наблюдая за работой других, они верят, что сами работают и при этом очень устали.
Слайд 10«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»
И. А. Крылов. Избранные басни
Слайд 12Иван Андреевич Крылов
13 февраля 1769 года-
21 ноября 1844 года
Ничто
так красиво и так легко не выразит взаимоотношения людей и
их отношение к миру, как перо поэта и рука художника….
Слайд 13 13 февраля 1769года- родился Иван Андреевич Крылов. Место рождения
точно не известно.
Отец – Андрей Прохорович. Начал службу рядовым, через 13 лет становится прапорщиком, еще через 2 года – поручиком.
Мать – Мария Алексеевна, неграмотная, но наделенная природным умом, следила за образованием сына.
Иван Крылов обучался дома грамоте, арифметике и молитвам
Слайд 14 Иван Андреевич Крылов родился в бедной
дворянской семье и поэтому не получил никакого образования.
Первоначально письму и чтению обучал Ивана Андреевича отец, а затем у него появилась охота к литературе благодаря матери.
Учение давалось Крылову легко. Особенно были заметны с детства разнообразные способности Ивана Андреевича. После смерти отца заботы о воспитании и образовании сыновей Ивана и Льва взяла на себя мать. Так как отец был единственным кормильцем семьи, Иван с детства начал работать в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. Из-за нехватки денег Крылов работал у Львовых, а платой за труд стала учеба.
Из биографии
Слайд 15
В Петербург Крылов переехал
в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате
в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову.
Группа писателей в Летнем саду. Слева: И. А. Крылов
В Санкт-Петербурге
Слайд 16Жанр басни в творчестве И.А.Крылова
Первую басню написал в 11 лет.
Расходились книги басен огромными по тем временам тиражами, переиздавались каждые
3 – 4 года. В первом сборнике было 20 басен, в последнем – почти 200.
Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто обличал человеческие пороки, но именно те, которые есть в русских людях. Его герои – типичные для своего времени (т.е. часто встречающиеся).
Многие басни написаны о каком-то реальном историческом событии, например об Отечественной войне 1812 года.
Особенность языка басен Крылова – использование разговорной лексики.
Строчки разной длины, что помогает передать разговорную речь.
Слайд 17 1809г. Опубликована I книга басен.
Крылов читает басни на собрании «Беседы любителей русского языка»
Слайд 181811г.
Выходит сборник «Новые басни Ивана Крылова».
1819г.
Изданы 6 томов басен Ивана Крылова
Слайд 19С середины 1820-х г.
Басни Ивана Крылова переводят
на французский и итальянский языки.
Слайд 20 27 марта 1820г. Крылову вручен орден
св.
Владимира
4-й степени.
12 января 1823г. Российская академия
вручила И.А. Крылову золотую медаль.
Слайд 21 21 ноября 1844г.
Иван Андреевич Крылов
умирает.
С 22 ноября по 12мая 1855г.
более тысячи человек получили последнее издание басен Крылова в 9 книгах, обернутых в траурные бумагу.
Так хотел сам автор.
Слайд 22В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник
великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил
барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным.
Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.
Памятник И. А. Крылову
Слайд 23Памятник
И.А. Крылову установлен
в Летнем саду
Слайд 28Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя
в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что
речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.
Чему учат басни Крылова?
Слайд 29Словарная работа по басне «Осел и соловей»
Велико ль подлинно твое
уменье –
И томной вдалеке свирелью отдавался -
Внимало все -
Изрядно
–
Сказать неложно –
Боле навострился -
Слайд 30Как вы понимаете выражение любимцу и певцу Авроры?
Слайд 31Любимцу и певцу Авроры – это перифраз, или перифраза, -
троп, выражающий одно понятие с помощью нескольких; описательное выражение, замена
однословного понятия многословным. Аврора – в римской мифологии богиня утренней зари.
Слайд 32Прочитайте историю создания басни «Осел и соловей» стр. 35-36
-
Что стало причиной появления басни «Осел и соловей»?
Слайд 33Прочитайте описание пения соловья.
Какие глаголы использованы для передачи трели
Соловья?
Что можно сказать о мастерстве Соловья ?
Почему особенно важно было
показать красоту пения соловья и восхищение слушателей?
Слайд 37Работа с басней «Осел и Соловей»
Как характеризует Осла его речь?
Как
проявляет себя герой басни – Осел?
Над чем заставляет смеяться баснописец?
Докажите,
что «Осел и Соловей» - басня.
Слайд 38Явные признаки басни
Зачин (первые две строки);
Произведение построено как диалог, причем
только Осел говорит, а Соловей же выступает как искуснейший певец.
Осел
– аллегория грубого невежды.
В тексте используются олицетворения, ряды однородных членов, просторечная лексика (дружище, мастерище. навострился) .
Язык произведения афористичен.
Оканчивается произведение моралью - «Избави Бог нас от этаких судей».
Слайд 39Мораль басни.
В каких строчках заключается мораль басни?
Как вы понимаете мораль
басни «Осел и соловей»
Слайд 40Домашнее задание:
1. Статья о И.А. Крылове - с.31-33, задание на
с.34
2. Прочитать басню И.А.Крылова «Осёл и Соловей»
3. Записать в
тетрадь: в чем заключается иносказательный смысл данной басни?
4. Иллюстрации к любимой басне Крылова (по желанию)
Слайд 41Домашнее задание: выучить басню наизусть.