Слайд 1
Современная Психодиагностика
Курс для студентов
Слайд 2НАБЛЮДЕНИЕ
КАК ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МЕТОД
Слайд 3 Наблюдение — преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.
Достоинство
метода наблюдения
в самобытности,
естественности условий,
предоставлении оперативной информации,
авторской
интерпретации наблюдаемого явления.
Недостаток метода наблюдения
в субъективности,
трудоемкости,
ограничении сферы наблюдаемых явлений.
Внутренне (интроспективное) наблюдение, называемое также самонаблюдением, — это процесс наблюдения за своими чувствами, состояниями, действиями в ходе какой-либо деятельности.
Внешнее (экзогенное) наблюдение — это процесс наблюдения за кем-то
или чем-то в окружении наблюдателя
Слайд 4
Параметры наблюдения
1. Внешний облик: адекватность внешнего облика обстоятельствам деловой
встречи, опрятность, стиль одежды.
2. Артикуляционные особенности устной речи (заикание, плохая
дикция, слабый голос, выраженный диалект, и другие особенности)
3. Движения и действия (скорость, темп, устойчивость, координация).
4. Особенности содержания устной речи (нечеткость, неопределенность высказываний).
5. Особенности формы устной речи (растянутость, повторения, излишняя говорливость, громкость).
6. Общая активность.
7. Самооценка. Выраженные особенности (самоуверенность, застенчивость, робость, стеснительность)
8. Общая культура (тактичность, вежливость).
9. Невербальные признаки коммуникации: взгляд, жесты, мимика, поза.
10. Стиль мышления (категоричное, пессимистичное, критичное).
Слайд 5Формы наблюдения
1. Общее (нестандартизированное).
2.Стандартизированное. Стандартизированным наблюдением называется наблюдение, которое построено
на выполнении четких требований.
К этим требованиям относятся:
• определение объекта и
его параметров, подлежащих наблюдению;
•использование анкетной формы регистрации результатов наблюдения;
• установление критериев оценки результатов наблюдения;
• обеспечение правил интерпретации результатов наблюдения;
•подготовка проектов формулировок выводов по итогам наблюдения.
Слайд 6ОПРОСНЫЕ
И
БЛАНКОВЫЕ МЕТОДИКИ
Слайд 7Опросные методики.
Сущность опросных методик заключается в получении от клиента
устных ответов на вопросы психолога, задаваемые в устной форме.
В
ряде диагностических процедур ответы могут регистрироваться помощником психолога (или им самим) в специальном бланке.
Достоинства:
обеспечиваются индивидуальный подход к клиенту,
оперативный отклик на задачу психодиагностики,
возможность получения информации качественного содержания (мировоззрение, интересы, принципы личной жизни, привычки, убеждения),
быстрота обработки информации.
Ограничения:
возможно заметное влияние личности интервьюера;
результаты опроса трудно стандартизируются;
субъективизм вопросов и интерпретации ответов;
необходимость учета склонностей объекта диагностики к участию в беседе
Слайд 8Бланковые методики.
К бланковым методикам относится большое количество методик, направленных
на диагностику различных параметров человека как субъекта жизнедеятельности.
Особенность этих
методик заключается в том, что стимульный материал предъявляется в форме бланка, на
котором изложены задания.
Бланковые методики диагностики внимания, памяти, мышления: Корректурная проба (тест Бурдона), методика «Перепутанные линии», тест «Заучивание 10 слов»
Слайд 9БЕСЕДА КАК ОПРОСНЫЙ МЕТОД ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Слайд 10 Беседа — метод психодиагностики, заключающийся в обеспечении доверительного контакта с
собеседником (клиентом, обследуемым лицом) с целью получения от него информации
психодиагностического назначения, извлекаемой из высказываний, из анализа, из наблюдений за собеседником.
Слайд 11Выделяются две формы диагностической беседы: рефлексивная и нерефлексивная.
Рефлексивная форма беседы
в рамках решения диагностической задачи предполагает активное речевое взаимодействие психолога
и обследуемого лица. Данная форма беседы требует от психолога использования приемов рефлексивного слушания в связи с учетом задач диагностики, личностных свойств обследуемого.
Применяются следующие приемы обеспечения рефлексивного слушания:
• использование уточняющих вопросов;
• перефразирование: изложение своими словами высказывания собеседника;
• словесное отражение психологом эмоциональных реакций собеседника;
• резюмирование: подведение итогов беседы.
Нерефлексивная форма беседы включает в себя минимально необходимый набор вопросов и предусматривает ограничение техник невербальной коммуникации со стороны психолога. Эта форма беседы применяется в ситуациях, требующих предоставления обследуемому лицу возможности выговориться.
Оно особенно полезно в ситуациях, где обследуемый проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и чувствует себя неуверенно.
Слайд 12Элементы метода беседы
Основными элементами метода диагностической беседы являются:
• составление плана
беседы (сценарий беседы, перечень вопросов);
•вербальные компоненты коммуникации (вопросы, ответы, реплики);
•невербальные
компоненты коммуникации (интонация, мимика, жесты, позы, вегето-сосудистые реакции: побледнение, покраснение и т. д.);
• паузы между вопросами и ответами, между темами беседы;
• сохранение информации диагностической беседы;
• формирование заключения по итогам диагностической беседы.
Слайд 13Открытые вопросы
инициируют отвечающее лицо к развернутым ответам в произвольной
форме. Ответы на открытые вопросы могут обеспечить получение информации, не
предусмотренной в анкетных формах диагностики, но полезной для формирования диагностического заключения: о культуре устной речи, словарном запасе, общей эрудиции, тактичности, умении формулировать мысль. Через ответы на открытые вопросы устанавливаются особенности мотивации к определенной деятельности, социально-ролевые ориентации, морально-нравственные ценности.
Закрытые вопросы
требуют от обследуемого лица односложного прямого ответа.
Пример закрытого вопроса: «Вам нравится профессия воспитателя?».
Возможны ответы: «Да», «Нет», «Не знаю».
Слайд 14При выслушивании ответа психолог не должен делать следующее:
• комментировать высказывание;
•
подвергать сомнению достоверность информации;
• критиковать высказывания;
• перебивать речь;
• делать замечания
по ходу собеседования;
•сопровождать выслушивание собственными ярко выраженными невербальными реакциями (интонации, жестов, мимики) раздражения, нетерпения, удивления, гнева, недоверия и т. д.
Слайд 15 Диагностическое интервью - это метод получения информации общего содержания, направленный
на установление особенностей собственных поступков, черт личности, характера.
Эта форма
беседы (диагностическое
интервью) имеет существенное значение в диагностике осознаваемых опрашиваемым лицом собственных интересов и склонностей, положения в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т.
Слайд 16когнитивные особенности: умственные способности, память, внимание;
• эмоционально-волевые свойства: доминирующие свойства,
динамичность, адекватность, самоконтроль, стрессоустойчивость;
• самосознание и самооценка: уровень, сбалансированность, интернальность-экстремальность.
•
коммуникативные свойства: стиль общения, экстра-, интроверсия, лидерский потенциал;
• движущие силы поведения: мотивы, интересы, потребности;
• признаки индивидуального стиля: внешнего облика, мышления, устной речи, эмоциональных реакций.
Слайд 17Методика «Запоминание десяти слов»
предназначена для изучения кратковременного и долговременного
слухового запоминания.
Испытуемому зачитывают 10 слов, он должен воспроизвести их
в любом порядке. Потом снова зачитывают те же слова и т. д. При нормальной кратковременной памяти индивид может воспроизвести все 10 слов после двух повторений.
Через 20-30 минут испытуемому предлагается воспроизвести эти слова в любом порядке. Если он воспроизводит не менее семи слов, значит, его долговременная память в норме.
Слайд 18Методика может быть использована как для детей (с пяти лет),
так и для взрослых.
Слайд 19Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь
Слайд 20Дым, сон, шар, пух,
звон, куст, час, лёд,
ночь, пень.
Слайд 21Интерпретация.
Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений
за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно
особенностей запоминания.
Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.
Слайд 22Тест «Какой у вас темперамент?»
1. Какой у вас характер?
А) спокойный,
медлительный, обстоятельный, сдержанный, миролюбивый.
Б) Робкий, застенчивый, обидчивый, впечатлительный, нерешительный.
В) Энергичный,
неугомонный, шаловливый, горячий, задиристый.
Г) Жизнелюбивый, оптимистичный, компромиссный, общительный, склонный к риску.
2. Какие эмоции вы наиболее часто испытываете?
А) положительные, бурных реакций нет.
Б) Страх
В) Гнев, бурные эмоции
Г) Положительные эмоции, много смеюсь.
3. Какие игры вам нравятся?
А) уединенные, тихие, спокойные.
Б) уединенные, тихие; подвижные и шумные – только с близкими.
В) азартные, шумные, подвижные, даже агрессивные.
Г) всякие, но чтобы было весело.
4. Как реагируете на наказание?
А) практически без эмоций
Б) негативно, с обидой
В) на словесные – спокойно, на другие – с бурным протестом.
Г) спокойно.
Слайд 23 5. Как ведете себя в неожиданных ситуациях?
А) малоэмоционально
Б) пытаюсь избежать
этой ситуации (инстинкт самосохранения)
В) пытаюсь сопротивляться (потребность борьбы)
Г) проявляю любопытство
(выраженное позитивное отношение)
6. Насколько вы общительны?
А) предпочитаю уединение
Б) предпочитаю уединение, общителен только с близкими.
В) нуждаюсь в зрителях и сподвижниках
Г) люблю общество и взрослых, и детей, знакомлюсь быстро.
7. Какое положение вы занимаете среди сверстников, есть ли лидерские качества?
А) авторитета и качеств лидера не имею
Б) не лидер, авторитет имею в узком кругу друзей
В) сам себя выдвигаю лидером, но сверстники по-разному к этому относятся
Г) прирожденный лидер, душа компании
8. Особенности памяти
А) Запоминаю медленно, но запоминаю и почти не забываю целое (хорошая долговременная память)
Б) запоминаю по-разному, больше вникаю в мелочи (неуверенность в себе мешает долговременной памяти, а то, что много отвлекаюсь, - кратковременной)
В) быстро запоминаю детали, но быстро забываю (кратковременная память хорошо развита, долговременная – в зачаточном состоянии)
Г) быстро и легко схватываю целое и долго помню (хорошая долговременная и кратковременная память)
Слайд 2413. Привыкание к деятельности:
А) боязнь нового, нежелание перемен, долгая адаптация
Б)
долгое привыкание, трудная адаптация
В) легкое привыкание к новой обстановке, неохотное
подчинение требованиям взрослых
Г) адаптация легкая и быстрая
14. Особенности сна:
А) засыпаю быстро, сплю спокойно, состояние после сна вялое, сонное
Б) укладываюсь спать долго, но засыпаю быстро, после сна состояние веселое
В) засыпаю долго и трудно, сон беспокойный, после сна состояние самое разное: от самого плохого, до самого хорошего
Г) засыпаю быстро, сон крепкий, после сна состояние веселое.
Слайд 25РЕЗУЛЬТАТЫ
Большинство ответов А - ФЛЕГМАТИК
Большинство ответов Б – МЕЛАНХОЛИК
Большинство ответов
В - ХОЛЕРИК
Большинство ответов Г – САНГВИНИК
Слайд 26САНГВИНИК – эмоционален и отличается отличной работоспособностью. Он довольно быстро
ориентируется в незнакомой обстановке, инициативен, оптимистичен, за короткое время входит
в коллектив, создает вокруг себя положительный микроклимат, сравнительно легко переживает неудачи. Вместе с тем, избегает острых проблем, часто упрощает поставленные задачи.
Сильные стороны – активен, полон энергии, легко берется за новое дело. Легко переживает неудачи, легок в общении, быстро становится душой компании. Из него получится хороший руководитель или оратор.
Слабые стороны – нередко повехностен в общении. Очень зависим от новых впечатлений, без них он станет вялым и безразличным.
ФЛЕГМАТИК – спокоен даже в сложнейших ситуациях, невозмутим, стабилен и последователен в стремлениях и отношениях. Придерживается выработанного распорядка, стремится к системе, нетороплив и основателен. Вместе с тем он инертен, медленно переключается с одной работы на другую.
Сильные стороны – надежный, уверенный в себе, упорный и настойчивый, может качественно выполнять даже самую монотонную работу. Стрессоустойчив и уравновешен.
Слабые стороны – очень ранимый, глубоко и долго переживает любые конфликты. Медлителен, долго принимает решения. Плохо относится к переменам.
Слайд 27ХОЛЕРИК – отличается быстротой действий и решений, частой сменой настроения,
повышенной возбудимостью. Во взаимоотношениях нередко излишне резок, прямолинеен в оценках.
Часто неуживчив, не умеет себя сдерживать, обладает влиянием на окружающих, быстро переходит от одного дела к другому. Любит быть в центре внимания.
Сильные стороны – Прирожденный лидер, который страстно отдается своему делу, вкладывая в него всю силу и энергию. Обладает сильным самоконтролем в критических ситуациях. Творчески подходит к решению любых проблем.
Слабые стороны – часто не доводит дело до конца, т.к. пытается делать несколько дел одновременно и быстро истощается. Неуравновешен, порой агрессивен. Характерны частые смены настроения.
МЕЛАНХОЛИК - быстро утомляем, неуверен в себе, тревожен и мнителен. Хорошо разбирается в оттенках чувств, осторожен и осмотрителен. Скрытен и застенчив, сильно переживает по малейшему поводу. Трудно приспосабливается к новым людям.
Сильные стороны – имеет глубокий внутренний мир. Обладает высокой чувствительностью. Хорошо справляется с интеллектуальной деятельностью. Достигает значительных успехов в творчестве.
Слабые стороны – чрезвычайно ранимый. Долго и тяжело принимает решения, постоянно сомневается. Податлив по отношению к внешним взаимодействиям.