Слайд 1Выразительное чтение произведений различных жанров
Презентация к лекции
по междисциплинарному курсу
МДК 03.05 «Детская литература
с практикумом по выразительному чтению»
для учебных
групп
ДО-14-1,2, ДО-15-3с, ДО-16-2
Преподаватель – Цымбалюк Е.В.
Слайд 2Подготовка к выразительному чтению художественного произведения
1. Анализ произведения:
осмысление идеи
текста,
образов и характеров действующих лиц.
2. Определение задачи чтения.
3. Разметка
текста:
деление текста на части, составление плана, уяснение главной мысли
и определение задачи чтения каждой из частей;
обозначение логических ударений, пауз, темпа, силы и высоты голоса;
проверка по словарю слов, произношение которых вызывает сомнение.
4. Тренировочное чтение:
чтение вслух;
прослушивание произведения в исполнении
мастеров художественного слова;
запись на магнитофонную ленту собственного чтения
с последующим ее прослушиванием и исправлением недостатков.
Слайд 3Определение идеи
способствует уяснению цели чтения.
Слайд 4Определение идеи
способствует уяснению цели чтения.
Слайд 5Идея произведения
раскрывается через систему образов.
Необходимо ясно представить себе
каждого героя
внешность;
характер, причина поступков, особенности поведения;
взаимоотношение с
другими действующими лицами,
значение и место в произведении.
Только после этого можно найти верные средства
для передачи образа героя.
Слайд 6Идея произведения
раскрывается через систему образов.
Слайд 7Идея произведения
раскрывается через систему образов.
Слайд 8Идея произведения
раскрывается через систему образов.
Слайд 9Идея произведения
раскрывается через систему образов.
Слайд 10Идея произведения
раскрывается через систему образов.
Слайд 11Идея произведения
раскрывается через систему образов.
Слайд 12Идея произведения
раскрывается через систему образов.
Слайд 13Идея произведения
раскрывается через систему образов.
Слайд 14Идея произведения
раскрывается через систему образов.
Образы часто представляются не
в застывшем, готовом виде,
а в развитии.
Слайд 15Идея произведения
раскрывается через систему образов.
Образы часто представляются не
в застывшем, готовом виде,
а в развитии.
Слайд 16Идея произведения
раскрывается через систему образов.
Причины изменения поведения героев
необходимо передавать при чтении.
Слайд 17Идея произведения
раскрывается через систему образов.
Причины изменения поведения героев
необходимо передавать при чтении.
Слайд 18Идея произведения
раскрывается через систему образов.
Причины изменения поведения героев
необходимо передавать при чтении.
Слайд 19Идея произведения
раскрывается через систему образов.
Причины изменения поведения героев
необходимо передавать при чтении.
Слайд 20Роль композиции произведения
при составлении речевой партитуры текста
Произведения, читаемые детям
дошкольного возраста,
как правило, сюжетны.
Композиция сюжета включает:
экспозиция (вступительная
часть),
завязка,
кульминация (точка наивысшего напряжения сюжета),
развязка,
концовка (эпилог).
Задача чтеца – уметь выделять узловые части сюжета
и обращать внимание слушателей
на самые острые и значительные места,
которые имеют решающее значение
для понимания произведения в целом.
Слайд 21Роль композиции произведения
при составлении речевой партитуры текста
Цель экспозиции —
привлечь внимание слушателя.
Читается неторопливой, спокойной, повествовательной интонацией.
Задача – привлечь
внимание слушателей,
настроить на слушание произведения
ввести в мир художественного пространства.
Читается замедленным темпом,
с интонациями загадочности.
Слайд 22Роль композиции произведения
при составлении речевой партитуры текста
Завязка действия вводит
слушателя в начало действия.
Читается значительно,
чтобы слушатели поняли, что
вслед за этими строками
начнется собственно повествование.
Слайд 23Роль композиции произведения
при составлении речевой партитуры текста
Развитие действия
читается
в соответствии с сюжетом произведения.
Слайд 24Роль композиции произведения
при составлении речевой партитуры текста
Кульминация — момент
наивысшего напряжения,
после которого наступает перелом в действии.
Задача –
заставить слушателей
с волнением ждать разрешения ситуации.
Читается замедленным темпом, большей силой голоса.
Слайд 25Роль композиции произведения
при составлении речевой партитуры текста
Развязка вносит разрядку,
ослабляет напряжение слушателей.
Задача – произнести так,
чтобы дети почувствовали
завершение, конец.
Читается несколько замедленно,
после – делается продолжительная пауза,
чтобы дать возможность осмыслить прочитанное.
Слайд 26Роль композиции произведения
при составлении речевой партитуры текста
Эпилог (концовка) «разряжает»
внимание слушателя,
возвращает его к действительности.
Читать следует так,
чтобы
слушатель почувствовал окончание
и испытал удовлетворение от прослушанного.
Слайд 27Роль композиции произведения
при составлении речевой партитуры текста
При подготовке к
выразительному чтению следует:
разделить текст на композиционные части,
озаглавить каждую часть,
определить основную мысль,
рассмотреть поведение действующих лиц,
отметить задачу чтения,
составить план.
Каждая часть должна быть законченным смысловым эпизодом
и отделяться от других частей значительной паузой.
Такая работа способствует
лучшему пониманию произведения в целом,
помогает чтецу определить свою исполнительскую задачу.
Слайд 28Подготовка к выразительному чтению художественного произведения
План анализа произведения:
1) идея произведения;
2)
краткая характеристика образов;
3) сюжет;
4) элементы сюжета (композиция произведения):
а) экспозиция,
б) завязка,
в)
кульминация,
г) развязка,
д) концовка;
5) задача чтения.
Слайд 30Чтение басен
Басня ‒ это короткое аллегорическое произведение
в иносказательной форме,
в начале или конце которого
содержится поучительный вывод – мораль.
Басня состоит из двух частей:
изображение событий,
нравоучения (морали).
Слайд 31Чтение басен
Басня ‒ это короткое аллегорическое произведение
в иносказательной форме,
в начале или конце которого
содержится поучительный вывод – мораль.
Басня состоит из двух частей:
изображение событий,
нравоучения (морали).
Изображение действия в форме рассказа, беседы.
Каждая басня обязательно включает элементы комизма, юмор.
Слайд 32Чтение басен
При чтении важна правдивость:
поверив исполнителю,
дети ярко воспримут
и остро переживут ее содержание.
Естественность и убежденность — непременные
условия чтения.
Повествование нужно вести так,
как будто излагаемые события происходили в действительности.
Чтец выступает как собеседник,
рассказывающий поучительный случай, свидетелем котор. был сам.
Басню следует читать в естественном, разговорном тоне,
приближенном к обыденной речи.
Воспитатель должен постоянно обращаться к детям,
следить за тем, чтобы его интонация, жесты, мимика
вызывали у них интерес к описываемым действиям и героям.
Слайд 33Чтение басен
мораль
Мораль раскрывает основной замысел автора.
Чтецу необходимо четко понимать свою
исполнительскую задачу, ясно представлять,
что хочет обличить и как воздействовать
на слушателей.
Мораль никогда НЕ следует навязывать,
читать нарочито серьезно,
она должна вытекать из рассказа, подводить итог повествованию.
Мораль следует читать простодушно, незлобиво,
с оттенком легкой шутки и добродушной насмешки,
на которую нельзя обидеться.
Слайд 34Примерный план анализа басни И. Крылова «Лебедь, щука и рак»
Слайд 35Подготовка к выразительному чтению художественного произведения
План анализа произведения:
1) идея произведения;
2)
краткая характеристика образов;
3) сюжет;
4) элементы сюжета (композиция произведения):
а) экспозиция,
б) завязка,
в)
кульминация,
г) развязка,
д) концовка;
5) задача чтения.
Слайд 36Примерный план анализа басни И. Крылова «Лебедь, щука и рак»
Идея:
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не
пойдет».
Образы: Лебедь, Щука и Рак.
Сюжет: усилия Лебедя, Рака и Щуки.
Элементы сюжета:
завязка: «Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись»;
кульминация: «Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад,
а Щука тянет вводу»;
развязка: «Да только воз и ныне там».
Задача чтения: убедить в том, что без общих усилий, дружбы, взаимопомощи никакого дела сделать нельзя.
Слайд 37Примерный план анализа басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»
Слайд 38Подготовка к выразительному чтению художественного произведения
План анализа произведения:
1) идея произведения;
2)
краткая характеристика образов;
3) сюжет;
4) элементы сюжета (композиция произведения):
а) экспозиция,
б) завязка,
в)
кульминация,
г) развязка,
д) концовка;
5) задача чтения.
Слайд 39Примерный план анализа басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»
Идея: «Осмеяние
безделья, воспитание уважительного отношения к труду».
Образы: бездельница стрекоза, трудолюбивый муравей.
Сюжет:
беседа стрекозы с муравьем.
Элементы сюжета:
экспозиция: «Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела»;
завязка: «Злой тоской удручена
К муравью ползет она»;
кульминация: «Ты все пела? Это дело»;
развязка: «Так поди е, попляши!».
Задача чтения: осудить стрекозу за легкомыслие, лень,
похвалить муравья за трудолюбие и справедливость.
Слайд 41Чтение стихотворений
Главное отличие лирики от прозы – ритмическая организация текста,
называемая
стихом.
В конце каждой стихотворной строки (стиха)
должна ставиться ритмическая пауза.
Ритмической
паузы нет – стихотворение звучит как проза.
Слайд 42Чтение стихотворений
Длина ритмической паузы
зависит от смысла читаемой фразы.
Если
мысль не завершена,
делается короткая пауза,
голос в конце строки
следует повысить.
Если мысль завершена,
пауза продолжительна,
голос понижается.
Слайд 45Чтение стихотворений
Рифма — это звуковой повтор в конце стихотворных строк.
Рифма объединяет стихотворные строки,
«...возвращает вас к предыдущей строке,
заставляет
вспомнить ее,
а также заставляет все строки,
оформляющие одну мысль, держаться вместе».
Зачастую на рифмующиеся слова
падает логическое ударение.
Слайд 46Чтение стихотворений
Не следует выделять рифмующиеся слова,
если они не имеют
важного смыслового значения.
Слайд 47Чтение стихотворений
Не следует выделять рифмующиеся слова,
если они не имеют
важного смыслового значения.
Слайд 48Чтение стихотворений
Не следует выделять рифмующиеся слова,
если они не имеют
важного смыслового значения.
Слайд 49Чтение стихотворений
Не следует выделять рифмующиеся слова,
если они не имеют
важного смыслового значения.
Слайд 50Чтение стихотворений
Стихотворные строки объединяются в строфы.
Строфа – группа стихов,
объединенных общим ритмическим строением
и системой рифмовки, представляющие собой синтаксическое
целое
и выражающее законченную мысль.
Строфа делит стихотворение на отдельные логически завершенные части, что способствует четкому восприятию как каждой части, поэтому при чтении необходимо отделять одну строфу от другой паузой.
Слайд 51Чтение стихотворений
мелодика последнего стиха
Слайд 52Чтение стихотворений
мелодика последнего стиха
Слайд 53Чтение стихотворений
мелодика последнего стиха
Слайд 54Чтение стихотворений
Звуковая организация стиха.
Слайд 55Чтение стихотворений
Звуковая организация стиха.
Слайд 56Примерный план подготовки
к выразительному чтению
стихотворения В. Маяковского
«Что такое
хорошо и что такое плохо?»
Слайд 57Подготовка к выразительному чтению художественного произведения
План анализа произведения:
1) идея произведения;
2)
краткая характеристика образов;
3) сюжет;
4) элементы сюжета (композиция произведения):
а) экспозиция,
б) завязка,
в)
кульминация,
г) развязка,
д) концовка;
5) задача чтения.
Слайд 58Примерный план подготовки
к выразительному чтению
стихотворения В. Маяковского
«Что такое
хорошо и что такое плохо?»
Идея: «Буду делать хорошо и не
буду — плохо».
Главные образы: отец и сын.
Сюжет: доверительная беседа отца с сыном.
Элементы сюжета:
завязка: «Крошка-сын к отцу пришел»;
развитие действия: рассказ отца;
кульминация: заключительные слова отца;
развязка: решение сына.
Задача чтения: показать хорошее и плохое с тем,
чтобы воспитать в детях стремление поступать только хорошо.
Слайд 60Чтение сказок
Сказка ‒ один из основных жанров устного народного творчества,
уcтный прозаический рассказ
фантастического, авантюрного или бытoвогo сюжета
c установкой
на вымысел.
Изображение действия в форме рассказа, беседы.
Слайд 61Чтение сказок
При чтении важна правдивость:
поверив исполнителю,
дети ярко воспримут
и остро переживут ее содержание.
Естественный, разговорный, задушевный тон повествования
—
непременные условия чтения.
Чтец выступает как собеседник,
рассказывающий поучительный случай, свидетелем котор. был сам.
Воспитатель должен постоянно обращаться к детям,
следить за тем, чтобы его интонация, жесты, мимика
вызывали у них интерес к описываемым действиям и героям.
Тесный контакт со слушателем вытекает и из самой формы сказки,
в которой часто содержится прямое обращение к слушателю:
«А что — догадайтесь сами» («Мальчик и злая медведица»),
«И сейчас Кот, Петух и Жихарка в этой избушке живут
и нас с тобой в гости ждут» («Жихарка»),
«Кто не верит, пусть посмотрит,
бегают по двору цыплята или нет» («У Солнышка в гостях»)
Слайд 62Чтение сказок
Сказка строится на приеме антитезы:
добро и зло,
ум и глупость,
трудолюбие
и лень,
честность и обман
Задача чтеца – выделять противопоставления в повествовании,
что
усиливает впечатление от сказки,
делает ее более понятной
Слайд 63Чтение сказок
Сказочные герои имеют устойчивые характеры,
в фольклорных сказках один персонаж
наделен одной чертой характера.
Задача чтеца – так читать сказку,
чтобы
дети сразу поняли,
как следует относиться к тому или иному персонажу.
Образы положительных героев требуют теплых, ласковых,
одобрительных интонаций читающего.
Отрицательных героев ‒ сухие, неприязненные интонации,
передающие недовольство, осуждение, возмущение.
Слайд 64Чтение сказок
Сказочные герои часто наделены прозвищами:
мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-попрыгайка,
мальчик
с пальчик, конёк-горбунок.
Такие эпитеты
характеризуют образ, выделяют его особенность,
дают первичные энциклопедические знания о живой природе
(народные сказки).
Задача чтения – интонационно выделять прозвища,
чтобы дети ярче представили себе героя и запомнили его.
Речь персонажей следует передавать
с учетом их характеров и поведения.
Слайд 65Чтение сказок
ЧТЕНИЕ ПРИСКАЗОК
Начальная присказка, не связанная с сюжетом
«На море, на
океане да на острове Буяне стоит дерево золотые маковки.
По
этому дереву ходит кот Баюн:
вверх идет — песню заводит, вниз идет — сказки сказывает»,
«Это присказка не сказка, сказка будет впереди»
«Будет сказка складываться с утра после обеда, поевши печеного хлеба».
Цель присказки — привлечь внимание слушателя.
Читается живо, заинтересованно, шутливо, ритмично,
с выделением образных слов и словосочетаний.
Последняя фраза ‒ более замедленным, загадочным тоном,
чтобы заинтриговать слушателя, завладеть его интересом.
В конце присказки делается длительная пауза,
чтобы слушатели могли сосредоточиться
и настроились на слушание сказки.
Слайд 66Чтение сказок
ЧТЕНИЕ ПРИСКАЗОК
Зачин
«Жили-были», «Давным-давно»...
Цель — сосредоточить внимание слушателя,
ввести его в атмосферу эпохи, в которых будет разворачиваться действие,
познакомить, с героями.
Читается
замедленно,
несколько приглушенно,
немного напевно,
таинственно,
чтобы вовлечь детей в атмосферу чудесного повествования.
Последнюю фразу
рекомендуется произнести еще более замедленно,
чтобы настроить детей на слушание.
Слайд 67Чтение сказок
ЧТЕНИЕ ПРИСКАЗОК
Концовка
«И жили они долго и счастливо…»
Читается несколько
замедленно,
передавая интонацией удовлетворение,
чтобы дети ощутили радость от счастливой
развязки.
Концовка-«эпилог»
«И я там был, мед, пиво пил, по усам текло – в рот не попало»
«Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец»
Цель – вывести ребенка из фантастического пространства.
Читается оживленно, с интонациями живого общения.
Слайд 68Чтение сказок
Композиция сказок.
Сказка представляет собой цепь ярких, небольших эпизодов.
Чтение каждого
эпизода требует умения
словесно нарисовать законченную картину.
Эпизод от эпизода
нужно отделять длительной паузой.
Это позволит ребенку пережить и осознать прочитанный эпизод
и подготовиться к восприятию следующего.
Следует обратить пристальное внимание
на особенности характера, поведения действующих лиц,
причем каждый поступок героя должен получить соответствующую интонационную окраску.
Слайд 69Чтение сказок
Композиция сказок.
Действие в сказке начинается сразу
(«Идут по дороге
двое сирот...»,
«Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли их на крыльях...»),
развивается
непрерывно, стремительно.
Одна картина сменяет другую, один эпизод следует за другим.
Каждый эпизод рисуют какой-либо конкретный случай,
в котором участвуют определенные действующие лица,
отчетливо проявляются различные стороны характера героев.
В сказке «Морозко» только старуха приказала старику везти падчерицу в лес,
как старик уже запряг лошадь, посадил дочь в сани и повез в лес.
Только он ее оставил одну-одинешеньку в дремучем лесу на трескучем морозе,
как к ней уже спускается Морозко.
Только Морозко одарил ее дорогими подарками, как едет за ней старик и т. д.
Чтение каждого эпизода требует от чтеца умения
словесно нарисовать яркую законченную картину.
Один эпизод от другого надо отделить длительной паузой;
Слайд 70Подготовка к выразительному чтению художественного произведения
План анализа произведения:
1) идея произведения;
2)
краткая характеристика образов;
3) сюжет;
4) элементы сюжета (композиция произведения):
а) экспозиция,
б) завязка,
в)
кульминация,
г) развязка,
д) концовка;
5) задача чтения.
Слайд 71Примерный план подготовки
к выразительному чтению сказки «Морозко»
Идея: неизбежность торжества
добра над злом.
Образы: трудолюбивая, добрая падчерица;
грубая, ленивая и злая
дочь старухи;
вероломная и завистливая мачеха;
суровый, справедливый и великодушный Морозко;
робкий, безответный, забитый старик;
говорящая собачка.
Сюжет: рассказ о судьбе падчерицы.
Элементы сюжета:
зачин: «Живало-бывало...»;
завязка: «Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить»;
кульминация: «Сгинь, пропади, проклятый Морозко»;
развязка: «Заголосила старуха, да поздно».
Задача чтения: осудить злую мачеху и ее дочь,
вызвать уважение к скромной, трудолюбивой падчерице,
показать поэтичность сказки.
Слайд 73Чтение рассказов
Рассказ ‒ жанр малой прозы, отличающийся небольшим объемом
и
единством художественных событий
(одна сюжетная линия)
Тематика:
об окружающем мире;
о взаимоотношениях людей
и явлениях общественной жизни.
Композиция:
невелики по объему;
состоят из нескольких эпизодов;
действие развивается
в логической последовательности.
Герои —
дети,
взрослые люди,
животные,
поведение и переживания которых
всегда конкретны,
доступны и близки дошкольникам.
Слайд 74Чтение рассказов
Читаются неторопливо, просто и естественно, без пафоса.
Поступки действующих лиц,
их речь
передаются в соответствии с их характером, настроением,
намерениями.
Чтец
должен иметь сформированное представление
о каждом герое, свое отношение к ним,
правильно передавать их переживания, объяснять поступки, одобрять или осуждать их.
Каждый персонаж должен быть передан как конкретное лицо.
Однако чтение не должно перерастать в театрализацию, сопровождаться перевоплощением, игрой.
Воспитатель ‒ рассказчик,
который образно и живо передает поведение и разговор
как бы хорошо известных ему люден.
Слайд 75Чтение рассказов
Для правильного восприятия рассказа большое значение имеет начало чтения.
Задача учителя — сразу привлечь внимание детей,
заинтересовать их повествованием.
в голосе чтеца должна звучать заинтересованность,
стремление сообщить что-то интересное,
что волнует его самого и не может не взволновать слушателей.
Рассказы для дошкольников
обычно состоят из нескольких законченных эпизодов,
между которыми следует делать длительные паузы,
чтобы дети могли осмыслить и пережить прочитанное
и психологически подготовиться к дальнейшему прослушиванию.
Слайд 76Примерный план анализа рассказа
М. Пришвина «Ребята и утята»
Слайд 77Подготовка к выразительному чтению художественного произведения
План анализа произведения:
1) идея произведения;
2)
краткая характеристика образов;
3) сюжет;
4) элементы сюжета (композиция произведения):
а) экспозиция,
б) завязка,
в)
кульминация,
г) развязка,
д) концовка;
5) задача чтения.
Слайд 78Примерный план анализа рассказа
М. Пришвина «Ребята и утята»
Идея: воспитание
бережного отношения к природе.
Образы: дети — хорошие, добрые, но легкомысленные;
автор — человек гуманный, чуткий,
старающийся воспитать у детей чувство любви к родному краю,
бережное отношение к птицам;
уточка — умная, заботливая, любящая мать.
Сюжет: беседа писателя с ребятами.
Элементы сюжета:
экспозиция: «Маленькая дикая уточка чирок- свистунок решилась, наконец-то,
перевести своих утят из леса в обход деревни в озеро на свободу»;
завязка: «Вот тут их увидели ребята»;
кульминация: «Возвратите ей всех утят!»;
развязка: «Они как будто даже и обрадовались моему приказанию
и побежали с утятами на холм».
концовка: «До свиданья, утята!»
Задача чтения: вызвать у слушателей чувство симпатии к птицам,
стремление беречь их и помогать им.