Слайд 1Управление качеством
К.п.н., доцент Л.И. Васильева
Слайд 5Раздел 1. Качество как экономическая категория и объект управления
Слайд 6«…главная задача отечественной экономики в XXI веке - рост конкурентоспособности
за счет роста качества» (Концепция национальной политики России в области
качества продукции и услуг)
Предмет, задачи и содержание дисциплины
Слайд 7Раздел I
Учебно-методическая деятельность
Увеличение прибыли, рост объемов, снижение затрат, процветание
Имидж, лояльность,
оптимальная система управления качеством
Соответствие технологических и производственных процессов установленным требованиям
Определяет
потребительские свойства продукта, степень удовлетворенности клиента
Пирамида качества
Слайд 8Свойства для оценки качества
Слайд 10Взаимосвязь основных сфер деятельности менеджера с предметными областями управления качеством
Слайд 11Взаимосвязь основных сфер деятельности менеджера с предметными областями управления качеством
Слайд 12Взаимосвязь основных сфер деятельности менеджера с предметными областями управления качеством
Слайд 16Раздел IIНаучно-инновационная,
коммерческая деятельность
Слайд 17ГОСТ Р ИСО 9000:2008
Качество – степень соответствия совокупности присущих
характеристик требованиям
Требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается
или бывает обязательным
Удовлетворенность потребителей – восприятие потребителями степени выполнения их требований
Градация – категория или класс, присвоенные различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих одинаковое функциональное применение
Возможности – способность организации или процесса производить продукцию, которая будет отвечать требованиям к этой продукции
Слайд 18Основополагающие элементы, определяющие качество как экономическую категорию применительно к различным
объектам
Слайд 19Конкурентоспособность и качество
Качество продукции (услуги) – важнейший составляющий элемент ее
конкурентоспособности
Конкурентоспособность – способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей.
Под конкуренцией понимают соперничество
между отдельными лицами или хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще.
Под конкурентоспособностью продукции понимается ее способность удовлетворять требования конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на ее приобретение и эксплуатацию.
Слайд 21Раздел III
Сетевое взаимодействие
Конкурентоспособность предприятия (фирмы, организации) – это его способность
сохранять и расширять рынки сбыта за счет целенаправленной деятельности как
по отношению к качественным характеристикам продукции, так и по отношению к производителям-конкурентам.
Категории «конкурентоспособность продукции» и «конкурентоспособность предприятия» взаимозависимы, но имеют существенные различия:
конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем жизненному циклу товара;
- в основе конкурентоспособности предприятия лежит более длительный отрезок времени, соответствующий периоду функционирования предприятия;
2) конкурентоспособность продукции относится применительно к каждому ее виду;
- конкурентоспособность предприятия охватывает всю номенклатуру выпускаемой продукции и его производственно-технический потенциал;
3) анализ уровня конкурентоспособности предприятия осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара – прерогатива потребителя
Слайд 2310
Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности
удовлетворять установленные и предполагаемые потребности (МС ИСО 8402)
Объект - то,
что может быть индивидуально описано и рассмотрено.
любой вид деятельности (научная, производственная, общественная и т.д.) или процесс;
продукция (технические средства, программные средства, перерабатываемые материалы, услуги);
организация, система или отдельное лицо;
любая комбинация из перечисленных объектов.
Слайд 24Раздел IV
Показатели информатизации процессов
Под характеристикой понимается отличительное свойство объекта. Характеристиками
могут быть показатели качества, любые физические, органолептические, эргономические или функциональные
свойства объекта.
Потребность – это состояние неудовлетворенности требований организма, личности, предприятия или общества, необходимых для его нормального функционирования.
С повышением уровня жизни возрастает степень неудовлетворенности потребителя качеством выпускаемой продукции и возрастает степень его требований к новой продукции, которая должна быть более качественной
Слайд 25Раздел IV
Показатели информатизации процессов
Продукция – это материализованный результат процесса трудовой
деятельности, обладающий полезными свойствами, полученный в определенном месте за определенный
интервал времени и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера.
Свойство продукции – это объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении.
Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающая ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением
Слайд 26Раздел IV
Показатели информатизации процессов
Система управления качеством продукции
Система управления качеством продукции
– это совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с
помощью материально-технических и информационных средств при управлении качеством продукции.
Целью управления является достижение требуемого уровня качества продукции.
Сущность всякого управления – выработка управляющих решений и последующая реализация предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления
Слайд 2711
Управление качеством продукции – установление, обеспечение и поддержание оптимального уровня
качества продукции при ее разработке, изготовлении, хранении, транспортировке, эксплуатации и
потреблении.
При управлении качеством продукции объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции
Процессы управления в системе управления качеством подразделяются на 2 группы:
переводящие систему производства на более высокий уровень, т.е. обеспечивающие создание и освоение продукции более высокого технического уровня и качества
2) поддерживающие систему производства в устойчивом состоянии и обеспечивающие выпуск освоенной продукции запланированного уровня качества
Слайд 2811
Процесс управления качеством состоит из следующих операций:
- разработка программы управления,
планирование повышения качества продукции;
- получение и анализ информации о состоянии
любого объекта (изделия, процесса), влияющего на качество продукции;
- принятие решения по управлению качеством продукции и подготовка воздействия на объект;
- выдача управляющего воздействия;
- получение и анализ информации об изменениях в качестве объекта, которые вызваны управляющими воздействиями
Слайд 2911
Схема механизма управления качеством продукции
Слайд 3011
Под фактором повышения качества продукции понимается причина, конкретная движущая сила
процесса создания продукции, способная улучшить один или несколько показателей качества
продукции.
Под условием повышения качества продукции понимаются обстоятельства, обстановка, среда, в которых действует фактор.
Под мероприятием повышения качества продукции понимается действие или сумма действий, изменяющих фактор или условия, в которых действует фактор.
Слайд 31Классификация факторов, влияющих на качество продукции
1.Технические:
- вид изготавливаемой продукции и
серийность ее производства;
- состояние технической документации;
- качество технологического оборудования, оснастки,
инструмента;
- состояние испытательного оборудования;
- качество средств измерений и контроля;
качество исходных материалов, сырья, комплектующих.
2. Организационные:
- обеспеченность материалами, сырьем;
- техническое обслуживание оборудования, оснастки;
планомерность и ритмичность работы;
- организация работ с поставщиками;
- организация информационного обеспечения;
- научная организация труда, культура производства;
- организация питания и отдыха
Слайд 323. Экономические:
формы оплаты труда;
- величина заработной платы;
- премирование за
высококачественный труд;
- удержания за брак;
соотношения между качеством, ценой и себестоимостью
продукции
4. Социальные:
- состояние воспитательной работы;
- подбор, расстановка и перемещение кадров;
- организация учебы;
- проведение соревнований;
- взаимоотношения в коллективе;
- жилищно-бытовые условия;
- организация отдыха во внерабочее время
Слайд 33Управление качеством на этапах жизненного цикла продукции
Петля качества – это
замкнутая последовательность мер, определяющих качество товаров или процессов на всех
стадиях жизненного цикла продукции (начинается с исследования потребностей и рыночных возможностей и заканчивается утилизацией продукта, отслужившего свой срок)
Этапы формирования и обеспечения качества продукции
Слайд 36Стадии жизненного цикла продукции:
1) Исследование и проектирование.
2) Изготовление.
3) Обращение и
реализация.
4) Эксплуатация и потребление
Слайд 37На стадии исследования и проектирования :
- устанавливается необходимый уровень качества
на основе анализа лучших научно-технических достижений;
- формируются и рассчитываются основные
технико-экономические и эксплуатационные показатели будущей продукции, которые заложены в конструкторско-технологическую документацию.
Цель управления: формирование уровня качества, соответствующего высшей категории качества, а также подготовка комплекта научно-технической документации для изготовления, обращения, потребления и эксплуатации, при соблюдении установленных экономических показателей.
Критерий оценки качества продукции: степень соответствия технико-экономических параметров, закладываемых в продукцию, аналогичным параметрам лучших научно-технических достижений в нашей стране и за рубежом
Слайд 38На стадии изготовления:
обеспечивается качество продукции.
Качество на этом этапе определяется качеством
нормативно-технической документации на изготовление продукции, качеством оборудования, оснастки, инструментов, получаемого
сырья, материалов, комплектующих.
Цель управления: производство продукции в соответствии с плановым заданием и уровнем качества, сформированным на этапе исследования и проектирования, а также повышение качества продукции путем улучшения ее свойств и совершенствования технологии производства при соблюдении установленных экономических показателей.
Критерий оценки качества продукции: степень соответствия фактических технико-экономических параметров изготовленного изделия его аналогичным параметрам, заложенным в проектной документации
Слайд 39На стадиях обращения и реализации, эксплуатации и потребления:
поддерживается качество
продукции
Качество обращения и реализации складывается из качества хранения и транспортировки,
важно сохранить уровень качества, который был обеспечен в производстве.
Цель управления: создание необходимых условий для сохранения свойств продукции при ее складировании, транспортировке и сбыте, в соответствии с установленными плановыми заданиями, стандартами и техническими условиями.
Критерий оценки качества: соответствие показателей качества изделия показателям, зафиксированным в технической документации, сопровождающей изделие.
Слайд 40На стадии эксплуатации:
осуществляется окончательная оценка фактического уровня качества продукции.
Поддержание качества
в эксплуатации зависит от качества эксплуатации и ремонтной документации, эксплуатационного
и ремонтного оборудования, запасных частей и качества труда эксплуатационного и ремонтного персонала.
Цель управления: забота о безотказной и эффективной работе выпущенной продукции.
Критерий оценки качества: соответствие показателей качества изделия показателям, зафиксированным в технической документации, сопровождающей изделие, т.е. тем реальным потребностям, для удовлетворения которых оно создавалось