Слайд 1УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССМИ
Заочное отделение
Модуль 2
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Слайд 2
СЕТЕВОЙ ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
Слайд 3 СЕТЕВОЙ ГРАФИК
Сетевой график —модель производственного процесса, в котором
отображается последовательность выполнения комплекса работ, увязывающая их свершение во
времени. Основными понятиями являются — работа, события, пути.
Виды работ (процессов) в сетевом графике:
действительная работа в прямом смысле слова,
ожидание — работа не требующая затрат труда и материальных ресурсов, но занимающая некоторое время;
фиктивная работа — связь между двумя или более событиями, не требующая затрат труда, материальных ресурсов и времени, но указывающая, что возможность начала одной операции непосредственно зависит от выполнения другой, продолжительность ее равна 0.
Слайд 4Существует несколько видов сетевых диаграмм.
1. Граф типа «вершина—работа» —
графическое отображение работ проекта и зависимостей между ними в виде
множества вершин, соответствующих работам, связанных линиями, представляющими взаимосвязи между работами.
Слайд 52. Возможен другой тип сети: «вершина—событие». В модели этого типа
рассматриваются новые понятия – события, которым соответствуют вершины сети. Событие
отражает результат – завершение одних работ и возможность начала других. В этой модели работа представляется в виде линии между двумя событиями (узлами графа), которые, в свою очередь, отображают начало и конец данной работы.
Событие
Слайд 6В сетевом графике возможны следующие виды событий:
Исходное событие —
начало выполнения комплекса работ (на рис. событие 1).
Завершающее событие
— конечное событие, означающее достижение конечной цели комплекса работ (на рис. событие 4).
Промежуточное событие, как результат одной или нескольких работ, представляющих возможность начать одну или несколько непосредственно следующих работ (на рис. события 2,3).
Слайд 7В исходное событие сетевого графика не входит, а из завершающего
не выходит ни одна работа. В отличие от работ, события
совершаются мгновенно без потребления ресурсов. Событие определяет состояние, а не процесс. Всякая работа в сети соединяет два события: предшествующее (являющееся для нее начальным) и следующее за ней (конечное).
Любая последовательность работ в сетевом графике, в котором конечное событие каждой работы совпадает с начальным событием следующей за ней работы, называется путем. Продолжительность пути определяется суммой продолжительностей составляющих его работ.
Слайд 8МЕТОД РАСЧЕТА КРИТИЧЕСКОГО ПУТИ
Широко используется для принятия решения при
управлении проектами.
В основе метода лежит определение наиболее длительной последовательности
задач от начала проекта до его окончания с учетом их взаимосвязи. Задачи, лежащие на критическом пути (критические задачи), имеют нулевой резерв времени выполнения и в случае изменения их длительности изменяют сроки выполнения всего проекта. Следовательно, при выполнении проекта определение критического пути требуют тщательного контроля, в частности, своевременного выявления проблем и рисков, влияющих на сроки их выполнения и требующих принятия соответствующих решений.
Слайд 9Пути в сетевом графике могут быть трех видов:
Полный путь —
начало совпадает с исходным событием сети, а конец — с
завершающим.
Путь, предшествующий событию — путь от исходного события сети до данного события.
Путь, следующий за событием — путь, соединяющий событие с завершающим событием.
Критический путь — путь, имеющий наибольшую продолжительность от исходного события до завершающего.
Слайд 10ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
Имеется несколько вариантов достижения любой цели на
сетевом графике. Требуется найти критический путь.
Слайд 11Решение
T0 = 0 T1 = (T0 + t01)
= 0 + 1 = 1
T2 = (T0
+ t02) = 0+2 = 2
T3 = (T0+ t03) = 0+5 = 5
T4 = (T1 + t14) = 1 + 5 = 6
T5 = мах (T2 + t25 , T3 + t35 ) = мах (2 +2, 5 + 4) = 9
T6 = (T3 + t36) = ( 5+3) = 8
T7 = мах (T5 + t57, T4 + t47 ) = мах ( 9 + 5, 6 +3) = 14
T8 = мах (T5 + t58, T6 + t68,T7 + t78) = мах ( 9 +7, 8+ 7, 14 + 1)= 16
T9 = (T8 + t89) = 16+1 =17
Ответ: Величина критического пути равна 17, от точки 0 к 3, далее к 5, далее к 8, далее к 9.
Слайд 12
ЗАДАНИЕ 2.1
Найти критический путь для выбранной Вами сети.
Слайд 14ВИДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССОВ
Слайд 16ВИДЫ КОНТРОЛЯ ПО ЦЕЛИ И ХАРАКТЕРУ
По цели контроля различают
приёмочный
контроль,
контроль качества продукции для оценки состояния технологических процессов (операционный
контроль) и решения о необходимости их наладки.
В зависимости от места контроля качества продукции в процессе её изготовления различают
входной контроль,
операционный контроль,
контроль готовой продукции (приемочный контроль),
контроль транспортирования и хранения продукции на предприятии.
Слайд 17ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССОВ
Целью входного контроля является контроль качества материалов,
полуфабрикатов, комплектующих изделий и технической документации. Необходимость проведения, вид и
план контроля, перечень проверяемых видов продукции определяет предприятие–потребитель.
Задачи:
Контроль соответствия качества и комплектности входной продукции установленным требованиям.
Проверка наличия и правильности оформления сопроводительной документации
Слайд 20По характеру контроля различают инспекционный и летучий контроль.
Инспекционный
контроль - это контроль уже проконтролиро-ванной продукции, из которой исключен
обнаруженный брак. Его осуществляют при необходимости проверки качества работы ОТК или контрольного автомата. В особых случаях инспекционный контроль выполняется представителями заказчика для повышения достоверности результатов контроля важных видов продукции.
Летучий контроль также носит инспекционный характер. Благодаря тому, что он осуществляется внезапно, в случайные моменты времени, его результаты могут быть более достоверными.
В зависимости от характера принимаемых решений различают активный и пассивный контроль. При активном контроле принимаются решения по улучшению качества продукции, а при пассивном контроле только фиксируется брак.
Слайд 21Различают разрушающий и неразрушающий контроль.
Разрушающий контроль делает продукцию непригодной к
дальнейшему использованию и, как правило, связан со значительными затратами; результаты
его характеризуются определенной степенью недостоверности. По этим причинам более предпочтительным является неразрушающий контроль, основанный на результатах косвенных наблюдений, а также на применении средств рентгеновской и инфракрасной техники, электроники и т.п.
Вместе с тем есть ситуации, когда применяется только разрушающий контроль, а именно:
когда при неразрушающем контроле трудно, а то и невозможно учесть большое количество единичных показателей качества, функцией которых является подлежащий контролю обобщенный показатель качества;
иногда экономически более целесообразно для контроля уничтожить определенное количество единиц продукции вместо значительно превосходящих их стоимость затрат на осуществление неразрушающего контроля.
Слайд 22СТАТИСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССОВ (SPC)
Термин статистический контроль процессов обычно используется в
производственных процессах (хотя он также может иметь отношение к сервису
и другим видам деятельности) и означает использование статистических методов для контроля процесса и улучшения качества соответствующих операций. Собирая информацию о различных стадиях процесса и выполняя статистические анализы, инженер способен принять необходимые меры (превентивные) для того, чтобы процесс оставался управляемым, и произведенная продукция удовлетворяла всем спецификациям.
Слайд 23 Используются следующие методы статистического контроля качества
процессов:
Анализ точности и стабильности процессов
Анализ надежности
Статистический
приемочный контроль
Слайд 24АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ И СТАБИЛЬНОСТИ ПРОЦЕССОВ
Точность процесса - это его свойство
обеспечить близость действительных и заданных значений контролируемого параметра, то есть
соответствие поля рассеяния значений параметра заданному полю допуска и характеру его расположения.
Аналогичное понятие - воспроизводимость процесса - это его способность удовлетворять техническим требованиям. Ее можно оценивать долей (процентом) изделий, параметры которых находятся в пределах поля допуска. Воспроизводимость процесса определяет тот уровень качества, который в состоянии обеспечить данный процесс при нормальном функционировании
Ср = (ВГД – НГД) /NT
где ВГД – верхняя граница допуска,
НГД – нижняя граница допуска,
NT – фактический разброс
Слайд 25АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ И СТАБИЛЬНОСТИ ПРОЦЕССОВ
Слайд 26АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ И СТАБИЛЬНОСТИ ПРОЦЕССОВ
Аналогом индекса Ср является его обратная
величина - коэффициент точности:
Кт = 1/ Ср
Стабильность процесса - его свойство обеспечивать постоянство закона распределения вероятностей его параметров в течение некоторого интервала времени без вмешательства извне.
Для каждого процесса принимается свой коэффициент точности. Как правило,
При Кт ≤ 0,75 технологический процесс достаточно точный.
При Кт = 0,76…0,98 технологический процесс требует внимательного наблюдения.
При Кт > 0,98 точность неудовлетворительная.
Необходима выработка корректирующих действий
Слайд 27ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
Найти коэффициент точности процесса.
Процесс – изготовление шарфа.
Пределы: длина
не менее 180 см, не более 190 см
Фактический разброс :
183 -186 см
Кт = (186-183)/(190-180) = 0,3
Поскольку Кт ≤ 0,75 технологический процесс достаточно точный.
Слайд 28ЗАДАЧА 2.2
Найти коэффициенты точности и воспроизводимости выбранного процесса. Показать
графически.
Процесс –……..
Пределы: …….
Фактический разброс : ….
Кт = ….
Определить
насколько достаточна точность.
Cр =
Слайд 29АНАЛИЗ НАДЕЖНОСТИ ПРОЦЕССОВ
Показатели надежности – количественно характеризуют, в какой степени
данному объекту или процессу присущи определенные свойства, обусловливающие надежность.
Комплексные показатели надежности
коэффициент готовности– Кг
коэффициент оперативной готовности– Kог
Слайд 30АНАЛИЗ НАДЕЖНОСТИ ПРОЦЕССОВ
Коэффициент готовности представляет собой отношение времени исправной работы
к сумме времен исправной работы и вынужденных простоев, взятых за
один и тот же календарный срок.
Кг = Т/ (Т +Тв)
где
Т — время исправной работы;
ТВ — среднее время восстановления работоспособности изделия (время вынужденного простоя после возникновения отказа).
Слайд 31АНАЛИЗ НАДЕЖНОСТИ ПРОЦЕССОВ
Коэффициент оперативной готовности – это вероятность того, что
аппаратура будет работоспособна в произвольный момент времени t и безотказно
проработает заданное время Т
Копг = КГ Р (t)
Р (t) - вероятность безотказной работы объекта в момент времени Т.
Слайд 32ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ДЕФЕКТНОСТИ ПРОЦЕССА
Средний показатель дефектности процесса определяется
по формуле D =
∑ di *Vi
где
di - показатель дефектности в баллах i-того изделия продукции процесса
Vi - коэффициенты весомости i-того изделия
Коэффициенты весомости определяются по формуле
Vi = Сi/∑Сi
Сi - стоимость i-того изделия
Относительный коэффициент дефектности Q= D/ Dб
где Dб - базовое значение коэффициента дефектности, соответствующее
определенному базовому периоду производства.
Должно быть D ≤ Dб ,
Слайд 33ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
Была выпущена продукция 3 групп изделий
Коэффициенты весомости
определяются по формуле Vi = Сi/∑Сi
∑Сi
=6+15+9 = 30
V1 =6/30 = 0,2 V2 =15/30 = 0,5 V3 =9/30 = 0,3
Средний показатель дефектности продукции определится по формуле
D = ∑ di * Vi
где di - показатель дефектности в баллах
D =5*0,2 + 7*0,5 + 3*0,3 = 1+3,5+0,9 = 5,4
Относительный коэффициент дефектности Q= D/ Dб
Dб - средний балл дефектности. Dб =(5 + 7 +3)/ 3 = 5
Q = 5,4/5 =1,08 Ответ: Нужны корректирующие действия (КД)
Слайд 34ЗАДАЧА 2.3
Определить индекс дефектности для выбранной продукции и сделать вывод
(нужны или нет корректирующие действия). Исходные данные принять самостоятельно.
Слайд 35ВИДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ПРИЕМОЧНОГО КОНТРОЛЯ
Слайд 36СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Одноступенчатые планы, согласно которым, если среди n случайно
отобранных изделий число дефектных m окажется не больше приемочного числа
С (m ≤C), то партия принимается; в противном случае партия бракуется;
Двухступенчатые планы (n1,a,b) + (n2,c)
Если m а – партию принять
Если m а и m b - забраковать
Если m а и m b, то взять вторую выборку
Если m с – партию принять
Если m с – партию забраковать
Слайд 37ЗАДАЧА 2.3
Определить возможность принятия партии изготовленной продукции. Исходные данные (
n, m, a, b, с ) принять самостоятельно.
Слайд 38
ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Слайд 39
ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Функциональный
Процессный
Процессно-функциональный
Слайд 40ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ
Слайд 41ПРИМЕР ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ
Слайд 42Нeдocтaтки:
НЕДОСТАТКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ
Слайд 43В иерархической структуре предполагается, что наиболее важным потребителем всего, что
делается, является непосредственный начальник отдельного работника или рассматриваемой группы работников.
Цель в иерархии: удовлетворение требованиям начальника, а следовательно,
личная безопасность, самосохранение в системе, карьерное продвижение наверх.
Одно из следствий - искаженная информация наверх.
Слайд 44С точки зрения процессного подхода организация представляет собой не
множество отделов, а совокупность бизнес-процессов. Предприятие в целом можно рассматривать
как систему, потребляющую ресурсы на входе, преобразующую их внутри себя и выдающую на выходе товары (работы, услуги).
…
Высшее руководство
1 процесс
2 процесс
N процесс
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ
Слайд 45ДОСТОИНСТВА ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ
Слайд 46СРАВНЕНИЕ ДВУХ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ
Слайд 47Процессный подход - один из мощных инструментов повышения эффективности бизнеса.
Технология описания бизнес-процессов позволяет анализировать возможные последствия сбоев на том
или ином этапе выполнения работ, вовремя найти и исправить ошибку.
Управление на основе процессов позволит Вам точно знать "Кто и за что отвечает" и как каждая операция влияет на конечный результат.
Недостаток процессного подхода - более сложная управляемость персоналом. В функциональном подходе – управляемость лучше.
подразделения
Высшее руководство
1 процесс
2 процесс
N процесс
1
2
3
4
5
6
7
ПРОЦЕССНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ
Слайд 49ПРИМЕР ПРОЦЕССНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ
Слайд 51ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
Слайд 53ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОЦЕССА
Организация работ:
должен быть назначен координатор работы
группы;
в число участников группы следует включать хотя бы одного специалиста,
знакомого с приемами групповой работы;
необходимо организовать для всех членов группы специальное обучение;
число участников группы должно быть в пределах 5-9 человек;
работу группы необходимо чётко спланировать;
результаты работы группы должны оформляться принятыми в организации способами и получать одобрение менеджера процесса.
Слайд 54ЗАДАЧА 2.5
Описать процессно-функциональную структуру выбранной организации.