Слайд 1УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Слайд 2Главной целью системы ТОиР является управление техническим состоянием авиационной техники,
т.е. обеспечение летной годности в течение всего срока службы. При
этом должны быть обеспечены:
заданный уровень готовности изделий АТ к полетам;
работоспособность АТ в полете;
высокая эффективность технической эксплуатации авиационной техники (минимальные затраты времени, труда и средств на выполнение ТОиР авиационной техники);
сохранность авиационной техники.
Основными задачами управления процессами технического обслуживания являются:
организация технического обслуживания и ремонта АТ;
устранение возникших в полете и на земле отказов и других неисправностей и подготовка ВС к очередному полету;
периодическое проведение углубленного контроля технического состояния, выявление и устранение развивающихся неисправностей систем, агрегатов, узлов и деталей ВС, проведение профилактических мероприятий по предотвращению возможностей возникновения неисправностей, отказов;
контроль качества технического обслуживания;
обеспечение условий хранения и транспортирования АТ.
Слайд 3Деятельность руководства эксплуатационным предприятием в системе управления процессами технической эксплуатации
(технического обслуживания) авиационной техники должна быть направлена на:
обеспечение повышения эффективности
процессов ее технической эксплуатации в его подразделениях;
организацию взаимодействия с вышестоящими и обеспечивающими организациями по вопросам технической эксплуатации АТ;
перспективное и текущее планирование процессов технической эксплуатации (ПТЭ) АТ;
оперативное управление ПТЭ АТ;
контроль качества ПТЭ;
анализ надежности АТ, безопасности и регулярности полетов и разработку мероприятий по их повышению;
развитие материально-технической базы предприятия;
подготовку и повышение квалификации кадров;
совершенствование организации и управления производством.
Слайд 4Управляющая деятельность инженерно-технического состава (ИТС) на уровне цехов, смен и
бригад должна решать конкретные задачи технического обслуживания АТ:
сокращение затрат времени,
труда и средств на ТОиР АТ;
разработку предложений мероприятий, обеспечивающих предупреждение отказов и других неисправностей на ВС;
внедрение плановых мероприятий по повышению надежности авиационной техники, безопасности и регулярности полетов;
учет и анализ отказов, простоев ВС и персонала ИТС, трудозатрат на ТО;
повышение трудовой дисциплины персонала;
соблюдение норм защиты окружающей среды.
Методы управления техническим обслуживанием могут различаться:
по сосредоточенности во времени выполнения периодического ТО на одноразовый (сосредоточенный) и поэтапный;
по специализации обслуживающего ВС персонала на посистемный и зонный;
по организации ТО группы воздушных судов на параллельный, последовательный и поточный;
по взаимодействию эксплуатационных предприятий (ОТО) при ТО ВС на индивидуальный и кооперированный.
Слайд 5Существуют два вида поэтапного метода выполнения работ при ТО:
с распределением
объема работ данной формы ТО по циклам в пределах допуска
по наработке (налету) к базовой периодичности;
с равномерным распределением трудоемкости периодического ТО по периодам выполнения базовой формы ТО.
Распределение объемов работ
в пределах допусков по налету
Слайд 6Равномерное распределение трудоемкости
по циклу регламентных работ
Недостатком поэтапных методов ТО
является увеличение общей трудоемкости демонтажно-монтажных работ (неоднократные закрытия-открытия одних и
тех же лючков, снятия и установки одних и тех же агрегатов).
Слайд 7График параллельного метода выполнения работ по ТО
При параллельном методе на
всех ВС группы работы ведутся одновременно.
При данном методе требуются
большие штаты специалистов — для каждого ВС полный комплект. Это приводит к тому, что специалисты слабо и неравномерно загружены.
Слайд 8График последовательного метода выполнения работ по ТО
При переходе от более
длинной операции к более короткой имеют место простои группы специалистов,
а при переходе от коротких к более длинным — простои ВС (в ожидании специалистов).
Слайд 9График поточного метода выполнения работ по ТО
Поточный метод применяется при
оперативном ТО большого числа ВС, при выполнении ремонта на ремонтных
заводах, а также при большом потоке ВС в цехе периодического ТО.
Слайд 10Схемы кооперированных методов ТО ВС
Слайд 11Основными преимуществами кооперирования и специализации:
концентрация периодического ТО ВС одного типа
в ограниченном числе АТЦ и сокращение многотипности ВС, обслуживаемых каждом
АТЦ;
повышение технического уровня производства за счет эффективного использования производственных площадей, сосредоточения средств ТО одного-двух типов ВС;
увеличение сменности работы и оптимизация численности ИТС в цехах АТЦ;
снижение себестоимости технического обслуживания авиатехники в специализированных АТЦ;
снижение себестоимости ТО в АТЦ, из которых работы по периодическим формам ТО передаются в базы централизованного О;
снижение расходов на оборотный фонд запасных агрегатов и частей ввиду возможности оптимизации его состава;
снижение затрат на капитальное строительство в результате сокращения числа необходимых объектов в ЭП, где нет баз централизованного ТО.
Слайд 12Все работы, выполняемые при техобслуживании и ремонте, разделяются на четыре
вида:
работы по осмотру и проверке (контроль технического состояния объектов обслуживания);
заправочно-смазочные
работы;
работы по очистке и промывке;
восстановительные работы (устранение неисправностей и ремонт, замена изделий с ограниченным ресурсом).
В Регламентах технического обслуживания ВС используется следующая цифровая кодировка этих видов работ:
100 — контроль состояния объекта;
200 — заправочно-смазочные работы;
300 — работы по очистке и промывке;
400 — восстановительные работы.
Каждый вид работ подразделяется на группы работ, которым присваиваются цифровые коды 110, 150, 240 и т.п. Эти группы, в свою очередь, делятся на подгруппы с кодами 111, 112, ..., 154, 241 и т.д.
Слайд 13Стандартные коды и содержание работ по техническому обслуживанию
Слайд 16Оперативные ТО проводятся перед каждым полетом и после полета. Основное
назначение оперативного ТО — устранение возникших в полете и на
земле отказов и других неисправностей в бортовых системах и подготовка ВС к очередному полету.
Виды оперативных ТО:
работы по встрече закончившего полет ВС;
работы по обеспечению стоянки ВС;
работы по осмотру и обслуживанию ВС;
работы по обеспечению вылета ВС.
Работы по осмотру и обслуживанию в свою очередь делятся на несколько форм:
А1 (или А-транзитная);
А2 (или А-базовая);
Б (или базовая).
ПДО выдает начальнику цеха оперативного ТО суточное производственное задание на ТО. Работы, предусмотренные этим заданием, начальник цеха распределяет по сменам. Соответственно, начальник смены распределяет работу по бригадам, а последние — по исполнителям.
Слайд 17Все плановые работы при оперативных ТО выполняются по соответствующим технологическим
картам.
Устранение отказов и неисправностей, выявленных экипажем в полете или ИТС
в процессе плановых работ (демонтаж, монтаж агрегатов и их регулировка, ремонт обшивки, электропроводки и т.д.), должно контролироваться инженерным составом (инженер смены, инженер ОТК, начальник смены).
Работы по встрече ВС. Ответственный за обслуживание назначенного ВС перед посадкой проверяет состояние выделенной стоянки и готовит к использованию необходимые средства наземного обслуживания, а после посадки ВС лично руководит заруливанием его на стоянку.
После постановки ВС на стоянку и выключения двигателей устанавливаются упорные колодки под колеса, производятся заземление, швартовка ВС (если это предусмотрено регламентом). Затем ответственный за ТО проводит внешний осмотр ВС, знакомится с записями в бортовом журнале, получает от экипажа замечания по работе АТ. О техническом состоянии ВС ответственный за ТО докладывает начальнику смены и бригадиру.
Слайд 18Работы по встрече и обеспечению стоянки ВС. Ответственный за работы
по обеспечению стоянки:
принимает ВС от экипажа;
при необходимости организует буксировку ВС
на место дальнейшего ТО, ремонта или хранения;
проверяет в кабине экипажа и, если необходимо, устанавливает в ВС рычаги управления, выключатели, автоматы защиты сети в положения, предусмотренные эксплуатационной документацией;
при необходимости обеспечивает заправку спецжидкостями и зарядку газами;
отключает ВС от источника аэродромного питания;
устанавливает заглушки на воздухозаборники и двигатели ВС;
одевает на приемники воздушных давлений чехлы, ставит заглушки;
стопорит рули управления, закрывает форточки, двери, люки; закрывает двери фюзеляжа на ключ;
сдает ВС под охрану.
Слайд 20Форма А1
осмотр ВС;
проверка по топливомеру количества топлива в системе в
соответствии с заданием на полет;
проверка уровня масла в маслобаке:
а) по
индикации на кадре комплексной информационной системы сигнализации (КИСС);
б) по индикатору;
проверка системы автоматического управления (САУ) авиадвигателей в режиме наземного контроля;
проверка системы контроля и диагностики по сигналу от кнопки «Контроль БСКД»;
проверка запаса ленты в аналого-цифровом печатающем устройстве (АЦПУ) бортового средства контроля и регистрации полетных данных.
Слайд 21Форма А2
проверка уровня масла в гидроприводах генераторов;
осмотр сигнализатора засорения фильтров
гидроприводов генераторов;
уборка в кабине экипажа, пассажирских салонах, бытовых и грузовых
помещениях и вестибюлях;
проверка с помощью встроенных систем контроля (ВСК) сигнализации о перегреве и пожаре, системы сигнализации о наличии дыма, целостности цепей пиропатронов огнетушителей;
проверка подсистем электроимпульсной противообледенительной системы, сигнализаторов обледенения, сигнализатора заданной толщины льда с помощью ВСК;
проверка системы обогрева бытовых панелей с помощью ВСК;
проверка зарядки кислородной системы экипажа;
дезинфекция или замена использованных кислородных масок;
проверка САУ авиадвигателей в режиме наземного контроля;
проверка системы контроля и диагностики по сигналу от кнопки «Контроль БСКД»;
проверка системы МСРП с помощью ВСК;
снятие кассеты из кассетного накопителя;
контроль информации запаса ленты в АЦПУ.
Форма Б. Как правило, при выполнении формы Б выполняются и работы форм А1 и А2. Кроме того, выполняется большой дополнительный объем работ.
Слайд 22Работы по обеспечению вылета.
В общем случае эти работы включают:
подключение
к ВС (если был отключен) наземного источника электропитания;
кондиционирование воздуха в
кабинах (в случае необходимости);
заправка баков системы водоснабжения и удаления отбросов;
снятие всех чехлов и заглушек, отсоединение заземления ВС;
проверка вручную плавности вращения ротора вентилятора каждого двигателя при температурах наружного воздуха 0°С и ниже;
проверка надежности крепления грузов, осмотр входных, грузовых и кухонной дверей, закрытие грузовых и кухонной дверей;
уборка упорных колодок из-под колес шасси;
заключительный осмотр ВС с целью убедиться:
в отсутствии внешних повреждений;
в отсутствии посторонних предметов во входных каналах двигателей;
в полном закрытии всех крышек люков и дверей;
в том, что в ВС чехлы и заглушки сняты и упорные колодки из-под колес шасси убраны.