Слайд 1Итоговое собеседование
в 9 классе: стратегия и тактика подготовки
Нарушевич Андрей Георгиевич,
кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и литературы ТИ
имени А.П. Чехова
Слайд 2Mодель итогового собеседования
Ученик – учитель (ведётся аудиозапись)
15 минут на
экзаменуемого
4 задания
Задания представлены на распечатанных карточках
1. Выразительное чтение
2. Пересказ текста
с включением приведенного высказывания
3. Монологическое высказывание
4. Диалог
Зачёт: 10 и более из 19 баллов
Слайд 3Задание 1
Задание 1. Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой
фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968) – первый космонавт. Выразительно
прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.<…> (177 слов).
Слайд 5Задание 2. Пересказ текста
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ
высказывание С.П.Королева, выдающегося конструктора
и учёного, о Юрии Гагарине:
«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее ― он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»
Подумайте, где лучше использовать слова С.П.Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Слайд 7Задание 3. Монологическое высказывание
Выберите один из предложенных вариантов беседы:
1. Праздник
(на основе описания фотографии).
2. Мой поход (экскурсия), который запомнился мне
больше всего (повествование на основе жизненного опыта).
3. Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Слайд 8Описание
Тема 1. Праздник
1. Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
место
и время проведения праздника;
событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник;
присутствующих
на празднике; общую атмосферу праздника
и настроение участников.
Слайд 9Повествование
Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в поход
(на экскурсию).
Не забудьте рассказать:
куда и когда Вы ходили в поход
(на экскурсию);
с кем Вы ходили в поход (на экскурсию);
как Вы готовились к походу (экскурсии);
почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).
Слайд 10Рассуждение
Тема 3. Мода
Всегда ли нужно следовать моде?
Не забудьте дать ответы
на вопросы:
Что значит следовать моде?
Для Вас важно следовать моде и
почему?
Следовать моде можно только в одежде?
Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?
Слайд 12Задание 4. Диалог
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по
выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы,
заданные собеседником-экзаменатором.
К теме 1 «Праздник»
1) Какие праздники Вам нравятся больше и почему (домашние, школьные, праздники в кругу друзей)?
2) Когда можно сказать, что праздник удался?
3) Вы больше любите праздник или подготовку к нему и почему?
(!) Экзаменатор-собеседник может задать вопросы, отличающиеся от предложенных в экзаменационных материалах.
Слайд 16Признаки выразительного чтения
умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел
автора;
умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу
нужные эмоциональные окраски;
хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
Слайд 17Логические правила устной речи
Если во фразе имеется противопоставление, то выделяются
оба противопоставляемых слова: Вопрос в том, кого мы жалеем –
других или себя?
При сочетании двух существительных выделяется то, которое стоит в родительном падеже: Демократия – это власть народа.
При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения: Кленовый лист напоминает нам янтарь. (Н. Заболоцкий)
Слайд 18Логические правила устной речи
Прилагательное обычно не принимает на себя
ударения. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько
выделяется: Жёлтые листья сплошным ковром покрывают землю.
Если к слову относится несколько определений, то они выделяются все, кроме последнего, которое сливается с определяемым словом: Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И. Тургенев).
Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причем ударение падает на само слово: Как ни старайся, ничего у тебя не выйдет.
Слайд 19Интонирование в различных синтаксических конструкциях
Слайд 20Предложения с однородными членами
Для предложений с однородными членами характерна интонация
перечисления: все однородные члены произносятся одним тоном, после каждого из
них делается пауза.
«Святое море», «святое озеро», «святая вода» — так называли Байкал с незапамятных времён и коренные жители,
и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке,
и путешествующие иноземцы.
Слайд 21Предложения с однородными членами
Бессоюзие — отсутствие союзов придает речи стремительность,
выразительность, предполагает ускоренный темп речи.
Телевизор, кино, автомобили, поезда,
самолёты, прохожие, огни реклам, лица продавщиц, двери троллейбусов, эскалаторы — весь этот мелькающий мир мчится и завихряется вокруг вас. (В. Солоухин)
Многосоюзие — намеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, предполагает замедление темпа речи.
Здесь на каждом шагу встречаются то малина, то смородина, то жимолость.
Слайд 22Предложения с однородными членами
Слайд 24Вводные и вставные конструкции
Вводные слова выделяются в устной речи интонацией
вводности: паузами, понижением силы голоса и более быстрым произношением вводных
слов.
Байкал, ¦ казалось бы, ¦ должен подавлять человека своим величием и размерами.
В сумерки, ¦ когда стало трудно различать лица прохожих на улице ¦, пёс встал, ¦ подошёл ко мне, ¦(я в это время сидел на диване) ¦ и вдруг опустил мне на колени свою тяжёлую голову.
Слайд 25Алгоритм подготовки к выразительному чтению
Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить
то, о чём в нём говорится.
Определите тему, основную
мысль, основной тон высказывания.
Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей.
Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность.
Найдите слова, на которые падает логическое ударение.
Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию.
Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.
Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.
Слайд 26Последовательность подготовки к пересказу
Прочитайте текст, уточните логику изложения содержащейся в
нём информации. Сформулируйте тему текста (о чём говорится в тексте ?)
и его основную мысль (что хотел сказать автор? ).
Обратите внимание на ключевые слова в текстах разных типов: глаголы, деепричастия и наречия (повествование), существительные, прилагательные и причастия (описание), слова со значением логической последовательности явлений, событий, фактов, мысли (рассуждение).
Установите количество микротем в тексте.
Определите микротему, содержание которой можно дополнить приведённым в задании высказыванием.
Слайд 27Последовательность подготовки к пересказу
5. Выделите в тексте главную (основную)
и
второстепенную (дополнительную) информацию. Используйте приёмы сокращения текста: исключение второстепенных деталей,
обобщение единичных явлений
и фактов.
6. Определите место включения в пересказ предложенного
в задании высказывания. Выберите способ цитирования.
7. Составьте план текста.
8. Перескажите текст по плану.
Слайд 28Способы включения высказывания в текст
Предложения с прямой речью
Сергей Павлович Королёв сказал о Гагарине: «Он дал людям
веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее к своей мечте… Это – Прометеево деяние…»
Предложения с косвенной речью
Сергей Павлович Королёв сказал, что Гагарин дал людям веру в их собственные силы и возможности, сделал людей более смелыми.
Предложения с вводными конструкциями
По словам Сергея Павловича Королёва, Юрий Гагарин «дал людям веру в их собственные силы, в их возможности».
Слайд 29Монолог. Описание
Определите тему монологического высказывания (праздник, чтение, спорт, отдых и
др.).
Рассмотрите фотографию очень внимательно. Как правило, на ней запечатлены
люди, совершающие какие-либо действия (или занимающиеся каким-либо видом деятельности). Выделите на снимке главное и ответьте на вопросы: кто изображён на фотографии и чем он занят? о чём, возможно, думает? какие чувства скорее всего испытывает? Обязательно связывайте свои ответы с темой описания!
Обратите внимание на примерный план, предложенный в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ.
Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз.
Слайд 30Монолог. Повествование
Определите тему монологического высказывания (праздник, поход, загородная поездка, учебное
мероприятие и др.).
Выберите из событий своей жизни то, о
котором будете рассказывать. Ответьте на вопросы: где и когда произошло событие? кто его участники? как событие планировалось, подготавливалось (начиналось)? Затем восстановите последовательность развития события (рассказывая о нём, вы можете использовать слова сначала, затем, после, в итоге и др.) Обязательно поразмышляйте об отношении участников события к происходившему. Вспомните, чем всё завершилось. Сделайте вывод.
Постройте повествование, пользуясь примерным планом, предложенным в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ.
Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз.
Слайд 31Монолог. Рассуждение
Определите тему монологического высказывания и главный вопрос, на который
вам предстоит ответить (они сформулированы в карточке участника собеседования).
Вспомните,
как строится текст-рассуждение. Сформулируйте тезис (мысль, которую вы будете обосновывать), подберите доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис), сделайте вывод. Используйте сложноподчинённые предложения, которые позволяют выразить значения причины, цели, следствия и др. Помните, что ваше высказывание не должно быть категоричным (достичь этого помогают вводные конструкции я думаю, мне представляется, возможно, вероятно, по-видимому и др.)
Постройте рассуждение, пользуясь примерным планом, предложенным в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ.
Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз.
Слайд 32Подготовка к диалогу
Внимательно выслушайте вопрос.
В каждом вопросе выделите
ключевые слова, которые будут использованы в вашем ответе.
Избегайте односложных
ответов: да, нет, конечно и т.п.
Чтобы избежать односложных ответов, используйте сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, следствия.
Смягчайте категоричность своих утверждений вводными словами: я думаю; как мне кажется; по-видимому и т.п.
Особое внимание обратите на вопросы, требующие развёрнутого ответа (Что Вы посоветуете…?).
Слайд 33Подготовка к диалогу
При развёрнутом ответе на вопрос
используйте слова-рубрикаторы: во-первых, во-вторых, наконец.
Выстраивая рассуждение-рекомендацию, располагайте информацию в
определённом порядке, соответствующем логике рассуждения.
Используйте средний темп речи, который позволяет продумывать продолжение речи.
Избегайте длительных пауз.
Следите за правильностью и чистотой речи. Избегайте слов-паразитов.
Слайд 34Нарушевич А.Г, Смеречинская Н.М. Готовимся к устному собеседованию. Русский язык:
практикум для 9 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2018
Подготовка к
выразительному чтению
Подготовка к пересказу
Подготовка к монологу
Подготовка к участию в диалоге
Упражнения
10 тренировочных вариантов
Слайд 35Где приобрести пособие
Интернет-магазин
«Лабиринт»
www.labirint.ru
https://www.labirint.ru/books/626257/
Слайд 36Контактная информация
Нарушевич Андрей Георгиевич
anarushevich@yandex.ru