Слайд 1Управление знаниями в организациях
Денис В. Волков
Кафедра Управления знаниями и прикладной
информатики в менеджменте
Институт компьютерных технологий МЭСИ
09 сентября 2013 г.
г. Москва
Слайд 2Волков Денис Владимирович
Доцент кафедры Управления знаниями
и прикладной информатики в менеджменте
Институт компьютерных технологий (ИКТ) Московского государственного университета экономики, статистики и
информатики (МЭСИ)
Заместитель руководителя программ магистерской подготовки и МВА
по направлению «ИТ-консалтинг» ИКТ МЭСИ
Президент профессионального сообщества
«Сообщество Success Insights® CIS»
Член Попечительского совета
Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ)
Российской академии народного хозяйства и государственой службы
при Президенте РФ
Президент Ассоциации выпускников ВШМБ – Клуба МВА
Действительный член Российской Лиги MBA
О преподавателе
Слайд 3Профессиональный опыт
1995 - 2001:
Siemens AG
Департамент «Сети связи и передачи информации»
Key
Account Manager, Руководитель проектов
2001 - 2003:
Siemens Building Technologies
Руководитель направления «Комплексные
проекты»
2003 - 2008:
Oracle
Consulting Operations Manager
Слайд 4Опыт в «управлении знаниями»
2003-2008:
Consulting Operations Manager
Департамент Консалтинга Oracle CIS
Knowledge
Management Leader
Continuous Learning Leader
Oracle CIS
Слайд 5О чём этот курс..?
Управление знаниями…
Слайд 7 «Знание – сила»
Сэр Фрэнсис Бэкон
(1561 – 1626 г.г.)
ВЛАСТЬ!
Слайд 9Производительность
Эффективность
vs.
© Денис Волков, 2011
Основа успеха в современной экономике
Слайд 10Главная цель — рост эффективности!
ДЕНЬГИ
ЗНАНИЯ
РЕСУРСЫ
ВРЕМЯ
© Денис Волков, 2012
Слайд 11Систематическое формирование,
обновление и применение знаний
с целью максимизации эффективности
предприятий.
Карл Вииг, 1986 г.
Управление знаниями: определение
Слайд 12Целенаправленная, системная и регулярная деятельность организаций, направленная на приобретение, создание,
накопление и распространение знаний с целью максимизации наилучшего их (знаний)
применения в интересах организаций.
Менеджмент знаний – от knowledge management
© Денис Волков, 2011
Слайд 13Управление знаниями – это… ВАШИ ИДЕИ?
Получение ПРИМЕНЕНИЕ!!!
ЗАЩИТА!!! - Сдерживание
Фильтрация/Анализ применимости –
«Нужное/Ненужное»
Систематизация
Структурирование
Усвоение Освоение Умение пользоваться
Развивать/Совершенствовать/Делать лучше/Расширение
Обновлять – Модфикация - Обновление
Актуализировать
Передача – ИНВЕСТИТРОВАНИЕ?
– «Разделение»/Распространите
Продажа
Накопление -
Слайд 14Управление знаниями как наука и практика
Управление знаниями - быстро развивающаяся
сфера научной и практической деятельности, лежащая на стыке других дисциплин,
среди которых:
управление человеческими ресурсами
управление развитием организации (organizational development)
управление изменениями
информационные технологии
брэнд-менеджмент
измерение и оценка эффективности деятельности
Слайд 15Systems Theory
Risk Management Assessment
Intelligent Agents
Management of R&D
Decision Support Systems
Modeling and
Simulation
Data Mining / Data Warehousing
Enterprise Resource Planning
Business Process Engineering
Systems Analysis
Systems
Engineering
Leadership
Ethics
Multidiscipline – УЗ лежит на стыке дисциплин:
Communications Theory
Organizational Psychology
Visualization
Groupware
Virtual Networks
Strategic Planning
Management-by-Objectives
Total Quality Management
Management Theory
Management of Information Systems
Database Design / Database Management Systems
Data Communications and Networks
© проф. М. Станкоски, Университет Дж. Вашингтона, США
Слайд 16Чем управляем? Определение понятия «знания».
Знания — информация в контексте деятельности
(субъекта), проверенная на практике и/или на опыте (причём, необязательно данного
конкретного субъекта), позволяющая принимать адекватные решения и совершать целенаправленные действия для получения/достижения желаемого и/или ожидаемого результата (деятельности данного субъекта), т.е. цели(ей).
Слайд 17(с) Кафедра УЗиПИМ МЭСИ
ТЕМА 1. Что такое управление знаниями (УЗ)
и «знания организации»:
Что такое «знания»?
Слайд 18(с) Кафедра УЗиПИМ МЭСИ
ТЕМА 1. Что такое управление знаниями (УЗ)
и «знания организации»
Первое определение понятия знания – философская наука:
Под знанием
понимается результат адекватного отражения действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий, фиксируемого в виде знаков естественных и искусственных языков.*
*Алексеев П.В., Панин А.В., Теория познания и диалектика:
Учеб. Пособие для ВУЗов. – М.: Высш. Шк., 1991. - 383 с.
Прим.: по материалам д.т.н., проф. Селеткова С.Н.
Слайд 19(с) Кафедра УЗиПИМ МЭСИ
ТЕМА 1. Что такое управление знаниями (УЗ)
и «знания организации»
Первое определение понятия знания – философская наука:
Знание -
проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании.
БСЭ - 3-е изд.- М.:1972.-Т.7. – с. -555
Прим.: по материалам д.т.н., проф. Селеткова С.Н.
Слайд 20(с) Кафедра УЗиПИМ МЭСИ
ТЕМА 1. Что такое управление знаниями (УЗ)
и «знания организации»
Первое определение понятия знания – философская наука:
Элементарные знания
сводятся к констатации фактов и их описанию, тогда как научные знания поднимаются до их объяснения, осмысления их в системе понятий данной науки.
Чл. корр. РАН РФ А.Г. Спиркин, БСЭ, 3 изд. Т. 9
Прим.: по материалам д.т.н., проф. Селеткова С.Н.
Слайд 21(с) Кафедра УЗиПИМ МЭСИ
ТЕМА 1. Что такое управление знаниями (УЗ)
и «знания организации»
Первое определение понятия знания – философская наука:
Знания, как
результат, полученный познанием.
Знания – система суждений, с принципиальной и единой организацией, основанная на объективной закономерности.
Японский толковый словарь
Прим.: по материалам д.т.н., проф. Селеткова С.Н.
Слайд 22(с) Кафедра УЗиПИМ МЭСИ
ТЕМА 1. Что такое управление знаниями (УЗ)
и «знания организации»
Первое определение понятия знания – философская наука:
Знание –
результат познания, напрямую связанный с сознанием человека.
НО: в философии существует еще и сфера бессознательного
Прим.: по материалам д.т.н., проф. Селеткова С.Н.
Слайд 23(с) Кафедра УЗиПИМ МЭСИ
ТЕМА 1. Что такое управление знаниями (УЗ)
и «знания организации»
Первое определение понятия знания – философская наука:
Сознание не
исчерпывает всего богатства психической жизни человека.
Наряду с сознанием в психике человека существует еще и сфера бессознательного.
Прим.: по материалам д.т.н., проф. Селеткова С.Н.
Слайд 24(с) Кафедра УЗиПИМ МЭСИ
ТЕМА 1. Что такое управление знаниями (УЗ)
и «знания организации»
Первое определение понятия знания – философская наука:
Бессознательное –
это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данных момент, контролю со стороны сознания.
Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния и т.п.
Прим.: по материалам д.т.н., проф. Селеткова С.Н.
Слайд 25(с) Кафедра УЗиПИМ МЭСИ
ТЕМА 1. Что такое управление знаниями (УЗ)
и «знания организации»
Первое определение понятия знания – философская наука:
Большинство отечественных
и зарубежных ученых, занимающихся вопросами технического творчества, считают, что творческое мышление это взаимодействие логического и интуитивного, сознательного и подсознательного.
Прим.: по материалам д.т.н., проф. Селеткова С.Н.
Слайд 26(с) Кафедра УЗиПИМ МЭСИ
ТЕМА 1. Что такое управление знаниями (УЗ)
и «знания организации»
Первое определение понятия знания – философская наука
В контексте
управления знаниями в организации (KM) сформировалось несколько иное понятие – знания организации
Далее в курсе «знания организации» = «знания»
Слайд 27(с) Кафедра УЗиПИМ МЭСИ
ТЕМА 1. Что такое управление знаниями (УЗ)
и «знания организации»
В контексте управления знаниями в организации (KM) :
Знания
(knowledge) - это информация в контексте, способная произвести побуждающее к действиям понимание.
М.К. Румизен
«…»
Слайд 28(с) Кафедра УЗиПИМ МЭСИ
ТЕМА 1. Что такое управление знаниями (УЗ)
и «знания организации»
«Знания, в общем случае, являются переменной во времени
и контексте совокупностью отношений между данными».
Вебер А.В., Данилов А.Д., Шифрин С.И.
«Knowledge-технологии»
«Знание – динамический субъективный процесс проверки соответствия личного мнения истине».
Икуджиро Нонака, Хиротака Такеучи
«Компания – создатель знания»
Слайд 29(с) Кафедра УЗиПИМ МЭСИ
ТЕМА 1. Что такое управление знаниями (УЗ)
и «знания организации»
Сходство и различия знания и информации:
Знание, в
отличие от информации, предполагает наличие мнения и убеждения. Знание — функция определенной позиции, точки зрения или намерения.
Знание, в отличие от информации, подразумевает действие. Знание всегда «ради какой-то цели».
И знание, и информация подразумевают значение и имеют зависящий от ситуации и относительный смысл.
Икуджиро Нонака, Хиротака Такеучи
«Компания – создатель знания»
Слайд 30(с) Кафедра УЗиПИМ МЭСИ
ТЕМА 1. Что такое управление знаниями (УЗ)
и «знания организации»
Информация — необходимая среда, материал для извлечения или
создания знания. Она влияет на знание, добавляя что-либо к нему или видоизменяя его.
Информация — это поток сообщений, и хотя знание создается из этого потока, оно находится в зависимости от мнений и убеждений его владельца.
Икуджиро Нонака, Хиротака Такеучи
«Компания – создатель знания»
Слайд 32Рабочее определение понятия «знание»
Знания — информация в контексте деятельности (субъекта),
проверенная на практике (опыте), позволяющая принимать адекватные решения и совершать
целенаправленные действия для получения желаемого и/или ожидаемого результата (деятельности субъекта), т.е. достижения целей.
Слайд 34Информация = знания?
I = negЭ
Информация – как мера снятия неопределённости
Слайд 35Знания = Информация..?
W
K
I
D
Рис. 5 Модель DIKW
Слайд 36Экстраполируем?
W
K
I
D
Рис. 6 «Экстраполяция» модели DIKW
?
F
P
M + M
1
2
3
Слайд 38Понятие когнитивного диссонанса
Когнити́вный диссона́нс (от латинских слов: cognitiо — «познание» и dissonantia — «несозвучность, нестройность,
отсутствие гармонии») — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих
представлений: идей, верований, убеждений, ценностей или эмоциональных реакций.
Понятие впервые введено Леоном Фестингером в 1957 году.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Когнитивный_диссонанс
Знание есть результат конструктивного «разрешения» когнитивного диссонанса!
Слайд 39Знания: какие они бывают?
Явные знания (explicit knowledge) охватывают все те
знания, о которых мы знаем, что мы можем их записать,
сообщить другим и/или ввести в базу данных.
Неявные знания (tacit knowledge) - это то, о чем мы не знаем, что мы это знаем. В его состав входят разные «ноу-хау», секреты мастерства, опыт, озарения и интуиция.
М.К. Румизен
Слайд 40Знания: какие они бывают?
Неформализованное знание (Субъективное):
Полученное из опыта (тело)
Одновременное (здесь
и сейчас)
«Аналоговое» (практика)
Формализованное знание (Объективное):
Полученное из рассуждения (душа)
Последовательное (там и
тогда)
«Цифровое» (теория)
И. Нонака, Х. Такеучи
Слайд 41Знания: какие они бывают?
Рис. 6 Виды знаний
Слайд 42Знания в эпоху экономики знаний
Знание = Ресурс
Знание = Актив
Знание =
Товар?
Слайд 43Д – Т – Д’
«Призрак бродит по Европе…»
Слайд 44«Новый Капитал»
Деньги ? Знание ? Деньги'
Знания ? Деньги ? Знания'
Слайд 45Область приращения интеллектуального капитала
Слайд 46Классификация интеллектуального капитала по Т. Стюарту
Слайд 47Классификация интеллектуального капитала по Э. Брукинг
Слайд 48Области формирования и приращения интеллектуального капитала
Область приращения интеллектуального капитала
Рис. 7
Схема формирования области приращения интеллектуального капитала
© Денис Волков,
2012
Слайд 49Области приращения компетенций
Область приращения интеллектуального капитала
Области
компетенций
Рис. 8 Приращение областей
знаний за счёт применения компетентностного подхода
© Денис Волков, 2012
Слайд 50Роль управления компетенциями
в приращении интеллектуального капитала
Слайд 51Определимся с терминами!
Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков, способностей, талантов,
поведенческих моделей и личных качеств сотрудника, необходимая для успешного и
эффективного решения поставленных профессиональных задач.
Компетентность - совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
(Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Компетентность)
© Денис Волков, 2012
От себя добавим:
«...в рамках предоставленных полномочий
в отведённой сфере ответственности»!
Слайд 52Приращение и развитие компетентности
Рис. 3 «Классический» цикл развития (приращения)
компетентности
© Денис Волков, 2012
Рис. 9 Цикл развития компетентности (через
приращение компетенций)
Слайд 53«Компетенции» и «компетентность»
Рис. 9 Связь уровней компетентности и обретаемых
компетенций на каждом из этапов
Ученичество
Мастерство
© Денис Волков, 2012
Слайд 54Цикл Колба
Рис. 10 «Классический» Цикл Колба
Слайд 55Пирамида обучения – ключ к ОБРЕТЕНИЮ знания
Рис. 11 «Пирамида
обучения»: связь форм подачи материала и уровней его усвояемости
Слайд 56«Обучать» или «управлять знаниями»?
Важные промежуточные выводы:
Для эффективного приращения интеллектуального капитала
необходимо обеспечить расширение
«областей компетенций» сотрудников
Система «обучения» как таковая не
гарантирует приобретения и развития компетентности сотрудников
до требуемого в современных условиях уровня
«Управление компетенциями» в современных условиях должно быть нацелено на обретение сотрудниками уровня «мастерства» (неосознанная компетентность), т. е.
на овладение его «секретами» и «неявными» знаниями
«Система управления компетенциями» должна быть ориентирована в первую очередь на развитие «конкурентных» областей компетенций и «новые» знания
© Денис Волков, 2012
Слайд 57
Расширение областей компетенций
Развитие компетентности сотрудников
Ориентация на обретение мастерства
Ориентация на конкурентные
и “новые” знания
УПРАВЛЕНИЕ
КОМПЕТЕНЦИЯМИ
Задачи системы управления компетенциями
Рис. 5 Задачи,
стоящие перед системой управления компетенциями
© Денис Волков, 2012
Слайд 58Современный и эффективный подход к решению задач управления компетенциями
СИСТЕМА
УПРАВЛЕНИЯ
ЗНАНИЯМИ
© Денис Волков, 2012
Слайд 60
«Информационная редукция знания»
Цикл управления знаниями
9. Повторное
использование знаний
(knowledge re-use)
1. Извлечение
и создание новых знаний
4. Формализация знаний
5. Структурирование
и
Документирование
7. Knowledge
Transfer
& Sharing
Передача знаний и Обмен знаниями
СУЗ
2. Экстериоризация vs.
Экстернализация
6. Кодификация
12. Обновление
(«освежение») знаний
(refresh)
11. Аудит знаний
(revision)
8. Интериоризация vs.
Интернализация
10. Удержание знаний
(knowledge retention)
© Денис Волков, 2012
Рис. 3 Цикл управления знаниями
0. Анализ потребности в знаниях
3. Анализ
принципиальной
формализуемости
знаний
Слайд 61Компоненты системы управления знаниями
© Денис Волков, 2012
ПРОЦЕССЫ
ЛЮДИ
ТЕХНОЛОГИИ
Рис. 6 Трехкомпонентная
модель системы управления знаниями организации
Рис. 4 Структурная схема системы
управления знаниями
Слайд 62
Обучение на рабочем месте
Наставничество
Профессиональные сообщества
Виртуальные рабочие
группы
Внедрение инструментов УЗ
Развитие инфраструктуры УЗ
Корпоративные портал
Области практических
задач
управления знаниями (УЗ)
© Денис Волков, 2012
Слайд 63«Новые» области фокуса внимания
в управлении знаниями
Storytelling
Учет интеллектуального
капитала
Анализ социальных сетей
Анализ «потоков знаний»
«Управление опытом»
Удержание
знаний
© Денис Волков, 2012
Слайд 64Инструменты
управления знаниями
в современных
бизнес-процессах
Примеры практического внедрения
Слайд 65MindManager ®
Инструмент для извлечения и формализации неявных знаний, документирования, сохранения,
удержания и распространения знаний внутри компании
Инструмент повышения эффективности групповой работы
сотрудников в ходе совещаний
Инструмент повышения личной эффективности сотрудников
MindManager ® является программным продуктом компании MindJet (www.mindjet.com)
Слайд 66Разработка рабочих инструкций для новых сотрудников
Метод извлечения и формализации неявных
знаний сотрудников
Метод «удержания знаний», накопленных сотрудниками в процессе работы
Метод передачи
знаний и обмена знаниями
Метод создания нового знания (исследование),
формализации и документирования
© Денис Волков, 2011
Слайд 67After Action Review (AAR)
Метод извлечения, формализации и сохранения знаний
Метод удержания
знаний и обеспечения их повторного использования
Метод обучения на рабочем месте
Набор
инструментов для организации групповой работы
Слайд 68
Что планировалось изначально?
Что произошло на самом деле?
Почему
это произошло?
Что будем делать в следующий раз?
Чему мы
научились (lessons learnt)?
Как мы будем об этом сообщать (report)?
Метод AAR
Слайд 69«Новые» (?) инструменты управления знаниями
Слайд 70Внедрение системы управления знаниями:
ключевые факторы успеха
Слайд 71Основные моменты
Видение
Связь со стратегией
Требования бизнеса
Ценность для
всех участников
Индикаторы (KPIs)
Лидер (KM Champion)
Полномочия
Бюджет
© Денис
Волков, 2010
Слайд 72Пять решающих факторов успеха в УЗ
Слайд 73Инвестиции
Люди
Время
Деньги
© Денис Волков, 2010
Слайд 74Ключевые факторы успеха
Лидерство
Мотивация
Перспективы (видение цели)
© Денис Волков,
2010
Слайд 75Роль СУЗ в интеграционых процессах
Объдиняющая
Трансформирующая
Стабилизирующая
© Денис Волков,
2010
Слайд 77Основные задачи управления знаниями
ЗАДАЧИ
УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ
РАЗВИТИЕ ПРАКТИКИ
Слайд 79Контактная информация
Волков Денис Владимирович
E-mail: denis.volkov@mail.ru
dvvolkov@mesi.ru
Телефоны: +7 (916) 695 82 16
+7 (985)
364 56 52
http://www.mesi.ru