Слайд 1Урок. Этапы, типология
Актуальные проблемы методики и организации учебной деятельности
Лекция
Слайд 2Этапы урока:
1. Организационный
Урок должен начинаться с предварительной организации.
Выполняет
психологическую функцию – задача этапа не столько учебно-воспитательная, сколько психологическая.
Задача
– обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и подготовить учащихся к педагогическому общению и предстоящему занятию
Слайд 3Этапы урока:
1. Организационный
Содержание этапа:
1. Приветствие (уважение, симпатия, сотрудничество)
2. Определение
отсутствующих (можно сделать незаметно и в ходе урока). Сопровождается порицанием
прогульщиков, сочувствием, помощью заболевшим
3. Проверка готовности рабочих мест к уроку (готовимся на перемене) и внешнего вида учеников, рассадка учеников в классе!
4. Проверка подготовленности кабинета к уроку ( готовим кабинет на перемене), в том числе и рабочее место учителя!
5. Организация внимания – переключение с перемены на урок ( позиция учителя, постановка учащихся, установление тишины, разрешение садиться и начало урока сразу!)
Слайд 4Этапы урока:
1. Организационный
Условия достижения наибольшей эффективности:
1. сосредоточенность, выдержка, собранность
и самообладание учителя
2. отсутствие многословия, волевая направленность учителя
3. требовательность т
твердое намерение без промедления перейти к уроку при одновременном внимании к состоянию учащихся
4. использование небольшой психологической паузы и вопроса, побуждающего интерес к теме урока
5. спокойная уверенная манера держаться в классе
6. последовательность и постоянство в предъявлении требований к организации учащихся
Слайд 5Этапы урока:
1. Организационный
Показатели выполнения задачи организационного этапа:
1. Доброжелательный настрой
учителя и учащихся
2. Кратковременность организационного этапа
3. полная готовность класса и
оборудования к уроку
4. Быстрое вовлечение класса в деловой ритм
5. Организация внимания всех учащихся
Слайд 6Этапы урока:
2. Этап проверки домашнего задания
Учебно-воспитательная задача этапа –
проверить правильность и полноту выполнения домашнего задания всем классом, выяснить
причины невыполнения, устранить пробелы
Содержание этапа:
1. Выявления факта выполнения домашнего задания всем классом
2. Обязательное выяснение причин невыполнения домашнего задания отдельными учениками, принятие мер к дальнейшему его довыполнению
3. определение типичных пробелов и причин их появления
4. Исправление ошибок, допущенных учащимися
5. Привлечение к проверке учеников-консультантов
6. Использование взаимопомощи и самоконтроля
7. Осмысление учителем своей работы на прошлом уроке (ошибки, рефлексия)
Слайд 7Этапы урока:
2. Этап проверки домашнего задания
Условия достижения наибольшей эффективности:
1.
Оперативность учителя, целеустремленность деятельности
2. Использование учителем системы приемов, позволяющих выявить
выполнения домашнего задания у всех учащихся
3. Осознанность учащимися взаимосвязи выполнения домашнего задания с результатами своего обучения (здесь еще функция контроля)
4. Обязательность проверки домашнего задания, каждое непроверенное домашнее задание стимулирует безответственность
Слайд 8Этапы урока:
2. Этап проверки домашнего задания
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи
этапа:
1. Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за
5-7 минут, установление типичных ошибок и их ликвидация
2. Обнаружение причин невыполнения домашнего задания, принятие мер для их устранения
3. Использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания
4. Формирование понимания учащимися связи выполнения домашнего задания с результатами учебы
Слайд 9Этапы урока:
2. Этап проверки домашнего задания
Методика проверки домашнего задания:
1.
В начале урока (можно редко в конце)
2. Графические работы проверяем
в процессе обхода класса - тетради учеников раскрыты
3. Содержательные работы проверяем фронтально при общей работе учащихся с поднятой рукой или по выбору учителя, терминологические диктанты и разминки
4. Письменные фронтальные и индивидуальные работы оцениваем собрав тетради после урока у всех или выборочно
5. Можно использовать кратковременные письменные проверочные задания на листочках (тесты) с последующим сбором и проверкой после урока
6. Комплексный опрос: работа у доски, по карточкам, в парах, фронтально письменно
7. С применением ИКТ: общий тест, индивидуальные задания
Слайд 10Этапы урока:
3. Этап всесторонней проверки знаний
Учебно-воспитательная задача этапа –
глубоко и всесторонне проверить знания группы учащихся, выявить причины пробелов.
Закрепление, уточнение и систематизация знаний. Организация в ходе опроса отдельных учащихся коллективной познавательной деятельности всех! учащихся класса. Развитие речи, мышления. Формирование навыков правильного воспроизведения своих знаний и умений. Развитие аналитического, критического мышления. Воспитание чувства коллективизма, сопереживания отвечающим. Рефлексия учителем своих действий.
Очень сложный и ответственный этап.
Слайд 11Этапы урока:
3. Этап всесторонней проверки знаний
Содержание этапа:
1. Проверка различными
методами объема и качества усвоения материала отдельными учениками
2. Проверка образа
мышления отвечающих учеников
3. Проверка сформированности метапредметных и социальных навыков и умений
4. Комментирование ответов учащихся (оценивание)
5. Организация деятельности всего класса во время ответов вызванных к доске
Слайд 12Этапы урока:
3. Этап всесторонней проверки знаний
Устный опрос – основа
этапа – главный вид речевой практики на уроке. Включает три
компонента:
1. Вопрос учителя и методика его задавания (умный ответ на умный вопрос)
2. Ответ ученика – самый важный компонент
3. Поведение класса в ходе опроса. Должны активизироваться память, внимание и деятельность всего класса. Здесь знания всех учащихся совершенствуются ( не только контроль, но и обучение).
Слайд 13Этапы урока:
3. Этап всесторонней проверки знаний
Формы опроса:
1. Фронтальный
2. Уплотненный
комплексный
3. программированная проверка на основе ИКТ
4. Индивидуальный с участием класса
Типичные
ошибки учителя:
1. работа только с одним учеником
2. требование дословного воспроизведения материала учебника, без участия проверки мышления
3. опрос только одного ученика подрывает дисциплину и работоспособность класса
4. одинаковая работа ученика у доски и учащихся в тетрадях (списывание с доски)
5. затягивание опроса (должно быть не более 15 минут)
Слайд 14Этапы урока:
3. Этап всесторонней проверки знаний
Условия наибольшей эффективности этапа:
1.
Использование разнообразных приемов проверки, их комбинирование
Постановка дополнительных вопросов в ходе
проверки
3. Создание в ходе опроса нестандартных ситуаций, игровых для проверки знаний
4. Привлечение к прослушиванию ответа одного ученика всего класса (поставить перед учащимися задачи: критика, оппонирование, поддержка, альтернатива)
5.Создание атмосферы серьезности и значимости этапа проверки для всех учащихся
6. Динамизм и оперативность работы учителя (учитель на уроке не должен сидеть!)
Слайд 15Этапы урока:
3. Этап всесторонней проверки знаний
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи
этапа:
1. Проверка учителем не только объема и правильности выполнения заданий,
но и глубины, осознанности знаний, умений их использовать
2. Рецензирование ответов, указание положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях, указание на то, что нужно доработать
3. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся
Слайд 16Этапы урока:
4. Подготовка к сознательному усвоению нового материала
Учебно-воспитательная задача этапа
– организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к
усвоению нового материала. Научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства ее достижения.
Содержание этапа:
1. Сообщение темы изучения нового материала
2. Формулировка обучающимися ( совместно с учителем) цели и задач изучения нового материала
3. Актуализация практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению
4. Постановка учебной проблемы (каких знаний, умений не хватает)
Слайд 17Этапы урока:
4. Подготовка к сознательному усвоению нового материала
Этап целенаправленного учения.
Каждый ученик должен осознавать цели всех выполняемых им в учебном
процессе действий
Обеспечиваются осознание цели учениками, заинтересованное отношение к достижению цели. Учение нужно не учителю, а учащимся! Ученики должны понимать замысел всех заданий учителя.
Слайд 18Этапы урока:
4. Подготовка к сознательному усвоению нового материала
Условия наибольшей эффективности
этапа:
1. Предварительное обдумывание учителем формулируемых целей и задач, практической значимости
учебного материала. Фиксация этого в поурочном плане
2. Умение четки и однозначно, вместе с учениками сформулировать образовательные цели урока для учеников, показать им, чему они должны научиться в ходе урока
3. Сформированность у учащихся понимания, что без цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке, успешно можно работать только тогда, когда ясен предполагаемый конечный результат
4. Ученическую цель урока нужно или обсуждать с учащимися или формулировать ее вместе с ними. Иначе она не будет для них личностно значима
Слайд 19Этапы урока:
4. Подготовка к сознательному усвоению нового материала
Показатели выполнения учебно-воспитательной
задачи этапа:
1. Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока
2.
Эффективность восприятия и осмысления нового материала
3. Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала
Цели и задачи формулируются в результате проблемного задания, эвристического вопроса, познавательной задачи (начали делать – поняли, что чего-то не знают или не умеют – цель узнать и научиться)
Слайд 20Этапы урока:
5. Этап усвоения новых знаний
Учебно-воспитательная задача этапа – дать
конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях природы, об основной идее
изучаемого вопроса, правила, принципа, закона. Способствовать усвоению учащимися способов, путей, средств и приемов обобщения материала, воспроизведения материала, выработки навыков и умений его использования в различных учебных ситуациях.
Используется принцип развивающего обучения
Слайд 21Этапы урока:
5. Этап усвоения новых знаний
Содержание этапа:
1. Организация внимания
2. Организация
учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизхации нового
учебного материала
3. Организация самостоятельной деятельности обучающихся по изучению, овладению содержанием материала, умениями и навыками рационального учения
Осуществление ситуации, когда основным субъектом (работником) процесса обучения, основным ответственным лицом за свою учебу и поведение становится ученик
Сущность этапа не в изложении материала, а в изучении этого материала учащимися под руководством учителя.
Слайд 22Этапы урока:
5. Этап усвоения новых знаний
Условия наибольшей эффективности этапа:
1. Актуализация
опорных знаний учащихся
2. Широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности
учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию процесса учения. Максимальное участие в усвоении материала
3. Использование в процессе учения сменных диалогических пар
4. Проведение словесной работы как одного из инструментов осознания учебного материала
Слайд 23Этапы урока:
5. Этап усвоения новых знаний
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:
1.
Качество ответов учащихся на этапе закрепления и последующих уроках
2. Правильность
действий учащихся на практических занятиях, лабораторных работах, в процессе беседы, диалога, активность в подведении итогов, уверенность в самостоятельной работе
Слайд 24Этапы урока:
6. Этап закрепления новых знаний
Учебно-воспитательная задача этапа – закрепить
знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому
материалу. Повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, выработать навыки и умения.
Слайд 25Этапы урока:
6. Этап закрепления новых знаний
Содержание этапа:
1. Закрепление новых знаний
и умений
2. Закрепление приемов изучения вопроса, плана предстоящего ответа при
проверке знаний
3. Осмысление учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий
4. Закрепление изученного материала в процессе практического применения, в нестандартных ситуациях (редко)
5. Выработка навыков и умений
Слайд 26Этапы урока:
6. Этап закрепления новых знаний
Условия наибольшей эффективности этапа:
1. Не
только припоминание, но и оперирование знаниями, решение задач
2. Использование различных
способов закрепления: вопросы, задания, игра, работа в парах, группах
3. Дополнение и исправление ответов учащихся из класса
4. Определение по количеству и качеству дополнений ответов масштаба и сути пробелов в понимании нового материала
Слайд 27Этапы урока:
6. Этап закрепления новых знаний
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:
1.
Выяснение учителем прочности и уровня осознанности знаний учащихся
2. Воспроизведение учащимися
фактов, понятий, правил, основных идей нового материала и оперирование ими
3. Умение выделять существенные признаки основных понятий, конкретизировать их
Слайд 28Этапы урока:
7. Этап информации о домашнем задании
Учебно-воспитательная задача этапа –
сообщить учащимся домашнее задание, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость
и обязательность действия. Подведение итогов урока.
Слайд 29Этапы урока:
7. Этап информации о домашнем задании
Содержание этапа:
1. Подведение итогов
урока: как работал класс, кто лучший, что нового узнали
2. Мотивирование
домашнего задания: любознательность, тренировка, долг, признание, оценка
3. Подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания. Дифференциация домашнего задания, индивидуальные домашние задания.
4. Проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способ ее выполнения
Слайд 30Этапы урока:
7. Этап информации о домашнем задании
Условия наибольшей эффективности этапа:
1.
Обязательное и систематическое включение этапа в границы урока
2. Задание выдается
при полном внимании класса
3. Ход урока готовит учащихся к этапу постановки домашнего задания
4. Содержание и способ выполнения домашнего задания должны быть понятны всем учащимся без исключения.
Слайд 31Этапы урока:
7. Этап информации о домашнем задании
Правильное выполнение домашнего задания
выясняется на следующем уроке.
Интересный подход выдачи домашнего задания в начале
или середине урока.