Слайд 1Калининградская область –
Территория возможностей
Слайд 3 Вильнюса310 км
от Калининграда до:
Москвы 1100 км
Санкт-Петербурга 830 км
Варшавы270
км
Берлина 530 км
Копенгагена530 км
Стокгольма540км
Минска 470 км
Хельсинки670км
Таллинна 590 км
Риги 530 км
Киева 820 км
400 км
600 км
Слайд 8Хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность
на территории Калининградской области
Общий режим
хозяйствования
Хозяйствующие субъекты, не применяющие специальные режимы хозяйствования
Хозяйствующие субъекты - резиденты
Особой экономической зоны в Калининградской области
Специальный режим хозяйствования
Режим Особой экономической зоны
Хозяйствующие субъекты,
зарегистрированные и
осуществлявшие ВЭД до 2006 г. (предприятия «переходного периода»)
Слайд 10ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЕКТАМ:
Слайд 11СОГЛАШЕНИЕ по вопросам свободных экономических зон
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №16-ФЗ
Об Особой экономической
зоне в Калининградской области
ГАРАНТИИ РЕЗИДЕНТАМ
НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ
ПРОЦЕДУРА СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ (ВВОЗ
И
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ТОВАРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ОЭЗ)
Слайд 12Постановление Правительства Российской Федерации
от 29.11.2014г. №1275
«О предоставлении из
федерального бюджета бюджету Калининградской области иных межбюджетных трансфертов на обеспечение
поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области»
Постановление Правительства Российской Федерации
от 28.04.2015г. № 423
«О предоставлении из федерального бюджета бюджету Калининградской области иных межбюджетных трансфертов на компенсацию части затрат российских юридических лиц на перевозку железнодорожным транспортом общего пользования готовых товаров, произведенных на территории Калининградской области, на территорию Российской Федерации, а также перевозку с территории Российской Федерации сырья, строительных материалов и комплектующих для производства указанных товаров на территории Калининградской области»
«О результатах работы по реализации мероприятий, связанных с изменением основных экономических условий ведения предпринимательской деятельности после 1 апреля 2016 г.»
Слайд 13Постановление Правительства Калининградской области
от 16.02.2016 г. № 83
«Об установлении
порядка и условий предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку
юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области»
Постановление Правительства Калининградской области
от 16.02.2016 г. № 82
«Об утверждении типовых форм инвестиционного соглашения и соглашения о взаимных обязательствах по сохранению условий и параметров осуществления деятельности в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года №1275 … »
Постановление Правительства Калининградской области
от 10.12.2015 г. № 703
«Об установлении порядка и условий предоставления субсидий из областного бюджета российским юридическим лицам, зарегистрированным на территории Калининградской области, на компенсацию части затрат на перевозку железнодорожным транспортом общего пользования готовых товаров, произведенных на территории Калининградской области, на территорию Российской Федерации, а также перевозку с территории Российской Федерации сырья, строительных материалов и комплектующих для производства указанных товаров на территории Калининградской области»
Слайд 17Индекс промышленного производства, % (2005=100)
Слайд 19Производство отдельных видов продукции обрабатывающих производств (2015 в % к
2014)
Слайд 26Промышленная зона автомобильного кластера
Слайд 27Существующие формы поддержки «особых территорий»
в рамках законодательства Российской Федерации
Слайд 34Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР)
Слайд 35Источник: Министерство РФ по развитию Дальнего Востока
Слайд 37Источник: Министерство РФ по развитию Дальнего Востока
Слайд 38Действующие преференции и льготы для резидентов свободного порта Владивосток
Обсуждаются поправки
в Налоговый кодекс, предусматривающие введение единого налога свободного порта —
уведомление о разработке законопроекта размещено на портале Regulation.gov.ru
Проект предусматривает 6-процентную ставку в течение первых пяти лет работы резидента, а затем — 10% на весь период работы свободного порта.
Слайд 39Действующие преференции и льготы для резидентов свободного порта Владивосток
(продолжение)
Слайд 41СЭЗ создана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от
29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной
экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
Срок функционирования СЭЗ - 25 лет (до 31 декабря 2039 года)
Источник: ФЗ, Министерство экономического развития РК
Слайд 43Льготы для предприятий-резидентов СЭЗ
Слайд 44Льготы для предприятий-резидентов СЭЗ
(продолжение)
Слайд 45Источник: Доклад А. В. Шулятьева (первый зам. начальника Севастопольской таможни)
об особенностях и перспективах таможенного администрирования в условиях СЭЗ на
территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
Слайд 48КОНЦЕПЦИЯ НОВОГО ЗАКОНА
«О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»
Слайд 49СТРУКТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Низкая производительность труда
Производительность труда в
Калининградской области в 2014 году на одного занятого в экономике
- 641 тыс. рублей , что составляет:
74 % от среднего уровня ВРП на одного занятого в среднем по субъектам Российской Федерации,
55,8 % от ВВП на одного занятого в экономике в Российской Федерации,
≈ 19% от ВВП на одного занятого стран Европейского союза, из них
≈ 33% от ВВП на одного занятого Литвы и ≈ 32% от ВВП на одного занятого Польши.
2. Низкая инвестиционная активность
уровень инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения ниже, чем в среднем по Российской Федерации, темпы роста в последние 5 лет – ниже среднероссийских
значительную часть капиталовложений составляют бюджетные средства, частный капитал малоактивен
В 2015 году доля инвестиций за счет собственных средств составила 35,2 %, доля инвестиций за счет кредитов банков и заемных средств других организаций - 7 %, при этом доля бюджетных инвестиций в структуре инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций достигла 49,6 %.
отрицательная динамика поступления инвестиций за период 2013-2015 гг., которая усилилась в связи с введением санкционных ограничений: 2013 г. – 88,9%, 2014 г. – 81,8%, 2015 г. - 86,9%.
3. Рост демографической нагрузки на население трудоспособного возраста
Уменьшается численность трудовых ресурсов. Растет доля населения пенсионного возраста.
за период 2006-2015 гг. число лиц моложе и старше трудоспособного возраста, приходящихся на 1000 лиц трудоспособного возраста выросло на 32% и составило по оценке 716 человек
(из них 422 человека старше трудоспособного возраста),
а к 2020 году возрастет до 830 человек (498 человек старше трудоспособного возраста), что более чем в полтора раза выше уровня 2006 года.
4. Низкий уровень оплаты труда, развитый «серый сектор»
заработная плата работников организаций и предприятиятий (включая малый бизнес) в составляет 84,1% от средней по Российской Федерации
54,3% работников получают заработную плату ниже среднеобластного уровня
почти 6,5 тысяч работодателей выплачивают заработную плату сотрудникам ниже минимального размера оплаты труда, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате, заключенным Правительством Калининградской области, объединением работодателей и территориальными организациями профсоюзов
Слайд 50КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА «О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»
Вариант № 1:
На территории
КО действует 16-ФЗ от 10.01.2006 г. «Об особой экономической зоне
в КО» (до 01.04.2031), в который вносятся изменения и дополнения.
Вариант № 2:
На территории КО действует только новый Закон «О социально-экономическом развитии КО» (сроком действия на 75 лет или бессрочно).
Вариант № 3:
На территории КО действует два закона параллельно:
16-ФЗ от 10.01.2006 г. «Об особой экономической зоне в КО» (до 01.04.2031) и новый Закон «О социально-экономическом развитии КО» (сроком действия на 75 лет или бессрочно).
При условии синхронизации сроков действия двух законов.
Слайд 51СФЕРА ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА 16-ФЗ
«ОБ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ»
Сохранение ОЭЗ на
территории КО
Продолжение действия процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ)
Сохранение понятия, льгот,
преференций резидентов ОЭЗ
Слайд 52СФЕРА ДЕЙТВИЯ НОВОГО ЗАКОНА «О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»
Развитие всей
территории Калининградской области (КО) через создание привлекательных условий для всех
субъектов хозяйствования на территории КО (не зависимо от вида деятельности, статуса, масштаба, рынков сбыта)
Привлечение инвестиций (российских и зарубежных) в новые бизнес-проекты
Повышение уровня жизни жителей КО
Слайд 53ВАРИАНТЫ РЕЗИДЕНТСТВА ПО 16-ФЗ (при сохранении в 16-ФЗ)
Объем инвестиций 50
млн. рублей и 150 млн.рублей
Срок инвестиций – 3 года
Льгота по
налогу на прибыль: 6 лет – 0%, 6 лет – 50% от ставки.
Льгота по налогу на имущество: 6 лет – 0%, 6 лет – 50% от ставки.
Слайд 54ВАРИАНТЫ РЕЗИДЕНТСТВА ПО СЭР (при переносе в новый закон)
Объем инвестиций
50 млн. рублей – 2 налога (на прибыль и на
имущество)
Объем инвестиций 150 млн. рублей – 4 налога (на прибыль и на имущество, социальные платежи, налога, земельный налог)
Льгота по налогу на прибыль: 6 лет – 0%, 6 лет – 50% от ставки. Отсчет льготного периода начинается с момента получения первой прибыли
Льгота по налогу на имущество: 6 лет – 0%, 6 лет – 50% от ставки. Отсчет льготного периода начинается с месяца постановки имущества на баланс
Для старых резидентов перезапуск льготного периода при 75 млн. инвестиций в течение 3 лет
Слайд 55БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
Создание привлекательных условий для всех видов
бизнеса независимо от отрасли, масштаба, даты создания, инвестора
Формирование для Резидентов
более привлекательных условий, чем для всех остальных хозяйствующих субъектов КО
Создание условий для привлечения новых субъектов налогообложения: финансовых инвесторов
Создание конкурентоспособной потребительской корзины для населения области по сравнению с сопредельными государствами
Обеспечение конкурентоспособности калининградской продукции (работ, услуг) на всех направлениях сбыта: внутри Калининградской области, на экспорт, на остальную территорию РФ
Все преференции, отличающиеся от общероссийских, должны быть правом, а не обязанностью бизнеса
Слайд 56ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО НДС ДЛЯ ВСЕХ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ (ЮЛ И ИП)
(могут комбинироваться)
Предложение 1: Возможность не облагать внутренним НДС реализацию продукции
(товаров, работ, услуг) на территории Калининградской области
Возможно за исключением подакцизных товаров и продукции (товаров, работ, услуг) по списку правительства РФ
1.1. Ставка внутреннего НДС на территории КО = 0%
1.2. Операции по реализации на территории КО не облагаются НДС
1.3. Налоговая база на территории КО = 0%.
Предложение 2: Установить ставку внутреннего НДС 0% на весь товар, ввозимый с остальной территории РФ на территорию КО
Предложение 3: Заявительный и ускоренный возврат НДС при экспортных сделках при реализации продукции (работ, услуг), произведенных на территории Калининградской области (7 дней)
Слайд 57СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В ПФ, ФСС, ФОМС
Снижение ставки страховых взносов
с ФОТ с 30% до 7,6%
(ПФР – 6%; ФСС –
1,5%; ФФОМС – 0,1%)
Вариант 1:
Только для резидентов (старые резиденты должны доинвестировать 75 млн. рублей, новые – инвестировать 150 млн. рублей).
Вариант 2:
Для всех субъектов на 5 лет (с 01.01.2017 по 01.01.2022).
Только для резидентов С 01.01.2022, включенных в реестр ОЭЗ.
При введении гарантий по средней заработной плате или занятости работников.
Вариант 3:
Для всех предприятий и ИП
зарегистрированных в КО
ведущих предпринимательскую деятельность в КО
от заработной платы сотрудников, рабочие места которых находятся на территории КО
При введении гарантий по средней заработной плате или занятости работников.
Слайд 58МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР
Международный финансовый центр на территории Калининградской области
Доля
финансового сектора играет значительную роль в структуре ВВП стран лидеров
мировой экономики. В Швейцарии это показатель составляет 10,2%, лидером является Люксембург с показателем 26,9%*.
*Источник: German Federal Statistical Office. Statistics Portal – Grand Duchy of Luxembourg,
FSO/SECO (Switzerland). Singapore Department of Statistics, Office for National Statistics (UK),
Bureau of Economic Analysis (USA) (данные 2014 г.)
Слайд 59МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР
Лучшие практики Где используются?
Лондон Сингапур Дубай Париж Торонто Нью-Йорк
Участие государства в развитии
Независимый суд и
Английское право
Сильные и ликвидные рынки капитала
Специальное
4 налогообложение резидентов
Благоприятная социальная среда
Высокая международная
транспортная доступность
Привлечение национальных
институтов инвестиционного
стимулирования
1
2
3
5
6
7
Международный финансовый центр на территории Калининградской области
Слайд 60МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР
Международный финансовый центр на территории Калининградской области
Базовые
предпосылки для МФЦ КО
НЕ ДОЛЖЕН уменьшить доходы консолидированного бюджета
РФ
НЕ ДОЛЖЕН уменьшить доходы и предпринимательскую активность других российских регионов
ДОЛЖЕН служить повышению международной кооперации и повышать привлекательностью страны
ДОЛЖЕН вобрать в себя все передовые идеи по повышению предпринимательской привлекательности России и ее стратегических партнеров
ДОЛЖЕН стать не только центром финансовых, но международных торговых и экспортных операций
Слайд 61МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР
Международный финансовый центр на территории Калининградской области
Администрирование:
Создание специальной территории – центра международной торговли и финансов -
на базе выделенной территории
В качестве варианта – остров Октябрьский
Аналоги: Москва-Сити; территория World EXPO 2018 Астана
Наделение специально-созданного органа полномочиями – мегарегулятора – одного окна. Аналог: администрация ОЭЗ, администрация ТОР и т.д.
Вынесение ЛЮБОГО решения в рамках Единого третейского суда. Аналог Специальные третейские суды, МКАС, Третейский суд МФЦ в Астане
Привлечение одного из страновых институтов развития на территорию МЦ в КО
Слайд 62МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР:
Специальное налоговое стимулирование
Международный финансовый центр на территории
Калининградской области
Слайд 63Перемещение из-за рубежа центров управления финансовыми активами за счет пониженного
налогообложения пассивных доходов
Цель: привлечение финансовых организаций и стимулирование раскрытия их
деятельности с целью привлечения облагаемых дивидендных платежей.
Механизм: исключение прибыли контролируемых холдинговых иностранных компаний с центром управления в Калининградской области из зоны прямого налогообложения в РФ.
Приток финансовых организаций различных уровней
Международный финансовый центр на территории Калининградской области
Слайд 64Репатриация капитала за счет создания конкурентных условий деятельности финансовых компаний
в Калининградской области
Цель: структурирование управления контролируемыми иностранными компаниями через организации
Калининградской области для повышения прозрачности их деятельности и учета облагаемых пассивных доходов – ранее не предлагаемого бизнесом источника бюджетных поступлений.
Механизм: налогообложение доходов контролируемых иностранных компаний от пассивной деятельности по ставке налога на прибыль организации в размере 5%.
Зона контроля
Вне зоны контроля
дивиденды
Калининградская область
Иностранные компании, фактически управляемые из РФ, чьи пассивные доходы облагаются за пределами РФ
Международный финансовый центр на территории Калининградской области
Слайд 65Стимулирование создания торговых компаний в Калининградской области
Организации Калининградской области
Российские организации
Реализация
товаров вне РФ
Иностранные организации
Цель: создание благоприятной среды для трейдинговых компаний
за счет пониженного налогообложения доходов от операций за пределами РФ.
Механизм: установление ставки налога на прибыль организаций, зарегистрированных на территории Калининградской области, на доходы от торговых операций за пределами РФ в размере 5% (вместо текущих 20%).
Налог на прибыль 20 %
Прибыль без налогообложения
Налог на прибыль 5%
Международный финансовый центр на территории Калининградской области
Слайд 66Особенности пребывания иностранных граждан на территории Калининградской области
Безвизовый режим на
14 дней
Привлекать иностранных работников без разрешения/квотирования на иностранную рабочую силу
высококвалифицированных специалистов с з/п не менее 1,2 млн. рублей в год.
Признание международных дипломов на территории Калининградской области