Слайд 2 Вокруг нас – Мир… Огромный, прекрасный, неоднозначный. Синее
небо над головой, яркое солнце, шум капели весной, пение птиц.
Слайд 3Произнесите слово «война».
Какие смысловые ассоциации у вас возникли?
Что вы
видите, слышите, чувствуете?
Слайд 5Что вы чувствуете, когда смотрите на эти фотографии?
Слайд 6Что вы чувствуете, когда смотрите на эти фотографии?
Слайд 7Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то
подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в
столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Слайд 8Вот только некоторые строки из воспоминаний детей тех лет
«В начале войны мне было 12 лет. Моя семья
из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы»
(Т.С. Ивлева, полиграфист.)
Слайд 9«Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22
июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра.
Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен, отправлении на лечение в тыл…»
(Ю.Г.Подтыкайлов, инженер-механник)
Слайд 10 « Нам, детям войны, никогда не забыть
тот кошмар, который мы пережили. Главный лозунг того времени был:
"Все для фронта, все для победы." И мы, полуголодные подростки, работали на полях и фермах, так как рабочих рук в колхозе не хватало. Всех мужчин забирали на фронт, в деревне оставались старики, женщины и дети. Дети выполняли тяжелейшую работу: косили траву, потом собирали в стога, убирали урожай с полей, молотили и закладывали в закрома. Но нам этот хлеб, можно сказать, не доставался. Все сдавали государству, чтоб кормить воинов, а сами очень сильно голодали. Ели всяческие травы, корни, запасали из леса грибы и ягоды, но грибы даже нечем было посолить, не было соли, а о сахаре и думать не приходилось.
Когда мне исполнилось 13 лет, послали на лесозаготовки: рубили лес для восстановления разрушенных городов, работали от зари до зари, не было у нас ни выходных, ни праздников. Жили в бараках по 40 человек. А было это на севере, в Архангельской области. Морозы достигали 40-45 градусов, снег был очень глубокий, за день вся одежда на нас вымокнет, потом замерзнет и приезжали в барак как в скафандре. Вот такое страшное было у меня детство.
Я никому не желаю того, что пережили мы - дети войны.»
(Коваль Капиталина Игоревна)
Слайд 11Сформулируем тему урока, используя ассоциации.
Как вы думаете о чем мы
сегодня будем говорить, что будем слушать и читать, над чем
будем размышлять?
Слайд 12Тема урока: Война и дети в стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста»
Слайд 13Цели:
расширить знания о Великой Отечественной войне;
- способствовать развитию чуткости
и наблюдательности к поэтическому слову;
- совершенствовать умение размышлять над
содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному.
Слайд 14Александр Трифонович Твардовский
А.Т.Твардовский- участник войны с первых
её дней и до победного завершения. Он был военным корреспондентом,
сообщал в газеты о событиях с фронта, писал о подвигах и жизни советских людей. А.Т. Твардовский хорошо знал советского воина, солдата. И в своих стихах призывал народ к борьбе с врагами.
Слайд 16Подумай и ответь.
– Какие чувства, мысли и настроение вызвало у
вас стихотворение?
- Кто из героев привлек вас?
- Как думаете, зачем
автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень?
Слайд 17ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Представьте себе чистое небо. Поднимите руки к небу.
В небе сияет солнце. Потянитесь к солнышку. Оно всем светит,
и всех любит, и греет, всем дарит добро. Тянемся к солнышку, впитываем , тепло, доброту, радость.
А теперь поделитесь теплом друг с другом. Посмотрим друг на друга, улыбнёмся, поделимся радостью и добротой.
Как хорошо, что сейчас нет войны. И мы должны помнить всех, кто защитил этом мир, сберег его для нас, всех, кто боролся с фашистами. Больше узнать о войне, сохранить память нам помогают такие произведения, как «Рассказ танкиста»
Слайд 18Подумай и ответь.
1) Определите тему стихотворения (о чем оно).
2) Какие
события происходят в «Рассказе танкиста»?
3) Найдите описание боя. Докажите, что
бой был страшен.
Прочтите отрывок выразительно
Слайд 19Какие изобразительные средства использует Твардовский при описании боя? С какой
целью делает это автор?
Шёл бой за улицу. Огонь врага был
страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит – не выглянуть из башен,
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр…
Слайд 20И вот в этой страшной, безвыходной обстановке появляется мальчик.
Найдите
и прочитайте: с какими словами обратился он к командиру танка.
Слайд 21Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я
подползал, они вон там в саду…
А давайте я поеду на
танке с вами.
Прямо приведу.
Герой в этих репликах 4 раза использует местоимение “я”. Почему?
Слайд 22Как танкист обращается к мальчику?
Как он его благодарит?
Слайд 23Какие суффиксы использует танкист, обращаясь к мальчику? Почему?
Сравните:
Мальчик - мальчишка,
Парень
- парнишка,
Друг – дружище.
Слайд 24Найдите описание главного героя стихотворения.
Слайд 25Что вы можете рассказать о характере мальчика?
Лет десяти – двенадцати.
Бедовый,
Из тех, кто главарями у детей,
Из тех, кто в городишках
прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами – не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Слайд 26Как называют человека смелого, храброго, бесстрашного, не теряющегося в самые
трудные моменты жизни?
Мальчишку могли убить... Думал ли он об этом?
О чём он думал?
Думал ли мальчик, что совершает подвиг?
Какое чувство им двигало?
Слайд 27Прочитайте начало и конец стихотворения про себя выразительно, подумайте, какая
фраза повторяется?
Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут?
Почему он не может себе этого простить?
Слайд 28Работа с лексикой стихотворения
1. Всё нынче, как спросонку
2. Бедовый, из
тех, что главарями у детей
3. А он гвоздит - не
выглянуть из башен
4. …за каким домишкой он примостился
5. Заходим в тыл и полный газ даём
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём
1. - озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.
2. - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.
3. - танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.
4. - он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
5. - где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.
Слайд 29Взаимопроверка
1- Всё нынче, как спросонку – 2 спустя много времени
кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.
2 - Бедовый,
из тех, что главарями у детей – 1 озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.
3 - А он гвоздит - не выглянуть из башен – 4 он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
4 - ... за каким домишкой он примостился – 5 где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.
5 - Заходим в тыл и полный газ даём
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём - 3 танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.
Слайд 30Подведем итог
Как вы считаете, какие свои мысли и чувства хотел
донести до читателя автор стихотворения?
- Мальчик из стихотворения А.Т.Твардовского
– неизвестный, безымянный герой.
- О ком же стихи Твардовского?
Слайд 31СПАСИБО ЗА УРОК
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово
– война!
Прожектором яростной вспышки
К нам в детство врывалась она.
В те
дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
А. Иоффе