Слайд 1ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Урок литературы в 9-ом классе
Учитель: Панженская А.И.
Слайд 2Хронологические границы древнерусской литературы
Русская средневековая литература является начальным этапом развития
русской литературы.
Ее возникновение тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства.
Она по-своему отразила различные периоды развития общественных и социальных отношений на Руси XI—XVII вв
Вопрос о хронологических границах древнерусской литературы окончательно не решен нашей наукой.
Представления об объеме древнерусской литературы до сих пор остаются неполными.
Слайд 3Хронологические границы древнерусской литературы
Много произведений погибло в огне бесчисленных пожаров,
во время опустошительных набегов степных кочевников, нашествия монголо-татарских захватчиков, польско-шведских
интервентов!
Основными хранителями и переписчиками книг в Древней Руси были монахи, не заинтересованные в хранении и переписке книг мирского (светского) содержания. Поэтому большинство дошедших до нас произведений носит церковный характер.
Слайд 4Произведения древнерусской письменности разделялись на:
за исключением официальных юридических
и исторических документов, объявлялись «суетными»
Всячески поддерживались распространялись,
так как содержали непреходящие религиозные ценности
Мирские
Духовные
Слайд 5Особенности древнерусской литературы
1
Р у к о п и с н
ы й характер ее бытования и распространения. При этом произведение
существовало не в виде отдельной рукописи, а входило в состав различных сборников. Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности.
Слайд 6Особенности древнерусской литературы
«Велика бо бываеть полза от ученья книжного, книгами
бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем
и въздержанье от словес книжных; се бо суть рекы, напаяюще вселеную, се суть исходищя мудрости, книгам бо есть неищетная глубина, сими бо в печали утешаемы есмы, си суть узда въздержанью... Аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши велику ползу души своей...» — поучает летописец под 1037 г.
Слайд 7Особенности древнерусской литературы
2
А н о н и м н о
с т ь произведений. Это следствие религиозно-христианского отношения к человеку,
и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае известны имена отдельных авторов, «списателей» книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (гораздо реже) в заглавии. При этом писатель снабдит свое имя такими оценочными эпитетами, как «худый», «недостойный», «многогрешный».
Слайд 8Особенности древнерусской литературы
Биографические сведения о древнерусских писателях, объеме их творчества,
характере очень малы. Поэтому если при изучении литературы XVIII—XX вв.
широко привлекается биографический материал, раскрывается характер политических, философских, взглядов того или иного писателя, прослеживается история создания произведений, выявляется творческая индивидуальность, то к памятникам древнерусской письменности приходится подходить по-иному.
Слайд 9Особенности древнерусской литературы
Не существовало понятия авторского права. Переписчики выступали в
роли редакторов и соавторов. Они изменяли идейную направленность, характер стиля,
сокращали или распространяли текст в соответствии с запросами своего времени. Так создавались новые редакции памятников. Даже когда переписчик копировал текст, его список отличался: он допускал описки, пропуски слов и букв. В связи с этим в науке существует особый термин — «ИЗВОД» (рукопись псковско-новгородского извода, московского, или болгарского, сербского и др.).
Слайд 10Особенности древнерусской литературы
Как правило, авторские тексты произведений до нас не
дошли, а сохранились их более поздние списки, подчас отстоящие от
времени написания оригинала на сто, двести и более лет.
Слайд 11Особенности древнерусской литературы
Например, «Повесть временных лет», созданная Нестором в 1111—1113
гг., вовсе не сохранилась, а редакция «повести» Сильвестра (1116) известна
только в составе Лаврентьевской летописи 1377 г. «Слово о полку Игореве», написанное в конце 80-х годов XII в., было найдено в списке XVI в.
Слайд 12Особенности древнерусской литературы
В XI—первой половине XIV в. основным писчим материалом
был пергамент, изготовлявшийся из кожи телят. Этот дорогостоящий материи был
доступен только имущим классам.
Слайд 13Особенности древнерусской литературы
Торговцы пользовались для своей ледовой переписки берестой. Береста
также выполняла функцию ученических тетрадей. Об этом свидетельствуют замечательные археологические
открытия новгородских берестяных грамот.
Слайд 14Особенности древнерусской литературы
Для экономии писчего материала слова в строке не
разделялись, и только абзацы рукописи выделялись красной киноварной буквицей —
инициалом, заголовком — «красной строкой» в буквальном смысле этою слова. Часто употребляемые, широко известные слова писались сокращенно под особым надстрочечным знаком—
т и т л о м. Например, глет (глаголет — говорит), бгъ (бог), бца (богородица).
Слайд 15Особенности древнерусской литературы
Написанные листы сшивались в тетради, которые переплетались в
деревянные доски. Отсюда фразеологический оборот — «прочитать книгу от доски
до доски». Доски переплета обтягивались кожей, а иногда облекались в специальные изготовленные из серебра и золота оклады. Замечательным образцом ювелирного искусства является, например, оклад Мстиславова евангелия (начало XII в.).
Слайд 16Особенности древнерусской литературы
Написанные листы сшивались в тетради, которые переплетались в
деревянные доски. Отсюда фразеологический оборот — «прочитать книгу от доски
до доски». Доски переплета обтягивались кожей, а иногда облекались в специальные изготовленные из серебра и золота оклады. Замечательным образцом ювелирного искусства является, например, оклад Мстиславова евангелия (начало XII в.).
Слайд 17Особенности древнерусской литературы
В XIV в. на смену пергамену пришла бумага.
Этот более дешевый писчий материал ускорил процесс письма. Уставное письмо
сменяется наклонным, округлым почерком с большим количеством выносных надстрочных знаков — п о л у у с т а в о м. В памятниках деловой письменности появляется с к о р о п и с ь, которая постепенно вытесняет полуустав и занимает господствующее положение в рукописях XVII в.
Огромную роль в развитии русской культуры сыграло возникновение книгопечатания в середине XVI в.
Слайд 18Особенности древнерусской литературы
При изучении древнерусской литературы следует учесть одно весьма
важное обстоятельство: в средневековый период художественная литература еще не выделилась
в самостоятельную область общественного сознания, она была неразрывно связана с философией, наукой, религией.
Слайд 19Особенности древнерусской литературы
3
Одной из характерных особенностей древнерусской литературы является ее
связь с церковной и деловой письменностью, с одной стороны, и
устным поэтическим народным творчеством — с другой. Характер этих связей на каждом историческом этапе развития литературы и в отдельных ее памятниках был различным.
Слайд 20Особенности древнерусской литературы
4
Характерная особенность древнерусской литературы — и с т
о р и з м. Ее героями являются преимущественно исторические
лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о «чудесах» — явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло «чудо».
Слайд 21Особенности древнерусской литературы
Историзм древнерусской литературы носит специфически средневековый характер. Ход
и развитие исторических событий объясняется Божьим изволением, волей провидения. Героями
произведений являются князья, правители государства, стоящие наверху иерархической лестницы феодального общества. Однако, отбросив религиозную оболочку, современный читатель без труда обнаруживает ту живую историческую действительность, подлинным творцом которой был русский народ.
Слайд 22Основные темы древнерусской литературы
1
Тема красоты и величия Руси, родины, «светло
светлой и украсно украшенной» русской земли, которая «знаема» и «ведома»
во всех концах мира,— одна из центральных тем древнерусской литературы. Она прославляет созидательный труд отцов и дедов наших, самоотверженно защищавших великую землю Русскую от внешних врагов и крепивших могучее суверенное государство «велико и пространно», которое сияет «светло», «аки в небе солнце».
Слайд 23Основные темы древнерусской литературы
2
В ней звучит резкий голос осуждения политики
князей, сеявших кровавые феодальные раздоры, ослаблявших политическое и военное могущество
государства.
Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим — жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.
Слайд 24Основные темы древнерусской литературы
2
Древнерусский писатель менее всего был склонен к
беспристрастному изложению фактов, «добру и злу внимая равнодушно». Любой жанр
древней литературы, будь то историческая повесть или сказание, житие или церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики.
Слайд 25Основные темы древнерусской литературы
2
Касаясь преимущественно вопросов государственно-политических или моральных, писатель
верит в силу слова, в силу убеждения. Он обращается не
только к своим современникам, но и к далеким потомкам с призывом заботиться о том, чтобы славные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов.
Слайд 26Проблема художественного метода.
Чтобы понять и определить своеобразие художественного метода древнерусской
литературы, необходимо остановиться на характере миросозерцания средневекового человека.
Оно вбирало в
себя, с одной стороны, религиозные представления о мире и человеке, а с другой — конкретное видение действительности, вытекавшее из трудовой практики человека.
В своей повседневной деятельности человек сталкивался с реальной действительностью: природой, социальными, экономическими и политическими отношениями. Окружающий человека мир христианская религия считала временным, преходящим и резко противопоставляла миру вечному, невидимому, нетленному.
Слайд 27Символизм
Присущее средневековому мышлению удвоение мира во многом определяло специфику художественного
метода древнерусской литературы, его ведущий принцип — с и м
в о л и з м. Средневековый человек был убежден, что символы скрыты в природе и самом человеке, символическим смыслом наполнены исторические события. Как многозначны знаки окружающего человека видимого мира, так многозначно и слово: оно может быть истолковано не только в своем прямом, но и в переносных значениях. Этим определяется характер символических метафор, сравнений в древнерусской литературе.
Слайд 28Традиционализм
Древнерусский писатель постоянно ссылается на тексты «писания», которые он истолковывает
не только исторически, но и аллегорически. Иначе говоря, то, о
чем повествуют книги Ветхого и Нового заветов,— это не только повествование об «исторических событиях», «фактах», но каждое «событие», «факт» — аналог современности, образец морального поведения.
Древнерусский писатель творит свое произведение в рамках устоявшейся традиции: он взирает на образцы, каноны, не допускает «самомышления», т. е. художественного вымысла.
Слайд 29Провиденциализм
Все события, происходящие в жизни человека и общества, рассматриваются как
проявление божественной воли. Бог посылает людям знаки своего гнева —
небесные знамения, предупреждая их о необходимости покаяния, очищения от грехов и предлагая изменить свое поведение — оставить «беззакония» и обратиться на стезю добродетели. «Грех ради наших» Бог, по убеждению средневекового писателя, наводит иноплеменных завоевателей, посылает стране «немилостивого» правителя или дарует победу, мудрого князя в награду за смирение и благочестие.
Слайд 30Провиденциализм
История являет собой постоянную арену борьбы добра и зла. Источником
добра, благих помыслов и поступков является Бог. На зло же
толкает людей дьявол и его слуги бесы, «искони ненавидяй роду человеческого». Однако древнерусская литература не снимает ответственности с самого человека. Он волен избрать себе либо тернистый путь добродетели, либо просторную дорогу греха. Добро всегда прекрасно, оно исполнено света и сияния. Зло связано с тьмой, помрачением ума. Злой человек подобен дикому зверю и даже хуже беса, так как бес креста боится, а злой человек «ни креста не боится, ни людей не стыдится».
Слайд 31Чинность
«Чинность» и «урядство» составляли характерную особенность общественной жизни средневековья, которая
была строго регламентирована «порядком», системой правил, ритуалом, церемониями, традицией. Порядок
должен был строго соблюдаться с момента появления человека на свет и сопровождать его всю жизнь до смерти. Каждый человек обязан занимать подобающее ему место в общем ряду, т. е. общественном порядке. Соблюдение порядка — «чинность», красота, его нарушение — «бесчиние», безобразие.
Слайд 32Чинность
Таким образом, символизм, историзм, ритуальность, или этикетность, и дидактизм являются
ведущими принципами художественного метода древнерусской литературы, вбирающего в себя две
стороны: строгую фактографичность и идеальное преображение действительности. Будучи единым, этот художественный метод по-разному проявляется в конкретных произведениях. Историческое развитие древнерусской литературы шло путем постепенного разрушения цельности ее метода, освобождения от этикетности, дидактизма и, христианской символики.